ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тенденции 1920 – 30х гг.
Немецкое кино
1920е гг. – экспрессионизм, развитие основных наработок в ‘20-30е гг. Главный конфликт - зло и добро (но конфликт опоэтизирован, привлекателен, культивируемая сила воздействия, воли). Режиссер Фриц Ланг претендовал на сценарий «Кабинета доктора Калигари»: Ланг пытался сменить акцент режиссера Тео фон Харбоу (женщина) в сторону равенства сил добра и зла: Гитлер → Харбоу вошла в десятку женщин-режиссеров нацисток, а Ланг едет в США, снимает «Ярость».
1. Экспрессионизм (“Кабинет доктора Калигари”, “Носферату”, “Убийца среди нас”, “Раскольниковы”).
2. Неоромантизм («Метрополис», цикл фильмов о докторе Мабузе, «Нибелунги»). Неоромантизм – в центре исключительная личность, исключительные обстоятельства. · Конфликт: личность и общество, зло культивируется как абсолютное начало, констатируемое трагически – но зло объективное (иррационализм, жажда власти и пр.) · Экспрессионистическая техника + романтический конфликт (личность)
«Метрополис» Подземный город, в котором живут рабочие, модель общества, в котором есть разделение на людей интеллектуального и людей физического труда. Люди интеллектуального общества, абсорбированный мозг, гении (это физически слабые люди) – их сила направлена на власть, создание элиты, культивацию силы личности, создание роботов, промышленное компьютеризированное производство (синтез гениальности и злодейства) = квинтэссенция немецкого общества (ницшеанские идеи); двойственная слава Ницше – высокие идеи, но в то же время фашистские идеи. Метро и сам город Метрополис – люди только физического труда, низшая каста, только физическая сила; тяжелые социальные условия для рабочих порождают конфликт между (1) и (2) → чтобы усмирить рабочих, гениальное злодейское общество изобретает куклу Мари, которую любит народ Метрополиса = Дева Мария (символ добра) → гении создают куклу по образу Девы Марии, которая должна была привести город к бунту особого рода: эротическая энергия куклы – символ бунту, пробуждение низменных инстинктов, биологического начала в низах → порождение физического инстинкта (животное, злое начало первично) → Мари полностью подавляет рабочих, сам конфликт города разрешается в пользу зла. Эффект “Фашистского шествия” – система построения массовых оргий → затем этот эффект использовался нацистами.
Цикл фильмов о Мабузе («Завещание доктора Мабузе», «Загадка доктора Мабузе», «1000 глаз доктора Мабузе» - в каждом из нас есть Мабузе или где-то рядом с нами, над нами, т.е. внутри нас есть это начало) Мабузе находится в тюрьме, в клинике для душевнобольных (закрытое пространство, но у него есть шпионская система, через которую он общается с внешним миром). Синтез жанровых элементов: в образе Мабузе заложена идея сверхчеловека (Ницше) + сила гипноза, управления личностью, власть (все его окружение подвергнуто его влиянию) → он пробуждает в людях желание власти (агрессивное начало, обращение к злу). Мабузе – сверхмозг, создавший сеть людей-функционеров, выполняющих все его желания ≈ идея образа самого Гитлера (человек, отличающийся психической патологией + гениальность + жажда власти, соотносимая с безумием). Даже окружение, общество провоцирует появление такого человека, в обществе изначально живет жажда найти центр поклонения (авторитет) – Христос и Антихрист. Иррациональное начало, интеллект, зло, сильная личность → подчинение себе.
«Нибелунги» Тео фон Харбоу и Ланг – подход к образу Зигфрида: – герой нового типа, человек, изначально имеющий благородные мотивы, которые он утратил (проблема власти) – идея возвышения, подчинения своей воле (этот мотив изначально преобладает над замыслом) Зигфрид идет через жертвы (затрагивается проблема оправданности идеи любыми жертвами Достоевского). Всякий, идущий к цели через жертвы, теряет нравственное начало → трансформация человека (немецкий контекст – идеология ‘30х гг.).
3. Камерная драма · психологическая драма · повествование об одном конкретном человеке без мистического ореола · реалистическая психологическая драма с элементами социальности и философского немецкого конфликта (всегда есть идеи)
«Безрадостный переулок» (режиссер Георг Фабст снимались Аста Нильсон, Грета Гарбо) Показана жизнь безрадостного переулка, дом буржуа, хлебная лавка, публичный дом; два варианта – (1) нет еды, средств; (2) – нет любви, есть все, но ничто не радует. Изображено общество потребителей – не духовное, а биологическое начало; у каждого человека своя внутренняя драма, но не раскрывается – почему именно драма (зритель домысливает).
«Голубой ангел» (режиссер Джозеф Штенберг, снимались Марлен Дитрих, Яннингс) Штенберг обратил внимание на Марлен Дитрих, сделал из неё звезду, создав ей неповторимый образ. Показана жизнь учителя гимназии – он очень правильный, нравственный, светлый человек в начале фильма; однажды он видит у учеников открытку с изображением Марлен Дитрих (её героини), к открытке была приклеена юбка из перьев (если на неё подуть, она поднимется и обнажаться панталоны). Отобрав открытку у учеников, учитель однажды, сам того не понимая, дует на эту юбку → в нем пробуждается биологическое начало → герой спускается в кабачок, в котором выступает героиня Дитрих (образ Л. Орловой будет создан по принципу образа М. Дитрих). Учитель становится любовником этой женщины, а сам начинает работать в этом же заведении клоуном (сам становится хуже, чем героиня Дитрих была в жизни). Внутренняя трагедия героя – он мечтает вернуться в гимназию (чистое, светлое место), приходит в класс, садится в темноте на стол (на нем костюм клоуна) и издает тот звук, который он издает во время выступления в варьете = беспросветность. Яннингс снимался в фильме Штенберга «Варьете» – фильм об акробатах цирка: семейная пара в жесточайших условиях цирковой жизни = безрадостная жизнь → абсолютный распад в обществе, кризис интеллигентского мышления.
«Последний человек» (режиссер Мурнау) Фильм посвящен проблеме «маленького человека» – повествование о старом швейцаре, который всю свою жизнь носил лакейскую форму, в нем никогда не просыпалось человеческое достоинство, он всегда подчинялся другим → его отправляют на пенсию → бунт человека – он пытается доказать, что он еще может работать, но однажды не может поднять сундук, который не подняли бы и несколько человек → героя все же увольняют, но ему не на что жить, и его берут в эту же гостиницу мойщиком полов (на контрасте показаны люди в ресторане гостиницы). Герой заболевает, но до своей физической смерти он умирает внутренне (духовно). «Последний» человек – в социальном плане.
Этот период в истории немецкого кино выразился в определенную ситуацию:
Кинематограф остальной Европы этого времени:
Американский кинематограф:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|