ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОЛУЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О КОНКУРЕНТАХНеспособность командующих получать и использовать данные военной разведки - это одна из важнейших причин проявления некомпетентности в военном деле (Dixon, 1976). То же касается и разведывательных данных о конкурентах. Принимая во внимание дух соперничества, присущий и войне, и коммерции, неудивительно, что способы сбора информации о враге или о конкурентах аналогичны как с точки зрения используемых методов, так и в этическом отношении. И в обоих случаях законность применяемых методов никогда не была препятствием. В последнем разделе настоящей главы представлен обзор альтернативных способов сбора информации о конкурентах (рис. 8.10). Составляя классификацию, авторы приводили описания способов по степени их нравственности, при этом старались не высказывать суждений относительно этичности многих упомянутых приемов. На базовом уровне компания может собирать опубликованную статистическую информацию о конкурентах и рынках. Многие компании располагают такой информацией, ведя учет результатов рыночных исследований или получая ее из опубликованных данных об открытых акционерных компаниях. Рис. 8.10. Источники информации о конкурентах Проблема, связанная со многими из этих источников, состоит в их разрозненности и зачастую - в несоответствии между различными правительственными статистическими данными и информацией, предоставляемой разнообразными компаниями, специализирующимися на проведении исследований рынка. Иногда причиной тому служат проблемы с выборками, особенно это касается некоторых правительственных статистических исследований, таких как Business Monitors, в ходе которых мало внимания уделяется контролю над респондентами. Несмотря на то, что такого рода информация основана на фактах и поддается количественному исчислению, ей свойственна ограниченность, обусловленная устареванием данных. Интернет все больше позволяет получать огромное количество исходной информации. Поисковые механизмы, такие как Yahoo и Hotbot, позволяют исследователям быстро найти обширные источники информации и получить свежие данные о конкурентах и рынках. Собственные рекламно-информационные материалы компании, например, буклеты, корпоративные журналы и вебсайты также могут быть источником полезной исходной информации. В рекламных буклетах представлен ассортимент предлагаемой продукции, иногда с указанием цен. В то же время посещая вебсайты, можно получить более полное представление о стратегиях и принципах фирм. Рассчитанные, как правило, на клиентов или сотрудников компании, такие публикации нуждаются в тщательном критическом изучении, но могут стать неисчерпаемым источником полезной информации. Пропагандистская деятельность компании, другими словами ее связь с общественностью, также способствует обогащению исходных статистических данных. Потребность в передаче информации акционерам и посредникам на рынке означает, что о маркетинговых или технологических инициативах часто заявляют во всеуслышание. Очевидно, опасность здесь связана с тем, насколько можно доверять подобным откровениям конкурентов перед общественностью. Журналистские расследования могут привести к более реальным открытиям, но, опять же, отзывы прессы обычно зависят от того, какую репутацию хочет создать компания, предоставляя информацию о себе. Тем не менее такие источники позволяют высшим исполнительным руководителям компании испытать чувство удовлетворения. В этом смысле такая информация напоминает ту, которую великие генералы пытаются собрать друг о друге. Все чаще используемым источником информации о компании становится утечка сведений через сотрудников, намеренно или непреднамеренно оказавшихся в руках прессы. Поскольку такие сообщения во многих случаях представляют интерес, информация в них обычно бывает ограничена, но опять-таки помогает обогатить подробностями исходную информацию. Фирмы, ведущие более активный поиск информации, могут предпринимать активные шаги к тому, чтобы провоцировать ее предоставление: например, они с пристрастием расспрашивают сотрудников компаний-конкурентов на отраслевых выставках или конференциях или, осматривая производственные помещения, проявляют особое любопытство. Хотя утечка информации может быть связана с неосторожностью одного из сотрудников компании-конкурента, этот метод не подразумевает неэтичных действий компании, проводящей исследование. Многие другие из описанных ниже практических методов покажутся гораздо более недостойными. Компания может получать информацию от посредников или выдавая себя за посредников. Заказчики и покупатели могут регулярно контактировать с конкурирующими компаниями и нередко бывают источником ценной информации, особенно когда они так же регулярно общаются со специалистами по продажам или закупкам компании, заинтересованной в получении такой информации. Также можно представиться потенциальным покупателем, позвонив по телефону, и получить некоторый объем фактической информации, например, о ценах, или получив печатные материалы по эксплуатационным характеристикам продукции. Во многих отраслях ведется политика, не допускающая перехода сотрудников из одной крупной компании в другую. Или, как в Соединенных Штатах, существуют законодательные нормы, определяющие характер работы человека после того как он перешел из одной компании в другую. Тем не менее со стороны компании было бы просто наивно не проводить подробных опросов бывших сотрудников конкурента, попавших к ней в руки. А если на рынке присутствует сильный лидер, часто бывает так, что сотрудников этой крупной компании нередко принимают на работу компании меньших размеров. Например, в Великобритании в течение длительного времени компании Procter & Gamble и Unilever служили "школой" специалистов по маркетингу для множества различных отраслей. Уходя из компании, сотрудники уносят с собой огромное количество полезной информации о продуктах, методах и стратегиях своего бывшего работодателя. Многие такие крупные работодатели исключительно хорошо осознают это и нередко требуют, чтобы человек, покидающий компанию, освобождал свое рабочее место и уходил уже через несколько минут после того, как стало известно о его намерении уйти. Даже если сотрудника конкурента в конце концов и не возьмут на работу в соперничающую компанию, в процессе собеседования нередко можно получить полезную информацию, особенно потому, что претендент очень старается произвести впечатление на потенциального работодателя. Наблюдение широко используется в качестве одного из методов контрразведки, но оно не так распространено в качестве средства сбора информации о конкурирующих предприятиях. Некоторые из используемых методов могут быть довольно невинными, например, контроль над объявлениями конкурента о наборе сотрудников или изучение аэрофотоснимков. Другие способы включают исключительно осмысленные практические методы бизнеса, например, инженерный анализ, т.е. разборку изделия конкурента с целью раскрытия секретов. Менее приемлемым и, конечно же, далеко не гигиеничным является приобретение и тщательная сортировка мусора конкурента с целью поиска полезных записей или компонентов. Установка прослушивающих устройств - "жучков" -это сомнительное средство наблюдения, которое становится все более распространенным сейчас, когда такое оборудование является недорогим, надежным и имеет достаточно небольшие размеры. Как выяснилось, к этому методу прибегали не только организаторы президентской предвыборной кампании Ричарда Никсона, но и компания розничной торговли Dixons в процессе поглощения компании Currys. Грязные махинации всегда представляли собой опасность, связанную с пробным маркетингом, но в наше время с появлением испытательных мини-рынков (Saunders et al., 1987) открылись новые перспективы. Темпы работы на таких рынках означают, что в то время, как компания проводит пробный маркетинг своей продукции в течение нескольких месяцев, конкурент может закупить товары, проверить их на испытательном мини-рынке, установить их рыночную привлекательность и, возможно, поэкспериментировать с альтернативными оборонительными стратегиями, прежде чем участвующий в испытаниях продукт будет выпущен на рынок в полном объеме. Van Den Bergh, дочернее предприятие компании Unilever, прославилось именно такими действиями в период, когда компания Kraft занималась выпуском на рынок маргарина Carousel. С помощью испытательных мини-рынков компания Van Den Bergh смогла выяснить, что, несмотря на высокие показатели пробных покупок продукции Kraft, немногие люди становились ее постоянными покупателями. Следовательно, данный продукт не представлял собой значительной опасности для ведущих продуктов компании Unilever. Наконец, средством сбора информации является использование двойных агентов. Их можно либо намеренно засылать в конкурирующую компанию, либо за определенную плату вербовать сотрудников, работающих у конкурента. Можно без труда представить себе, насколько бесценными на протяжении длительного времени могут оказаться услуги таких людей. Мы знаем, насколько распространена такая практика в военной разведке, но в деловых кругах было выявлено лишь несколько подобных случаев. Интересно, смогли бы ведущие компании признаться в том, что в их организацию проник шпион, даже если бы действительно нашли у себя такого агента? Распространение "разведывательных данных", полученных о конкурентах Разведывательные данные сами по себе, в сущности, являются ничего не стоящим товаром. Они приобретают ценность только тогда, когда будут получены о соответствующих людях организации, и когда впоследствии на основании этих сведений будут приняты соответствующие меры. Для успешного распространения информации необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, нужно точно определить место назначения. По существу вопрос звучит так: кто должен об этом знать? Во-вторых, данные должны быть представлены таким образом, чтобы получатель мог понять и усвоить информацию. Слишком многие документы, содержащие в себе информацию о конкурентах, например, отчеты о результатах рыночных исследований, перегружены подробностями и настолько объемны, что вечно занятые руководители не могут извлечь из них нужную информацию и воспользоваться ею. Бернхардт (Bernhardt, 1993) предлагает воспользоваться иерархическим методом распространения информации. Для высшего руководства (включая президентов и группы лиц, формулирующих стратегию) "разведывательные данные" должны ограничиваться только информацией, имеющей высокую ценность со стратегической точки зрения. Вряд ли имеет смысл перегружать высшее руководство подробными описаниями повседневных операций. Напротив, слишком большое количество операционных деталей в предназначенных высшему руководству "разведывательных данных" может отвлечь внимание от действительно важных вопросов, в отношении которых руководители должны принять соответствующие меры. Информация, предоставляемая первым лицам компании, должна включать в себя специальные сводки "разведывательных данных", - обычно это отчеты объемом в одну-две страницы. В них должны быть определены и кратко резюмированы конкретные вопросы и приведены ссылки на источники более подробной информации. Высшему руководству также могут быть необходимы регулярные (ежемесячные или ежеквартальные в зависимости от темпов изменений в отрасли и на рынке) сводки "разведывательных данных" с систематическими описаниями возникающих проблем, что даст возможность определить тенденции и приоритеты. Менеджеры среднего и младшего звена, работающие на уровне, приближенном к операционному, возможно, нуждаются в более подробной информации, которая позволила бы им формулировать тактические решения. В данном случае потребуются более подробные описания продуктов и услуг конкурентов, а также детализированный анализ стратегий конкурента, лежащих в основе сочетания элементов маркетинга. Все чаще руководители среднего уровня (если таковые еще сохранились в результате политики сокращения, проводившейся в 1990-е гг.!) свободно работают с базами данных, что дает им возможность непосредственно запрашивать данные экономической разведки, не полагаясь на специалистов в информационной сфере, занимающихся извлечением и предоставлением соответствующей информации (см. Fletcher, 1996). ЗАКЛЮЧЕНИЕ За последние несколько лет конкурентная стратегия стала одной из важнейших основ стратегии бизнеса. Точно так же как понимание структуры рынка является залогом успеха в бизнесе, такое же значение имеет и глубокое знание конкурентов, их сильных, слабых сторон и вероятных реакций. Согласно рекомендациям настоящей главы, сосредоточить внимание следует на анализе конкурентов по стратегическим группам, но не нужно забывать и о существовании других фирм в отрасли, которые способны преодолеть препятствия на пути к проникновению на рынок или стать потенциально новыми участниками отрасли. В настоящей главе описаны некоторые структурные основы анализа конкурентов. В ней говорится о том, насколько важно продумывать вероятные реакции конкурентов. Авторами также высказано мнение о том, что, вступая на новые рынки и определяя стратегии, фирмам следует искать для себя "хороших" конкурентов, способных стабилизировать рынки, предоставить благоприятные возможности и стимулировать стремление к росту производительности. И, наконец, представлены средства сбора и распространения информации о конкурентах. Конечная цель состоит в том, чтобы учиться у конкурентов - на их успехах и ошибках, а также работать над тем, чтобы конкурировать более эффективно (рис. 8.11). Рис. 8.11. Чему можно научиться у конкурентов Хотя данные о конкурентах не менее важны, чем информация о рынке, метод их сбора зачастую нельзя назвать систематическим или комплексным. Также существует такое многообразие источников, нуждающихся в оценке, что процесс сбора данных с точно определенной целью не представляется реальным. Следовательно, есть все основания для создания системы информации о конкурентах в рамках любой существующей системы маркетинговой информации и для назначения людей, ответственных за ведение этой системы. В рамках конкурентной стратегии, как на войне, нельзя переоценить значение сбора информации о противниках, с которыми сталкивается компания. Сун-Цзы говорил: "Армия без шпионов подобна человеку без ушей или глаз", и, исходя из этого, "оставаться в неведении относительно положения врага просто из нежелания потратить несколько сотен унций серебра на награды и жалованья - верх бесчеловечности". Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|