Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Санитарное законодательство и санитарный надзор




Законодательство Российской Федерации в области обеспе­чения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и вклю­чает Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом бла­гопoлyчии населения», другие Федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации: санитар­ные правила (СП, СанПиН), гигиенические нормативы (ГН) и др.

На основании Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. NQ 52-ФЗ граждане Российской Федерации «имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека», на «информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве продукции» и др.

В законе дается определение: «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воз­действие факторов среды на человека и обеспечиваются благо­приятные условия его жизнедеятельности».

Согласно этому федеральному закону санитарно-эпидемиоло­гическое благополучие населения обеспечивается посредством:

-профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпи­демиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

-разработки и реализации федеральных и региональных целе­вых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического бла­гополучия населения; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; государственного санитарно-эпидемиологического нормирова­ния;

-сертификации продукции, работ, услуг, представляющих по­тенциальную опасность для человека;

-лицензирования видов деятельности, представляющих потен­циальную опасность для человека;

государственной регистрации потенциально опасных для че­ловека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, отходов производства и потребления, а также про­дукции, впервые ввозимой на территорию Российской Федера­ции; выполнения санитарно- противоэпидемических (профилактиче­ских) мероприятий; проведения социально-гигиенического мониторинга; проведения научных исследований в области обеспечения са­нитарно-эпидемиологического благополучия населения; мер по своевременному информированию населения о возник­нoвeнии инфекционных заболеваний, отравлений, состоянии сре­ды обитания; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

мер по привлечению к ответственности за нарушение законо­дательства Российской Федерации в области обеспечения сани­тарно-эпидемиологического благополучия населения. Особое значение имеет Федеральный закон Российской Феде­рации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 янва­ря 2000 г. NQ 29-ФЗ, в котором дается система государственного регулирования в области обеспечения безопасности пищевых про­дуктов и питания, включающая государственную регистрацию новых продуктов, сертификацию услуг общественного питания, нормирование показателей пищевой продукции и другие требо­вания. Основным положением этого закона является ответствен­нocть изготовителей пищевой продукции за ее качество и без­опасность.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в со­ответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

-требования санитарного законодательства;

-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняе­мых услуг, а также продукции, пищевых продуктов и товаров;

-осуществлять производственный контроль, разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; своевременно информировать о нарушениях технологического процесса или аварийных ситуациях; иметь в наличии официально изданные санитарные правила; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии населения» в нашей стране действует госсан­эпидслужба Российской Федерации - единая федеральная цент­рализованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Системой госсанэпидслужбы управляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело­века при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Система госсанэпидслужбы построена по административному принципу. В субъектах Российской Федерации, городах, районах, на водном и воздушном транспорте действуют органы и учрежде­ния госсанэпидслужбы, обозначаемые обычно аббревиатурой ЦГСЭН, что значит центр госсанэпиднадзора. Помимо этого струк­турные подразделения госсанэпидслужбы существуют в других фе­деральных органах власти - министерствах и федеральных служ­бах. По заданиям санитарных органов экспертную оценку и дру­гие исследования проводят государственные научно- исследователь­ские институты и иные учреждения.

Госсанэпиднадзор включает: контроль за выполнением санитарного законодательства; контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; проведение санитарно-эпидемиологических расследований и разработку предложений о проведении санитарно- противоэпиде­мических (профилактических) мероприятий; санитарно- карантинный контроль на границах.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осу­ществляется в двух формах работы: предупредительный надзор и текущий надзор. Предупредительный надзор должен обеспечить предупреждение нарушений гигиенических нормативов и сани­тарных правил на стадии разработки новых продуктов, материа­лов и изделий, на стадиях проектирования и строительства раз­личных объектов, в том числе пищевых предприятий и предприятий общественного питания. Текущий надзор осуществляется для контроля соблюдения санитарных правил на действующих пред­пpиятияx.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благо­получии населения» определяет права и обязанности должност­ных лиц,. осуществляющих госсанэпиднадзор.

Они имеют право:

-беспрепятственно посещать территории и помещения объек­тoв подлежащих госсанэпиднадзору;

проводить санитарно-эпидемиологические расследования; проводить отбор проб воздуха, воды, почвы, проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

-выдавать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения на основании результатов экспертиз, исследований, испытаний и т.п.

-выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, проведении профилактических мероприятий, прекращении реа­лизации продукции и др.

Согласно установленным Правилам проведения мероприятий при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологи­ческого надзора плановые мероприятия по контролю конкретно­го предприятия осуществляются не чаще, чем один раз в два года, в соответствии с утвержденным планом проверок. Должностное лицо, проводящее проверку, должно предъявить распоряжение о проведении мероприятий по контролю. По результатам проверки составляется акт установленной формы, к акту прилагаются за­ключения проведенных исследований и экспертиз, постановле­ния главного санитарного врача и другие документы.

Главный государственный санитарный врач имеет право выно­сить постановления о прекращении строительства или эксплуата­ции объектов, производства продукции; о проведении обязатель­ного медицинского осмотра, о временном отстранении от рабо­ты, о госпитализации или об изоляции больных; о наложении штрафов, постановления о направлении материалов о санитар­ных нарушениях для возбуждения уголовных дел и др.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается административная, уголовная и гражданско-правовая ответствен­ность. Административная ответственность устанавливается в виде

предупреждения или наложения штрафа на граждан, индивиду­альных предпринимателей, должностных или юридических лиц.

Административная ответственность согласно закону «О каче­стве и безопасности пищевых продуктов» устанавливается в слу­чае изготовления и оборота некачественных и опасных пищевых продуктов, оказания услуг в сфере общественного питания с на­рушением требований нормативных документов к условиям изготовления, качеству и безопасности пищевых продуктов, невы­полнении предписаний и постановлений органов госсанэпид­надзора.

Применение мер административного взыскания в виде нало­жения штрафов не освобождает виновное лицо от обязанности устранить нарушение и возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица.

Уголовная ответственность устанавливается в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации в случае, если на­рушения санитарного законодательства привели к возникновению заболевания, отравления или смерти человека, наступившему в результате употребления некачественных и (или) опасных пище­вых продуктов.

Вред, причиненный гражданину, его имуществу или имуще­ству юридического лица вследствие нарушения санитарного зако­нодательства, а именно недостатков пищевых продуктов или услуг общественного питания в части их качества и безопасности подлежит возмещению в соответствии с Гражданским законода­тельством

ГЛАВА 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных