ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Способы построения и подтверждения научных теорийТребования к теории: Существует ряд требований к научным теориям, которые определяют степень их научности. Среди таких требований можно указать: • определение и четкое указание диапазона объясняемых теорией предметов и явлений — предметную отнесенность теории; • четкую формулировку объяснительных принципов теории; и; • «объяснительную силу» теории — диапазон объясняемых предметов и явлений, а также диапазон предсказываемых и эмпирически подтверждаемых следствий (прогнозов), логически выводимых из теории. Какие существуют различия между научными теориями? Существует ряд оснований, в соответствии с которыми можно выделять различные способы построения современных Научных теорий. Различают теории: а) аксиоматические: строятся на системе необходимых и достаточных аксиом, которые недоказуемы в рамках теории. Так строятся логико-математические теории (например, вспомните постулаты Эвклида, на которые опирается классическая геометрия); б) гипотети-ко-дедуктивные: строятся на предположениях, выдвигаемых с целью объяснения определенного множества эмпирических фактов. Так строится большинство современных естественно-научных теорий. Отдельно следует остановиться на объяснениях (теориях), которые используются в математике и математической логике. Такие объяснения по способу построения относят к аксиоматическому типу. Среди основных характеристик математических объяснений и математических теорий чаще всего указываются следующие особенности. • В качестве предметной отнесенности в математических теориях исходно выступают количественные характеристики различных свойств и отношений при абстрагировании от материальных (вещественных) характеристик объектов и явлений. • Для получения таких количественных характеристик необходимо вводятся конвенциональные эталоны — единицы измерения. • В последующем путем абстрагирования от всевозможных эталонов и способов измерения собственно матемдтиче-ские объекты (предметы) задаются логически и все их свойства потенциально содержатся в определении (выводимы из него). Исходя из аксиом, строится все здание науки. • Специфика математического мышления во многом определяется тем, что оно оперирует не моделями реального мира, а моделями (схемами) количественных отношений и зависимостей, абстрагированных из явлений, объектов в форме предметов и разнообразных моделей (оперирование моделями моделей). • Математические модели могут предметно относиться (интерпретироваться) на любые объекты и явления при условии сохранения заданных количественных отношений и зависимостей между предметами, процессами и их свойствами. • Развитие математических средств познания, способов объяснения и их результаты (математические знания) совпадают с развитием «математических объектов» (Берулава, 1993; Руза-вин, 1978). Достаточно часто современные научные теории различают по степени обобщения: • теории «нижнего уровня» — основу образуют эмпирические обобщения, в которых понятия имеют непосредственную, опытно данную предметную отнесенность; • теории «среднего уровня» — основу образуют понятия, которые: а) фиксируют гипотетические характеристики или модели определенного диапазона предметов и явлений; б) требуют эмпирической верификации — подтверждения следствий, вытекающих из гипотез и предположений, в специально организованных эмпирических исследованиях; • теории «верхнего уровня» — основу образуют понятия, которые: а) фиксируют гипотетические характеристики предметов и явлений; б) имеют максимальную степень обобщенности, составляют структуру научных категорий; в) определяют научные представления в образе мира ученого. На какие способы построения научных теорий опираются ученые? Условно можно выделить четыре основных типа гипоте-тико-дедуктивного построения теоретических объяснений (Рузавин, 1978; Ильясов, 1986): • атрибутивные — объяснения одного свойства объекта через другое свойство этого же объекта (анализ путем выделения свойств); • составно-структурные — объяснения предметов и явлений путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на составляющие — анализ путем выделения элементов, компонентов, состава); • функциональные — объяснения какого-либо предмета или явления через его роль, функцию в более сложной системе предметов или объектов (анализ путем выделения связей и взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразования предметов и явлений); • генетические — объяснения, основывающиеся на выделении исходной «единицы-клеточки» — единицы анализа, потенциально содержащей все основные исходные свойства, которые определяют последующее развитие-усложнение явления (анализ «путем выделения исходных единиц» с последующим выявлением законов и условий их развития). Каждый из указанных типов объяснений можно представить в операциональной форме, которая обобщенно отражает их способ построения. Атрибутивные объяснения предполагают: • выделение эмпирических или гипотетических признаков и свойств объекта, предмета, явления; • последующее установление эмпирических или гипотетических связей между выделенными признаками и свойствами, которые позволяют объяснить и предсказать появле- ние одних свойств через связи с другими свойствами одного и того же объекта, предмета, явления. Такие объяснения достаточно часто представляют собой простые эмпирические зависимости, а также на теоретическом уровне могут образовывать «логический круг в объяснениях». Составно-структурные объяснения предполагают: • эмпирическое или гипотетическое разделение предмета, определенные особенности которого подлежат объяснению, на составляющие части, элементы, компоненты; • установление свойств и признаков составляющих предмет частей, элементов, компонентов; • эмпирическое или гипотетическое установление отношений и связей между выделенными частями, элементами, компонентами; • объяснение определенных свойств предмета путем их выведения в качестве следствий из ранее установленных особенностей состава и структуры предмета. Функциональные объяснения предполагают: • установление эмпирических или гипотетических связей предмета или явления, определенные особенности которого подлежат объяснению, с другими предметами, явлениями или объектами; • установление взаимных воздействий и влияний выделенных предметов, объектов, явлений друг на друга; • объяснение определенных особенностей предметов, объектов и явлений через их место, роль и функцию во внешней, объемлющей их системе, в которую они входят как компоненты. Механические причинно-следственные связи являются частным случаем таких объяснений. В таких объяснениях обычно указывается функциональная причинная связь между двумя взаимодействующими явлениями. Генетические объяснения предполагают: • объяснение процесса возникновения, формирования и развития каких либо объектов, предметов, явлений. Несмотря на то что процессы развития интуитивно выделяются обычно без особого труда, теоретически определить их достаточно сложно; • ответы на вопросы, почему и как происходит развитие — направленное усложняющееся изменение структуры и функций объекта, предмета или явления. При этом существуют разные способы построения таких объяснений. Один из вариантов построения генетического способа объяснения представлен ниже. Так, например, часто строятся объяснения формирования и развития различных психических свойств и способностей. • Сначала эмпирически устанавливаются качественно различающиеся этапы, стадии, периоды, уровни какого-либо процесса. • Вслед за этим гипотетически предполагается единое основание (причина), которая лежит в основе установленных качественных различий этапов, стадий и т. д. Таким основанием может быть достаточно сложное гипотетическое структурно-функциональное образование. Соответственно объяснение может строиться путем установления законов, в соответствии с которыми объясняется: — усложнение или развитие с течением времени внутренней структуры данного явления; — изменение с течением времени или усложнение функциональных связей явления: а) с внешними факторами, б) между структурными элементами явления. Таким образом, объясняется структурно-функциональное усложнение — развитие — явления с течением времени. Примерами генетических объяснений являются: теория эволюции Ч. Дарвина, теория эволюционного развития психики А. Н. Леонтьева, теория развития интеллекта Ж. Пиаже, теория формирования и развития высших психических функций человека Л. С. Выготского, теория формирования умственных действий человека П. Я. Гальперина (изложение объяснительных принципов различных теорий представлено в части 2 пособия). Перечисление современных научно-психологических теорий, в основу которых положены генетические основания, может быть продолжено. Заметим, что генетические объяснения в психологии имеют наибольшую объяснительную силу, т. к. психические явления существуют в формах постоянно воспроизводимых и совершенствующихся процессов. Что выступает критериями относительной истинности научных теорий? Вопрос об истинности знаний, получаемых в научных исследованиях, один из центральных для методологии науки. В истории науки выдвигались различные критерии для отнесения определенных знаний к категории «научных» или «ненаучных». При этом «научность» эмпирически регистрируемых данных не вызывает у ученых особых противоречий, если такие данные потенциально воспроизводимы в определенных экспериментальных или «приборных» ситуациях. Противоречия между учеными чаще всего возникают при объяснении одних и тех же фактов с разных теоретических позиций. Поэтому установление истинности, обоснованность научных теорий является постоянной и неизбежной методологической проблемой. История развития методологии науки показала, что обсуждение этой проблемы может быть плодотворным, когда речь идет об установлении относительной, а не абсолютной истинности теорий. Для установления относительной научной достоверности (относительной истинности) теоретических объяснительных принципов в качестве критериев принимались следующие процедуры. Принцип верификации (Огюст Конт): теория считается относительно истинной, если ее положения и предсказания подтверждаются, согласуются с фактами. Последующее развитие научного знания и накопление научных теорий, которые альтернативно объясняли одни и те же факты и явления, показало, что этот принцип недостаточно надежен. Альтернативный принцип был выдвинут Карлом Поппером. Принцип фальсификации: научным признается только такое теоретическое знание, которое потенциально может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. При этом следует считать, что для опровержения теории достаточно одного опровергающего факта. Научной не признается теория, содержание которой невозможно эмпирически проверить. • О причинах, лежащих в основе различных явлений, возможно выдвижение бесконечного числа объяснительных гипотез. • Ученый заранее не знает, какие объяснительные гипотезы верны, а какие ошибочны. • Проблема разрешается путем эмпирического исключения (опровержения) гипотез. В последующем принцип фальсификации в различных методологических подходах формулировался более мягко. Так, развивая и обобщая идеи К. Поппера, И. Лакатос сформулировал методологию исследовательских программ: 1. Научное исследование реализуется в рамках исследовательской программы, которая включает: • ядро программы — совокупность основных теоретических принципов, принимаемых конвенционально; • совокупность методологических правил, которые ориентируют исследователя в выборе проблем и путей их решения (позитивная эвристика); • совокупность правил, направленных на предохранение теоретических принципов от опровержения путем выдвижения вспомогательных гипотез (негативная эвристика). 2. Исследовательская программа находит свое осуществление в серии взаимосвязанных теорий разного уровня обобщенности, возникающих на основе исходных теоретических принципов (ядра программы) по конвенциональным правилам эвристики. 3. Теории, реализующие исследовательскую программу, могут обеспечивать: • «прогрессивный сдвиг» в решении проблем, когда каждая новая теория позволяет прогнозировать новые факты, существование которых подтверждается экспериментально; • «регрессивный сдвиг» в решении проблем, когда строится вспомогательная теория для объяснения фактов, опровергающих исходную теорию. При этом вспомогательная теория, как правило, не позволяет предсказывать и прогнозировать новые факты. 4. Фальсификация теории возможна только при появлении новой теории, а не на основе эмпирических опровержений. В науке существуют другие, еще более мягкие позиции. Например, принцип «взаимного прояснения» (Лоренц, 1998): научная теория — это система тщательно проверенных гипотез, поддерживающих друг друга по принципу «взаимного прояснения». Гипотезы могут опровергаться только другими гипотезами, которым подчиняется большее число фактов, а не единичными не согласующимися с ней фактами. Какова обобщенная логика смены научных теорий? С того момента, когда в область наблюдений и описаний (область эмпирических исследований) начинают включаться попытки объяснить явления через недоступные непосредственному наблюдению причинные основания — через внутренние структурно-функциональные или генетические особенности явлений, — можно говорить об элементах теоретического исследования. В основе процедуры теоретического объяснения эмпирических фактов и зависимостей лежит введение гипотез (предполагаемых связей, отношений, абстрактных теоретических предметов — конструктов), выступающих в роли объяснительных оснований, принципов, объяснительных моделей. После этого эмпирические зависимости начинают пониматься (и представляться) через скрытые от непосредственного наблюдения «связи» за счет мыслительной конструкции (Щедровицкий, 1995). Таким образом, абстрактные теоретические объекты, которые конструируются для объяснения явлений в научном познании, характеризуются гипотетичностью, условностью допущений. Введение абстрактных предметов в теорию характеризуется единством процессов абстрагирования и интерпретации. Процессы абстрагирования могут иметь много уровней. Возможно построение новых абстрактных предметов и моделей, относящихся не к реальным объектам, явлениям, а к уже имеющимся абстрактным предметам. Например, современные теории строения вещества основываются на моделях, фиксирующих структуру кристаллов, молекулярную структуру, структуру атомов, структуру образующих атомы частиц. Процессы интерпретации теоретических предметов могут осуществляться: а) путем прямого соотнесения с эмпирическими данными; б) путем соотнесения абстрактных предметов с другими абстрактными предметами, а через них — с эмпирическими данными. Рассуждения относительно абстрактных предметов в теории строятся как рассуждения о реальных свойствах явлений, но в заданном интервале абстракции — в диапазоне предметной отнесенности теории (см. выше). По мере развития науки ее теории принимают все более абстрактный характер, что ведет к возрастанию роли знаков и символов, с опорой на которые создаются и фиксируются научные абстракции и теоретические предметы. Появление нового теоретического предмета, конструкта, представления в сознании исследователя не может быть: а) формально-логически выведено из старой теории (имею- щихся представлений), т. к. оно в них имплицитно не содержится; б) получено прямым формальным обобщением эмпирического материала. Новое теоретическое представление возникает в поисковой интеллектуальной деятельности в виде гипотезы (предположения) о сущности исследуемого предмета познания. Сущность выступает как «механизм», которым внутренне необходимо связаны стороны, отношения предметов или явлений. Сущность качественно выражается в мысленных представлениях гипотетического предметного содержания теории и выступает, таким образом, преимущественно своей мировоззренческой стороной. Количественно сущность может выражаться через законы, которые фиксируются формальным аппаратом, включающим логические и математические отношения. При этом формальный аппарат прежде всего играет роль инструмента предсказания и вычисления количественных аспектов тех или иных явлений. В развитии теорий существует момент, когда формальный аппарат или способ объяснения начинают приводить к результатам, не согласующимся с опытом. Осмысление таких фактов в сфере предметного содержания теории ведет к «разложению» представления о сущности: новые эмпирически установленные факты оказываются несовместимыми с лежащим в основе теории понятием сущности. Дальнейшее движение познания становится невозможным в дискурсивной форме. Такое затруднение познания разрешается путем выдвижения гипотез: мысленного «конструирования» нового теоретического предмета. К новому теоретическому понятию о сущности предъявляется ряд требований. Оно должно: а) разрешать противоречия старой теории и б) обеспечивать в границах новой теории объяснение совокупности явлений и фактов, которые объяснялись и предсказывались старой теорией. Таким образом, развитие науки заключается: а) в регистрации явлений и фактов с последующим установлением эмпирических и теоретических законов, которым явления и зо факты подчиняются; б) в установлении диапазона применения таких законов путем распространения их действия на новые условия; в) в установлении диапазона условий, ограничивающих имеющиеся законы (Арсеньев, 1967). Анализируя процессы развития направлений научных исследований в различных предметных областях, Т. Кун (1977) в книге «Структура научных революций» подчеркнул, что в основе смены организационных форм современного научного исследования и научной методологии лежат не столько процессы переосмысления теоретических представлений о мире и явлениях, сколько изменения в организации всей системы научного познания: 1. Эволюция научного знания протекает как формирование, конкуренция и смена парадигм. 2. Парадигма (образец, модель, пример) в науке — тип организации научного исследования, принятый определенной группой авторитетных ученых за образец. Парадигма определяется: ) • обобщенными целями исследований, которые формулируются по отношению к законам, закономерностям, фактам, которые должны быть установлены, исследованы и объяснены; • способами достижения таких целей, которые зависят от приоритетных гипотез и объяснений (теорий), методов получения эмпирических данных, изобретения новых средств (аппаратуры) и приемов обработки данных; • системой определенных требований к методам получения научных знаний и критериев для их обоснования и оценки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|