ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ временных рядовМногие фирмы в своих прогнозах исходят из прошлых показателей продаж - метод, который наш циничный Ральф Харрис назвал "живо сопоставимым с управлением кораблем по следу, остающемуся от него на волнах". Предполагается, что статистический анализ позволяет выявить причины прошлых продаж. Затем чтобы предсказать объемы будущих продаж, аналитики могут воспользоваться причинно-следственной связью. Анализ временных рядов состоит из деления продаж на четыре составляющие: тенденция, цикличность, сезонность и непостоянные факторы (рис. 9.2). Затем выполняется рекомбинация этих составляющих с целью формирования прогноза продаж: 1. Тенденция - это долгосрочный основополагающий фактор роста/ падения объема продаж в результате базовых изменений численности населения, формирования капитала и технологий. Тенденцию определяют, соединяя показатели продаж за прошлые периоды прямой или кривой. 2. Цикличность - это среднесрочные волнообразные колебания продаж в результате общих изменений в экономической и конкурентной деятельности. Цикличность может использоваться для прогнозирования в рамках средних по длительности периодов. Циклические колебания тем не менее трудно поддаются прогнозированию, поскольку они не происходят на регулярной основе. ' Рис. 9.2. Анализ временных рядов 3. Сезонность обусловлена последовательным изменением объема продаж на протяжении года. Термин "сезонность" может относиться к любым повторяющимся ежечасно, еженедельно, ежемесячно или ежеквартально колебаниям объемов продаж. Компонент сезонности может быть связан с погодными факторами, праздниками и торговыми обычаями. Принцип сезонности определяет стандарт прогнозирования объемов продаж в рамках кратких по длительности периодов. 4. К непостоянным факторам относятся веяния моды, забастовки, восстания, пожары и прочие нарушения обычного порядка. Эти компоненты по определению являются непредсказуемыми и должны быть исключены из данных о прежних объемах продаж, чтобы выявить колебания объемов продаж в нормальных условиях. Одна британская компания розничной торговли обнаружила, что лучшим признаком для предсказания дневного объема продаж была глубина снежного покрова! Реальный, но совершенно бесполезный результат! Согласно этому методу, объем продаж Vt, за период t рассчитывают путем перемножения всех составляющих: объема продаж продукта за прошлый период Vt-1, тенденции Тt цикличности Ct и сезонности St. Vt =Vt-1 х Тt х Сt х St. Продав в этом году 12 000 страховых полисов (Vt-1= 12 000), компания, специализирующаяся на страховании жизни, хотела бы предсказать объем продаж на декабрь следующего года. Согласно долгосрочной тенденции, темп ежегодного роста составляет 5 процентов (Tt = 1,05). Таким образом объем продаж в следующем году составит £12 000 х 1,05 = £12 600. Тем не менее в следующем году ожидается спад деловой активности, в результате которого суммарный объем продаж, вероятно, составит не более 90 процентов от ожидаемого объема продаж, определенного согласно существующей тенденции (Ct = 0,90). Следовательно, объем продаж в следующем году скорее всего составит £12 000 х 1,05 х 0,90 = £11 340. Если бы объем продаж был одинаковым в каждом месяце, то составил бы £11 340/12 = £945. Но в декабре обычно объем продаж страховых полисов превышает среднемесячный, т.е. индекс сезонности Sl2 равен 1,30. Следовательно, объем продаж в декабре может достичь £945 х 1,30 = £1 228. Основную проблему в анализе временных рядов представляет оценка составляющих сезонности, цикличности и тенденции. Простой подход к решению данной проблемы - это вычисление средних показателей за несколько лет, хотя он и не позволяет придать дополнительный вес последним событиям, и остается нерешенным вопрос о том, по какому именно количеству периодов следует вычислять средний показатель. Метод скользящего среднего с экспоненциальным взвешиванием позволяет преодолеть эту проблему путем включения всех статистических данных за прошлые периоды с присвоением более высокого весового коэффициента только последним данным. Это позволяет избежать проблемы, связанной с отбрасыванием данных, зато возникает новый вопрос - определение скорости экспоненциального затухания при определении показателей за прошлые периоды. Было разработано множество методов автоматической корректировки весовых коэффициентов, но всем им свойствен тот же недостаток, что и любому виду анализа временных рядов: они основаны на предпосылке о повторении принципов колебаний, существовавших в прошлые периоды. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|