Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Законы в составе научного знания




Что такое научный закон?

Закон — объективно существующая причинно-следствен­ная связь между явлениями, которая в определенных услови-

ях необходимо воспроизводится. Выявляемые в научном ис­следовании законы могут носить эмпирический (опытный) и теоретический (гипотетико-дедуктивный) характер.

Эмпирические законы часто называют закономерными связями (закономерностями), которые наиболее строго устанавливаются и регистрируются в экспериментальных исследованиях.

Теоретические законы исходно формулируются как тео­ретические гипотезы и косвенно верифицируются путем эк­спериментального подтверждения следствий. При этом следствия — это прогнозируемые явления и опытно регист­рируемые эффекты, которые дедуктивно выводятся из тео­ретических гипотез (см. выше). Теоретический закон — пред­полагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно эм­пирически проверить, регистрируя следствия, которые де­дуктивно выводятся из такой связи. В настоящее время в ес­тествознание, наряду с причинно-следственными законами, начинают вводиться законы телеологические (см. ниже: те­леологические объяснения в психологии).

Что такое причинно-следственная (каузальная, закономерная) связь?

Причинно-следственная (каузальная) связь между предме­тами и явлениями устанавливается при наличии ряда условий.

• Действие одного строго определенного предмета или явле­ния (которое рассматривается как причина) предшествует изменениям в другом предмете или явлении (которое рас­сматривается как следствие).

• Такая связь между предметами или явлениями носит неслучайный характер и постоянно воспроизводится в одних и тех же условиях.

• При установлении такой связи отсутствуют влияния дру­гих предметов и явлений, которые могут быть другой воз­можной причиной предмета или явления, которые высту­пают следствием.

В основе установления эмпирических причинно-следст­венных связей лежит индуктивный метод научного познания (см. выше). Этот метод опирается на два правила, которые были сформулированы Дж. Миллем. Эти правила лежат в основе организации научного эксперимента.

• «Правило согласия»: если два различных комплекса фак­торов (причин) вызывают один и тот же эффект (следст­вие), то он обусловлен факторами, общими для этих комп­лексов.

• «Правило различия»: если группа факторов при наличии фактора X вызывает эффект У, а та же группа факторов без фактора X приводит к исчезновению эффекта У, то, следо­вательно, У обусловлен фактором X.

Следует различать типы каузальных связей:

физическая, физиологическая причинность наличие мате­риальной причинно-следственной связи между явления­ми в рамках объективного пространства-времени;

экономическая, социологическая, информационная причин­ность наличие статистических причинно-следственных функциональных и конвенциональных (вводимые людьми правила и ограничения) связей, которые устанавливаются по мере развития человеческого общества и человеческих отношений;

психологическая причинность предполагает установление ненаблюдаемых причин, которые лежат в основе форми­рования и развития психических функций, которые, в свою очередь, закономерно определяют особенности орга­низации поведения (см. ниже).

Как в науке формулируются новые теоретические законы?

В развитых теориях законы могут формулироваться в ма­тематической форме, где свойства абстрактных гипотетиче­ских предметов и моделей выражаются в виде математиче­ских переменных, а отношения между признаками — в фор-

ме связей между их величинами, входящими в формулу (уравнение). Формализованные теоретические законы необ­ходимо предполагают обращение к теоретическим объясни­тельным принципам и моделям для интерпретации получае­мых посредством вычислений результатов. Интерпретация уравнений обеспечивается: а) их связью с теоретической мо­делью; б) отображением теоретических моделей на природ­ные объекты, объекты практической деятельности или на экспериментальные ситуации.

Как в науке формулируются новые теоретические законы? А. Пуанкаре (1990), отвечая на этот вопрос, указывает, что за­кон может быть разложен на принцип и собственно закон. В случае достаточного опытного подтверждения соотноше­ния между двумя фактами А и В (предполагаемого закона) субъект может занять две возможные позиции: 1) подвергать такое соотношение последующим непрерывным проверкам, уточнениям и пересмотрам; 2) возвысить закон в ранг прин­ципа путем введения между А и В некоего гипотетического С (например, сила тяготения между физическими телами__у Ньютона). В таком случае отношение между А и С считается строго точным, не требует опытной проверки и представляет собой принцип, а отношение между Си ^продолжает сущест­вовать как закон, могущий быть пересмотренным.

К. Поппер (1992) отмечает, что в теоретических или обобщающих науках основной интерес представляют уни­версальные законы или гипотезы, а также их подтвержде­ние или опровержение. При этом конкретные события, явления, факты представляют интерес как средства с по­мощью которых можно проверить универсальные законы. В прикладных науках интерес представляют предсказания конкретных событий, а универсальные законы использу­ются как средства решения таких задач и принимаются без доказательств. Причинное объяснение какого-либо события заключается в выведении (дедуцировании) фиксирующего такое событие высказывания из посылок, которые представ­ляют собой: 1) некоторые универсальные высказывания,

фиксирующие законы природы в форме определенных ги­потез (теорий); 2) сингулярные высказывания, фиксирую­щие исходные условия (допущения), относящиеся к отдель­ным случаям или конкретным событиям. При этом нельзя говорить о причине и следствии в абсолютном смысле: в причинно-следственном объяснении одно конкретное собы­тие выступает причиной другого конкретного события, явля­ющегося следствием первого в соответствии с некоторым универсальным законом (Поппер, 1992; Рузавин, 1997).

Как связаны научные теории и представления людей о Вселенной?

Таким образом, современное научное знание основыва­ется не только на «твердых», эмпирически верифицируемых фактах. Факты и особенно их интерпретация во многом за­висят от применяемой для объяснения системы теоретиче­ских объяснительных принципов. Теории не всегда выводят­ся из фактов, а вводятся в науку в форме объяснительных ги­потез. Это, в свою очередь, часто ведет к радикальному изменению представлений о строении окружающего мира (Вселенной). Например, с момента подтверждения выдви­нутой Альбертом Эйнштейном теории относительности, представления естествоиспытателей о свойствах простран­ства и времени радикально изменились.

В настоящее время не только научные, но и стихийные представления современного человечества о строении веще­ства и структуре Вселенной во многом складываются на основе различных научных теорий и гипотез. По мере под­тверждения новых теоретических гипотез у человечества из­меняется научная картина мира. При этом изменяется и со­держание обыденных представлений о мире каждого челове­ка, которые стихийно формируются по мере включения ребенка в человеческую культуру (образ мира).

Знакомясь с научными знаниями, ребенок овладевает определенной картиной мира как чем-то истинным, не вы­зывающим сомнений. Интересно, что стихийно усвоенные с

детства обыденные, наивные представления о мире с боль­шим трудом поддаются научно обоснованным преобразова­ниям. Так как в последние десятилетия научно обоснован­ные представления о мире все более быстро меняются, то со­временному человеку все чаще приходится отказываться от «очевидных истин», которые начинают закладываться в до­школьном возрасте, а затем расширяются в период школь­ного обучения.

Какие этапы можно условно выделить в современной научной деятельности?

Относительно завершенное и целенаправленное научное исследование включает ряд этапов, которые формально мо­гут быть описаны в следующей последовательности:

1. Возникновение проблемы. При этом источники проб­лем могут иметь как эмпирический, так и теоретический характер.

2. Выдвижение гипотез и обозначение конкретной области исследования для получения новых фактов. Выделение и фиксирование объекта и предмета исследования, поста­новка целей и формулирование задач исследования.

• Гипотезы — это предположения о возможных результатах, которые будут получены в ходе исследования. Гипотезы могут иметь теоретический (объяснительный) и эмпири­ческий характер.

• Объект исследования — это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отно­шений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.

• Предмет исследования — четко определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предпола­гается исследовать.

• Цели исследования — то, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных резуль­татов исследования.

• Задачи исследования — формулировка того, как, какими способами могут быть получены (или были получены) на­меченные результаты.

3. Планирование исследования и выбор конкретных мето­дов.

4. Реализация исследования.

5. Обработка полученных результатов: качественная и ко­личественная (статистическая).

6. Интерпретация и обобщение полученных результатов: опровержение или подтверждение гипотез; формулиро­вание законов и зависимостей; построение научных тео­рий.

Следует отметить, что реализация исследовательской де­ятельности может отличаться от формальной последователь­ности описания ее этапов. При этом, как правило, сохраня­ются следующие закономерные этапы функциональной ор­ганизации научного исследования:

• Выдвижение проверяемой гипотезы: а) в рамках имею­щейся научной теории; б) выходящей за рамки имеющихся научных теорий.

• Сбор и анализ теоретических обоснований и опроверже­ний выдвинутой гипотезы.

• Сбор данных с целью эмпирического подтверждения или опровержения гипотезы: а) поиск и использование имею­щихся эмпирических данных; б) организация деятельно­сти, направленной на получение новых эмпирических данных.

• Подтверждение выдвинутой гипотезы дает основания:

а) к подтверждению уже имеющейся научной теории;

б) к формулировке новой научной теории.

• Опровержение выдвинутой гипотезы дает основания: а) к опровержению научной теории, в рамках которой формулировалась гипотеза; б) к опровержению гипотезы и к принятию или выдвижению других альтернативных гипотез.

1.4. Язык современной науки: знаково-символические средства в науке

Современная наука немыслима без использования все­возможных знаков и символов, которые позволяют фикси­ровать и транслировать знания, получаемые в научной дея­тельности. При этом способы использования знаково-сим-волических средств в научном познании становятся все более сложными и не всегда носят осознаваемый и рефлек­сивный характер.

1.4.1. Проблема интерпретации обмена сообщениями

между людьми в психологии и в теории информационных процессов

Какие основные функции выполняют языковые и другие знаково-символические средства в жизнедеятельности людей?

После рождения, включаясь в широкий спектр социаль­ных взаимодействий, каждый человек овладевает множест­вом способов функционального использования знако-во-символических средств для решения самых разнообраз­ных задач. К основным функциям знаково-символических средств, которые наиболее часто указываются в семиотике, лингвистике, а также и в психологической литературе, обоб­щенно могут быть отнесены:

• функции указания на предметы и явления и функции за­мещения предметов и явлений;

• коммуникативные функции, которые включают: а) инфор­мационный аспект — обмен значениями и смыслами, а так­же присвоение и выработку новых значений; б) регулятив­ный аспект — организацию и регуляцию поведения других людей и совместной деятельности в процессе общения;

• познавательные функции: а) фиксация значений — сохра­нение и передача общественно-исторического опыта; б) средство организации мышления — оперирование пред-

ставлениями объектов и предметов и их преобразование во внутреннем плане сознания; в) построение «второй реаль-

. ности», «образа мира» — системы моделей, позволяющих ориентироваться в окружающем мире;

• функция самоорганизации и самоконтроля — средство ор­ганизации рефлексивного управления своим поведением и психическими процессами (Лурия, 1979;Салмина, 1988).

Б чем заключается особенность информационного детерминизма?

Использование людьми языковых и других знаково-сим-волических средств часто рассматривается как информаци­онный процесс с привлечением непсихологической терми­нологии. Это может приводить к серьезным заблуждениям и неверным выводам.

Прежде всего, отметим, что собственно информацион­ные процессы, обеспечивающие передачу содержательных сообщений, характеризуют только живые системы. Исполь­зование термина «информация» что-либо добавляет к при­чинно-следственным отношениям и связям в физическом мире только в том случае, когда принимаемое сообщение имеет какое-либо значение для определенных целей в буду­щем. В неживых системах любое взаимодействие можно рас­сматривать просто как системы причинно-следственных связей, результатом которых выступают различные природ­ные или искусственно созданные человеком процессы и яв­ления. Об информационных связях полезно говорить в том случае, когда передаваемые сообщения имеют значение для принимающей их системы в будущем и на основе их получе­ния живой организм активно подчиняет свои внутренние процессы или поведение чему-либо как необходимому или возможному результату (Анохин 1978; Бернштейн, 1997). Та­ким образом, при определении информационных связей следует помнить, что информационные связи необходимы для построения телеологических связей между явлениями. Когда же исследуется неживая система, не имеющая своих

собственных целей, информационные связи и отношения могут быть сведены к различным причинно-следственным отношениям (о причинно-следственных и телеологических теориях см. выше). Это имеет отношение и к современным техническим устройствам. Техническое устройство при­обретает собственно содержательно-информационные функ­ции, когда с ним взаимодействует человек как живая активная целеориентированная и целеподчиненная система, имеющая особые внутренние механизмы.

Для любого информационного процесса основной ха­рактеристикой выступает детерминация отношений в сис­теме, «принимающей» информацию, отношениями в сис­теме, эту информацию «передающей». Такая детермина­ция является особой формой причинной связи — «информационной причинностью». Для информацион­ных процессов существенна именно передача структурных и функциональных отношений от одной системы к другой и несущественны вещественно-энергетические характе­ристики материальных средств информационной связи — сигналов. Структурные отношения могут передаваться, во-первых, внекодовым способом, путем прямого перено­са структурных отношений по причинным связям — нап­ример, отпечаток одного предмета на поверхности друго­го. Во-вторых, перенос структурных отношений возможен посредством упорядоченных сигналов, знаков, кодов, ко­торые обеспечивают детерминацию одного типа отноше­ний другим типом отношений (Веккер, 1974,1998; Чертов, 1993). Сигнальный характер информационной связи необ­ходимо предполагает упорядоченный код, который сам по себе не может фиксировать содержание сообщения. Хотя при этом может быть измерена объективная степень упо­рядоченности системы сигналов по определенным осно­ваниям и признакам.

Для приема содержания сообщения принимающей сис­теме (живому организму или человеку) необходим внутрен­ний механизм, позволяющий выстроить систему содержа-

тельных отношений на основе принимаемых сигналов или знаков. В связи с этим следует подчеркнуть, что сигналы, знаки, символы — это непрямые «переносчики* содержания сообщений. Объективно сигналы, знаки и символы пред­ставляют только упорядоченную последовательность опре­деленным образом чередующихся материальных объектов. Такую меру упорядоченности безотносительно к объектив­ному содержанию сообщения обозначают термином «ин­формация» в кибернетике и теории информации. Упорядо­ченные сигналы, знаки — это не самодостаточные носители содержания сообщений, это средства для постоянного «кон­струирования» (извлечения или построения) содержания (структурных отношений) сообщения из собственной внут­ренней организации систем, вступающих в информацион­ную связь (информационный обмен). Поэтому понятие «ин­формационная связь» будет более точным и верным, чем по­нятия «передача информации» и «прием информации» (Чертов, 1993).

В связи с изложенным выше укажем на распространен­ное заблуждение. Сигнальный или знаково-символический код часто рассматривается только как система внешних ма­териальных носителей, в которых «содержится объективная информация». Это может приводить к ряду неверных следст­вий при интерпретации обмена сообщениями между живот­ными или людьми, а также при анализе языковой и знако-во-символической деятельности человека. В психологии требуется более точное определение знаково-символическо-го кода и информационной связи не только через процессы, связанные с порядком следования единиц кода, но прежде всего через формирование и функционирование у субъекта особых внутренних механизмов, функциональных органов, которые осуществляют кодирование и декодирование упо­рядоченных систем сигналов или знаков с определенными целями.

Информационная связь, передача и прием сообщений — это прежде всего особые внутренние механизмы в живой си-

схеме, активно принимающей или отправляющей сообще­ние. И такие механизмы необходимо предполагают:

• ориентировку в том, как связаны сигналы, знаки, символы со значимыми для принимающей системы объективными событиями и явлениями в прошлом, настоящем и буду­щем;

• ориентировку в системе грамматических (синтагматиче­ских, комбинаторных и парадигматических, селективных) отношений, которые существуют между сигналами, знака­ми, символами;

• наличие способности изменять определенные структур­ные отношения внутри собственного организма или в своем поведении вслед за приемом сообщения, с целью до­стижения какого-либо результата в будущем;

• наличие способности в соответствии с принимаемой по­следовательностью знаков и символов актуализировать и конструировать (репрезентировать) содержание значений, представлений и понятий в собственной психике (у чело­века).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных