Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В исторической перспективе




что выступает содержанием конкретно-научного уровня методологии в научных исследованиях?

Содержанием конкретно-научного уровня методологии выступает анализ проблем, связанных со спецификой науч-

||РЩШИП!ШШ!1^

ных исследований в каждой конкретной области научных знаний. Такая специфика определяется рядом факторов: предметом исследования данной науки; основными метода­ми получения знаний о предмете исследования; способами построения объяснений (теорий).

При изучении психических явлений возникает настоятель­ная необходимость в построении конкретно-научной методо­логии. Это связано с тем, что предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согла­сия между научными направлениями исследования психиче­ских явлений даже в том, что такое психика.

В чем специфика эмпирических и феноменологических признаков психических явлений?

Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно раз­витым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непо­средственно — в самонаблюдении, не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлени­ям. Часто отмечается, что объективно могут быть измере­ны только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной зада­чи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.

Ряд феноменологических признаков психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении, выделяется и анализи­руется в работах Л. М. Веккера (1998).

Предметность: считается, что психический процесс объек­тивно протекает в своем органе-носителе — нервной и мы­шечной системах организма, — а в своих конечных, резуль­тативных параметрах строится субъективно и только в тер­минах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних

объектов. «Процессуальная динамика механизма и интег­ральная характеристика результата психического процес­са отнесены к разным предметам: первая — к органу, вто­рая — к внешнему объекту». (Следует заметить, что с ло­кализацией психических процессов в нервной системе согласны далеко не все!)

Неявность нейрофизиологического субстрата, необходимо­го для реализации психических процессов: носителю пси­хики не представлена внутренняя динамика изменений со­стояний собственных органов, которые обеспечивают реа­лизацию психического процесса.

Чувственная недоступность: психические процессы недо­ступны прямому чувственному наблюдению- Человек не­посредственно не воспринимает свои психические про­цессы, ему непосредственно открываются лишь результа­ты их реализации — образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания.

Спонтанная активность психики, которая не всегда подчи­нена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социо­логических и других законов.

Этот список возможных отличительных признаков психи­ческих явлений может быть продолжен. И не со всеми при­знаками согласятся представители разных направлений пси­хологии. Так, например, Л. С. Выготский в своих работах ука­зывает, что психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми. А в работах А. Н. Леонтьева (1965, 1983) и П. Я. Гальперина (1998, 2002) указывается, что исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как ре­зультат ориентировочных составляющих выполняемых дей­ствий. А в качестве основного признака психических явлений отмечается их функциональная направленность на обеспече­ние активной ориентировки субъекта во внешней среде оби­тания или внутренней среде собственного организма.

«iWTOwmmiiimipwfflwwKW^

Какие субъективные затруднения и ошибки могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей?

Перечисленные выше особенности психики предопреде­ляют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, кото­рые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных, психических функций

(Веккер, 1998).

Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика

начинает рассматриваться субъектом как не имеющая ма­териальных причин активность души.

Иллюзия непосредственной данности психических явлений их но­сителю: у человека возникает ощущение, что психику он на­блюдает в себе самом такой, какая она и есть «насамом деле».

Иллюзия спонтанной активности: у человека возникает ощущение полной свободы воли — убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определять­ся его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь ко­торый человеку дан объект, в различных ситуациях может вес­ти к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

иллюзия отождествления образа с объектом: то, что пред­ставляется («кажется»), принимается за реальность;

иллюзия отождествления объекта с его образом: реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.

Какие этапы построения психологических теорий могут быть выделены?

Психология — молодая наука, которой нет еще и 150 лет. Тем не менее изменение и постоянная конкретизация пред­мета исследования психологии, а также развитие ее теорети­ческого аппарата позволяют говорить об определенной науч­но-исторической логике становления науки о психических явлениях (см.: Л. М. Веккер).

1. Первые психологические исследования были направле­ны на выделение и фиксирование эмпирических и фено­менологических признаков психических явлений, а так­же на раскрытие их специфических характеристик.

• Этим определяется неизбежность первоначальной множе­ственности психологических концепций, каждая из кото­рых соответствует выделенному аспекту реальности.

2. Вслед за этим наступает этап теоретических обобщений и объяснений, осуществляемых преимущественно сред­ствами той системы психологических понятий, на языке которой получают свое первичное описание психиче­ские явления.

• Теоретический поиск объяснений и общих закономерно­стей ведется в терминах и понятиях того же языка, на кото­ром производится эмпирическое и феноменологическое описание психических явлений.

3. Далее следует построение общих теоретических принци­пов организации психики, выходящих за пределы психо­логии и относящихся к физиологическим, биологиче­ским, социальным, физическим, информационным и другим закономерностям действительности и человече­ской деятельности.

Определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики. Что такое психика?

Психология как научная система знаний начала оформ­ляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неодно­кратно изменялись. Некоторые из основных этапов измене­ния представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подра­зумевались) в различных донаучных направлениях и науч­ных «школах» психологии (см. курс истории психологии).

Психика — это душа, не имеющая материальных основа­ний (донаучный период развития представлений о сущно­сти психического).

Психика — это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаб­людения (Р. Декарт).

Психика есть система ассоциаций (связей), формирую­щихся в сознании человека: по мере знакомства с явлени­ями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемы­ми (и представляемыми) объектами, а также их свойства­ми по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология). Психика представляет собой систему ассоциативных свя­зей и отношений между структурными элементами созна­ния: существуют некоторые исходные элементы психиче­ских явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная пси­хология В. Вундта и Э. Титченера).

Психика есть совокупность функций, сложившихся в про­цессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие фор­мы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса). Психика представляет собой систему формирующихся пу­тем научения отношений и связей между внешней стиму­ляцией и поведением (бихевиоризм). Психика есть особое структурно организующееся и подчи­няющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологиче­ских процессов в мозге (гештальтлсихология). Психика представляет собой систему процессов и меха­низмов в центральной нервной системе, которые обеспе­чивают переработку информации, поступающей из внеш-

 

ней среды, а также из внутренней среды организма (когни­тивная психология).

Полезно конкретизировать некоторые особенности и не­достатки различных научных направлений исследования психических явлений (см.: Л. М. Веккер).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных