Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические пояснения. Наиболее существенными для проектного формообразования отношениями являются отношения морфологии, структуры




Наиболее существенными для проектного формообразования отношениями являются отношения морфологии, структуры, функции и конструкции, а также отношения между материалом, конструкцией, функцией и формой. Существенность и значимость этих взаимоотношений определяется тем, что материал, конструкция, функция и форма не только составляют основу информационно-смыслового содержания любой искусственной системы, но при этом еще и отличаются относительно большой степенью самостоятельности и независимости друг от друга. В частности, имеется в виду, что одна и та же функция может быть обеспечена за счет совершенно различных конструктивно-технических решений, а одна и та же конструкция может быть воплощена в принципиально различные материальные формы. Причем вполне возможно и иное их соотношение, т.е. когда одна и та же конструкция может быть использована для обеспечения совершенно различных функций, а одна и та же форма —придана принципиально различным конструкциям.

Материал, конструкция, функция и форма являются, с одной стороны, едиными и нерасторжимыми компонентами предметного содержания любой искусственной системы, а с другой -- конкретные формы их взаимоотношений отличаются большой степенью неоднозначности, изменчивости и вариативности.

Для решения подобных задач существуют различные подходы, методы и средства.

Первый подход основанный на методах, приемах и средствах гармонизации отношений между материалом, конструкцией, функцией и формой объекта. При этом важно ни в коем случае не абсолютизировать их нельзя применять слепо в процессе художественно-композиционного формообразования. "Средства гармонизации" наиболее правильно использовать не в качестве исходных принципов формообразования, а для визуальной корректировки тех или иных свойств и признаков предметной формы.

Второй подход, в основе которого, лежит принцип естественного становления гармонии проектируемого архитектурного объекта непосредственно, в процессе последовательно-органичного его художественно-композиционного формообразования, когда отношения между материалом, конструкцией, функцией и формой определяются законами тектоники.

В теории композиции категория тектоники справедливо рассматривается как одна из центральных и наиболее существенных, с точки зрения закономерностей художественно композиционного построения предметных форм в области архитектуры и дизайна, где доминирующую роль в процессе формообразования играют именно материал, конструкция и функция.

Категория тектоники исторична по своей сути. В визуальном поле тектоники отражаются символические смыслы и содержание, которое эпоха вкладывает в них. художественная выразительность строительных элементов, конструкций и материалов здания имеет свои особенности и возможности в соответствии с практическим назначением и композиционной ролью конструктивные элементы получают ту или иную форму и определенную художественную характеристику. В зависимости от замысла они могут получать характеристику присущую тектоничности или атектоничности.

Однако, традиционно тектоника определяется как зримое отражение в форме архитектурного объекта "работы" конструкции, или еще как "искренность" формы в отношении конструкции и материала. При этом, "работа" конструкции понимается как совокупность ее внутренних напряжений, возникающих под действием всевозможных физических сил и механических нагрузок в соответствии с законами гравитации, статики динамики, сопротивления материалов и т.п.

«Эстетическое осмысление и визуальное выражение этих напряжений в характере объемно-пластического строения элементов конструкции и их пространственно-структурных связей — основной смысловой стержень понимания тектонической выразительности в теории архитектуры и в некоторых современных концепциях композиции в дизайне» ( О. В. Чернышев. "Формальная композиция ).

В связи с изложенным, при рассмотрении принципа тектонического формообразования студенты должны ясно различать в предметном содержании проектируемого объекта (т.е. в его материале, конструкции, функции и форме) такие уровни организации как: художественно-композиционный, инженерно-технический и социально-культурный.

По своему содержанию уровень социально-культурной организации предметной формы имеет непосредственное отношение не к формообразованию, а к смыслообразованию и в полной мере обретает свою значимость в реальной проектной деятельности, поэтому он может быть использован в учебном процессе как некая эпохальная метафора формообразования.

Поскольку принцип тектонического формообразования охватывает все уровни организации предметной формы,то в полном соответствии с их спецификой следует ясно различать,присущие современности принципы тектонической выразительности, нашедшие свое воплощение в творчестве С. Калатравы, Ф. Герри и других выдающихся мастеров мирового класса.

Принцип выразительности, основывающийся на законах психологии восприятия и связанный с выделением и визуальной акцентировкой существенных свойств и признаков предмета с целью гармоничной организации его художественно-композиционной формы называют часто в литературных источниках как тонический принцип

Тектонический принцип выразительности основан на законах физического строения предмета и связан с выделением и акцентировкой доминирующих силовых напряжений с целью гармоничной организации его инженерно-технической формы.

Архитектонический принцип выразительности основывается на законах взаимодействия материально-технических и художественно-образных начал в области пространственных искусств и связан с выделением и визуальной акцентировкой в материально-художественной форме предмета определенных социально-культурных ценностей и смыслов с целью гармоничной организации отношений в системе «общество—предметная среда».

«Поскольку в основе всех этих определений лежит понятие напряжения, ударения, акцентировки, то сущность трех принципов тектонической выразительности можно обобщенно определить как целенаправленное создание и визуальное выражение эмоциональных, физических, и смысловых «напряжений» в содержании предметной формы в зависимости от уровней и целей ее организации». (О.В. Чернышев).

В целом, теоретический анализ всего комплекса специальных вопросов, связанных с понятием тектоники должен углубить понимание студентами того, что принцип тектонического формообразования является главным системообразующим фактором в гармоничной организации предметной формы.

Процесс тектонического формообразования протекает синхронно в сфере логического мышления и в области образных представлений и завершается в творческой деятельности архитектора формированием целостной образной модели.

В основе принципа тектонического формообразования, нацеленного на достижение гармонии и соразмерности в отношениях элементов предметного содержания, лежат методы образного моделирования системно-целостных процессов их реального взаимодействия, взаимных трансформаций и отбора оптимальных вариантов.

«Решение проблем гармонии отношений между материалом, конструкцией, функцией и формой, возможно при использовании различных "средств гармонизации", которые способны служить лишь вспомогательными инструментами для устранения композиционных несоответствий, конфликтов и противоречий только в отношении характеристик самой предметной формы, а не ее внутреннего содержания. Этот подход был порожден исторической практикой узкопрофессионального расчленения процесса проектной разработки предметных форм, когда архитектор и дизайнер включались в процесс лишь на последней стадии для «гармонизации» и «эстетизации» уже технически подготовленного к производству изделия. В конечном счете этот подход превратился в самостоятельное направление творческой деятельности дизайнеров, которое получило название «стайлинг»

Суть образного моделирования формы состоит в том, что методы и принципы тектонического формообразования нацелены на предотвращение конфликтов и противоречий в самом истоке, начале процесса порождения предметной формы, включая социально-культурный, инженерно-технический и художественно-композиционный уровни ее организации в целом, т.е. как единой системы процессов взаимодействия целеобразования, смыслообразования и формообразования» (О.В. Чернышев).

Для архитектора такой подход к гармонизации становится истинно творческим, поскольку предполагает активную форму его участия в непосредственной трансформации, преобразовании, превращении, "переплавке" определенного содержания в соответствующую его сущности форму.

Гармония предметной формы определяется через ее отношение к собственному внутреннему содержанию с помощью таких композиционных характеристик, как соразмерность, целостность, образность, информативность, выразительность и т.п.

Что касается студентов первых лет обучения, то знакомство с принципами тектонического формообразования и методами его реализации очень важны для понимания и осознания системообразующих факторов в гармоничной организации пространственной формы. Данные принципы осваиваются студентами 1 курса на уровне пропедевтических задач объемно-пространственной композиции.

Изучению подходов к художественно-композиционной организации пространства и формы посвящается целая серия практических упражнений, где тот или иной принцип тектонического формообразования имеет доминирующее значение.

Студенты в первую очередь проводят работу над композицией так называемых «летатлинов» (подвешенных форм), композиция которых в огромной степени зависит от принципов равновесия. Данное упражнение дает возможность реально наблюдать за малейшими изменениями характера пластики, пропорций, размеров в зависимости от изменения элементов формы, иx направленности, характера, их интенсивности в структуре предметной формы.

Упражнение рассчитано на формирование умений управлять мерой выразительности и гармоничной соразмерностью отношений между конструкцией, функцией и формой. Принцип тектонического формообразования при этом реализуется в наиболее объективном и естественном для него виде. Срабатывая как бы автоматически, силы гравитации и притяжения, как бы сами собой, в строгом соответствии с особенностями пространственной конструкции, строят, созидают, рождают, образуют конкретную пластику формы, внутренне соразмерную и гармоничную со своим содержанием.

Этот этап работы имеет чрезвычайно важное значение для успешного выполнения двух остальных композиций, требующих большого творческого напряжения образного мышления студентов.

Следующее упражнение - на балансировку, т.е. – передачу напряжений в элементах формы и изменение направленности сил. Композиционная задача главным образом состоит в установлении количественной меры в соотношении элементов и их соответствии величине этих нагрузок на основе принципов тектонической выразительности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных