Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предупреждение преступности. 8.1. Понятие предупреждения преступности




8.1. Понятие предупреждения преступности

Подход к преступности как социально-негативному явлению пред­полагает соответствующую стратегию борьбы с нею, главным направ­лением в которой является воздействие на причины, ее порождающие.

Идея о том, что предупреждение преступности должно иметь при­оритет перед карательной политикой государства, была высказана в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее практическое воп­лощение произошло сравнительно недавно. Эта идея получила право­вую аргументацию в работах юристов классической школы уголовно­го права (XVIII в.), которые заложили основу новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть закрепилась в короткой формуле: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужден­ным наказывать за него».

Дальнейшее теоретическое обоснование предупреждения преступно­сти было дано в рамках криминологии, которая выступила альтернати­вой науке уголовного права в плане формулировки основных целей, за­дач и мер борьбы с преступностью в современных условиях. На сегодняшний день предупреждение преступности — главное направле­ние.деятельности государства и общества в борьбе с этим социально-негативным явлением.

Если уголовное наказание оказывает влияние на преступность глав­ным образом посредством воздействия на личность преступника, то меры предупреждения направлены на устранение или нейтрализацию причин и условий, порождающих ее. Поэтому предупредительная дея­тельность по своему содержанию, масштабам мероприятий и количе-


 

Глава 8

 


 


ству субъектов, участвующих в ней, значительно шире и богаче, чем практика применения уголовного наказания.

Наряду с термином «предупреждение» используют и такие, как «профилактика» и «превенция». В криминологической литературе эти термины иногда рассматривают как самостоятельные, не совпада­ющие по своему смыслу, связывая их значение с разными уровнями и видами рассматриваемой деятельности (Г. А. Аванесов, В. С. Устинов). Подобное разграничение носит условный характер, что подтверждает­ся этимологическим сходством вышеназванных терминов. Поэтому их можно использовать как равнозначные и взаимозаменяющие.

Политика в области предупреждения преступности должна быть ос­нована на определенных принципах. Являясь особым видом деятель­ности в области социального управления, профилактика, как правило, не связана с причинением конкретным лицам лишений и правоогра-ничений. Она направлена на совершенствование общественных отно­шений, в недрах которых коренятся причины преступности. В этом смысле предупреждение отвечает принципам гуманизма и рациональ­ности.

Профилактическая деятельность невозможна без криминологических исследований, посредством которых изучаются состояние и тенденции преступности, причины и условия, влияющие на ее территориальные особенности, и т. д. С помощью таких исследований конкретизируются задачи и объекты профилактики, основные направления и средства пре­дупредительного воздействия, круг субъектов, отвечающих за их испол­нение, материальные ресурсы, обеспечивающие достижение прогнози­руемых целей. В этом проявляется принцип научной обоснованности.

Важное значение для оптимизации предупредительной деятельности имеет принцип законности. Правовые основы профилактики преступ­ности должны регламентировать ее основные направления и формы, компетенцию субъектов, основания для применения мер индивидуаль­но-профилактического воздействия, а также предусматривать гарантии защиты прав и законных интересов лиц, в отношении которых они осу­ществляются.

Таким образом, предупреждение преступности рассматривается, во-первых, как важное средство социального регулирования обществен­ных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-эконо­мического, организационно-правового и воспитательного порядка;

в-третьих, как сочетание различных уровней предупреждения пре­ступности, воплощенных в деятельности неоднородных субъектов.


 

Предупреждение преступности


 


Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее исходное понятие. Предупреждение преступности — это деятельность государственных и общественных органов и организаций, направлен­ная против преступности с целью удержания ее на социально терпи­мом уровне посредством устранения или нейтрализации порождаю­щих ее причин. /

8.2. Характеристика системы

предупреждения преступности

Предупреждение преступности представляет собой систему, кото­рая включает в себя: объекты профилактики; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осущест­вляющих эту работу.

К объектам предупреждения преступности относятся процессы и явления различного порядка. К их числу нужно отнести, прежде всего, экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обусловливают состояние и динамику преступно­сти. Степень связи с преступностью вышеперечисленных факторов может быть различной. Познание ее с помощью криминологического анализа определяет масштабы профилактической деятельности и ее эффективность. Во-вторых, к числу объектов следует отнести деятель­ность людей, которая должна соответствовать нормам права и соци­ального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным: профессиональный, административно-управлен­ческий, технологический и т. п. И, в-третьих, к объектам профилакти­ческой деятельности можно отнести личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

В зависимости от иерархии причин и условий преступности выде­ляют три основных уровня ее предупреждения: общесоциальный, спе­циально-криминологический, индивидуальный.

Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. д. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными фор­мированиями, для которых функция предупреждения преступности не


 

Глава 8

 


 


является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономиче­ской политики в целом. В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.

Специально-криминологический уровень (криминологическая про­филактика) состоит в целенаправленном воздействии на криминоген­ные факторы, связанные с отдельными видами и группами преступного поведения, например насильственной или экономической преступно­стью. Устранение или нейтрализация таких комплексов специфических причин и условий преступного поведения осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилакти­ческая функция является выполнением их профессиональных задач.

Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) вклю­чает в себя деятельность в отношении конкретных лиц, поведение ко­торых вступает в конфликт с правовыми нормами. В зависимости от стадий генезиса личности преступника индивидуальная профилакти­ка преступлений (ИПП) бывает четырех видов.' Некоторые авторы выделяют большее количество видов ИПП, например Г. М. Миньков-ский предлагает семь видов (этапов).2

Первый вид ИПП осуществляется в отношении объектов, находя­щихся на начальном этапе криминализации личности. В этот период они совершают различные правонарушения непреступного характера, образующие в целом своеобразный вид антиобщественной деятельно­сти. Условно этот тип можно именовать ранней индивидуальной про­филактикой преступлений.

Второй вид ИПП проводится в отношении лиц, совершивших или совершающих преступление. Субъектами этого вида профилактики мо­гут быть, например, следователи, оперативные и иные сотрудники орга­нов внутренних дел, судьи. Профилактическая работа состоит в том, чтобы склонить лицо к отказу от совершения преступления,3 пресечь его на стадии приготовления, а в случае совершения преступления спо­собствовать формированию у лица чувства раскаяния от содеянного, желания способствовать раскрытию преступления. В отдельных случа­ях уголовный закон придает результатам этого вида профилактики весь­ма существенное юридическое значение (ст. 75, 76 УК РФ). Условно этот вид ИПП можно назвать судебно-следственным.

Третий вид ИПП охватывает лиц, совершивших преступление и приговоренных к различным мерам уголовно-правового воздействия.


 

Предупреждение преступности


 


Данный вид профилактики реализуется, во-первых, в деятельности уголовно-исполнительных учреждений, решающих задачу исправле­ния и перевоспитания осужденных. Во-вторых, он осуществляется со­ответствующими государственными органами и общественными орга­низациями при освобождении лица от реального исполнения уголовного наказания (условное осуждение, принудительные меры воспитательно­го воздействия). Этот вид профилактики условно можно назвать пе­нитенциарным.

Четвертый вид ИПП охватывает лиц, отбывших уголовное наказа-"^ ние, по подлежащих надзору с целью предупреждения рецидива. Услов­но этот вид профилактики можно назвать постпенитенциарным.

Уровневый подход к предупреждению преступности отражается на построении структуры органов и организаций, осуществляющих эту деятельность. От правильного выбора уровня профилактики в конеч­ном счете зависит ее эффективность.

Профилактическая деятельность воплощается в соответствующих формах, характер которых зависит от уровня предупреждения пре­ступности и сложившейся практики соответствующих субъектов.

Общесоциальная профилактика проводится в жизнь посредством государственных планов экономического и социального развития. До последнего времени такие планы составлялись и на региональном уровне. Профилактическое значение плана состоит в том, что в нем предусмотрена стратегия и тактика социально-экономического разви­тия страны (или региона) с учетом возможных криминогенных по­следствий от реализации заложенных в нем мероприятий. Через план достигается единство воздействия на общесоциальные причины пре­ступности всех предупредительных мер — экономических, соци­альных, идеологических, культурологических, управленческих и тех­нологических.

Специально-криминологическая профилактика осуществляется в форме ведомственных и межведомственных планов (программ) по усилению борьбы с преступностью. В них предусматривается система мероприятий, направленных на профилактику конкретных видов и групп преступности и в целом всей преступности на определенной тер­ритории (страна, регион). Обеспечение предусмотренных программой мероприятий достигается во взаимодействии и согласовании работы различных субъектов профилактики, как соподчиненных, так и не на­ходящихся между собой в иерархических отношениях. Примером мо­гут служить Федеральные программы РФ по усилению борьбы с пре-


 

Глава 8

 


 


ступностью, которые стали применятся с 1994 г. (три таких програм­мы уже реализованы). Безусловно, что успех в предупреждении пре­ступности будет зависеть от согласованности программы по борьбе с преступностью с концепцией государственного плана экономического и социального развития страны.

Индивидуальная профилактика реализуется, как правило, в двух формах. Если речь идет об устранении причин и условий, способство­вавших совершению конкретных преступлений, которые выявлены в процессе деятельности специальных субъектов, то это будут требова­ния о проведении мероприятий организационно-управленческого, экономико-технологического и идеологического характера, воплощен­ные в особый процессуальный акт — предписание прокурора, пред­ставление следователя, частное определение суда.

Когда же речь идет о личности конкретного преступника, то приме­няются программы индивидуальной коррекции правонарушающего поведения. В них отражается подробный портрет личности, характери­стика основных факторов микросреды формирования ее негативных черт, предусматриваются дифференцированные меры профилактичес­кого воздействия и критерии эффективности их применения.

В зависимости от характера социальной детерминации преступно­сти меры профилактического воздействия делятся на общие и специ­альные (криминологические). Различие между ними состоит в том, что первые направлены на позитивное развитие всей социально-экономи­ческой системы и этим способствуют сокращению преступности, тог­да как вторые непосредственно воздействуют на причины и условия, обусловливающие наличное состояние преступности и отдельных ее блоков, с целью их устранения, нейтрализации или ограничения.

По своему конкретному содержанию меры предупреждения класси­фицируются на экономические, социальные, идеологические, техниче­ские, организационные и правовые. Важно подчеркнуть, что как общие, так и специально-криминологические меры могут подразделяться в со­ответствии с такой классификацией.

Экономические меры предупреждения преступности направлены на нейтрализацию криминогенных последствий функционирования экономической сферы и проявляют свое значение как на макроуровне (например оздоровление экономики страны в целом; экономическая защита наименее обеспеченных слоев населения посредством введе­ния научно обоснованного уровня прожиточного минимума), так и на


 

Предупреждение преступности


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных