ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВЗГЛЯД НА МАРКЕТИНГ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕСУРСОВТогда как в течение последних примерно десяти лет академических исследователей и менеджеров сферы маркетинга одолевает стремление понять, что значит быть "рыночно ориентированным" (как можно оценить такую ориентацию и добиться ее), в области стратегического менеджмента происходит революция. В 1980-х годах доминирующее место получило представление о стратегии Майкла Портера из Гарвардской школы бизнеса (Рогtег, 1980, 1985), который считал, что ключ к стратегии заложен в динамике и особенностях отрасли. Портер высказал мнение, что одни отрасли изначально более привлекательны, чем другие, и что факторы, вызывающие отраслевую конкуренцию, являются главными определяющими факторами рентабельности. Однако новый подход при объяснении причин различных результатов работы перенес центр внимания с внешнего окружения фирмы (отрасли, в которой она ведет свою деятельность) на саму фирму. Рис. 1.3. Маркетинговые подходы Этот новый подход назвали взглядом на организацию с точки зрения ресурсов (Wernerfelt, 1984), или нацеленностью на "ключевые виды компетентности" (Ргаhalad and Hamel, 1990). Он базировался на том, что результаты работы в значительной мере обусловлены совокупностью ресурсов организации, и что источник высших достижений заложен в наличии и применении особых, сложных в копировании или защищенных ресурсов. Современные взгляды на стратегию и маркетинг основываются на том, что эти два подхода можно соединить для пользы обоих (см. Ноо1еу еt а1., 1998). В то же время они предоставляют полную свободу разным подходам к стратегии вообще и к маркетингу в частности, которые до сих пор еще наблюдаются во многих организациях. Явно выделяются три основных альтернативных подхода (рис. 1.3); • Маркетинг, продвигающий товар. При данном подходе организации сосредоточивают свою деятельность на уже созданных ими продуктах и услугах и ищут способы поощрить или даже убедить покупателей приобрести их. Это недальновидная интерпретация взгляда на организацию с точки зрения ресурсов, - у нас есть ресурс (наш продукт или услуга), который мы умеем хорошо производить, и который отличается от того, что предлагают наши конкуренты. Главное - заставить клиентов захотеть приобрести то, что мы умеем так хорошо делать. Дей (Dау, 1999) распознал этот подход в утверждении целей компании 1ВМ в 1983 году. Руководствуясь этим утверждением, фирма ставила цели: развивать индустрию, обеспечить превосходство всего ассортимента своей продукции над продукцией конкурентов, стать самой эффективной фирмой во всем, чем бы она ни занималась, и поддерживать стабильную рентабельность. В перечне этих целей примечательно то, что в нем нет ни одного упоминания о клиентах. Все внимание было сосредоточено на том, что делала фирма IВМ в то время (1983 год) и как она могла бы делать это эффективнее. Интересный факт: результаты работы 1ВМ в 1980-х годах были незавидными. · Маркетинг, направляемый клиентами. Другой крайностью является маркетинг, направляемый клиентами (51а1ег, 1998). При таком подходе организации стремятся во что бы то ни стало заполучить своих клиентов. Цель таких организаций - выяснить, чего хотят клиенты, и, что бы это ни было, предоставить им предмет их желаний. Такая линия также чревата проблемами. В 1980-х годах компания Рrосtеr & Gатblе стала объектом массированных атак конкурентов и попала под давление все более укрепляющихся розничных торговцев. Ответным ходом компании было предоставление клиентам большей свободы выбора, активнейшее продвижение товаров и проведение сделок для стимулирования покупок, а также постановка смелых целей перед продавцами. В результате произошло невиданное по масштабам увеличение наименований продукции (был такой момент, когда компания одновременно предлагала 35 разновидностей кондиционера для ткани Воunсе!). Клиентов сбивали с толку заумные акции для продвижения товаров (сделки, купоны, предложения и т.п.), розничные торговцы впадали в ярость оттого что им приходилось держать на полках бесчисленные варианты продукции. Расширение ассортимента близких товаров привело к полной неразберихе в производственном процессе; материально-техническое снабжение превратилось в кошмар (Dау, 1999). Неоправданно идя на поводу у клиентов, можно попасть на путь краткосрочной ориентации, который приведет к банальному наращиванию усилий по созданию дополнительных продуктов и недальновидным исследованиям и разработкам (Frosch, 1996). Кристенсен и Бауэр (Christensen and Bower, 1996) идут в своих высказываниях дальше, утверждая, что такие "фирмы сдают позиции лидера индустрии... потому что они идут на поводу у своих клиентов". • Маркетинг, основанный на ресурсах. В данной книге мы пропагандируем концепцию, лежащую между двумя описанными крайностями. При таком подходе фирмы разрабатывают свои маркетинговые стратегии, одинаково учитывая требования рынка и свою способность обслуживать его. В этом подходе представление о потребностях клиентов на длительную перспективу формируется вместе с другими рыночными факторами (такими как предложения и стратегии конкурентов, а также реалии цепочки поставки), вместе с составлением схемы активов, видов компетентности и умений организации, чтобы в полной мере использовать все рычаги. К концу 1980-х годов компания 1ВМ изменила свой подход, начав борьбу за качество, регулируемую рынком. На словах это звучало так: "если нам удастся лучше всех других организаций удовлетворять потребности и исполнять желания клиентов на тех рынках, которые мы выберем для работы, все остальное приложится". Подход, принятый компанией, признавал центральное место клиента; но он признавал одновременно и необходимость придерживаться избирательности в вопросе о том, какие рынки следует обслуживать, убеждаясь, что это будут рынки, где ресурсы 1ВМ (активы и возможности) давали бы шанс выйти в лидеры. Маркетинг, основанный на ресурсах, по сути дела, ищет долгосрочного соответствия между потребностями рынка и способностью организации конкурировать на нем. Это не означает, что ресурсы организации рассматриваются как нечто застывшее и неизменное. Вовсе нет. Потребности рынка эволюционируют во времени, и профиль ресурсов организации должен постоянно развиваться, чтобы она была, как и раньше, конкурентоспособной и наверняка могла использовать новые возможности. Но главным является то, что возможности могут быть использованы лишь тогда, когда у организации есть реальное или потенциальное преимущество, которое обеспечивается ее материальной базой, а не тогда, когда их просто добиваются специальными приемами. Мы еще вернемся к этому в процессе обсуждения вопроса об оценке маркетинговых ресурсов компании (глава 6) и о критериях выбора тех рынков, на которых будет работать компания (глава 12). Но прежде нам нужно разобраться, каким образом рыночная ориентация и маркетинговые ресурсы влияют на результаты работы организации. Для этого мы вводим понятие участников совместного дела, заинтересованных в организации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|