ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В исторической перспективечто выступает содержанием конкретно-научного уровня методологии в научных исследованиях? Содержанием конкретно-научного уровня методологии выступает анализ проблем, связанных со спецификой науч- ||РЩШИП!ШШ!1^ ных исследований в каждой конкретной области научных знаний. Такая специфика определяется рядом факторов: предметом исследования данной науки; основными методами получения знаний о предмете исследования; способами построения объяснений (теорий). При изучении психических явлений возникает настоятельная необходимость в построении конкретно-научной методологии. Это связано с тем, что предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том, что такое психика. В чем специфика эмпирических и феноменологических признаков психических явлений? Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно развитым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непосредственно — в самонаблюдении, не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлениям. Часто отмечается, что объективно могут быть измерены только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной задачи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д. Ряд феноменологических признаков психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении, выделяется и анализируется в работах Л. М. Веккера (1998). • Предметность: считается, что психический процесс объективно протекает в своем органе-носителе — нервной и мышечной системах организма, — а в своих конечных, результативных параметрах строится субъективно и только в терминах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов. «Процессуальная динамика механизма и интегральная характеристика результата психического процесса отнесены к разным предметам: первая — к органу, вторая — к внешнему объекту». (Следует заметить, что с локализацией психических процессов в нервной системе согласны далеко не все!) • Неявность нейрофизиологического субстрата, необходимого для реализации психических процессов: носителю психики не представлена внутренняя динамика изменений состояний собственных органов, которые обеспечивают реализацию психического процесса. • Чувственная недоступность: психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению- Человек непосредственно не воспринимает свои психические процессы, ему непосредственно открываются лишь результаты их реализации — образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания. • Спонтанная активность психики, которая не всегда подчинена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социологических и других законов. Этот список возможных отличительных признаков психических явлений может быть продолжен. И не со всеми признаками согласятся представители разных направлений психологии. Так, например, Л. С. Выготский в своих работах указывает, что психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми. А в работах А. Н. Леонтьева (1965, 1983) и П. Я. Гальперина (1998, 2002) указывается, что исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как результат ориентировочных составляющих выполняемых действий. А в качестве основного признака психических явлений отмечается их функциональная направленность на обеспечение активной ориентировки субъекта во внешней среде обитания или внутренней среде собственного организма. «iWTOwmmiiimipwfflwwKW^ Какие субъективные затруднения и ошибки могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей? Перечисленные выше особенности психики предопределяют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, которые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных, психических функций (Веккер, 1998). • Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика начинает рассматриваться субъектом как не имеющая материальных причин активность души. • Иллюзия непосредственной данности психических явлений их носителю: у человека возникает ощущение, что психику он наблюдает в себе самом такой, какая она и есть «насамом деле». • Иллюзия спонтанной активности: у человека возникает ощущение полной свободы воли — убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определяться его собственными целями, желаниями и мотивами. «Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь который человеку дан объект, в различных ситуациях может вести к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире: • иллюзия отождествления образа с объектом: то, что представляется («кажется»), принимается за реальность; • иллюзия отождествления объекта с его образом: реальность принимается за то, что только «кажется», представляется. Какие этапы построения психологических теорий могут быть выделены? Психология — молодая наука, которой нет еще и 150 лет. Тем не менее изменение и постоянная конкретизация предмета исследования психологии, а также развитие ее теоретического аппарата позволяют говорить об определенной научно-исторической логике становления науки о психических явлениях (см.: Л. М. Веккер). 1. Первые психологические исследования были направлены на выделение и фиксирование эмпирических и феноменологических признаков психических явлений, а также на раскрытие их специфических характеристик. • Этим определяется неизбежность первоначальной множественности психологических концепций, каждая из которых соответствует выделенному аспекту реальности. 2. Вслед за этим наступает этап теоретических обобщений и объяснений, осуществляемых преимущественно средствами той системы психологических понятий, на языке которой получают свое первичное описание психические явления. • Теоретический поиск объяснений и общих закономерностей ведется в терминах и понятиях того же языка, на котором производится эмпирическое и феноменологическое описание психических явлений. 3. Далее следует построение общих теоретических принципов организации психики, выходящих за пределы психологии и относящихся к физиологическим, биологическим, социальным, физическим, информационным и другим закономерностям действительности и человеческой деятельности. Определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики. Что такое психика? Психология как научная система знаний начала оформляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неоднократно изменялись. Некоторые из основных этапов изменения представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подразумевались) в различных донаучных направлениях и научных «школах» психологии (см. курс истории психологии). Психика — это душа, не имеющая материальных оснований (донаучный период развития представлений о сущности психического). Психика — это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаблюдения (Р. Декарт). Психика есть система ассоциаций (связей), формирующихся в сознании человека: по мере знакомства с явлениями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемыми (и представляемыми) объектами, а также их свойствами по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология). Психика представляет собой систему ассоциативных связей и отношений между структурными элементами сознания: существуют некоторые исходные элементы психических явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная психология В. Вундта и Э. Титченера). Психика есть совокупность функций, сложившихся в процессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие формы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса). Психика представляет собой систему формирующихся путем научения отношений и связей между внешней стимуляцией и поведением (бихевиоризм). Психика есть особое структурно организующееся и подчиняющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологических процессов в мозге (гештальтлсихология). Психика представляет собой систему процессов и механизмов в центральной нервной системе, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внеш-
ней среды, а также из внутренней среды организма (когнитивная психология). Полезно конкретизировать некоторые особенности и недостатки различных научных направлений исследования психических явлений (см.: Л. М. Веккер). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|