ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Оценка профиля способностей конкурентовВсе, о чем говорилось выше, было посвящено выяснению того, к чему стремится конкурент и чем он занимается сейчас. Конечно, важной является и степень свободы, которой располагает конкурент. На что он способен в будущем? Оценка ресурсов конкурента подразумевает изучение его сильных и слабых сторон. В то время как цели, предположения и текущая стратегия конкурента оказывают влияние на вероятность, время, характер и интенсивность его реакций, ресурсы конкурента, активы и возможности определяют его способность инициировать и поддерживать действия в ответ на изменения окружающей или конкурентной среды (рис. 8.6). Профили ресурсов конкурента (см. выше раздел 8.1 о сравнении с контрольными показателями) фирма может построить точно таким же образом, как она проводит анализ собственных активов и возможностей. Неплохо начать с профилирования конкурентов по основным факторам успеха в конкретной отрасли. К этим факторам можно отнести операционные сферы деятельности (такие как исследования, инженерные разработки или финансовая сила) или общие навыки (такие как способность компании к росту, быстрому реагированию, умение адаптироваться к изменениям, выдержка или стремление к инновациям). Леманн и Вайнер (Lehmann and Winer, 1991) предлагают при проведении анализа сконцентрироваться на пяти основных способностях конкурентов: 1. Способность к новым идеям и разработкам. Оценка способности конкурента к инновациям поможет фирме предсказать вероятность появления новых продуктов на рынке или использования новых технологий с целью резкого усовершенствования существующих продуктов. Признаки наличия такого рода способностей можно выявить путем оценки технических ресурсов (таких как имеющиеся у конкурента патенты и авторские права), трудовых ресурсов (уровня квалификации творческих и технических сотрудников компании) и финансирования (как общего количества финансовых ресурсов, так и доли средств, расходуемых на исследования и разработки относительно среднеотраслевых показателей). 2. Производственные способности. В промышленных отраслях к этому виду способностей относятся производственные мощности и их использование, а в сфере услуг критически важной является способность к предоставлению обслуживания. Фирмы, обладающие избыточными мощностями, очевидно, имеют больше возможностей для реагирования на увеличение спроса. Аналогичным образом компании сферы обслуживания, способные к подвижному управлению ресурсами, например, путем найма временного штата сотрудников, достаточно квалифицированных и мотивированных, могут отличаться большей гибкостью, чем компании, имеющие постоянный штат сотрудников с известными навыками. О наличии производственных способностей свидетельствуют физические ресурсы (такие как производственные помещения и оборудование), а также трудовые ресурсы (включая навыки и гибкость штата сотрудников). 3. Способность к работе на рынке. Несмотря на значительные способности к инновациям и производству, конкурент может быть относительно слабым в маркетинге продуктов и услуг, предлагаемых клиентам. Оценивать маркетинговые способности лучше всего путем изучения элементов программы мероприятий маркетинга. Тем не менее главной в этом анализе будет оценка навыков людей, занимающихся продажами, маркетингом, рекламой, распределением и т.п. Также большое значение имеет то, какие финансовые средства имеются в распоряжении, и сколько их выделяется на маркетинговую деятельность. Насколько хорошо конкурент понимает структуру рынка? Ответить на этот вопрос можно на основе оценки масштабов и типа проводимых маркетинговых исследований. 4. Способность к финансированию. Финансовые ресурсы в любой организации являются ограничивающим фактором. В Венгрии, например, основным фактором, ограничивающим маркетинговую деятельность местных фирм в переходный период 1990-х гг., был недостаток средств, имеющихся в наличии для осуществления инвестиций. Многие преуспевающие венгерские фирмы решили эту проблему путем создания совместных предприятий с западными компаниями, которые стремились проникнуть на рынок. Вкладом венгерских фирм в сотрудничество стало их знание местного рынка и налаживание связей, а западные партнеры обеспечили наличие капитала и управленческого опыта. Изучив опубликованные отчеты, можно оценить ликвидность компаний-конкурентов и характер потоков наличных. Нужно отметить, что такие сухие данные нуждаются в дополнении путем оценки качеств и навыков сотрудников компании, специализирующихся в финансовой сфере. 5. Умение управлять. Характеристики ключевых руководителей дают очевидные признаки стратегических намерений компании. К ним относятся: прежняя карьера и действия влиятельных менеджеров; существующая система вознаграждений; степень самостоятельности, предоставленная отдельным менеджерам; политика компании, связанная с наймом сотрудников и их продвижением по службе. На рис. 8.7 изображена итоговая таблица, которой воспользовалась компания для того, чтобы оценить свои относительные возможности по сравнению с тремя конкурентами А, Б и В. Рис. 8.7. Способности конкурентов В ходе проведения анализа наиболее важными были названы шесть факторов, и компания оценивала себя и трех своих конкурентов по каждому ключевому фактору с использованием балльной шкалы от -2 (очень плохо) до +2 (очень хорошо). В результате были получены профили, согласно которым, исходя из предположения о примерно одинаковых способностях и средних оценках компаний в целом, было четко определено, что данная компания может конкурировать на равных с компаниями А и Б. Все же несмотря на примерно одинаковые итоговые оценки, не стоит забывать о различиях между основными действующими лицами на рынке, поскольку их относительные сильные стороны явно указывают на то, что при наличии равных возможностей эти компании могут начать движение в различных направлениях. Например, компания А в развитии может отталкиваться от своего высокого уровня применения маркетинговых технологий на Европейском рынке; в то же время чтобы сохранить свое положение на рынке, компания Б, возможно, будет вынуждена полагаться на дифференциацию, достигнутую благодаря технологической широте и силе в области исследований и разработок. Тем не менее в случае технологических или рыночных изменений направления, требующих значительных затрат, компания Б может оказаться более слабой по сравнению с компанией А или компанией, проводившей исследование. Изучение конкурентных возможностей также наводит на мысль о том, что хотя компания В в целом выглядит слабой, она может представлять собой удачный объект для поглощения компанией - "автором" исследования. Будучи слабой в финансовой и технологической сферах, компания В отличается сильным европейским маркетингом и, следовательно, сможет обеспечить компании-"автору" быстрый выход на европейские рынки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|