ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рыночная ориентацияВ ходе исследований 1990-х годов Институт маркетологии стремился установить особые виды деятельности, которые претворяют философию маркетинга в реальность, т.е. в обретение рыночной ориентации. В одном из исследовательских направлений в области современного маркетинга, которое цитируют чаще остальных, Коли и Яворский (Kohli and Jaworski, 1990) предложили следующее определение рыночной ориентации: "Рыночная ориентация подразумевает, что 1) одно или несколько подразделений занимаются деятельностью, направленной на выработку понимания текущих и будущих потребностей клиентов и факторов, которые влияют на них, 2) это понимание принимают все остальные подразделения, 3) разные подразделения занимаются деятельностью по удовлетворению потребностей выбранных клиентов. Другими словами, рыночная ориентация связана с выработкой, распространением и способностью реагировать на информацию о рынке на уровне организации в целом". Рис. 1.2. Компоненты рыночной ориентации Рыночная ориентация в таком представлении занимается, главным образом, выработкой того, что можно назвать пониманием рынка в рамках всей организации, и ставит довольно сложную задачу перед руководителями - найти способ достижения такого понимания рынка (см., например, Piercy and Lane, 1996). В параллельных исследованиях Нарвер и Слейтер (Narver and Slater, 1990) определили рыночную ориентацию так: "Культура организации...которая наиболее эффективно и экономно формирует необходимые модели поведения для создания самой высокой ценности для покупателей и, благодаря этому, обеспечения постоянных высочайших результатов работы организации'. В этой работе предлагается ряд компонентов маркетинга и раскрывается их сущность (рис. 1.2):, • ориентация на клиента: достаточно хорошее понимание клиентов, что позволяет постоянно создавать для них самую высокую ценность; • ориентация на конкурента: осознание краткосрочных и долгосрочных возможностей конкурентов; • координация между направлениями деятельности: использование всех ресурсов компании при создании ценности для целевых клиентов; • корпоративная культура: объединение моделей поведения работников и руководства для удовлетворения клиентов; • нацеливание на долгосрочную перспективу: важнейшая цель организации. Несмотря на то что полученные данные несколько разнородны, появляется все больше эмпирических доказательств, подтверждающих мнение, что утверждение в организации рыночной ориентации связано, с одной стороны, с самыми высокими результатами работы, а с другой - с внутренними выгодами для компании, такими как преданность сотрудников и командный дух (Jaworski and Kohli, 1993; Slater and Narver, 1994). Однако высказывалось еще и такое мнение - возможны серьезные препятствия на пути к утверждению рыночной ориентации (Harris, 1996, 1998; Piercy et al. ., 2002), и в реальных условиях не исключено, что руководители сталкиваются с проблемой разработки маркетинговой стратегии, когда компания еще попросту никак реально не ориентирована на рынок. Вероятно, в этом состоит суть проблемы внедрения стратегий в маркетинге (глава 19). Интересную попытку "заново изобрести" концепцию маркетинга для новой эпохи, отмеченной разнотипностью организационных структур, сложностью отношений и глобализацией, предпринял Вебстер (Webster, 1994); возможно, она подойдет для преодоления препятствий к рыночной ориентации. Он представляет "новую концепцию маркетинга в виде совокупности руководящих принципов для создания организаций, нацеленных на удовлетворение нужд клиентов и направляемых рынком", и выдвигает 15 идей, которые создают "канву новой концепции маркетинга" (табл. 1.1). Концептуальное представление Вебстера является полезной попыткой разработать практическую прикладную версию концепции маркетинга. Можно подытожить признаки рыночной ориентации в приведенных ниже терминах, а также подчеркнуть связь между ними и нашим подходом к маркетинговой стратегии и конкурентному позиционированию: · Раскрытие истинных возможностей маркетинга зависит, главным образом, от перехода от мероприятий маркетинга (тактики) к маркетингу, реально ориентированному на интересы клиента (культура) и конкурентному позиционированию (стратегия). Факты говорят в пользу предположений о том, что, в общем случае, маркетинг чрезвычайно эффективен в тактическом отношении, но проявляет лишь минимум эффективности в изменении культуры и почти совершенно неэффективен в области стратегии (Dау, 1992; Varadarajan, 1992; Webster, 1997). · Одним из ключевых моментов является понимание рынка и клиента всей организацией и выработка способности к реагированию на изменения, происходящие на рынке. Реальная нацеленность компании на нужды клиента и ее способность к реагированию недостаточны для, выработки и внедрения стратегии. Наш подход к анализу конкурентного рынка, изложенный в части 2, предлагает множество инструментов, которые можно использовать, чтобы углубить понимание рынка и внедрить это понимание компании. · Следующий момент заключается в том, что процесс маркетинга следует рассматривать как дисциплину, лежащую на пересечении направлений деятельности и тематических областей, а не считать его сферой ответственности одного лишь подразделения маркетинга. В этом заложена реальная ценность утверждения перспективы процесса для маркетинга, которая все шире внедряется в крупных организациях (Hulbert еt а1., 2003). В части 4, посвященной стратегиям конкурентного позиционирования, мы узнаем, что для высочайшего качества обслуживания и самой большой ценности, а также новаторства в целях создания защитимых мест на рынке, обеспечивающих продукции конкурентоспособность, необходимы скоординированные усилия многих функциональных отделов и работников организации. · Очевидно также, что решающим моментом является глубокое понимание конкуренции на рынке с тех позиций, с каких ее видит клиент. Увидеть продукт или услугу с точки зрения клиента часто бывает непросто, но без такого взгляда маркетинговая стратегия будет чрезвычайно уязвимой к атаке неожиданных источников конкуренции. Мы разберем этот вопрос подробно в части 3, посвященной рассмотрению конкурентного позиционирования. · И наконец, напрашивается вывод, что важным моментом являются долгосрочные результаты, а не текущие показатели, и эта дальняя перспектива присутствует во всем, что мы принимаем во внимание при разработке и внедрении маркетинговой стратегии. Система для руководителей, позволяющая оценить рыночную ориентацию в своей организации, приведена в матрице 1.1. Однако на этом раннем этапе важно также донести мысль, что маркетинг как культуру организации (концепция маркетинга и рыночная ориентация) необходимо рассматривать в сочетании с другими факторами, формирующими ценности и методы организации. Культура, которая выделяет клиентов как ключевых участников совместного дела, заинтересованных в организации, не противоречит культуре, признающей одновременно нужды и интересы акционеров, работников, менеджеров, а также более широкий социальный пласт, в котором работает организация. Таблица 1.1. Построение новой концепции маркетинга 1. Нацелить всю организацию на удовлетворение нужд клиентов. 2. Выслушивать клиентов. 3. Установить и поддерживать отличительные виды компетентности организации. 4. Определить маркетинг как информацию о рынке. 5. Точно определить целевых клиентов для направленной работы с ними. 6. Основывать управление на рентабельности, а не объеме продаж. 7. Выбрать своим руководящим принципом ценность для клиентов. 8. Дать возможность клиентам определить, что следует понимать под лояльностью. 9. Оценивать ожидания клиентов и управлять ими. 10. Строить отношения с клиентами и воспитывать их лояльность. 11. Определить свою деятельность как деятельность по обслуживанию. 12. Принять обязательство постоянно заниматься совершенствованием и новаторской деятельностью. 13. Управлять культурой наряду со стратегией и структурой. 14. Расти вместе со своими партнерами и союзниками. 15. Искоренить бюрократизм в области маркетинга. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|