ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КАК ВЫБРАТЬ РЫНОК ИЛИ СЕГМЕНТТрадиционные подходы предлагают использовать матрицы портфеля как полезный метод обобщения альтернативных инвестиционных возможностей, открытых для многономенклатурной компании, и явного выбора между рынками и сегментами. Несмотря на то, что такие матрицы используются для оценки баланса портфеля работ, которыми занимается компания (см. главу 3), их можно эффективно адаптировать таким образом, чтобы они помогали определиться с выбором рыночных целей. К классическим методам относится направленная матрица стратегий, разработанная химическим отделением (Соединенное Королевство) компании Royal Dutch Shell (Robinson et al., 1978), или бизнес-фильтр McKinsey/GE (Wind and Mahajan, 1981). Эти два метода обычно считают методами моделирования существующих портфелей; на самом же деле во многих случаях они больше подходят для принятия решения о том, какие рынки следует выбирать целями в первую очередь. Адаптированная модель представлена на рис. 12.5; это практическая версия концептуальной модели, которая представлена на рис. 12.1. С помощью данного подхода выявляют факторы, которые представляются существенными для конкретного рынка (обычно основываются на факторах, перечисленных выше); каждому фактору присваивается весовой коэффициент в зависимости от степени его важности в представлении компании. Субъективный выбор и присваивание весовых коэффициентов в процессе анализа гарантируют, что модель будет соответствовать потребностям конкретной компании. Процесс выбора и оценки факторов сам по себе может давать ценный опыт, знакомя менеджеров с реалиями рынков компании. При этом подходящие факторы можно объективнее оценить с помощью маркетинговых исследований или экономического анализа. Рис. 12.5. Выбор целевого рынка После того как факторы будут выявлены и взвешены, каждый потенциальный сегмент рынка оценивают по шкале от "отлично = 5" до "плохо = 1", и на основе весовых коэффициентов подсчитывают общее количество баллов по двум основным параметрам - "привлекательность сегмента рынка" и "прочность компании в обслуживании данного сегмента". После чего можно провести анализ чувствительности, чтобы оценить влияние различных предположений на весовой коэффициент, присваиваемый индивидуальным факторам, и оценку целевых сегментов по каждой шкале. Рис. 12.6. Оценка рыночных целей для гипотетической компании Полученная в результате модель, например, такая, как представлена на рис. 12.6 для гипотетической компании, позволяет объективно оценить и рассмотреть альтернативы. В идеале компании ищут рыночные цели в правом нижнем углу рис. 12.6. Такие возможности представляются редко, и тогда компания оказывается перед выбором: заниматься сегментами, по отношению к которым у нее есть или может быть прочность, но которые обладают меньшей привлекательностью (например, возможная цель 1), или уделить внимание более привлекательным рынкам, на которых, однако, прочность компании будет лишь посредственной (цель 2). Для создания защитимых позиций на рынке первый вариант (придерживаться тех областей, в которых компания имеет или потенциально может иметь прочность) часто бывает самым удачным. И действительно, многие могли бы подтвердить (см. Ohmae, 1982), что лучший совет компаниям - закрепиться на менее привлекательных рынках, где у них есть значительная реализуемая прочность, а не "пытаться заполучить журавля в небе", делая ставку на внешне привлекательные рынки, на которых эти компании имеют средние или даже слабые позиции. Если прочность компании невелика, ей следует воздерживаться от инвестиций в умеренно привлекательные или непривлекательные рынки (цель 7); исключение составляют чрезвычайно привлекательные сегменты рынка, где некоторую прочность можно создать или приобрести за счет слияния/приобретения (например, цель 3). Аналогичным образом следует воздерживаться от инвестиций в непривлекательные сегменты, если только конкретная прочность компании не сможет привести к выгодной разработке рынка (цель 4). Инвестиции в умеренно привлекательные рыночные сегменты, по отношению к которым компания располагает средней прочностью, осуществляются избирательно (цели 5 и 6). Важным условием выбора целевых рынков для компании в целом является то, как складываются вместе эти отдельные цели, - то есть как выглядит весь портфель работ компании или рынков, на которых она ведет свою деятельность (см. главу 3). Обычно компании стремятся собрать сбалансированный портфель работ, - сбалансированный с точки зрения расходования и поступления наличных средств, риска и прибыли, нацеленности в будущее при одновременной ориентации на настоящее. Превосходным примером компании, которая использует приведенный выше подход к выбору новых оыночных целей в мировом масштабе, служит Fletcher Challenge Ltd. Компания, активы которой в 1990 году оценивали более чем в 6 млрд фунтов стерлингов, товарооборот составлял 4,11 млрд, а прибыль до уплаты налогов - 345 млн фунтов стерлингов, была крупнейшей и самой преуспевающей компанией Новой Зеландии. Компания Fletcher Challenge изучает возможности приобретения или очередных инвестиций на основе двух групп факторов - привлекательности отрасли и потенциальной прочности компании в обслуживании этих рынков. Привлекательность отрасли, или целевого рынка, определяется следующими ключевыми факторами: компания Fletcher Challenge ищет рынки с устойчивым ростом спроса (с расширяющихся рынков легче выходить при появлении трудностей); с низкой концентрацией клиентов (не находящихся во власти горстки крупных клиентов); со значительными препятствиями к проникновению (масштабам работы, уровню используемой технологии и контролю над входными материалами и вспомогательными отраслями); с небольшим количеством участников и "хорошими" конкурентами (не более двух или трех основных участников на рынке, которые останутся на нем надолго); со стабильными ценами (отсут ствие ценовой конкуренции или резких колебаний цен); с крутым графиком затрат (опыта), где масштабы деятельности Fletcher Challenge обеспечат ей более низкую себестоимость. Прочность компании в обслуживании целевых рынков рассматривается в следующих основных сферах: компания Fletcher Challenge ищет рынки, на которых она является (или уверена, что сможет стать) лидером; она стремится до конца использовать свои технические возможности; она ищет рынки, на которых сможет стать лидером по себестоимости продукции; стремится найти рынки, на которых она сможет управлять взаимопониманиями между группами (конкурентами); рынки, на которых сможет установить свой контроль (особенно в области ценообразования). Начиная с середины 1980-х годов компания Fletcher Challenge в своих стратегиях приобретения и расширения неотступно следовала перечисленным выше критериям. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|