ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура современного научного знанияКакие типы знаний имеются внутри каждой научной области? Научное познание необходимо опирается: а) на непосредственно-чувственные данные восприятия событий и явлений в мире, получаемые на основе индивидуальных наблюдений; б) на рациональные формы (способы) фиксирования чувственных данных V. их последующее объяснение. Рациональные знания фиксируются посредством языка и различных знаково-символических средств и, в силу этого, приобретают обобществленный, обобщенный и конвенциональный (совместно верифицируемый и согласуемый) характер. В качестве результатов научного познания выступают: а) факты — результаты эмпирического (опытного) научного познания; б) теории — результаты построения научных объяснений известных фактов. Научные теории и факты фиксируются: а) в исследовательских процедурах; б) в знаково-символических средствах. Что такое научный факт? Научные факты представляют собой область описательных научных знаний. Это фиксированные в знаково-символических средствах (зарегистрированные и описанные) непосредственно наблюдаемые или регистрируемые с помощью приборов события и явления. Явления и события могут выступать перед наблюдателем как объекты и процессы. В свою очередь, и у объектов, и у процессов могут быть выделены состав и структура, свойства, связи, отношения, зависимости (Ильясов, 1986). Следует различать научные, достоверно установленные, и ненаучные факты. Научные факты обычно регистрируются с помощью измерительных средств или приборов и подвергаются тщательной проверке по критериям надежности, ва-лидности, статистической значимости и т. д. (см. курс экспериментальной психологии). Ненаучные факты выступают результатом случайных или неорганизованных наблюдений. Современные научные факты часто зависят от методов их получения. Научный факт есть функция (зависит) от свойств объекта и операций с ним. Что такое научная теория? В качестве наиболее обобщенной формы научного знания выступает теория — внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности. Основные функции теории в научном познании: объяснение и предсказание явлений и событий. Производная функция — теоретическое обобщение фактов и явлений. В этой связи следует различать разные типы научных обобщений. Эмпирическое обобщение — объединение предметов и явлений по эмпирическим, наблюдаемым или измеряемым основаниям. Теоретическое обобщение — объединение предметов и явле- ний с позиций единого способа объяснения их структурных, функциональных или генетических особенностей. В состав научной теории включаются логически взаимосвязанные компоненты; • исходная эмпирическая основа: факты и эмпирические закономерности. Такое эмпирическое основание есть предметная отнесенность теории; • множество исходных условных допущений в форме гипотез, предположений, законов, аксиом, постулатов, а также моделей, которые фиксируют идеализированный объект (предмет) теории. Указанные компоненты входят в состав современных научных теорий и выступают в качестве оснований для объяснения эмпирических фактов и закономерностей. Это объяснительные принципы теории. При этом особо следует отметить, что законы, формулируемые в теории, описывают не реальность, а идеализированный теоретический объект; • логика теории, которая представляет собой правила вывода следствий и построения объяснений. В логически не строгих теориях (биология, психология) задаются образцы способов объяснения, которые допустимы в рамках теории. В зависимости от логической строгости следует различать неформализованные (качественные) и формализованные теории. Исходно научные теории строятся на основе выдвижения гипотез — научных предположений, которые в последующем либо подтверждаются, либо опровергаются в процессе эмпирических исследований. При этом теоретическая гипотеза направлена на объяснение каких-либо предметов или явлений. В связи с этим следует различать: • теоретические предположения, которые входят в структуру теории в качестве объяснительных принципов и подлежат опосредствованному (косвенному) подтверждению или опровержению; • эмпирические предположения, которые подлежат эмпирической, опытной проверке. Для объяснения любого события или явления потенциально может быть предложено множество различных объяснений на основе разнообразных гипотез. Поэтому следует различать научные и ненаучные гипотезы и объяснения. Гипотеза признается научной, если существует принципиальная возможность ее подтвердить или опровергнуть в процессе организации научных исследований. В случае несоблюдения этого условия гипотеза (предположение) становится недостаточно обоснованным предметом веры. Такие гипотезы не рассматриваются в качестве научных. Любая теоретическая научная гипотеза о ненаблюдаемых причинах явлений подтверждается или опровергается не прямыми исследованиями, а косвенно — через наблюдаемые и регистрируемые факты и явления. Наряду с тем что теоретическая гипотеза позволяет объяснить определенный диапазон явлений и фактов, она обеспечивает прогнозирование, предсказание множества сходных явлений и фактов в определенных условиях. Если такие предсказания в последующем регистрируются учеными в качестве научных фактов в процессах наблюдений и организации экспериментов, то теоретическая гипотеза считается подтвержденной и получает статус научной теории. По содержанию гипотезы можно разделить на предположения: а) о наличии явления и его свойств; б) о составе и структуре явлений; в) о разнообразных связях между явлениями и их свойствами: пространственно-временных, функциональных, генетических связях; связях корреляционных или причинно-следственных и т. д. На какие теории (способы построения объяснений) может опираться человек, объясняя различные события и явления? При попытках объяснить разнообразные явления человеком интуитивно выдвигаются предположения, которые могут приобретать формы наивных теорий и концепций. Такие объяснения опираются на каждодневный опыт, не осоз- наются и могут приобретать большую устойчивость (обыденные теории). В последующем обыденные теории могут затруднять освоение и использование научных теоретических объяснений. Наивные теории передаются с культурой обыденной жизни, связаны внутренней логикой и воплощаются в интуитивной модели-представлении, которая является продуктом согласования наивных предположений, постоянно подтверждаемых каждодневным опытом. Наиболее явно такое спонтанное формирование теорий наблюдается по отношению к трем областям явлений, которые являются центрами отношений между человеком и миром: физической, психической и биологической (Троссей, Розенцвейг, 1997). Собственно научные теории, в зависимости от сложности изучаемого объекта и предсказательных возможностей объяснения, часто условно разделяют на «сильные» и «слабые». Первые представлены в развитых науках, преимущественно изучающих неживую природу (физика, химия и др.). Для «сильных» объяснений характерны: терминологическая точность и высокая однозначность интерпретации, математизация объяснительных оснований; высокая эмпирическая подтверждаемость следствий, вытекающих из объяснений; статистическая значимость эмпирических фактов. «Слабая» версия объяснений характерна для наук, изучающих явления живой природы и социальные процессы (биология, психология, социология). Такие объяснения не математизированы, основаны на эмпирических подтверждениях, опирающихся на вероятностную статистику, общие законы в таких объяснениях формулируются на естественном языке с привлечением специальной терминологии и носят обычно качественный характер. Особо следует отметить характер объяснений в гуманитарных науках, изучающих наиболее сложные объекты (биология, психология, социология и др.). Здесь особенности объяснений обусловлены сложностью изучаемых объектов, а также изменениями объектов и субъектов в момент познания и вследствие познания. Это ведет к наличию множества альтернативных объяснений (теорий) часто с их ценностным отстаиванием и обоснованием, к стремлению сводить (редуцировать) неясное к ясному. Прогресс в объяснении таких явлений часто обеспечивается «коммуникацией» различных теоретических подходов. На этом основании в последнее время все чаще появляются попытки ввести в структуру гуманитарных наук «принципы дополнительности и неопределенности объяснений» путем проведения внешней аналогии с физическими объяснениями квантово-механи-ческих явлений. Так, например, объяснения разнообразных исторических событий — исторические теории — по способу построения существенно отличаются от естественно-научных теорий. Это связано с рядом обстоятельств: количество находящихся в распоряжении исследователя фактов всегда ограничено; такие факты нельзя воспроизвести или создать по воле исследователя; факты собираются в соответствии с заранее имеющейся точкой зрения; факты могут обобщаться и объясняться на основе множества альтернативных предположений (интерпретаций), которые нельзя проверить. Такие способы объяснений представляют собой «обобщенные интерпретации», или «квазитеории» (Поппер, 1992). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|