ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типы провалов новых продуктовКак же происходит провал нового продукта? Ответив на этот вопрос, мы сможем определить, какие действия должна предпринимать фирма для того, чтобы избежать различного рода провалов новых продуктов. Существует шесть категорий провалов новых продуктов (Cooper and Kleinschmidt, 1990): никому не нужная усовершенствованная мышеловка; продукт, аналогичный продукции лидера, неспособный пробить стену конкуренции; умение конкурентов превосходить других; незнание особенностей окружающей среды; продукт с медленно растущим объемом производства; кризис цен (рис. 17.4): 1. Никому не нужная усовершенствованная мышеловка - это классический пример инновации, "движимой технологиями", но пользующейся слабым или недостаточным спросом на рынке. Клиенты не считают, что они испытывают реальную потребность в данной технологии, и, следовательно, не готовы к приобретению такой новинки. Электромобиль С5 компании Sinclair относится именно к этой категории продуктов - нововведение без очевидного рынка сбыта. 2. Продукт, аналогичный продукции лидера, неспособный пробить стену конкуренции - это результат действий подражателей, не желающих примириться с сильными сторонами лидера на рынке или признанных конкурентов (например, атака компании Lidl's на британском рынке продуктов питания на позиции компаний Asda, Sainsbury's и Tesco). 3. Конкуренты могут преподносить сюрпризы и выступать с предложениями лучших продуктов, которым отдадут свое предпочтение покупатели. "Умение превзойти других, свойственное конкурентам", непросто предсказать, но его можно наблюдать на примере того, как на рынке кофе инновационная марка Cafe Haag уступила бренду кофе без кофеина Nescafe Gold Blend. Нововведения могут получить значительное краткосрочное преимущество, но если конкуренты могут легко и просто имитировать инновацию (а также предложить другие преимущества), тогда автор инновации рискует получить совсем небольшую прибыль в долгосрочной перспективе. Например, компания Direct Line оказала существенное влияние на рынок финансовых услуг, предложив клиентам простые продукты и быстрый телефонный доступ. В начале 1990-х гг. это был один из самых громких успехов. К 1997 году положение компании Direct Line было близким к убыточному. Прямой телефонный маркетинг легко поддается копированию признанными фирмами - именно это они и сделали. 4. Незнание особенностей окружающей среды или рынка имеет место, если фирма, предлагающая инновацию, недостаточно хорошо изучила рынок или требования клиентов или не занимается отслеживанием и тщательным контролем окружающей среды с целью выявления признаков изменений. Социально-экономическими, технологическими, политическими и/или законодательными условиями и/или изменениями пренебрегают, на них не обращают внимания или недостаточно хорошо их понимают, что в результате приводит к неудовлетворительным объемам продаж после выпуска продукта на рынок. ■ Никому не нужная усовершенствованная мышеловка. ■ Очередное столкновение со стеной конкуренции ■ Конкуренты умеют превзойти других ■ Незнание особенностей окружающей среды или рынка ■ Продукт с медленно растущим объемом производства ■ Кризис цен Рис. 17.4. Причины провалов новых продуктов
Нежелание общества мириться с ревом двигателей "Конкорда" очень сильно недооценивали, - а именно это нежелание стало основным препятствием на пути к быстрому принятию сверхзвуковых самолетов другими авиакомпаниями. 5. Продукт с медленно растущим объемом производства не работает, или его преследуют технические проблемы (например, компьютер для офисов РС2000 компании Amstrad или сначала Rover SD1, а затем Rover Stirling на рынке США). 6. Кризис цен наступает, когда фирма, вводящая инновацию, устанавливает слишком высокую цену на новый продукт, но целевые клиенты при этом не считают данный продукт в чем-то лучшим или более ценным, чем существующие. Часто бывает так, что конкурент предлагает более дешевый продукт, и тогда фирма - автор инновации вынуждена снижать цену, а значит ей не удастся получить необходимую прибыль на капитал, инвестированный в инновацию. Несмотря на многократные повторные выпуски на рынок, мини-диск компании Sony, по-видимому, попадет именно в эту категорию, повторив судьбу видеодисков. ЗАПЛАНИРОВАННОЕ НОВШЕСТВО Поскольку все, связанное с инновациями, столь неопределенно, можно ли управлять ими? Применение формализованных процессов разработки новых продуктов позволяет достичь большего успеха по сравнению с импровизированным подходом к инновациям. Тем не менее нужно обратить внимание на различие между изобретением и инновацией. Первое - это открытие нового устройства или нового процесса. Справедливо будет сказать, что менеджеры не могут установить сроки появления новых идей или предсказать, когда будет определенное изобретение, и, конечно же, не могут знать, когда именно произойдет научное открытие. Изобретение нельзя запланировать. Нередко оно происходит по воле случая или благодаря настойчивости и находчивости ученого/ изобретателя. Совсем другое дело инновации. После того как сделано новое научное или техническое открытие или возникла идея нового продукта, вероятность успешной коммерциализации этой идеи зависит в основном от прозорливости руководства компании, занимающейся планированием выпуска нового продукта и формулировкой стратегии, а также от того, насколько квалифицированно идет разработка и выпуск на рынок новых продуктов. С момента открытия/рождения новой идеи до выхода продукта на рынок руководство и сотрудники фирмы могут непосредственно контролировать открытие/идею и оказывать на нее прямое влияние. Организации могут уменьшить риск, связанный с введением новых продуктов, увеличивая вероятность успеха путем внедрения процесса разработки новых продуктов, усовершенствованного и ориентированного на планирование (Wong et ai, 1992). Нет ничего случайного или специально подстроенного в результатах, достигнутых компанией Glaxo при выпуске препарата Zantac на рынок лекарств для онкологических больных, или компанией McDonald's в сфере быстрого питания - они добились успеха благодаря тщательной подготовке стратегий разработки новых продуктов. Процесс планирования нового продукта Большинство преуспевающих инновационных компаний разрабатывают процесс создания нового продукта, схематически изображенный на рис. 17.5 и связанный с процессом долгосрочного планирования компании в целом. Во-первых, компании должны определить миссию своего бизнеса, ответив на такие вопросы: Каким бизнесом мы занимаемся? И каким бизнесом мы хотим заниматься? Рассматривая потенциал роста объемов продаж и рыночной доли, а также прибыльности текущего ассортимента продукции компании и степени выполнения задач, связанных с ростом, руководство может начать выявление разрыва между достижимым и желаемым ростом. Можно определить роль новых продуктов и то, как изменить портфель направлений деятельности компании с целью достижения планируемого роста. Фирмы также должны решить, какие типы продуктов необходимо разрабатывать. Обычно новые продукты классифицируют по степени новизны для компании и для клиентов (рис. 17.6). Таким образом, можно выделить шесть категорий новых продуктов, каждая из которых означает уход компании все дальше от ее текущей деятельности, что является более рискованным: 1.Снижение себестоимости, то есть предоставление аналогичных характеристик при более низких затратах, чего, например, достигла компания Mercedes, выпустив новую серию автомобилей с кузовом "седан" С. 2.Повторное позиционирование, то есть существующие продукты предназначаются новым сегментам целевых потребителей или новым рынкам. Например, безалкогольный напиток Lucozade, традиционно предназначавшийся выздоравливающим после болезни, предназначается теперь сегменту молодых, которые заботятся о своем здоровье.
Рис. 17.5. Этапы разработки нового продукта во времени Источник: адаптировано из работы Booz et al. (1982) Рис. 17.6. Типы новых продуктов 3.Усовершенствование, или переработка существующих продуктов с целью совершенствования эксплуатационных характеристик или увеличения осознанной ценности и замены существующих продуктов. Японские производители автомобилей обычно модернизируют существующие модели, поставляя "новые продукты" с улучшенными эксплуатационно-техническими характеристиками и/или большим количеством дополнительных особенностей, вместо того чтобы разрабатывать радикально новые модели с нуля. 4.Дополнения к существующим линиям продукции, расширяющие сформированные линии продуктов компании. Сладкие и кислые соусы Mr Brain's Faggots стали дополнением к традиционному ассортименту продуктов компании. 5.Новые линии продукции, которые дают компании возможность впервые выйти на существующий рынок. Примером служат планы собственного капитала (Personal Equity Plans) компании Virgin. 6.Принципиально новые продукты, которые создают совершенно новый рынок, например, персональный плеер от компании Sony - Walkman, карманные компьютеры от компании Psion и оригинальная землеройная машина от JCB. В зависимости от объема продаж, доли на рынке и финансовых целей, поставленных компанией, а также от устойчивости текущего ассортимента ее продукции руководство должно выбрать соответствующий тип или сочетание типов продукции, или новый продукт, который предстоит разработать. Как правило, фирма должна вкладывать средства в разработку различных типов новых продуктов для того, чтобы поддерживать надлежащее и стабильное состояние портфеля продуктов. Определяя стратегическое направление, необходимо принимать во внимание функциональные возможности фирмы и имеющиеся у нее ресурсы. В табл. 17.1. представлены различные стратегические роли новых продуктов и типы, которые, очевидно, соответствуют каждой из этих ролей. Степень риска, связанного с инновациями, меняется в зависимости от типа разрабатываемого нового продукта. Планирование способствует снижению степени риска, а отсутствие планирования увеличивает риск, снижая вероятность успеха нового продукта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|