ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Законы в составе научного знанияЧто такое научный закон? Закон — объективно существующая причинно-следственная связь между явлениями, которая в определенных услови- ях необходимо воспроизводится. Выявляемые в научном исследовании законы могут носить эмпирический (опытный) и теоретический (гипотетико-дедуктивный) характер. Эмпирические законы часто называют закономерными связями (закономерностями), которые наиболее строго устанавливаются и регистрируются в экспериментальных исследованиях. Теоретические законы исходно формулируются как теоретические гипотезы и косвенно верифицируются путем экспериментального подтверждения следствий. При этом следствия — это прогнозируемые явления и опытно регистрируемые эффекты, которые дедуктивно выводятся из теоретических гипотез (см. выше). Теоретический закон — предполагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно эмпирически проверить, регистрируя следствия, которые дедуктивно выводятся из такой связи. В настоящее время в естествознание, наряду с причинно-следственными законами, начинают вводиться законы телеологические (см. ниже: телеологические объяснения в психологии). Что такое причинно-следственная (каузальная, закономерная) связь? Причинно-следственная (каузальная) связь между предметами и явлениями устанавливается при наличии ряда условий. • Действие одного строго определенного предмета или явления (которое рассматривается как причина) предшествует изменениям в другом предмете или явлении (которое рассматривается как следствие). • Такая связь между предметами или явлениями носит неслучайный характер и постоянно воспроизводится в одних и тех же условиях. • При установлении такой связи отсутствуют влияния других предметов и явлений, которые могут быть другой возможной причиной предмета или явления, которые выступают следствием. В основе установления эмпирических причинно-следственных связей лежит индуктивный метод научного познания (см. выше). Этот метод опирается на два правила, которые были сформулированы Дж. Миллем. Эти правила лежат в основе организации научного эксперимента. • «Правило согласия»: если два различных комплекса факторов (причин) вызывают один и тот же эффект (следствие), то он обусловлен факторами, общими для этих комплексов. • «Правило различия»: если группа факторов при наличии фактора X вызывает эффект У, а та же группа факторов без фактора X приводит к исчезновению эффекта У, то, следовательно, У обусловлен фактором X. Следует различать типы каузальных связей: • физическая, физиологическая причинность — наличие материальной причинно-следственной связи между явлениями в рамках объективного пространства-времени; • экономическая, социологическая, информационная причинность — наличие статистических причинно-следственных функциональных и конвенциональных (вводимые людьми правила и ограничения) связей, которые устанавливаются по мере развития человеческого общества и человеческих отношений; • психологическая причинность предполагает установление ненаблюдаемых причин, которые лежат в основе формирования и развития психических функций, которые, в свою очередь, закономерно определяют особенности организации поведения (см. ниже). Как в науке формулируются новые теоретические законы? В развитых теориях законы могут формулироваться в математической форме, где свойства абстрактных гипотетических предметов и моделей выражаются в виде математических переменных, а отношения между признаками — в фор- ме связей между их величинами, входящими в формулу (уравнение). Формализованные теоретические законы необходимо предполагают обращение к теоретическим объяснительным принципам и моделям для интерпретации получаемых посредством вычислений результатов. Интерпретация уравнений обеспечивается: а) их связью с теоретической моделью; б) отображением теоретических моделей на природные объекты, объекты практической деятельности или на экспериментальные ситуации. Как в науке формулируются новые теоретические законы? А. Пуанкаре (1990), отвечая на этот вопрос, указывает, что закон может быть разложен на принцип и собственно закон. В случае достаточного опытного подтверждения соотношения между двумя фактами А и В (предполагаемого закона) субъект может занять две возможные позиции: 1) подвергать такое соотношение последующим непрерывным проверкам, уточнениям и пересмотрам; 2) возвысить закон в ранг принципа путем введения между А и В некоего гипотетического С (например, сила тяготения между физическими телами__у Ньютона). В таком случае отношение между А и С считается строго точным, не требует опытной проверки и представляет собой принцип, а отношение между Си ^продолжает существовать как закон, могущий быть пересмотренным. К. Поппер (1992) отмечает, что в теоретических или обобщающих науках основной интерес представляют универсальные законы или гипотезы, а также их подтверждение или опровержение. При этом конкретные события, явления, факты представляют интерес как средства с помощью которых можно проверить универсальные законы. В прикладных науках интерес представляют предсказания конкретных событий, а универсальные законы используются как средства решения таких задач и принимаются без доказательств. Причинное объяснение какого-либо события заключается в выведении (дедуцировании) фиксирующего такое событие высказывания из посылок, которые представляют собой: 1) некоторые универсальные высказывания, фиксирующие законы природы в форме определенных гипотез (теорий); 2) сингулярные высказывания, фиксирующие исходные условия (допущения), относящиеся к отдельным случаям или конкретным событиям. При этом нельзя говорить о причине и следствии в абсолютном смысле: в причинно-следственном объяснении одно конкретное событие выступает причиной другого конкретного события, являющегося следствием первого в соответствии с некоторым универсальным законом (Поппер, 1992; Рузавин, 1997). Как связаны научные теории и представления людей о Вселенной? Таким образом, современное научное знание основывается не только на «твердых», эмпирически верифицируемых фактах. Факты и особенно их интерпретация во многом зависят от применяемой для объяснения системы теоретических объяснительных принципов. Теории не всегда выводятся из фактов, а вводятся в науку в форме объяснительных гипотез. Это, в свою очередь, часто ведет к радикальному изменению представлений о строении окружающего мира (Вселенной). Например, с момента подтверждения выдвинутой Альбертом Эйнштейном теории относительности, представления естествоиспытателей о свойствах пространства и времени радикально изменились. В настоящее время не только научные, но и стихийные представления современного человечества о строении вещества и структуре Вселенной во многом складываются на основе различных научных теорий и гипотез. По мере подтверждения новых теоретических гипотез у человечества изменяется научная картина мира. При этом изменяется и содержание обыденных представлений о мире каждого человека, которые стихийно формируются по мере включения ребенка в человеческую культуру (образ мира). Знакомясь с научными знаниями, ребенок овладевает определенной картиной мира как чем-то истинным, не вызывающим сомнений. Интересно, что стихийно усвоенные с детства обыденные, наивные представления о мире с большим трудом поддаются научно обоснованным преобразованиям. Так как в последние десятилетия научно обоснованные представления о мире все более быстро меняются, то современному человеку все чаще приходится отказываться от «очевидных истин», которые начинают закладываться в дошкольном возрасте, а затем расширяются в период школьного обучения. Какие этапы можно условно выделить в современной научной деятельности? Относительно завершенное и целенаправленное научное исследование включает ряд этапов, которые формально могут быть описаны в следующей последовательности: 1. Возникновение проблемы. При этом источники проблем могут иметь как эмпирический, так и теоретический характер. 2. Выдвижение гипотез и обозначение конкретной области исследования для получения новых фактов. Выделение и фиксирование объекта и предмета исследования, постановка целей и формулирование задач исследования. • Гипотезы — это предположения о возможных результатах, которые будут получены в ходе исследования. Гипотезы могут иметь теоретический (объяснительный) и эмпирический характер. • Объект исследования — это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя. • Предмет исследования — четко определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать. • Цели исследования — то, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования. • Задачи исследования — формулировка того, как, какими способами могут быть получены (или были получены) намеченные результаты. 3. Планирование исследования и выбор конкретных методов. 4. Реализация исследования. 5. Обработка полученных результатов: качественная и количественная (статистическая). 6. Интерпретация и обобщение полученных результатов: опровержение или подтверждение гипотез; формулирование законов и зависимостей; построение научных теорий. Следует отметить, что реализация исследовательской деятельности может отличаться от формальной последовательности описания ее этапов. При этом, как правило, сохраняются следующие закономерные этапы функциональной организации научного исследования: • Выдвижение проверяемой гипотезы: а) в рамках имеющейся научной теории; б) выходящей за рамки имеющихся научных теорий. • Сбор и анализ теоретических обоснований и опровержений выдвинутой гипотезы. • Сбор данных с целью эмпирического подтверждения или опровержения гипотезы: а) поиск и использование имеющихся эмпирических данных; б) организация деятельности, направленной на получение новых эмпирических данных. • Подтверждение выдвинутой гипотезы дает основания: а) к подтверждению уже имеющейся научной теории; б) к формулировке новой научной теории. • Опровержение выдвинутой гипотезы дает основания: а) к опровержению научной теории, в рамках которой формулировалась гипотеза; б) к опровержению гипотезы и к принятию или выдвижению других альтернативных гипотез. 1.4. Язык современной науки: знаково-символические средства в науке Современная наука немыслима без использования всевозможных знаков и символов, которые позволяют фиксировать и транслировать знания, получаемые в научной деятельности. При этом способы использования знаково-сим-волических средств в научном познании становятся все более сложными и не всегда носят осознаваемый и рефлексивный характер. 1.4.1. Проблема интерпретации обмена сообщениями между людьми в психологии и в теории информационных процессов Какие основные функции выполняют языковые и другие знаково-символические средства в жизнедеятельности людей? После рождения, включаясь в широкий спектр социальных взаимодействий, каждый человек овладевает множеством способов функционального использования знако-во-символических средств для решения самых разнообразных задач. К основным функциям знаково-символических средств, которые наиболее часто указываются в семиотике, лингвистике, а также и в психологической литературе, обобщенно могут быть отнесены: • функции указания на предметы и явления и функции замещения предметов и явлений; • коммуникативные функции, которые включают: а) информационный аспект — обмен значениями и смыслами, а также присвоение и выработку новых значений; б) регулятивный аспект — организацию и регуляцию поведения других людей и совместной деятельности в процессе общения; • познавательные функции: а) фиксация значений — сохранение и передача общественно-исторического опыта; б) средство организации мышления — оперирование пред- ставлениями объектов и предметов и их преобразование во внутреннем плане сознания; в) построение «второй реаль- . ности», «образа мира» — системы моделей, позволяющих ориентироваться в окружающем мире; • функция самоорганизации и самоконтроля — средство организации рефлексивного управления своим поведением и психическими процессами (Лурия, 1979;Салмина, 1988). Б чем заключается особенность информационного детерминизма? Использование людьми языковых и других знаково-сим-волических средств часто рассматривается как информационный процесс с привлечением непсихологической терминологии. Это может приводить к серьезным заблуждениям и неверным выводам. Прежде всего, отметим, что собственно информационные процессы, обеспечивающие передачу содержательных сообщений, характеризуют только живые системы. Использование термина «информация» что-либо добавляет к причинно-следственным отношениям и связям в физическом мире только в том случае, когда принимаемое сообщение имеет какое-либо значение для определенных целей в будущем. В неживых системах любое взаимодействие можно рассматривать просто как системы причинно-следственных связей, результатом которых выступают различные природные или искусственно созданные человеком процессы и явления. Об информационных связях полезно говорить в том случае, когда передаваемые сообщения имеют значение для принимающей их системы в будущем и на основе их получения живой организм активно подчиняет свои внутренние процессы или поведение чему-либо как необходимому или возможному результату (Анохин 1978; Бернштейн, 1997). Таким образом, при определении информационных связей следует помнить, что информационные связи необходимы для построения телеологических связей между явлениями. Когда же исследуется неживая система, не имеющая своих собственных целей, информационные связи и отношения могут быть сведены к различным причинно-следственным отношениям (о причинно-следственных и телеологических теориях см. выше). Это имеет отношение и к современным техническим устройствам. Техническое устройство приобретает собственно содержательно-информационные функции, когда с ним взаимодействует человек как живая активная целеориентированная и целеподчиненная система, имеющая особые внутренние механизмы. Для любого информационного процесса основной характеристикой выступает детерминация отношений в системе, «принимающей» информацию, отношениями в системе, эту информацию «передающей». Такая детерминация является особой формой причинной связи — «информационной причинностью». Для информационных процессов существенна именно передача структурных и функциональных отношений от одной системы к другой и несущественны вещественно-энергетические характеристики материальных средств информационной связи — сигналов. Структурные отношения могут передаваться, во-первых, внекодовым способом, путем прямого переноса структурных отношений по причинным связям — например, отпечаток одного предмета на поверхности другого. Во-вторых, перенос структурных отношений возможен посредством упорядоченных сигналов, знаков, кодов, которые обеспечивают детерминацию одного типа отношений другим типом отношений (Веккер, 1974,1998; Чертов, 1993). Сигнальный характер информационной связи необходимо предполагает упорядоченный код, который сам по себе не может фиксировать содержание сообщения. Хотя при этом может быть измерена объективная степень упорядоченности системы сигналов по определенным основаниям и признакам. Для приема содержания сообщения принимающей системе (живому организму или человеку) необходим внутренний механизм, позволяющий выстроить систему содержа- тельных отношений на основе принимаемых сигналов или знаков. В связи с этим следует подчеркнуть, что сигналы, знаки, символы — это непрямые «переносчики* содержания сообщений. Объективно сигналы, знаки и символы представляют только упорядоченную последовательность определенным образом чередующихся материальных объектов. Такую меру упорядоченности безотносительно к объективному содержанию сообщения обозначают термином «информация» в кибернетике и теории информации. Упорядоченные сигналы, знаки — это не самодостаточные носители содержания сообщений, это средства для постоянного «конструирования» (извлечения или построения) содержания (структурных отношений) сообщения из собственной внутренней организации систем, вступающих в информационную связь (информационный обмен). Поэтому понятие «информационная связь» будет более точным и верным, чем понятия «передача информации» и «прием информации» (Чертов, 1993). В связи с изложенным выше укажем на распространенное заблуждение. Сигнальный или знаково-символический код часто рассматривается только как система внешних материальных носителей, в которых «содержится объективная информация». Это может приводить к ряду неверных следствий при интерпретации обмена сообщениями между животными или людьми, а также при анализе языковой и знако-во-символической деятельности человека. В психологии требуется более точное определение знаково-символическо-го кода и информационной связи не только через процессы, связанные с порядком следования единиц кода, но прежде всего через формирование и функционирование у субъекта особых внутренних механизмов, функциональных органов, которые осуществляют кодирование и декодирование упорядоченных систем сигналов или знаков с определенными целями. Информационная связь, передача и прием сообщений — это прежде всего особые внутренние механизмы в живой си- схеме, активно принимающей или отправляющей сообщение. И такие механизмы необходимо предполагают: • ориентировку в том, как связаны сигналы, знаки, символы со значимыми для принимающей системы объективными событиями и явлениями в прошлом, настоящем и будущем; • ориентировку в системе грамматических (синтагматических, комбинаторных и парадигматических, селективных) отношений, которые существуют между сигналами, знаками, символами; • наличие способности изменять определенные структурные отношения внутри собственного организма или в своем поведении вслед за приемом сообщения, с целью достижения какого-либо результата в будущем; • наличие способности в соответствии с принимаемой последовательностью знаков и символов актуализировать и конструировать (репрезентировать) содержание значений, представлений и понятий в собственной психике (у человека). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|