![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Краткая характеристика современного состояния причинного комплекса 3 страница3. В чем состоит связь противоречий развития общества с причинным комплексом преступности? 4. Конкретизируйте характеристику причинного комплекса преступности в современной России. Факторы, обусловливающие преступность
Примечания 'Большая советская энциклопедия. Т. 20. — М., 1975. С. 602. ^м.: Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации/Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М„ 1984. С. 11 и след. ^Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. — М., 1998. С. 10. См. также: Горяинов К. К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты). — М., 1991. С. 42. большая советская энциклопедия. Т. 20. - М„ 1975. С. 601. Криминология/Под общ. ред. А. И. Долговой. - М„ 1997. С. 180. Кудрявцев В. Н. Указ. соч. С. 11,12. 'Большая советская энциклопедия. Т. 27. — М„ 1977. С. 194. "Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и се причины. Преступник/Под ред. В. Н. Кудрявцева, И. И. Карпеца, Б. В. Коро-бейникова. - М„ 1985. С. 117. "Вопросы изучения преступности и борьбы с нею. - М., 1975. С. 60; Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. - М., 1985. С. 202-203; Криминология/Под общ. ред. А. И. Долговой. С. 185-187,200. 10 Горяинов К. К. Указ. соч. С. 24. " Бафия Е. Проблемы криминологии. Динамика криминогенной ситуации. -М., 1983. С. 46. 12 Курс советской криминологии. С. 212. 13 Кудрявцев В. Н. Указ соч. С. 5. 14 Трайнин А. Н. Уголовное право: Общая часта. — М., 1929. С. 25-26. 15 Антонов-Романовский Г. В. Социально-утопическая концепция структуры причин преступности//Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 14. — М„ 1971 С. 18. 16 Мор Т. Утопия. - М., 1953. С. 66. 17 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 5. С. 332. 18 Там же. С. 438. 19 Подробнее см.: Иншаков С. М. Зарубежная криминология. — М., 1997. 20 Цит. по: Курс советской криминологии. С. 106. 21 Криминология /Под общ. ред. А. И. Долговой. С. 29. 22 Цит. по Иванов Л. О., Ильина Л. В. Пути и судьбы отечественной кримино-логии/Отв. ред. А. М. Яковлев. — М„ 1991. С. 13. 23 Гернет М. Социальные факторы преступности//Право. Еженедельная юридическая газета. 1906, № 26. С. 2282-2283. 24 Ной И. С. Методологические проблемы советской криминологии. — Саратов, 1975. С. 11. 25 См.: Булатов С. Я. Возрождение Ломброзо в советской криминологии// Революция права. 1929, № 1.
26 Цит. по: Волков Г. И. Классовая природа преступлении и советское уголовное право. — М., 1935. С. 127. 27 Цит. по: Иванов Л. О., Ильина Л. В. Указ. соч. С. 167. 28 Ной И.СЛ) Методологические проблемы советской криминологии. — Саратов, 1975. С. 136; 2) Личность преступника и ее значение в изучении преступности в условиях социалистического общества//Учен. зап. Саратовск. юрид. ин-та. Вып. 16. - Саратов, 1969. С. 8; 3) XXV съезд КПСС и некоторые вопросы советской криминологической науки//Актуальные вопросы советской юридической науки. Ч. 2. - Саратов, 1978. С. 72-73; 4) О возможностях использования генетики в криминологии //Теоретические проблемы учения о личности преступника. — М., 1979. С. 166. 29 Ной И. С. Методологические проблемы советской криминологии. С. 178. 30 Курс советской криминологии. С. 114,387. 31 Более подробно мнение автора о проблеме латентное™ изложено в публикациях: Милюков С. Ф. 1) Классификация скрытых преступлений по степени их латентности//Латентная преступность: познание, политика, стратегия. — М„ 1993. С. 234-237; 2) Уголовная статистика как зеркало криминальной ре-волюции//3ащита и безопасность. 1997, № 1. С. 24-25. 32 См.: Кузнецова Н. Ф. Преступление и преступность. — М., 1969. С. 7; Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. — М., 1976. С. 36; Криминология и профилактика преступлений/Под ред. А. И. Алексеева. — М., 1989. С. 62-63. 33 Правоведение. 1982. № 2. С. 106. 34 См.: Криминология. Общая часть /Под ред. В. В. Орехова. — СПб., 1992. С. 107; Криминология/Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского, — М., 1994. С.139,153-155. 35 Старков О. В. Бытовые насильственные преступления (причинность, групповая профилактика, наказание). — Рязань, 1992. С. 5. 36 Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. С. 8. 37 См.: Карпец И. И. Преступность: иллюзии и реальность. — М., 1992. С. 29, 36-38. 38 Там же. С. 37-38. 39 Давыдов А. А. Индекс социального неблагополучия//Социологические исследования. 1995. № 10. С. 120. 40 См.: Санкт-Петербургские ведомости. 26 апреля 1995 г. 41 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 11. 42 Маркс К. Капитал. Т. 1. - М„ 1967. С. 770. 43 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 27. С. 323-324. 44 Там же. Т. 37. С. 10. 45 Там же. Т. 20. С. 214. 46 Криминология/Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. В. Е. Эминова. —М., 1995. С. 71. См. также: Кабанов П. А. Политическая преступность: сущность, причины, предупреждение. — Нижнекамск, 2000. Факторы, обусловливающие преступность
47 См.: Сатанисты//Советская Россия. 19 декабря 1998 г. 48 См.: ТэссЛ. В. Воры: «в законе» и прочие. В 2-х частях. — Рига, 1993. 49 Оачинский В. С. Стратегия борьбы с мафией. М., 1993. С. 27. 50 Аликперов X. Д. Социальная обусловленность компромисса в концепции уголовной политики//Советское государство и право. 1991. № 12. С. 81. 51 Овчинский В. С. Криминологические, уголовно-правовые и организационные основы борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации. Дисс... - М., 1994. С. 33. 52 Цит. по: Кара-Мурза С. О понятиях//Советская Россия. 4 декабря 1997 г. 53 См.: Лисицын Ю. П., Сидоров П. И. Алкоголизм. Медикосоциальные аспекты. - М.,1990. С.88. 54 СССР в цифрах в 1990 г. Краткий статистический сб. — М„ 1991. С. 137. 55 См.: Авакян Р. О. Наркомания и методы борьбы с нею. — Ереван, 1990. С. 20. 56 Миньковский Г. М., Побегайло Э. Ф„ Ревин В. П. Уголовно-правовые средства борьбы с наркотизмом в России. — М., 1994. С. 12. 57 См.: Комсомольская правда. 21 марта 1998 г. 58 Ростов К. Т. Геокриминогенпая обстановка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Автореф. канд. дисс. — СПб., 1994. С. 9. 59 Портнов И. П. Город и преступность//Государство и право. 1993. № 2. С. 74 60 Там же. С. 78. 61 Ростов К. Т. Указ. соч. С. 9. 62 Леонов А. П. Статистический анализ межрайонной миграции правонарушителей в сверхкрупном городе//Повышение эффективности деятельности органов внутренних дел с учетом территориальных особенностей преступности: Сб. науч. трудов. - М., 1983. С. 71. 63 Ростов К. Т. Геокриминогенная обстановка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Автореф. канд. дисс. 64 Габдрахманов Р. Д. Социальный контроль и профилактика преступлений в сверхкрупном городе (на примере г. Москвы)//Криминологические проблемы борьбы с преступностью в сверхкрупном городе: Сб. науч. трудов. — М., 1995. С. 22-23; Гладких В. И. Преступность сверхкрупного города как объект криминологического изучения//Криминологические проблемы борьбы с преступностью в сверхкрупном городе: Сб. науч. трудов. — М., 1995. С. 5; Ростов К. Т. Многомерная типология криминогенной обстановки крупнейшего города (на материалах Сан кт-Петербургской агломерации)//Правоохрани-тельная деятельность и правовое государство. Сб. трудов адъюнктов и соискателей. Вып. З./Под ред. В. П. Сальникова. - СПб., 1994. 65 Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. С. 115. 66 Портнов И. П. Проблемы профилактики преступности в городах (по материалам органов внутренних дел): Докт. дисс. — М., 1993. С. 97. 67 Подробнее об этом см.: Проституция и преступность/Под ред. И. В. Шма-рова.-М., 1991. 68 Комсомольская правда. 7 мая 1995 г.
69 Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян//Социологические исследования. 1996. № 5. С. 4. См. также: Надтока С. В. Виктимологические аспекты профилактики насильственных преступлений. Канд. дисс. — Ростов-на-Дону, 1999. С. 175-176 70 Подробнее см.: Милюков С. Ф. О социально-правовой защите жертв пре-ступлений//Проблемь1 обеспечения прав личности в современных условиях. — Волгоград, 1992. С. 32-36; Чистяков А., Расторопов С. Каким быть новому Кодексу?//Человек: преступление и наказание. 1994, № 3-4. С. 38-42. Глава 5 Механизм отдельного преступления 5.1. Общественноопасные черты личности и условия их формирования. Криминологическая ситуация В криминологии преступное поведение понимают как механизм, который включает мотивацию совершения преступления, его планирование (если оно умышленное), исполнение, а также последствия. Преступление есть акт противопоставления индивидуума обществу, некая материализация определенных личностных качеств, более или менее жестко детерминированных ситуативными обстоятельствами их формирования и реализации. Иными словами, в основе индивидуального преступления причинно значимо проявляются как ситуация, так и негативные психологические деформации, принявшие форму общественно опасной установки личности. При всех сущностных ее различиях у конкретных лиц она с наибольшей очевидностью реализуется в стремлении и готовности к удовлетворению индивидуальных интересов и потребностей — часто примитивных или гиперболизированных до псевдоуровня — любым, в том числе и преступным путем. У таких индивидуумов возникает и закрепляется система побуждений, выступающих в роли субъективного компонента причины конкретного (индивидуального) преступления. Эти побуждения — следствие определенных явлений, социальных отношений, противоречий между личностью и обществом. Каким бы образом ни происходил процесс осознания индивидом этих противоречий и признаваемого им приемлемым противоправного поведения
Глава 5 Механизм отдельного преступления 5.1. Общественноопасные черты личности и условия их формирования. Криминологическая ситуация В криминологии преступное поведение понимают как механизм, который включает мотивацию совершения преступления, его планирование (если оно умышленное), исполнение, а также последствия. Преступление есть акт противопоставления индивидуума обществу, некая материализация определенных личностных качеств, более или менее жестко детерминированных ситуативными обстоятельствами их формирования и реализации. Иными словами, в основе индивидуального преступления причинно значимо проявляются как ситуация, так и негативные психологические деформации, принявшие форму общественно опасной установки личности. При всех сущностных ее различиях у конкретных лиц она с наибольшей очевидностью реализуется в стремлении и готовности к удовлетворению индивидуальных интересов и потребностей — часто примитивных или гиперболизированных до псевдоуровня — любым, в том числе и преступным путем. У таких индивидуумов возникает и закрепляется система побуждений, выступающих в роли субъективного компонента причины конкретного (индивидуального) преступления. Эти побуждения — следствие определенных явлений, социальных отношений, противоречий между личностью и обществом. Каким бы образом ни происходил процесс осознания индивидом этих противоречий и признаваемого им приемлемым противоправного поведения
(под влиянием потребностей, давлением извне и т. д.), в любом варианте формируется мотивация преступного поведения, выражающая, объективизирующая его волю.' В целом типичная для определенных категорий (типов) правонарушителей мотивация отражает для каждого индивида его потребности, интересы, чувства, которые реализуются в конкретизированном мотиве совершения преступления. Мотивация преступного поведения, как и мотивация вообще, несет определенную функциональную нагрузку и вместе с тем имеет типизированное сущностное содержание. Мотивация выполняет ряд функций: • отражательную (это специфическая форма субъективного отражения криминогенных явлений и в первую очередь — негативных условий формирования личности); • побудительную (выступающую в роли непосредственно толчко-вого (побудительного) компонента преступного поведения, выраженного в конкретноц мотиве и конкретной цели); • регулятивную (т. е. функцию самоконтроля).2 Конкретная направленность преступной мотивации может быть существенно различной, но в любом случае она отражает (и выражает) пренебрежение субъекта к интересам личности и общества в целом. С учетом ее характера и содержания выделяется ее мотивация, отражающая: • негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности (жизни, здоровью, телесной и имущественной неприкосновенности, чести, достоинству и т. п.); • корыстно-собственнические тенденции, материально-корыстную заинтересованность в виде корысти; • индивидуалистически-пренебрежительное отношение к различным социальным институтам и требованиям, своим гражданским, семейным и прочим обязанностям; • легкомысленно-безответственное и небрежное отношение к этим же институтам, требованиям и обязанностям.3 В большей или меньшей степени (независимо от того, какой характер мотивации типичен для того или иного индивида) особенностями мотивационной сферы лиц, совершивших преступлен-ие, являются: Механизм отдельного преступления
• «антисоциальность мотивов, большей частью проявляющихся в узколичностных побуждениях субъекта; • преобладание материальных и естественных побуждений над духовными; • доминирование побуждений (например влечений), а не долга; • господство побуждений с ближайшими целями, а не с более отдаленными и жизненно важными перспективами (правда, для определенных категорий корыстных преступников, субъектов крупномасштабных завладений приватизированной собственностью, мошенников типа Мавроди и других это суждение не всегда справедливо); • низкий уровень этих побуждений в системе социальных ценностей нашего общества».4 Вместе с тем личностные деформации (искажение интересов, потребностей, ценностных ориентации и др.) не обязательно реализуются в антиобщественной мотивации и тем более — в противоправном, преступном поведении. Так, например, стремление к обогащению, доминирование материальных интересов личности, даже если они гипертрофированы, могут быть удовлетворены, реализованы деятельностью в сфере бизнеса, часто далекой от требований морали, но вполне законной. Негативные, антиобщественные установки, значимые в криминогенно-детерминистском отношении, появляются не сами по себе. Они социальны по своему происхождению. Их формирование происходит в процессе общения индивида с окружающей его средой. На этом этапе жизненного пути закладывается фундамент будущего преступного поведения, и с этого момента возникает для каждого конкретного индивидуума криминологическая ситуация, которая включает все этапы преступного механизма: • формирование личности с определенными нравственно-психологическими деформациями; • жизненную ситуацию, в которой формируется конкретное намерение совершить преступление; • обстановку, способствующую совершению преступления (в широком смысле все это — предкриминальная обстановка); • само преступление.5 Этап формирования личности часто так далеко отстоит от момента совершения конкретного преступления, что нередко как бы «размы-
вается», хотя объективно именно с него начинается движение криминологического механизма. Понятие криминологической ситуации позволяет точнее конкретизировать все его этапы, ибо включает само преступление (криминальную ситуацию) и всю совокупность обстоятельств, которые привели к его совершению, в том числе самые отдаленные этапы формирования личности преступника, рассматриваемые как единый причинно связанный процесс. Обращаясь к условиям негативного формирования личности, мы рассматриваем первый, исходный, этап криминологической ситуации, представляющий собой индивидуализированный вариант совокупного влияния макро- и микросреды на конкретного субъекта. (По существу, можно говорить о макро- и микроситуациях формирующего характера.) Отметим, что к явлениям макросреды относятся особенности экономического развития, политические воззрения, господствующие или противоборствующие как на общегосударственном уровне, так и применительно к отдельным регионам, социальным группам. Та часть широкой социальной среды, с которой индивид поддерживает прямые и непосредственные контакты, представляет собой микросреду. На личность воздействуют и проявляются в конечном итоге в причинах индивидуального преступного поведения факторы социальной среды, как на макро-, так и на микроуровнях, тем более, что различия между микро- и макросредой относительны: то, что для одного индивида составляет круг его постоянного и непосредственного общения (микросреда), для другого есть обстоятельства макросреды. И макро- и микросреда индивида изменяются, иногда существенно. Причем макросреда в своих изменениях сравнительно мало зависит от возможностей и желаний субъекта, хотя в современных условиях ее уже вряд ли можно признать консервативной. (Об этом свидетельствуют перемены в современной социальной обстановке.) Что касается микросреды, то ее изменения зависят и от личных условий субъекта, и от объективных факторов: очевидно, что в течение жизни она расширяется с возмужанием и сужается с наступлением старости (хотя, естественно, и здесь могут быть различные варианты). Микросреде в механизме формирования личности принадлежит особая роль. Микросреда опосредует влияние макросреды. Формирующие воздействия макросреды как бы проходят через фильтр микросреды, которая некоторым образом преломляет макровоздействия, в какой-то части «отсекает» их от индивида. Общество практически не может прямо и непосредственно воздействовать на индивида, который Механизм отдельного преступления
воспринимает ее влияние через непосредственный круг общения и индивидуальный опыт.6 Следовательно, в системе формирующих воздействий индивид ощущает таковые в их совокупном влиянии. Микросреда способна формировать взгляды и оценочные стереотипы, в том числе аморального и противоправного характера, ориентированные на определенные социальные группы (например представленные в частном бизнесе). Микросреда, культивирующая антиобщественные установки, взгляды, представления, одобряющая антиобщественное и противоправное поведение, восстанавливающая личность против общества, превращается в криминальную среду. Нам следует рассмотреть основные составляющие микросреды, наиболее активно влияющие на формирование личности. Очевидно, что начать следует с семьи, которая не может быть нейтральной в становлении личности с момента ее появления на свет. Вообще влияние семьи, семейного воспитания неодинаково на различных этапах жизни человека: оно, как правило, наиболее значимо в детские и юношеские годы. Если семейное влияние положительное, то личность ребенка формируется в положительном плане (но, естественно, не всегда, если иные влияния окажутся сильнее). При негативном влиянии и результат чаще всего негативен. Во всяком случае связь недостатков семейного воспитания и правонарушающего поведения не только несовершеннолетних, но и взрослых лиц (т. е. на этапах, более отделенных от детского и юношеского возраста) прослеживается и в многочисленных исследованиях, и в правоохранительной практике. Влияние семьи проявляется в двух вариантах: • путем целенаправленного педагогического, воспитательного воздействия, формирования у ребенка определенных моральных принципов и способов поведения; • в силу стихийного воздействия на личность такого образа жизни, который типичен для данной семьи. Негативное влияние на формирование личности в детском и юношеском возрасте оказывают многочисленные факторы, обстоятельства, составляющие начальный этап криминологической ситуации (то, что понимается под ситуативными, внешними факторами влияния на личность). К ним следует отнести: • негативные (аморальные, правонарушающие) формы поведения непосредственно в семейной среде: алкоголизм, пьянство, скан-
далы, драки, деспотизм старших и наиболее сильных физически членов семьи. Правда, эти действия сравнительно редко носят характер целенаправленного подстрекательства к правонарушениям, приучения к моральным порокам,7 но объективно негатив остается негативом; • отсутствие психологического, эмоционального контакта между родителями и детьми, а также и между родителями, «воюющими» за расположение детей; • безнадзорность детей, т. е. невыполнение родителями, старшими членами семьи функции контроля поведения детей; • искаженные представления о воспитании в детях «рыночной самостоятельности», что приводит к «газетному» и иному аналогичному бизнесу подростков, формированию у них представлений о всемогуществе денег и безразличии к способам их добывания. Следует отметить, что такой криминогенный фактор, как неполная семья, в определенной мере теряет свое особое значение. Например в числе несовершеннолетних, осужденных за хищение государственного имущества, 40,9% воспитывались в полных, 48,2% — в неполных семьях; за хищение личного имущества соответственно — 42,4 и 27,2%; за хулиганство — 51,6 и 46,9%. Принятая в семье система отношений, типичные варианты поведения воспринимаются подростками как своеобразный образец поведения, некая рекомендация. Образцы поведенческих реакций в семье переносятся во внешнюю среду, в известной мере они реализуются не только в микросреде, среде постоянного общения, но и за ее пределами. В необычной для субъекта ситуации возможно негативное поведение, непосредственно продиктованное опытом семейного общения. Этим нередко объясняются совершенно нелогичные, неадекватные реакции на обстоятельства внешней для субъекта обстановки. Сохраняется негативное воздействие и родительской, и собственной семьи и на взрослых ее членов, если продолжают воздействовать такие факторы, как деспотизм, скандалы, пьянство, эмоциональная несовместимость, аморальность, противоправные поступки (поведение) отдельных членов семьи и так далее. Вместе с тем все более явным становится негативное формирующее влияние так называемых благополучных семей, что и вызывает повышенный интерес к ним криминологов, резонно задающих вопрос: «А преступники из хороших семей... откуда они берутся?».8 В действи- Механизм отдельного преступления
тельности, внешнее благополучие скрывает разлагающее влияние искаженных представлений о путях повышения материального благосостояния, ориентирование детей родителями на обогащение любыми путями и способами, воспитание их в системе антиобщественных ценностей. Именно из таких семей выходят законченные эгоисты, нередко жестокие, самолюбивые, с презрением относящиеся к окружающим, не умеющие и не желающие отказать себе в удовлетворении гипертрофированных потребностей. У подростков, а затем и взрослых выходцев из таких семей наблюдается полная атрофия того, что известный педагог В. А. Сухомлинский называл «опытом нравственного долженствования», корни которого нужно искать прежде всего в семье. Наконец есть семьи, которые просто не способны педагогически справиться с детьми, вставшими на преступный путь. С позиций объективного влияния семьи на формирование личности с негативными субъективными качествами обычно выделяются: • семьи с открытой внутренней дезорганизацией (неполные, имеющие в составе судимых, алкоголиков, наркоманов, отца или мать, лишенных родительских прав, с частыми или постоянными конфликтами и т. п.); • семьи со скрытой внутренней дезорганизацией (внешне вполне благополучные, но с господствующим в них культом детей, их из-баловыванием, задабриванием, воспитанием в детях эгоизма, потребительской психологии, индивидуализма и др.); • нормальные семьи, но утратившие влияние на детей. Неблагополучие в семье, помимо прямого негативного формирующего влияния, может служить ситуативным обстоятельством, провоцирующим непосредственно правонарушающее и преступное поведение субъекта в отношении других членов семьи и иных лиц. Специфические личностные и поведенческие характеристики членов семьи не только определяют внутрисемейный климат, психологическую обстановку, оказывающую общенегативное влияние на конкретного субъекта, но и могут способствовать формированию определенного типа личности, для которой характерны те или иные антиобщественные установки и стремления. Фактор воздействия семьи на индивида, в том числе и негативного, проявляется и «от противного». Отсутствие семьи — родительской или собственной — восполняется контактами в иных сферах внешней сре-
ды, далеко не всегда положительными. Результатом таких контактов могут быть как формирующие влияния, так и провоцирующие на совершение конкретных преступлений. Важным фактором негативного формирования личности также является влияние ближайшего бытового окружения. Это друзья, знакомые, соседи и компании, с которыми субъект контактирует постоянно и непосредственно. В зависимости от превалирующих в бытовом окружении установок, направленности, систем ценностей, отношения к законопослушному поведению и т. д. оно может представлять собой криминогенную среду. Деформирующее воздействие на личность могут оказывать как отдельные лица, так и группы, в особенности построенные по национальному и клановому принципу. По степени криминогенности группы, оказывающие формирующее влияние на участников и непосредственно втягивающие их в совершение правонарушений и преступлений, делятся на следующие группы. 1. Предпреступные: с отклоняющимся поведением асоциального характера, участники которых совершают аморальные поступки; с отклоняющимся поведением антиобщественного характера, участники которых совершают административные правонарушения; смешанного асоциального — антиобщественного характера, участники которых совершают и аморальные, и административно наказуемые действия. 2. Преступные, участники которых совершают преступления. Степень формирующих влияний в таких группах индивидуальна и существенно различается. По уровню криминогенности в пред-преступных группах реализуется, условно говоря, подготовительный этап механизма преступления, а в преступных — заключительный (собственно криминальный). Влияние криминогенных групп особенно заметно в отношении несовершеннолетних. Это объясняется тем, что формирующие влияния наиболее значимы в раннем и юношеском возрасте, а также особыми психологическими функциями групп: они являются каналами информации межличностных отношений, видом эмоционального контакта и деятельности.9 Нормы и критерии, принятые в кругу неформального общения, становятся обязательными для индивида, они для него существенны настолько, что он принимает их некритично и даже вопреки собственным Механизм отдельного преступления
представлениям, оценкам, установкам. Поэтому в преступлениях нередко участвуют субъекты, которые в одиночку их не совершили бы.10 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|