ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
По общему характеру целей научные исследования условно разделяют на фундаментальные и прикладные.• Фундаментальные научные исследования направлены на глубокое познание реальности без учета практического эффекта от последующего применения знаний, на анализ новых природных явлений и поиск новых объяснений (теорий). • Прикладные научные исследования направлены на использование имеющихся научных знаний с целью построения технических объектов и решения разнообразных практических проблем, встающих перед человечеством. На какие общенаучные методы познания явлений окружающего мира могут опираться ученые в своей деятельности? В зависимости от того, на что направлена познавательная деятельность ученого — на анализ единичных, уникальных явлений или на обобщение явлений на основе установления законов, выделяют два подхода в научном познании явлений: • направленность познания на наблюдение и описание уникальных, неповторяющихся событий и явлений, а также на регистрацию их особенностей. Это идеографический подход, на который опираются, например, историографические науки. Такой подход может использоваться и в психологии для описания уникальных явлений или результатов неповторяющихся клинических наблюдений (Лурия, 1996); • направленность познания на обобщение и поиск закономерностей, которым подчиняется множество событий и
явлений в мире. Это номотетический подход, который ' наиболее характерен для естественных наук (например, современная физика). При реализации номотетического подхода в исследовании явлений полезно различать ряд общенаучных логи- \ ко-гносеологических методов научного познания. \ Индуктивный метод естественно-научного познания был разработан и сформулирован Ф. Бэконом. Суть метода — последовательное максимально широкое получение опытных данных с их последующим обобщением. Этот метод получения научных знаний позволяет зафиксировать и описать результаты наблюдений, измерений, экспериментов, но не позволяет указать внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения причины событий и явлений. С того момента, когда ученые в определенной области I знаний начинают ставить вопросы, направленные на объяснение наблюдаемых событий и явлений, требуется другой j метод познания — гипотетико-дедуктивное познание. ] Гипотетико-дедуктивный метод естественно-научного ] познания и его эффективность были продемонстрированы j научному сообществу Галилее Галилеем и Исааком Ньюто- | ном. Метод опирается на ряд процедур: а) выдвижение гипотез (и построение моделей), позволяющих объяснять и •{ прогнозировать наблюдаемые события и явления; б) пла- j нирование и проведение экспериментальных исследова- \ ний, позволяющих проверять прогнозы, которые вытекают из сформулированных гипотез; в) интерпретация полученных данных, на основе которых делается вывод о подтверждении или опровержении гипотез. Подтвердившиеся гипотезы приобретают статус научных теорий. В точных науках (математика, геометрия, логика) используется аксиоматический метод познания, который основан на умозрительном конструировании (постулировании) символических объектов с последующим приписыванием им определенных свойств и на разработке правил их преобразования (см. ниже). В современных исследованиях ученые могут в той или иной степени опираться на все методы получения научного знания, использование которых зависит от поставленных задач. В настоящее время ученых сплачивает в научное сообщество не только следование какой-либо теории или идее, но и приверженность единой системе методов получения нового знания. При этом требуется: • четко фиксировать цель, предмет, объект и результаты исследования; • четко фиксировать средства исследования: методологию, теории, гипотезы, методы, методики; • ориентироваться на потенциальную воспроизводимость полученных другими исследователями результатов при организации исследований в аналогичных условиях или при создании определенных экспериментальных ситуаций. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|