ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эволюция определений маркетингаОдна их первых попыток систематизации и формулировки определений маркетинга как дисциплины была связана с концепцией маркетинга. Более 40 лет назад Фелтон (Felton, 1959) предложил называть концепцией маркетинга: "Корпоративное мировоззрение, основанное на интеграции и координации всех маркетинговых функций, которые, в свою очередь, сливаются со всеми остальными функциями корпорации во имя главной цели - получения долгосрочной прибыли". Позже Котлер и др. (Коtler et al., 1996) высказали мнение, что определяющая особенность состоит в следующем: "Концепция маркетинга утверждает, что достижение организацией своих целей зависит от того, сможет ли она установить потребности и желания целевых рынков и предоставить им то, к чему они стремятся, эффективнее и результативнее, чем их конкуренты". В простейшем варианте это, как правило, понимают так. Концепция маркетинга утверждает, что на рынках, которые становятся все более динамичными и конкурентными, больше шансов преуспеть будет у тех компаний или организаций, которые учитывают ожидания, желания и потребности клиентов и направляют свою деятельность на то, чтобы удовлетворить их лучше, чем это делают конкуренты. Она признает, что у клиентов нет других причин покупать то, что предлагает им какая-нибудь организация, кроме одной - эти предложения должны быть в определенном смысле более подходящими для удовлетворения их желаний и потребностей, чем предложения конкурирующих организаций. На деле значение и область определения маркетинга остаются спорными. В 1985 году Американская маркетинговая ассоциация изучила более 25 определений маркетинга прежде чем выработать собственное определение, получившее в той или иной степени повсеместное признание (см. Ferrell and Lucal, 1987): "Маркетинг - это процесс планирования и реализации концепции, ценообразования, планирования и распространения идей, товаров и услуг для того, чтобы произошли обмены, отвечающие целям и индивидуумов, и организаций". Такое определение представляет маркетинг как процесс, который осуществляется внутри организации. Таким процессом может управлять служба или направление маркетинга, а может и не управлять. Он подводит к модели "взаимовыгодных обменов", дающей общее представление роли маркетинга, как показано на рис. 1.1.
Предложения
Продукты, услуги и т.п.
Рис. 1.1. Взаимовыгодные обмены Однако совсем не так просто перейти от академических определений маркетинга к его реальному значению в практическом смысле. Вебстер (Webster, 1997) отмечает, что определить положение маркетинга в организации сложнее, чем положение всех остальных функций управления, потому что маркетинг - это одновременно и культура, и стратегия, и тактика. Вебстер доказывает, что в маркетинг входит: • Организационная культура. Маркетинг можно представить в виде "концепции маркетинга" (Drucker, 1954; McKitterick, 1957; Keith, 1960), т.е. совокупности ценностей и убеждений, нацеливающих организацию на устойчивую рентабельность. • Стратегия. Маркетинг как стратегия стремится выработать эффективные действия в ответ на изменение рыночных условий путем определения сегментов рынка и разработки и позиционирования предложений продуктов для этих целевых рынков. • Тактика. Маркетинг как тактика занимается повседневными действиями по управлению продукцией, определению цены, распределению и маркетинговыми коммуникациями, такими как объявления, личные продажи, реклама и стимулирование сбыта. Задача одновременной ориентации организации на удовлетворение нужд клиентов (культура), выработку предложений ценности и конкурентного позиционирования (стратегия) и разработку подробных программ маркетинга (тактика) является масштабной и сложной. Вряд ли стоит удивляться тому, что реалии маркетинга в организациях часто не отвечают этим требованиям. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|