Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Французское кино 1930х гг.




 

Анализ картин

 

I. Жан Виго «Аталанта»

Сюжет: исследование психологии молодой семейной пары (в свадебном путешествии на барже по реке; помимо них на барже только капитан и больше никого), вся история вписана в провинциальный французский контекст, где нет крупных городов, а только маленький городок и маленький человек → французы от высокого интеллектуала обращаются к теме маленького человека.

Пространство и время: фильм очень герметичен – изначально фильм не выходит за рамки баржи, каюты → психологические проблемы, которые молодые люди не могут преодолеть: почему их иллюзии не реализовались в жизни? → тоска, скука, сплин → в замкнутом пространстве все, что они не договорили (их претензии, обиды), стало явным → они начинают узнавать друг друга заново = герметизм.

· В какой степени растет отчуждение? В середине фильма наблюдается не сближение молодой пары, а открытый конфликт внутри неё → они – абсолютно разные люди: женщина хочет жить в крупном городе, где правят деньги, страсть, а мужчина хочет жизни в маленьком провинциальном городке, семью → в её глазах он становится абсолютно примитивным существом, ничтожеством.

♪ Виго не показывает, на чьей он стороне.

Во второй части фильма женщина впервые оказывается в крупном городе, заходит в кафе, казино и пр. Но в большом городе – та же пустота, что и на барже → одиночество с мужем более предпочтительно, чем одиночество в большом городе → молодой муж ищет свою жену, находит её в городе, они возвращаются на баржу, плывут обратно.

Символизм: вся человеческая жизнь – одиночное плавание в никуда = человек всегда одинок (поэтическая констатация). Плавание вписано в пейзажный контекст = использование панорамы (поиск смысла жизни).

 

II. Лучшие фильмы 1930х гг.

«День начинается»

«Набережная туманов»

«Вечерний посетитель» (снят во время войны)

«Дети райка» (выходит позднее)

 

«День начинается»

- очень острый, трагический фильм

- в главной роли снялся Жан Габен (проблема маленького человека)

В центре фильма – простой рабочий, лишенный интеллектуальной рефлексии, но это очень светлый человек. В цеху, где работает главный герой, появляется цветочница, в которой герой видит ангела, чистый образ, - он пытается сблизиться с ней. Но между ними существует пропасть, о которой он не подозревает изначально, - эта женщина не может стать ему по-настоящему психологически близкой.

Квартира цветочницы (роль деталей): героине хочется красоты, но красота, которой она себя окружает, поверхностная. Открытки, брошки, цветочки – дешевые вещи, безвкусица = порок пошлости (параллель с мадам Бовари Флобера). Между истинными ценностями и их сентенцией героиня выбирает имитацию ценности = она – лишь красивая кукла, и герой это понимает. → Трагизм ситуации в том, что герой искренне любит её. Он узнает, что она встречается с дрессировщиком собачек из цирка (дрессировщик, как и цветочница, лишен психологизма). Героиня ищет демонического мужчину и находит его в дрессировщике, её привлекает его жестокость = психоаналитический уровень.

В чистом ангеле героини обнаруживается вторая сторона = Мораль: сам мир и всё в нем – лишь видимость, то, что нам кажется.

В цирке главный герой знакомится с помощницей дрессировщика, которая кажется абсолютной противоположностью цветочницы: в этой женщине много эротизма (костюм, грим, манеры), демонизма, пошлости, но её пошлость внешняя, а сознание героини = совершенная противоположность двуличному миру (это женщина с трагическим мироощущением, с осознание своего одиночества). Эта женщина способна на подлинное чувство – она искренне полюбила главного героя.

Любовный четырехугольник: главный герой + цветочница + дрессировщик + помощница дрессировщика

Трагизм: чувство не может быть взаимно

Кульминация: главный герой в порыве ревности убивает дрессировщика, потом закрывается в своей комнате (его ищет полиция).

Деталь: герой по привычке заводит будильник на 4 часа утра, чтобы идти на работу → ночь заканчивается, герой застрелился, → звенит будильник, но идти на работу уже некому.

· всё изначально предрешено, абсолютная обреченность добра (экзистенциализм)

· значение названия «День начинается» – бессмысленная цепь событий жизни человека

 

«Набережная туманов»

 

- туман = беспросветность, человек ничего не видит вокруг себя, нет четких очертаний, яркого света = иллюзия мира

- в главной роли Жан Габен

Трагизм: желание и одновременно невозможность жить.

Главный герой – дезертир, который бежит из армии, чтобы не участвовать в массовом убийстве.

· череда знакомств = попытка смешаться с обществом, затеряться.

· желание уйти от зла

Нелли – девушка, в которую влюбляется герой; в Нелли тоже есть двойственность – она всю жизнь прожила под опекой старого время, который любил слушать Бетховена. В образе еврея-ростовщика (деталь – подвал, в котором еврей хранит вещи) воплощена идея разврата: старый развратник держит Нелли в неком плену, ♪ но зритель так и не получает явного подтверждения – нравится ей или нет такая жизнь?

Идея: добро (Нелли) само тянется к злу (старик) и получает непонятное удовлетворение от этого, т.е. зло первично (сильная личность), а добро тянется к нему.

Главный герой мучается от ревности + он оказывается связанным с мафией (образ мафии XX века: черные очки, белые плащи, тонированные стекла автомобиля, черные лимузины). Герой не может найти выхода из ситуации, → решает бежать в Америку, но не может найти в себе силы подняться на борт корабля (не может оставить всё, в том числе Нелли, здесь, а, прежде всего, этим он предаст себя), → поднявшись на борт, сходит с корабля, идет по улицам (идет, чтобы умереть), → черный автомобиль мафии настигает героя, расстреливает его, скрывается. Герой падает на мостовую, но к нему даже никто не подходит (рядом в кафе, в магазинах много людей).

· влияние экзистенциализма = психологический рубеж, необходимость выбора

· если герой выбирает благородство, он одновременно выбирает смерть

 

Во время 2-ой мировой войны Франция сдалась без боя, → художники первого поколения едут в Латинскую Америку, → их возвращение во Францию становится невозможным (их расценили предателями).

 

«Вечерний посетитель»

 

- псевдоисторический контекст – эпоха Средневековья, в центре фильма – замок

· Аллегорический прием: Ангел Добра (мужчина) и Ангел Зла (женщина) – они ведут философский спор о том, что в итоге победит – добро или зло?

Зло дает обещание обратить в зло всех обитателей замка:

- барона (хозяина замка), который молится о своей жене

- молодого рыцаря

- дочь барона

Ангел Зла – женщина – обладает поразительной красоты внешностью: в ней есть что-то от мужчины, но она очень красива.

Вторая часть фильма несколько затянута: в начале фильма Зло показано серьезным (трагическая победа зла над добром), но тогда получилось бы, что фашисты должны были бы победить, → развитие фильма переигрывается: Зло во второй части превращается в несколько смешное начало, возникает любовная линия между Ангелами Добра и Зла = надежда всегда есть.

 

«Дети райка»

 

- в главной роли снялся Жан Луи Баро – известный французский мим ≈ Пьеро (страдание в нем заложено изначально)

· Универсальная французская культурологическая тематика

Клоуны – самые печальные люди, философы, чувствующие глубину и беспросветность жизни.

Женская натура – двойственность → главный герой оказывается связанным с женщиной, в которой есть инстинкт подавления → именно она вызывает любовь Пьеро → женщина достается Арлекину → трагедия Пьеро. Даже когда появляется светлая женщина, она проигрывает этой несовершенной женщине.

Трагизм: почему Пьеро не может полюбить такое же светлое начало, как и он сам?

 

Франция этого периода переживает глубокий кризис, за которым следует период восстановления (послевоенный период), когда люди не оставляли Францию в трудное время (де Голль, Камю).

· Силен экзистенциализм (литература, кино)

· Снято много фильмов о философии жизни

Брессон, фильмы «Дневник сельского священника», «Приговоренный к смерти бежал» – герметичные картины, посвященные экзистенциальным вопросам.

 

«Дневник сельского священника»

 

Священник несет службу в провинциальном городе, где он соотносится с пороками прихожан → он не может навязывать им добро, но должен бороться со злом.

Трагизм: священник тяжело заболевает, но в нем до конца его дней живет свет. Даже если в нем есть светлое начало, он один не может противостоять злу.

· Католические мотивы, религиозность, философская полемика, споры → антикатолические высказывания.

 

Итальянское кино ’50, ’60, ’70х гг.

 

Довоенный кинематограф Италии:

1) «Салонные мелодрамы» для аристократической элиты

2) Итальянский вестерн

3) Некоторые другие отступления, но в целом 1) и 2) были доминирующими жанрами в итальянском кино этого периода

Фашистское давление привело к тому, что итальянский кинематограф переживал тяжелый период; в конце войны начинается новое очень сильное движение, в котором итальянские режиссеры высказали все, что не могли сказать раньше.

 

Режиссеры:

 

Л. Висконти, «Земля дрожит»

Ф. Феллини, «Дорога», «Ночи Каберии»

М. Антаниони

П.П. Позалини, «Аккатоне», «Мама-Рома»

Б. Берталуччи

М. Фирелли

Бр. Фтовиани

М. Билоккио

Л. Ковани

 

Первый послевоенный период (с ’43 года) связан с зарождением и развитием итальянского неореализма (обращение к простому рабочему человеку, тема маленького человека; образ простолюдина, бедных кварталов, провинции, простых людей, в том числе в Риме). К неореалистам относятся все перечисленные режиссеры, а также Дзавотини («Похитители велосипедов»), Витторио де Сика.

 

Своеобразие картин:

 

· Жизнь дна, бедных людей появляется в итальянском кино впервые (экономический кризис Италии, поиск своего пути, тема маленького человека в огромном городе).

· Показываются частные события обыкновенной жизни (работа, условия жизни, проблемы человека) – бытовой контекст, ущербный вид столицы; мрачное, темное существование, но с необыкновенным оптимизмом, надеждами, ожиданиями чуда.

· Появляются проблемы уголовного характера («Аккатоне» – о проблемах сирот, беспризорников, их агрессивный бунт, воровство, формирование культа сильной личности, стремление к благополучию).

· Это фильмы с историзмом, социальностью, психологизмом

· Глубина и зрелищность

 

Висконти, «Рокко и его братья» (снимались молодые Ален Делон и Анни Жерардо)

Главный герой (Ален Делон) оказывается в своей семье страдальцем – образ Пьеро. Грани герой и самого Делона: физическая и духовная красота (смирение, трепет, робость + умение актера это сыграть). Герой работает боксером только ради того, чтобы прокормить семью (ему тяжело и противно этим заниматься) = контраст грязи, несправедливости мира спорта, бизнеса и чистоты, красоты героя.

Анни Жерардо играет девушку Надю, в которую влюбляется главный герой.

 

Феллини, «Дорога»

· Противопоставление добра и грубого зла

- камерный культурологический фильм

- мотив дороги = путешествие внутрь самого себя

Главные герои – актеры бродячего цирка: героиня – маленькая, добрая, светлая женщина (ангел), её слепая любовь к жестокому мужу, которая не разбирает ни зла, ни добра.

· Любовь как чудо, она ценна сама по себе, она живет вопреки разуму (красота и высота духа)

· Чтобы подчеркнуть абсолютную степень добра, Феллини использовал налет сумасшествия на героине.

 

Литература по курсу «История кино»:

Жорж Садуль_»Всемирная история кино»

Ежи Теплиц_»История кино»

«История кино» (ред. В.П. Утилов), ВГИК (3 тт.)

 

Вопросы к тестам

 

1. Дата создания кинематографа (дата первого показа).

2. Кинематограф братьев Люмьер (две основные тенденции в первых показах).

3. Игровое кино Жоржа Мильеса.

4. Что такое «опосредованный» («косвенный») монтаж?

5. Основные черты немых картина Скандинавских стран.

6. Формирование жанровой системы в немом кино.

7. Психологический кинематограф Якова Протазанова.

8. Эстетский кинематограф Евгения Бауэра.

9. Кинематограф США и первые фильмы Эдвина Поттера (формирование вестерна).

10. Французский авангард 1920х гг. (имена, фильмы, основные принципы).

11. Сюрреализм и конструктивизм (картины Ф. Леже).

12. Киноавангард в СССР (творчество Дзиги Вертова).

13. Творчество Эйзенштейна (теория монтажа, монтаж аттракционов, идея агрессивного кинематографа).

14. Кинематограф США 1920 – 30х гг. (создание Голливуда).

15. Своеобразие американских комедий 1920 – 30х гг. (М. Сеннет, творчество Ч.С. Чаплина).

16. Принципы монтажного кино Дэвида Уорка Гриффита (параллельный монтаж).

17. Интеллектуальный кинематограф Орсуна Уэллса (основные черты фильма «Гражданин Кейн»).

18. Немецкий кинематограф 1930х гг. (основные направления: экспрессионизм, неоромантизм, камерная драма).

19. Неоромантические мотивы и экспрессионистская стилистика в фильме Роберта Бене «Кабинет доктора Калигари».

20. Культ демонической личности в контексте идей Ницше и Фрейда («Доктор Мабузе», «Убийца среди нас», «Метрополис»).

21. Поэтический реализм во французском кино 1930х гг.

22. Послевоенный кинематограф Италии (неореализм).

23. Картины Лукино Висконти («Гибель богов», «Смерть в Венеции», «Людвиг»).

24. Кинематографическая деятельность Пьера Паоло Позалини (неомифологизм).

25. Анализ психологических комплексов человека в фильмах Лилианы Ковани «Ночной портье», «Берлинское дело», «По ту сторону добра и зла» и фильме Марко Фирелли «Большая жратва».

26. Творчество Микеланджело Антаниони (основные фильмы, черты).

27. Общая характеристика деятельности Бернардо Берталуччи и Франка Диферелли.

28. Французский кинематограф кон. 1950х – нач. 1970х гг. «Новая волна» и её роль во французском и мировом искусстве.

29. Роль Андре Бозена в становлении теории и идей реализации «новой волны» (что такое «камера-перо»).

 

Послевоенный кинематограф Италии

 

Реорганизация всего кинематографического процесса определила то, что итальянский послевоенный кинематограф становится самым сильным в этот период. Особенности итальянского кинематографа этого периода:

1) Необыкновенная психологичность, прогрессивность, смелость в области анализа патологий буржуазного мира, анализ психологической природы человека, европейской морали середины 20 века, исследование причин, приведших Европу (и Италию в частности) к фашизму: → появление психологических и психоаналитических картин, характеризующихся философской проблематикой, остросюжетностью, высоким кинематографическим уровнем (композиция кадра, цветовая разработка – это пришло из итальянской живописи вместе с открытием основных законов гармонии изображения).

2) Большая часть картин носила критический характер и при отсутствии морализаторского начала анализ был очень жесткий (часто на грани антиэстетизма): → довольно много картин было запрещено к показу:

· «Свинарник», «Соло, или 120 дней Содома» П. Позалини

· «Ночной портье» Л. Ковани

· «Людвиг» Л. Висконти был сильно изменен цензурой

· «20 век» Берталуччи

· «Большая жратва» Фирелли

· «И корабль плывет» Феллини

 

Лукино Висконти

 

Аристократ по происхождению; отличался необыкновенной интеллектуальной эрудицией, сверхэстетизмом, утонченным пониманием красоты, страстью к дорогим вещам, антиквариату, декору (всё это нашло отражение в его картинах, особенно в цветных). С точки зрения личной биографии: нетрадиционная sex-ориентация, его возлюбленный – Хельмут Бергер – снимался в фильмах самого Висконти:

- играл главную роль в фильме «Людвиг» (Роми Шнайдер играла королеву Елизавету, любимую жену Людвига)

- играл главную роль в фильме «Гибель богов»

- снимался в «Семейном портрете Вальтерьери»

Помимо кинематографа Висконти сделал огромное количество оперных постановок в итальянских театрах и вообще имел репутацию профессионала в области роскошных костюмных постановок.

Фильмы Висконти отличает:

· красота кадра

· глубина содержания

· нерв, экспрессия, сильное чувство

 

«Гибель богов» – это мощная семейная сага о двух поколениях магнатов сталелитейного производства (основатель клана и его дети-наследники).

- Агрессивные психологические противоречия между поколениями на фоне становления фашизма

- Проблема: как фашистская идея переламывает сильный буржуазный менталитет, что происходит с каждым членом этой семьи в отдельности: кто-то становится эсесовцем, кто-то бежит и т.д. – Висконти показывает моральное и физическое вырождение нации.

- Психологический анализ: что личность находит в фашистской идеологии?

 

«Людвиг» - исторический фильм, но проблема не столько историческая, сколько проблема психологии уникальной личности (в центре – историческая фигура Людвига Баварского).

На первом этапе своей жизни Людвиг – романтичный человек, приближает к себе людей искусства (Вагнера), окружает себя красотой, искусством (он умеет ценить прекрасное), оплачивает постановки. Все деньги Людвиг тратит на строительство замков (они сохранились до сих пор), в одном из них был грот с озером.

На втором этапе жизни Людвиг приходит почти к безумию (его любовь к Елизавете остается непонятой), он перестает общаться со своим бывшим окружением, закрывается в локальном пространстве вместе с молодыми юношами-слугами, придворными охотниками и пр. Психологический распад личности, он опускается внешне.

 

«Смерть в Венеции» (по произведению Томаса Манна).

В главной роли – Дир Богарт; фильм представляет собой экранизацию литературного произведения, достаточно близкую к тексту.

 

Пьер Пауло Позалини

 

- яркая трагическая судьба

- нетрадиционная sex-ориентация (существует версия, что он был убит одним из своих любовников)

- кинематографист, поэт, писатель, постконструктивист

- является культовой фигурой итальянского кинематографа благодаря фильму «Евангелие от Матфея»

- неомифологический цикл: «Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Медея»

· Кризис Позалини → попытка преодоления кризиса: Позалини снимает «Трилогию жизни» (об эпохе Возрождения, которую Позалини считал наиболее жизнеспособной эпохой; фильм снят по «Декамерону» Боккаччо), однако подлинной глубины фильмов Позалини в этих картинах нет. Позалини снимает фильмы «Свинарник», «Теорема», «Соло, или 120 дней Содома» (max пессимистические и глубокие картины).

 

«Евангелие от Матфея» - в основе фильма лежит текст Евангелия от Матфея, но он наполнен духом 1960 – 70х гг. (это период молодежных движений, бунта, «оттепели» в Европе); образ Христа – образ хиппи, страдающего за новые идеалы, настоящую духовность, противостоящего буржуазной морали старшего поколения, породившего фашизм.

- этот фильм входит в неомифологический цикл Позалини

 

«Теорема»

Фильм о буржуазной семье, в которой неожиданно появляется молодой человек (его появление не мотивировано, не объяснено) – это своеобразный Люцифер XX века (имморализм, фашизм) → молодой человек подвергает своему влиянию (в том числе эротическому) всех членов семьи = разлагающая сущность, имморалистическое начало → ощущение недосказанности фильма.

- философско-психологический фильм + символические знаки

 

«Соло, или 120 дней Содома»

Позалини обращается к М. де Сад (роман «120 дней Содома» с его механистическими описаниями насилия) → Позалини берет роман за основу и переносит идею в плоскость XX века + добавляет закрытое пространство загородного замка в итальянской провинции. В этом замке закрываются либертены (проводники анархии), которые получают наслаждение от насилия, подавления чужой психики – психоаналитический аспект: Позалини показывает внутреннюю специфику фашистского мироощущения (оргии, насилие) → фильм шокировал общество → существует версия, что Позалини был убит неофашистами, не принявшими критики в свой адрес.

- фильм был запрещен к показу

Мысль Позалини: этот фильм может смотреть только тот, кто сам внутри является либертеном (недвусмысленное высказывание заставляет сомневаться в психологической устойчивости режиссера).

 

Лилиана Ковани

 

- специфический женский кинематограф (жесткие картины)

- сама Ковани даже внешне напоминает мужчину

 

«По ту сторону добра и зла»

- фильм о Ницше и его жизни, увлечениях, философии и её проявлениях в личности самого Ницше

- снималась Доминик Сандра – французская актриса, модель

 

«Ночной портье» - посвящен истории противоестественной любви узницы лагеря к её надсмотрщику

- фильм был запрещен к показу;

- снимались Шарлота (?), Дир Богарт (мужской образ в фильме – эротизм человека в форме)

- фильм снят на основе реальной истории

· отношения мужчины и женщины – садомазохистский роман между героями (оба в робе, он с оружием) → насилие, но оба получают удовольствие от этого

После освобождения лагеря герой Богарта скрывается, становится членом подпольной неофашистской организации; героиня выходит замуж за дирижера, уезжает в город (сама она аристократка по происхождению). Однажды они встречаются, между ними опять вспыхивает страсть, тот же садомазохизм, но с большей глубиной – другой жизни для них не может быть. Она уходит от мужа к нему, они вынуждены скрываться, закрываются в квартире (замкнутое пространство); остальные члены фашистской организации требуют, чтобы они вышли. Он надевает свою форму надсмотрщика, а она – свое детское платье, в котором она попала в лагерь (тогда она была еще совсем юной); они выходят из дома, идут по мосту, – их расстреливают.

Символы: еще в начале фильма герой дарит узнице подарок – коробку с головой другого надсмотрщика, который истязал её (евангельский сюжет о Соломее, попросившей голову Иоанна Крестителя).

· Идея: отторжение интеллигентного мужа-дирижера = выбор между правильностью, чистотой, красотой, эстетством и иррациональностью, патологией: → это выбор противоестественный.

· Природа всегда довлеет над культурой.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных