ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Для разъемных соединений валов с посаженными на них деталями (шкивами, шестернями) применяют шпоночные соединения (рис. 121), которые обеспечивают передачу крутящего момента от вала к детали или от детали к валу. Шпоночные соединения разделяются на напряженные и ненапряженные. Напряженные шпоночные соединения выполняют с помощью клиновых шпонок, которые способны передавать как крутящий момент, так и осевые усилия. Клиновые шпонки изготовляют врезными, на леске, фрикционными и тангенциальными. Врезные шпонки имеют прямоугольное сечение и их устанавливают в общем пазу вала и ступицы детали. Эти шпонки могут передавать большие крутящие моменты. Шпонки на ласке устанавливают в паз ступицы детали. Они также имеют прямоугольное сечение и работают в результате одностороннего клинового защемления. Фрикционные шпонки устанавливают только в паз ступицы. Они прилегают к валу широкой гранью, которая имеет цилиндрическую поверхность по радиусу вала. Для таких шпонок паз в валу не делают. В этом случае сечение вала не ослабевает. При помощи этих шпонок деталь можно устанавливать в любом месте вала. Соединения фрикционными шпонками не могут передавать больших крутящих моментов, так как в этом случае вал проскальзывает относительно ступицы детали. Напряженные шпонки изготовляют с уклоном 1: 100 по длине одной из широких рабочих граней. Соответствующий уклон делают и в пазу соединяемой с валом детали. Шпонки заклинивают ударами молотка через мягкую прокладку, предохраняющую от повреждения головку шпонки. Тангенциальные (клиновые) шпонки используют при нагружении шпоночного соединения большими знакопеременными нагрузками. Такие шпонки врезают в вал широкой гранью, направленной по касательной к поверхности вала и детали. Тангенциальная шпонка состоит из двух односкосных клиньев с уклоном 1:100, составленных так, что рабочие узкие грани шпонки взаимно параллельны. Обычно в таком шпоночном соединении используют две тангенциальные шпонки, устанавливаемые под углом 120— 135° одна к другой. Тангенциальные шпонки при установке заклинивают ударами молотка по торцу широкой части одного из клиньев. При затяжке узкие шпонки упираются в стенки лаза вала и соединяемой детали и создают необходимый распор. Такие шпонки используют обычно при диаметре вала более 100 мм.
Рис. 121. Шпоночные соединения: а – врезные клиновые; б – на лыске; в – фрикционные; г – тангенциальные;
Ненапряженные шпоночные соединения выполняют при помощи Призматических и сегментных шпонок. Их устанавливают в пазах вала и детали без зазора по боковым сторонам, которые являются рабочими гранями. Широкие грани шпонок имеют зазор между ступицей детали, поэтому шпонки не расклинивают соединяемые детали и могут передавать только крутящий момент без осевых усилий. Призматические шпонки разделяются на обыкновенные и направляющие. Обыкновенные шпонки передают крутящий момент при неподвижном соединении вала и детали. Направляющие шпонки применяют для передачи крутящего момента в тех случаях, когда соединяемые с валом детали должны свободно перемещаться вдоль вала (кулачковые муфты, скользящие шестерни). Такие шпонки крепят в пазу вала винтами. Для извлечения шпонки из паза в середине ее делают отверстие с резьбой. При ввинчивании в отверстие винта конец его упирается в вал и приподнимает шпонку. Сегментные шпонки передают небольшие крутящие моменты на валах диаметром до 60 мм. Такие соединения просты в изготовлении: шпонки вытачивают на станке, а пазы на валу фрезеруют дисковой фрезой. При помощи шпоночных соединений крепят на валах цепные колеса буровых лебедок и цепных редукторов, шестерни на валах редукторов и коробок передач, шкивы насосов, силовых агрегатов и др. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|