ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Темы лекционных занятий1.1Тема: Композиция, ее основные виды и категории
Цель: обучить студента основным законам и композиционным принципам, правилам построения композиций, изложить общие закономерности теории композиции.
Ключевые слова: фронтальная композиция, целостность, пропорциональность, соподчинение, контраст, простота, новизна, точка, линия, цвет, объемная композиция, глубинно-пространственная композиция, симметрия, асимметрия, динамика, статика, ритм, пропорция. Основные вопросы: 1. Что такое композиция? Определите ее значение в дизайне. 2. Какие различают виды композиции? Назовите их основные признаки. 3. Кратко охарактеризуйте основные категории композиции. Краткое содержание: Композиция, ее основные виды и категории Современные знания и наука чрезвычайно расширили наши представления о ценности искусства и утвердили нас в убеждении, что формы предметов, которые создает человек, также подчиняются закономерностям, характерным для пластических искусств и составляют часть человеческой культуры, ее зримый облик. Творческая деятельность человека развивается в двух различных направлениях, выражая, с одной стороны, стремление отразить в рисунке, скульптуре или в цвете некоторые объекты и явления окружающего мира: людей, животных, предметы, события; с другой — стремление к созданию форм, не существующих в природе, творимых воображением и фантазией людей. Первобытный охотник, рисуя на кости или стене пещеры мамонтов, лосей или других животных, старался как можно точнее воспроизвести их формы. И тот же первобытный человек, создающий в помощь себе первые предметы домашнего обихода и орудия труда, творил и компоновал новые формы на основании своего опыта, почерпнутого из наблюдений над окружающим миром. На становление этих форм значительное влияние оказывал материал и инструменты, которые человек использовал в процессе работы. Эти два направления художественного творчества и ремесла человека проявляются на всех ступенях развития человеческой культуры, каждый раз приобретая новые специфические черты. Археологические раскопки являются доказательством того, что для каждого этапа развития человеческого общества характерны определенные формы орудий производства и предметов быта. В процессе общественного труда, овладения природой и совершенствования производства орудий труда, изменялся и совершенствовался сам человек, развивалась наука и техника, появлялись все новые и новые изделия. И каждое изделие — это не только продукт технической мысли. Оно должно быть выражено в конкретной форме, зримой и осязаемой, реализующей наиболее полно мысль изобретателя. Это распространяется на строительные объекты, машины, средства транспорта, инструменты, домашнюю утварь — на все, рожденное мыслью и рукой человека. Круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, конус и другие простые формы человек повседневно наблюдал в природе: круглая луна, шарообразное яблоко, конусообразные полевые цветы и т. п. Все эти формы используются при изготовлении различных предметов домашнего обихода. Так возникает проблема сочетания простых форм — проблема композиции. Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура. Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы, имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной; объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды. Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, фасады зданий, стенды наглядной агитации, ткани, ковры и т. д. Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатление ее монументальности. С приближением зрителя к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней. Примером могут служить станки, машины, бытовые приборы и т. п. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции. Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространства на ряд последовательных планов. Глубинно-пространственная композиция используется, например, в решении улиц, площадей, микрорайонов и т. п. Не существует, каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции. Однако познание различных примеров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия. Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная работа. Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коей мере не равнозначно знанию художественно-конструкторской грамоты. Нужно знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия. Для определения различных видов композиционного строя и различных зависимостей пользуются такими категориями, знакомыми по наблюдению за явлениями природы, как ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, динамика, статика, масштаб и масштабность, пропорция, контраст, нюанс и др. Законы композиции являются специфическим отражением объективных законов действительности и результатов художественной практики. В сложившихся на сегодня формулировках, названиях, количествах законов композиции встречаются разночтения, к которым необходимо относиться с пониманием в силу недостаточной разработанности и сложности вопросов композиции вообще. Это касается также закономерностей, средств и приемов композиции. Главное для композиционного процесса это возможность использования накопленного теоретического и практического материала. Воспринимать законы в искусстве следует творчески, не как догму, а как руководство в деятельности, особенно для начинающих художников. Выделим следующие законы: 1. единство и композиционная целостность (единство форм и содержания) 2. соразмерение 3. соподчинение 4. видоизменение 5. равновесие Композиционные принципы: а) функциональность и структурность (единство) б) ритмичность и пропорциональногсть (соразмерение) в) масштабность и контрастность (соподчинение) г) пластичность тональность (видоизменение) д) симметричность и тектоничность (равновесие)
1.2 Тема: Ритм — основа композиционных построений Одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству, упорядочения их расположения является ритм, который присущ различным явлениям и формам природы, трудовым процессам и т. д. Ритм — это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Ритм действует на наши чувства. Мывоспринимаем его не только зрительно, но и на слух. Скачущая лошадь ритмично отбивает такт. Ритмичны стук колес паровоза, музыка танца. Чем ритмичнее стихотворение, тем легче оно читается и запоминается. Источник звука воспринимается как ритмичный потому, что выдержан одинаковый интервал между звуками, ударами. Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамента. Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов. Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д. обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире. Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов. Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше. Желаемое впечатление от предмета можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности, продуманным и прочувствованным чередованием элементов, объемов, цветовых пятен и каких-либо деталей, как бы направляющих движение глаза в соответствии с выбранным ритмом. Как средство композиции ритм используется в художественном конструировании в тех случаях, когда он объективно предопределен конструктивной основой. Проявления ритма в технике весьма разнообразны. Он может играть активную организующую роль в композиции, становясь иногда ее главным стержнем. Широко используется цветовой ритм, в частности на производстве: цвет помещений, оборудования, рабочих мест, спецодежды, коммуникаций. Цветовой ритм создает своеобразный цветовой климат.
Возьмем лист бумаги, проведем рамочку на расстоянии до двух сантиметров от края и разграфим его прямыми линиями по вертикали и горизонтали через определенный интервал так, чтобы линии не выходили за пределы рамки. Получится членение ритмическое, но неинтересное, примитивное. Затем проведем не по одной линии, а по три вместе на расстоянии друг от друга 2... 3 мм, а между первыми и последующими тремя линиями сделаем расстояние 1... 1,5 см. Появится уже более интересный ритм. А если в тех местах, где вертикали и горизонтали пересекаются, закрасить образующиеся квадратики тоном, ритм станет еще более выразительным. Ритм можно строить не только на прямых, но и ломаных, волнистых линиях, на самых сложных пересечениях. Композиционные построения ритма при помощи точки, линии и их сочетаний. Вслед за линией назовем точку, котораямало что значит сама по себе, но при повторении дает декоративный эффект. Ознакомившись с линейным и точечным построением ритма, можно перейти к более сложным его видам, сочетая линию с точкой. За основу можно взять природный аналог — какое-либо несложное растение, например, цветок, плод, листок или насекомое. Их нужно зарисовать с натуры со всеми подробностями, а потом упростить рисунок, так, чтобы осталась контурная схема зарисовки, то есть трансформировать природную форму до технической, сохранив ее естественный ритм. Потом из этих элементов составить ритмический ряд, ритмическую сетку. Работая над этим заданием, нужно стремиться к законченной ритмической композиции, чтобы не возникло впечатление случайного обрыва. Допустим, что за основу орнаментального ритма вы взяли природный аналог — бабочку. Половина бабочки попадает в рамку вашего изображения, а вторая не помещается. Чтобы этого не случилось, нужно прежде всего проверить все в черновике на малом размере, а чистовик желательно разметить по горизонтали и вертикали. Иначе композиция ритма будет выглядеть случайным фрагментом целого. 1. Можно ли ритм считать основой жизнедеятельности человека? 2. Как нарушение производственного ритма сказывается на трудоспособности рабочего? 3. Ритм понятие человеческого воображения или творение природы? 4. Какие растения или насекомые более всего пригодны для стилизации ритмического ряда? 5. Назовите признаки, по которым отбирают природный аналог для ритма. 6. Какие изобразительные средства существуют для выражения ритмических и метрических построений? 7. Можно ли использовать комбинаторный прием при поиске ритмических и метрических построений?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|