Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика художественного мироотношения.




вопрос о том, что создается и воспринимается искусством. Между видами искусства – весьма существенное различие. Концепция искусство как мимезис (с Античности) в практике находила модель в изобразительном искусстве. Парадигма романтического искусства находила выражение в музыке как виде искусства. В ХХ веке уже сформированные модели видов искусства стали претерпевать существенные изменения: появилась, например, живопись, которая уже ничего не изображала. Вопрос о специфике и границах искусства возник с особой остротой. Сложились 2 традиции:1) ориентация на классическую модель искусства, и указание на то, что вот это искусство, а это не искусство. Лившиц в советской эстетике, опираясь на гегелевскую эстетику: декадентское, буржуазное искусство ХХ века - не искусство; 2) другая крайность – искусство – дело самого автора. Сама сущность и специфика искусства – произвольный выбор самого создателя. Полное снятие качественных определений, границ и т.д. 3) социально-конвенциональная идея была положена в основу специфики искусства. В американской эстетике это институциональная теория Дики. Искусство – это определенные конвенции, реализуемые определенным социальным институтом. Все, что попало, например, на выставку, это искусство. Новое метапонятие - мир искусства – набор действий, продуктов и взаимодействий, которые принято характеризовать как искусство. Искусство уже именуется как артефакт, т.е. то, что просто создано. Писсуар Дюшана, названный им «Фонтан».Но есть определенная традиция, связанная с определенной сущностью искусства, что реализуется в системе признаков. Тогда возможно отличить произведение искусства. Эстетика, расширяя горизонты искусства, не может уходить от этих признаков. Это исходит из понимания того, зачем, для чего существует искусство, и почему оно такое в определенные эпохи. Произведение искусства – сложное образование, и признаки относятся к разным явлениям и в содержательном, и в феноменологическом плане. Эстетика дает методологию анализа, восприятия произведения искусства. Эстетика дает базовую концепцию произведения искусства. Например, Р.Ингарден – феноменологическая эстетика, сосредоточенность на произведении как таковом.Произведение искусства может быть рассмотрено как трехуровневая система. Специфика произведения может быть раскрыта как существование, взаимодействие этих уровней. Конечно, произведение искусства – артефакт, продукт человеческой деятельности. И в этом нет еще ничего специфического. Но 2 важных особенности этого артефакта: это не просто артефакт, а артефакт, представляющий из себя особую вещь, это текст-предмет. Второе - это текст, воплощающий и передающий определенную информацию; это осознанно сделанное сообщение, предназначенное человеку, который будет его особо воспринимать. Артефакт – текст (сообщение).. Художник создает текст и знает, что создает текст как послание от себя другим людям. Бахтин: художник высказывается, произведение искусства есть всегда высказывание. Соответственно, вопрос: о чем высказывается, что говорится. Еще одна важная особенность художественных текстов – эстетическая организация самого текста, в основе которого претензия творца создать нечто эстетически совершенное, и это эстетическое качество в отношении воспринимающего. Эстетическое отношение - незаинтересованное, созерцательное, непрактическое. Здесь тоже два уровня. Сразу – на уровень информации в чистом виде. В эстетике – разделение на «содержанцев» и формалистов. В любом случае содержание имеет место, но каково оно – вот в чем вопрос? В современном искусстве информация уже не носит предметно-познавательного характера, искусство уже не передает знание о действительности. В ХХ веке эстетика пришла к выводу о том, что искусство несет ценностную информацию, информацию о значимости мира для человека и об отношении человека к миру. Но и ценностная информация имеет в искусстве определенную специфику Искусство моделирует особые уровни человеческого отношения к миру. У Кандинского, например, выход на особую реальность, которую зритель воспринимает с духовно-ценностных позиций.2 особенность информации – искусство дает своеобразный духовно-ценностный информационный синтез. Информация, которую мы называем художественной, это сплав, синтез различных типов художественной информации: информация эстетического характера, информация мировоззренческая. Именно произведение современного искусства несет установку на мировоззренческую интерпретацию. С.Раппопорт «Неизобразительные формы современного искусства» - стремление защитить искусство, упирая на его декоративность, а не на концептуальность. Современное искусство часто моделирует определенные состояния, интенции человеческого сознания. серединная форма между содержанием и артефактом – идеальная форма. С помощью текстов искусство моделирует некую особую реальность, некую особую феноменологическую данность. Искусство моделирует некую виртуальную систему, которая, с одной стороны, несет духовно-ценностную информацию, но, главное, как это является человеку, как это феноменально дано нам и как это обнаруживается в художественной деятельности. Особая, самоценная реальность, которая существует как особая данность. Эта реальность столь же условна, сколь и безусловна - онтологична. Возникает реальность, которую мы воспринимаем как данность, которая не только внеположена нам, но властно нас захватывает, превращает нас в часть самой себя. В искусстве все может стать самодвижущимся, и это самодвижение эманирует определенный смысловой опыт. Почему реальность существует, в чем суть искусства? Любая эстетическая система: связанность искусства с определенным предельным субстанциальным началом, силой, порождающей искусство, наполняющей деятельной энергией и приводящей к определенному результату. Варианты начала: Бог – абсолютное духовное начало, искусство как божественное дело и божественная цель. Есть варианты в истории эстетики: Гегель, Бердяев, романтики. Этот взгляд не отрицает роли человека, но это люди, зависящие от этого высшего начала. Образ художника, одержимого божественным экстазом: когда художник творит, он не властен сам над собой. Антипод в модернистском искусстве – образ дьявола. Не меньшее значение имеет концепция приро ды – Пуссен и Сезанн противоположны, но главное – след природы. Классическая концепция мимезиса, подражания природе. Искусство есть природа в другой форме. Кант приписывает искусству быть как бы природой. В ХХ веке это получило выражение в мифопоэтической концепции бытия Хайдеггера. О природе он не говорит, но о бытии. «Бытие и время» в определенном смысле книга поэтическая. И искусство – самопроявление бытия, возвращение бытия к себе через медиума, художника. Искусство как социальное явление, социум определяет сущность искусства – эта концепция возникает в Х1Х веке в позитивизме (Конт, Милль, Спенсер). Искусство – часть социального организма. Искусство – социальная сила, сила коллективного организма, надиндивидуальное начало для достижения социальных же целей. Лукач, например. То же – марксизм и постмарксизм (в том числе франкфуртская школа и Адорно). И последняя, антропологическая концепция искусства: человек, человеческая природа – источник, сила, толкающая искусство и то, для чего это делается. 2 класса учений: 1) человек – существо биовитальное – Ницше, философия жизни. Воля к жизни, воля к власти – искусство спонтанное выражение этих начал, главное – дионисийство. Фрейд – искусство – выражение бессознательной психической энергии. Искусство – сублимация. Американская философия прагматизма – искусство – один из механизмов, адаптирующих человека к действительности. Это функционально-биологическое понимание искусства. 2) человек – существо духовное – все многообразие искусства находит основу в духовной сущности человека – Шиллер, Кант; в американской философии – Дж.Сантаяна, экзистенциализм – Бердяев, Сартр и весь французский экзистенциализм.

21. Художественный образ: специфика и роль в системе искусства.

Художественный образ – это образ искусства, т.е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим законам субъектом искусства – художником, - феномен. В классической эстетике сложилось полное определение об художественном образе и образной природе искусства. В целом под художественном образом понимается органическая духовно-эйдейтическая целостность, выражающая, презентирующая некую реальность в модусе большего и меньшего изоморфизма (подобия формы) и реализующаяся (имеющая бытие) во всей своей полноте только в процессе восприятия конкретного произведения искусства конкретным реципиентом. Именно тогда полностью раскрывается и реально функционирует уникальный художественный мир, свернутый художником в акте создания произведения искусства в его предметную (живописную, музыкальную, поэтическую и т.п.) реальность и разворачивающийся уже в какой-то иной конкретности (иной ипостаси) во внутреннем мире субъекта восприятия. Образ- это сложный процесс художественного освоения мира. Он предполагает наличие объективной или субъективной реальности, давшей толчок процессу художественного отображения. Она трансформируется в акте создания произведения искусства в некую реальность самого произведения. Затем в акте произведения этого искусства происходит еще один процесс трансформации черт, формы, даже сущности исходной реальности (первообраза) и реальности произведения искусства («вторичного» образа).Возникает конечный (уже третий) образ, часто очень далекий от первых двух, но сохраняющий тем не менее нечто (в этом суть изоморфизма и самого принципа отображения), присущее им и объединяющее их в единой системе образного выражения, или художественного отображения. Художественное произведение начинается с художника, точнее с некоего замысла(это смутный духовно-эмоциальный эскиз), который возникает у него перед началом работы. По мере его творчества произведение конкретизируется, в процессе создания произведения работают духовно-душевные силы художника, а с другой – техническая система его навыков обращения (обработки) с конкретным материалом, из которого и на основе которого и создается произведение. Часто от первоначального образно-смыслового эскиза ничего не остается. Он выполняет роль первого побудительного импульса для достаточного спонтанного творческого процесса. Возникшее произведение искусства тоже и уже с большим основанием называют образом, обладающим, в свою очередь, целым рядом образных уровней, или подобразов – образов более локального характера. Внутри этого свернутого образа-произведения мы также обнаруживаем целый ряд более мелких образов, определяемых изобразительно-выразительным строем данного вида искусства. Чем выше уровень изоморфизма, тем образ изобразительно-выразительного уровня ближе к внешней форме изображаемого фрагмента действительности, тем более он «литературен», т.е. поддается словесному описанию и вызывает соответствующие «картинные» представления у реципиента. Образы через изоморфизм могут быть вербализированы, но и не вербализуемыми. Например, в связи с какой-нибудь картиной «Кандинского» мы не можем говорить об определенном композиционном образе, но мы говорим о цветовой передаче, равновесии и диссонансе цветовых масс. Восприятие. В духовном мире субъекта восприятия возникает идеальная реальность, которая через данное произведение приобщает субъекта к универсальным бытийным ценностям. Конечный этап восприятия произведения искусства переживается и осознается как некий прорыв субъекта восприятия на какие-то неизвестные ему уровни реальности, сопровождающиеся ощущением полноты бытия, необычайной легкости, вознесенности, духовной радости.

Другой вариант:

Худ образ: место в с-ме иск-ва, функции и онтология. Худ образ –это способ технически выразить тот бесконечн смысловой горизонт, кот запускает иск-во. изначально образ понимался как икона. 1-е значение образа фиксировало отражательное гносеологич отношение к иск-ву (прообраз, подобие, соответствие реальности, но не сама реальность). В эст-ке 20 века сущ-ло 2 крайности: 1) абсолютизация гнос значения понятия образ. Раз иск-во мыслить образами, значит оно мыслить жизненными подобиями, значит, настоящее иск-во жизнеподобно. Но есть виды иск-ва, кот не работают с жизнеподобными образами действительности. (Что, напр., музыка копирует в жизни?). В архитектуре, в абстрактной живописи нет четкого предметного денотата. 2) Образ – не та категория, с пом кот м передать особенности иск-ва. Отказ от категории образа, т.к. иск-во не яв-ся копией действительности. Иск-во – не отражение, а преображение действительности.? Важные аспекты худ сознания, иск-ва, кот аккумулированы в худ образе обозначают границы иск-ва.? Схема иск-ва: мир, на кот направлено худ освоение? худ тв-во? произведение? худ восприятие. Худ образ это идеальный способ худ деятельности,структура сознания, посредством кот иск-во решает следующие задачи: 1) Худ освоение мира 2) Трансляция результата этого освоения. Т.о. Образ это способ передачи худ информации, идеальная структура для худ общения. Образ это присущее иск-ву его специфич идеальная форма. Т.е. с о.с. образ это некий механизм, способ (внутр форма сознания), а с др.с., это не синоним произведения иск-ва, это идеальная структура, кот живет только в сознании. Мат слой образа (тела, спектакля, романа, симфонии) сущ-т в потенциальном виде. Объективная реальность иск-ва это худ тексты, произведение «не равно» текст.? худ образ это специфич субстрат,вещество худ сознания и худ информации. Вне этого вещества нельзя фиксировать состояние художественности. Это ткань худ сознания. Образ это специфич пространство бытия идеальной худ информации, переживаний и его продуктов, пространство общения.? образ – это специфич реальность, он предстает как некий мир для ч-ка., как объединяющий миры художника. Образ это такая органическая структура сознания, кот появляется мгновенно («Еще нет. Уже есть»).? 2 возможных отношения этой специфич реальности образа к сознанию творца: 1) Самодвижение образа. 2) Властное подчинение художника этой реальности, т.е.S становится орудием самосозидающей активности образа, как будто кто-то диктует текст. Образ ведет себя как S, как сам полагающая структура.? Специфика худ образа. Старое догматич понимание образа предполагает изоморфное соответствие, взаимооднозначное соответствие действительности. Но образ одновременно и усекает, трансформирует, поворачивает, дополняет действительность. Но это не снимает отношение соответствия. Речь идет о гомоморфном частичном соответствии образа и действительности.! Образ имеет дело с ценностной реальностью, в иск-ве отражаются дух-но ценностные отношения между S и О. Именно эти отношения яв-ся целью иск-ва, а не О. Цель иск-ва: предметность, наполненная определенной значимостью + отношения к этому О-ту (состояние S-та). Ценность О-та м.б. раскрыта только через состояние S-та. Т.о. задача образа найти способ соединить во взаимопроникновении ценностные предметности О-та и внутр состояние S-та. Ценность есть явленный смысл специфика образа – стать способом актуализации духовноценостных отношений ч-ка.? худ образы делятся на 2 класса. 1) Моделирующие ценностные отношения через воссоздание чувст структуры О-та, а суб сторона раскрывается косвенно. И всё это называется изображение. Образы здесь носят наглядный объективный х-р (архитектура театр, кино, живопись). 2) Моделирующие реальность субъективносмысловых отношений. Состояние S-та изобразить нельзя. И это наз-ся неизобраз иск-во (музыка, балет). Здесь предмет – в чистой субъективности и отнесенности чему-то вне себя? отсюда 2 формы презентации действительности. 1-я форма: эпическая форма, ценностный смысл раскрывается самим О-том, a S-т – приемник этой дух информации. 2-я форма – лирическая: О – зеркало S-та. О-ты лишь говорят о чем-то S-ту, зацепляют его внутр. состояние.? Вывод. Худ образ это особая идеальная модель отношения ч-ка к миру в концентрированном виде.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных