ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Управление ожиданиями клиентов и превышение их ожиданийИз рис. 16.5. ясно, что для полного удовлетворения организациям необходимо превосходить ожидания покупателей. Есть два пути достижения этой цели: предоставлять обслуживание высокого качества или управлять ожиданиями клиентов, занижая так, чтобы их можно было превзойти. Конечно, это не взаимоисключающие способы; напротив, их следует применять совместно. Берри и Парасураман (Berry and Parasuraman, 1991) предлагают ряд мер по управлению ожиданиями клиентов: ■ Обеспечить соответствие обещаний реальности. Явные и неявные обещания находятся непосредственно под контролем организации, но все же многие обещают то, что никогда не будет вы полнено, стремясь к заключению сделки. Обещания необходимо предварительно согласовывать с сотрудниками, ответственными за их выполнение, чтобы гарантировать достижимость поставленных целей. Следует уделять внимание и методам, которыми можно воспользоваться для того, чтобы продемонстрировать клиентам выполнение (или превышение) обещаний. ■ Акцентировать внимание на надежности. Ниже мы подробно опишем основные элементы оценки обслуживания. Важнейшим аспектом большинства услуг является надежность: пообещав сделать что-либо, выполняйте обещание, чтобы ваши слова не расходились с делом. Если предоставление обслуживания отличается надежностью, то в случае несоответствия критериев (например, способ предоставления) его общая оценка, скорее всего, будет приемлемой. Если предоставление обслуживания отличается надежностью, снижается потребность в доработке или в повторном предоставлении услуги, а это весьма заметный индикатор удовлетворительно выполненной услуги. Во время доработки ожидания клиентов, по всей вероятности, возрастут, следовательно, у вас будет меньше шансов успешно выполнить свою задачу. ■ Общаться с клиентами. Общение с клиентами для того, чтобы понять их ожидания и объяснить им пределы возможностей обслуживания, может стать действенным методом управления ожиданиями. Общение укрепляет терпимость, служит проявлением заботы о клиенте и может способствовать расширению зоны допустимости. Простым примером приема общения, используемого для того, чтобы снизить вероятность разочарования клиента (но не гарантировать полное отсутствие такого разочарования!), является заблаговременный телефонный звонок клиенту с целью предупреждения его о своем опоздании на встречу. Оценки Клиенты оценивают работу поставщика услуг относительно собственных ожиданий. Здесь также существует ряд факторов, обычно принимаемых клиентами во внимание при оценке предоставленного им обслуживания. Наиболее устойчивой классификацией является модель, предложенная Парасураманом и др. (Parasuraman et al., 1988). Она состоит из пяти составляющих, названия которых легко запомнить по аббревиатуре RATER (англ. - Reliability, Assurance, Tangibles, Empathy, Responsiveness - надежность, гарантии, материальные элементы, сопереживание, способность к реагированию). ■ Надежность - это способность поставщика предоставлять обещанное обслуживание с уверенностью и точностью. Другими словами, это соответствие спецификациям - когда слова не расходятся с делом. Во многих ситуациях, связанных с обслуживанием, надежность является единственным аспектом, наиболее важным для многих клиентов. Кроме того, что надежное обслуживание способствует укреплению удовлетворенности или восхищения клиентов, оно позволяет сократить затраты на доработку услуги и способствует укреплению морального духа сотрудников (Berry and Parasuraman, 1991). ■ Гарантия зависит от компетентности и любезности сотрудников и от их способности вселить уверенность и доверие к своим техническим навыкам. Клиенты хотят быть уверены в том, что они не отравятся едой, приготовленной шеф-поваром ресторана, а также в том, что механик на СТО сможет починить автомобиль, а бухгалтер будет работать так, что они не попадут в тюрьму за уклонение от уплаты налогов. Основой для гарантии служит профессиональная компетентность. Тем не менее одного только высокого уровня компетентности не может быть достаточно. Ее необходимо демонстрировать клиентам, и нередко для этого понадобится предъявление доказательств. ■ Материальные элементы - это наличие физических средств: оборудования, персонала, отчетов, коммуникационных материалов и т.д. Например, дипломированные бухгалтера-эксперты отлично понимают, насколько важным является то впечатление, которое производит на клиентов их внешний вид. К выбору автомобилей для партнеров и менеджеров в компаниях подходят с особым вниманием и тщательностью. С точки зрения клиентов, слишком дорогой или роскошный автомобиль может быть признаком того, что они платят за обслуживание слишком много, а чересчур дешевый автомобиль наводит на мысль, что дела в компании идут не особенно успешно. Таким образом, материальные элементы могут быть использованы в качестве индикаторов профессиональной компетентности. ■ Сопереживание состоит в том, чтобы уделять клиенту индивидуальное внимание и заботу. Именно это качество помогает хорошим врачам убедить пациента в том, что они действительно беспокоятся о его здоровье, а не просто лечат теперешнее заболевание. Сопереживание означает индивидуальное отношение к клиенту и заботу о его долгосрочных интересах. ■ Способность к реагированию - это способность организации позитивно и своевременно реагировать на просьбы и требования клиента. Некоторые предприятия, такие как Richardson Sheffield Ltd, производитель кухонных ножей под брендом Laser, добились устойчивого положения благодаря тому, что были более отзывчивыми к клиентам, чем конкуренты. Эта компания заявляет о том, что ответы на письменные запросы будут предоставлены в течение дня, на запросы, присланные по факсу, - в течение нескольких минут, на запросы, поступившие по телефону, - немедленно. На следующий рабочий день также могут быть предоставлены образцы продуктов, даже по новым спецификациям. На некоторых рынках мгновенное или почти мгновенное реагирование является особенно важным. Например, в Японии ключевым фактором успеха в отрасли производства лифтов является скорость устранения неисправностей, поскольку японцы просто ненавидят застревать в неисправных лифтах! Для проявления способности к реагированию, как правило, требуется гибкость. Просьбы клиентов нередко могут быть необычными, неожиданными. Организация, отличающаяся способностью к реагированию, должна по возможности предвидеть такие просьбы и в то же время предусмотреть в своих системах и операциях дополнительный потенциал, позволяющий реагировать на непредвиденные события. Пять описанных критериев качества обслуживания были выявлены в результате изучения различных ситуаций, связанных с обслуживанием, от банков до ресторанов, от строительства до предоставления профессиональных услуг (Parasuraman et at., 1988). Относительная значимость каждого фактора может быть различной, как и способ его проявления в любой ситуации, но снова и снова эти факторы оказываются существенными с точки зрения клиентов, оценивающих предоставленное им обслуживание. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|