ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Распространение (диффузия) инновацийНекоторые исследования механизма распространения нововведений привели к созданию моделей анализа тенденций с определенными характеристиками изменений. Басе (Bass, 1969) создал модель развития нового продукта для потребительских товаров с длительным сроком службы, основанную на новаторском и подражательном поведении потребителей.
Для примера с видеомагнитофонами это означает, что 1Т - увеличение проникновения за время Т равно: 1Т= r(М- Рт) + р(М-Рт) Рт /М, где r (М - Рт ) - эффект инновации, пропорциональный неиспользованному потенциалу; р(М - РТ) Рт /M - подражательный эффект, пропорциональный уже использованному потенциалу; М - окончательно достигнутый потенциал в виде доли от максимального потенциала; Рт - степень проникновения на момент Т. Таким образом, реально предположение о том, что одни индивидуумы принимают свое решение о принятии продукта независимо (новаторы), в то время как другие (подражатели) попадают под влияние людей, которые уже приняли данный продукт. Форма кривой накопительного проникновения зависит от относительных величин показателей степени инновации (r) и степени подражания (р). Если степень инновации больше, объем продаж вначале будет расти быстро, а затем медленно увеличиваться до уровня насыщения. Но если значение степени подражания выше, образуется S-образная кривая. После сбора достаточного количества данных показатели r и р могут быть определены с помощью регрессивного анализа. Уравнения диффузии (распространения) - это полезный вид традиционного анализа тенденций. В отличие от других методов анализа временных рядов, он основан на представлениях о потребительском поведении. Фактические процессы диффузии, очевидно, гораздо сложнее, чем простое деление на два класса: новаторы и подражатели, - но уравнения, полученные в результате применения данного метода, дают возможность получить надежные результаты прогнозирования. Попытки создания усовершенствованных моделей диффузии путем добавления дополнительных показателей оказались не вполне успешными. Большинство из них позволяет учесть дополнительное влияние одной или двух маркетинговых переменных (как правило, рекламы и деятельности по продвижению товаров на рынок), но пока не существует единой теоретической основы, определяющей, каким образом следует объединять маркетинговые или внешние переменные. Было проведено несколько сравнений, и результаты показали, что дополнительное усложнение едва ли позволяет продвинуться намного дальше простых моделей. Основным недостатком более сложных моделей является необходимость проведения оценки на ранних этапах жизненного цикла продукта, когда в распоряжении не имеется достаточного количества данных. Замена технологий Замена технологий - это особый случай распространения инноваций, когда новая технология заменяет старую. Например, воздушный транспорт пришел на смену водному/железнодорожному; вместо виниловых пластинок появились кассеты с записью или компакт-диски. Замену технологий можно предсказать точно так же, как и традиционные процессы диффузии, с помощью исключительно точного метода, разработанного Фишером и Праем (Fisher and Pry, 1978). Метод Фишера - Прая представляет собой временной ряд, отражающий замену старой идеи новой. В данном случае рассмотрим потребление маргарина и сливочного масла на душу населения, а именно: f T /(fT - 1) = е d+bT где fT - доля людей, принявших новую технологию (маргарин) на момент Т, d u b- параметры, подлежащие оценке. Регрессивный анализ дает следующий результат: fT/(fT – 1) = е-0.261+0.284T, R2=0.928. Хотя уравнение можно решить методом регрессии, красота процесса замены состоит в его закономерности. Это позволяет провести красивое преобразование для того, чтобы отразить процесс в виде прямолинейного графика, который можно проецировать в будущее, не прибегая к статистике. Такой результат показывает, что доля потребления маргарина вырастет от 81 процента в 1995 году до 91 процента к 2005 году. Метод Фишера - Прая является простым способом изучения очень сложного процесса. На протяжении десятилетий, в течение которых происходит замена, экономические и коммерческие условия и отношение людей к своему здоровью, очевидно, претерпели множество изменений. Попытка смоделировать изменения через причинно-следственную зависимость могла бы помочь найти способ представления всех соответствующих механизмов. Как и другие методы анализа тенденций, метод Фишера - Прая учитывает совокупный эффект всех видов влияния и основан на предпосылке о том, что вместе они дают такую же модель реализации замены для будущего, как и для прошлого. Тем не менее иногда один из важнейших факторов влияния действительно претерпевает серьезное изменение и сказывается на темпах замены. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|