Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стратегического самообучения.




Таким образом, стратегические беседы представляют со­бой одну из форм

превращения коммерческой организа­ции в обучающуюся организацию (Learning

Organization). Причем возможная узкая специализация стратегических бесед —

это обучение сценарному планированию, а широ­кая — стратегическому управлению в

целом.

В качестве отправной точки построения системы стратеги­ческих бесед в Вашей

организации предлагаются методи­ческие рекомендации по созданию эффективного

процес­са сценарного планирования. Далее приведен восьмишаговый вариант такой

методики.

2.3.3. Восемь шагов методики

В данном разделе Вам предлагаются восьмишаговые мето­дические рекомендации*

по осуществлению процесса сце­нарного планирования.

Внимательно ознакомившись с методическими рекомен­дациями, Вы получите

глубокое и конструктивное пред­ставление о сценарном планировании.

Сценарное планирование — это методически вполне опре­деленный инструмент,

который позволяет получать значимую информацию для принятия ключевых решений по

стра­тегии развития организации в соответствующей сценарной перспективе.

Методические рекомендации по сценарному планированию

Шаг 1. Определение ключевых стратегических направлений и/или вопросов

Прежде всего надо собрать все результаты и данные стратегического анализа по

внешней и по внутренней средам организации, которые уже имеются у Вас на

момент начала разработки сценариев. (То, как надо проводить первичный этап

стратегического анализа организации изла­гаются в 2.1, 2.2 настоящего

модуля).

Затем Вы непосредственно приступаете к разработке сценариев. Команда

разработчиков сценариев (подбор такой команды — это самостоятельный

методический вопрос, поэтому в дан­ном контексте будем считать, что сценарии

разрабатывает отдел стратегического развития орга­низации (см. 5.5)), во-

первых, проводит специальное целевое исследование на предмет точного.

определения конкретного перечня всех возможных ключевых направлений развития

бизнеса орга­низации на заданный сценарный период. Во-вторых, анализируются

все ключевые стратегичес­кие решения, которые организация собирается принять

с учетом разрабатываемых сценариев.

Понятно, что полный перечень формулировок направлений и решений должен

интегриро­вать и специфику бизнеса организации, и специфику

заданного сценарного периода с точки зрения интересов именно данной

конкретной организации. Но очевидно, что это непростая задача. По­этому

предлагаются следующие рекомендации по ее осуществлению.

Под руководством главного менеджера организации надо собрать всех ее топ-

менеджеров и с учетом данных анализа всех стратегических вопросов, которые

уже обсуждались и принимались (например, за последние 2—3 месяца), обсудить

самые актуальные и самые важные стратегичес­кие вопросы, стоящие перед

организацией на текущий момент.

Обычно это будут те самые наболевшие вопросы, которые даже по ночам беспокоят

топ-менеджеров организации: «Должна ли наша организация в течение ближайшего

года запустить в действие новое направление в сети реализации профильных

продуктов, или в области НИОКР, или открыть новый филиал? Надо ли нам

приобретать активы в новой отрасли бизнеса? Начи­нать ли практическое

осуществление таких крупных проектов, как Проект 1 и Проект 2, или пока

воздержаться, или вообще от них уже стоит отказаться?»

Шаг 2. Установление ключевых факторов ближней внешней среды

Фиксируем и анализируем те ключевые факторы из ближней внешней среды

организации, которые определяют успех или неудачу по каждому из направлений,

установленному на шаге 1, а также факторы, предопределяющие ответы по

выявленным на шаге 1 стратегическим вопросам. Такие факторы устанавливаются

по ресурсам ближней внешней среды организации, по ее по­требителям и,

конечно, по конкурентам.

Основной вопрос, на который в каждом сценарии должен даваться четкий ответ,

следую­щий: что по каждому вопросу шага 1 должны знать менеджеры

организации, которые принимают стратегические решения, чтобы делать осознанный

выбор того или иного варианта решения

Шаг 3. Определение ключевых факторов дальней внешней среды

Выявляем и детально анализируем ключевые факторы дальней внешней среды

организа­ции, которые определяют действие факторов, установленных на шаге 2.

Речь идет о факторах и тенденциях уровня PEST-анализа внешней среды

организации. Причем на этом уровне должны быть определены все ключевые факторы,

влияющие на данную конкретную организацию имен­но через факторы шага 2.

Некоторые из таких факторов дальней внешней среды организации являются вполне

пре­допределенными (например, демографические тенденции); а некоторые —

неопределенными (например, результаты выборов главы государства). На шаге 3

очень важно установить, что кон­кретно по ключевым факторам дальней внешней

среды в будущем произойдет обязательно, а что может произойти случайно.

В исследовательском плане данный шаг — один из самых интенсивных и сложных.

Обусловлено это тем, что, во-первых, надо представить несколько вариантов

возможного изменения ключевых факторов уровня дальней внешней среды (шаг 3) с

учетом соответствую­щих последствий в данной среде как сложной и динамичной

системе. Во-вторых, надо предста­вить, как изменения уровня дальней внешней

среды изменят ключевые факторы уровня ближ­ней внешней среды (шаг 2). В-

третьих, вариантную динамику ключевых факторов шага 2 надо представить и

описать таким образом, чтобы соответствующая информация позволяла качественно

решать стратегические вопросы уровня шага 1.

Шаг 4. Ранжирование по важности и степени неопределенности

Проводим четкое ранжирование всех факторов, полученных на шаге 3 и шаге 2 по

двум критериям.

Первый критерий — это важность каждого фактора для принятия стратегических

решений уровня шага 1. Второй критерий — степень неопределенности по факторам

уровней шага 3 и шага 2 для решения стратегических вопросов уровня шага 1.

Основная задача шага 4 — это определение основных факторов по каждому

критерию! т.е. 2—3 факторов, которые являются самыми важными, и 2—3 — самых

неопределенных! факторов.

Сценарии не могут различаться по предопределенным факторам, так как во всех

сценариях) такие факторы действуют одинаково. Сценарии будут существенным

образом различаться имеет по факторам и тенденциям, которые выявлены на шаге 4.

Шаг 5. Выявление логики каждого сценария

Результатом данного шага должны стать так называемые «логические стержни»,

т.е. альтер­нативные логики развития каждого сценария.

Цель шага 5 состоит в том, чтобы в соответствии с разными логическими

стержнями выйти на относительно небольшое число сценариев, которые являются

действительно существенно раз­ными по критерию содержания решений,

принимаемых по стратегическим вопросам уровня шага 1.

При удачной разработке различных сценариев они должны показывать

положительные ре­зультаты, т.е. определенный бизнес-успех от принятия

соответствующих стратегических решений уровня шага 1.

При любом уровне неопределенности разных сценариев должно быть не много, в

идеаль­ном варианте — не более четырех.

В рамках каждого сценария динамический аспект логики его развития определяется

как особенный, так называемый «сценарный драйвер».

В зависимости от числа сценарных драйверов получается соответствующее

многообразие кон­кретных сценариев. При одном сценарном драйвере — линейный

спектр, при двух — матрица, при трех — куб и т.д.

Пример: допустим, что для автомобилестроительной компании в рассматриваемом

страте­гическом периоде сценарными драйверами являются цена на бензин и

политика государственного протекционизма. Тогда оказываются возможными 4

сценария, соответствующие 4 разным логи­кам.

Сценарий №1. Высокие цены на бензин устанавливаются в условиях

повсеместного протек­ционизма. В таком случае конкурентное преимущество будут

иметь местные производители мало­литражных машин, т.е. экономичных по фактору

бензина автомобилей.

Сценарий №2. Высокие цены на бензин устанавливаются в условиях отсутствия

на глобаль­ном рынке протекционистских барьеров. Тогда будет доминировать

импорт автомашин, наиболее конкурентоспособных по фактору использования

дорогого бензина.

Сценарий №3. Низкие цены на бензин назначаются в условиях протекционизма.

Тогда, на­пример, американские автомобили, которые по части бензина являются

довольно «прожорли­выми», будут иметь хороший сбыт на национальном рынке, т.е.

в США, но не за рубежом.

Сценарий №4. Низкие цены на бензин устанавливаются в условиях открытого

глобального рынка. В подобной ситуации экономичные автомашины будут достаточно

интенсивно конкури­ровать между собой по всему миру, но при этом большие

автомобили (т.е. не малолитражки) станут находить спрос и на зарубежных рынках.

Чем меньше число явно доминирующих сценарных драйверов, тем прозрачнее логики

соответ­ствующих сценариев и тем четче альтернативный выбор при принятии

стратегических решений уровня шага 1.

Но на практике — в условиях современного сложного и неопределенного мира —

всегда остаются актуальными вопросы следующего типа: А правильно ли мы

определили сценарные драйверы? А так ли уж проста реальная зависимость между

сценарными драйверами, как это пока­зано, например, в ситуации с

автомобилестроительными компаниями?

Шаг 6. «Очистка» сценариев

На данном этапе, т.е. в ситуации, когда установлены наиболее важные факторы-

драйверы логики развития различных сценариев, надо вернуться к ключевым

факторам уровня шага 3 и уровня шага 2.

Каждому фактору и/или тенденции указанных уровней в каждом сценарии надо

уделить особое внимание, т. е. такие факторы по каждому сценарию должны стать

предметом отдельного целевого исследования.

Шаг 7. Выводы

Теперь самое время вернуться к ключевым стратегическим вопросам уровня шага

1, чтобы посмотреть, как будет выглядеть то или иное решение в рамках каждого

сценария.

Главная цель данного этапа — оценка устойчивости отдельных возможных

стратегических решений уровня шага 1 и соответствующих стратегий развития

организации в целом относительно всех разработанных сценариев.

В идеале каждое стратегическое решение и стратегия организации должны быть

достаточно устойчивыми при каждом сценарии.

Но выйти на такие решения, во-первых, весьма сложно, а, во-вторых, во многих

случаях невозможно в принципе. Типичной является ситуация, когда определенные

стратегические ре­шения и/или стратегия в целом оказываются хорошими при

одном или нескольких конкретных сценариях и плохими — при других сценариях.

Поэтому при обосновании тех или иных решений уровня шага 1 и необходимо

оценивать (взвешивать) риски, связанные с вероятностью наступления тех или

иных сценариев. И, кроме того, должен вестись осознанный поиск таких

стратегических решений, которые станут прием­лемыми для организации

относительно всех разработанных сценариев.

В случае, когда организация в своей стратегии станет, что называется,

«закладываться» только на один или часть из возможных сценариев развития (т.е.

выберет для себя так называе­мую «стратегию-пари»), то даже для подобных

случаев такой азартно-игровой выбор должен быть достаточно осознанным.

Шаг 8. Определение характерных индикаторов

Представляется очевидным, что по мере развития фактических событий желательно

как можно раньше узнавать, какой конкретный сценарий из всех разработанных

оказался ближе всех к реальной жизни. Сигнализировать об этом должны так

называемые «характерные или лидирую­щие индикаторы».

Понятно, что установление таких индикаторов является очень даже не простой

задачей.

Например, попробуйте назвать несколько конкретных характерных индикаторов,

которые достаточно убедительно сигнализируют об этапах и скорости перехода

мировой экономики из ее традиционной индустриальной фазы в новую —

информационно-насыщенную фазу развития.

Тем не менее, на задачу определения характерных индикаторов

соответствующие интел­лектуальные усилия потратить все же стоит. Такие затраты

целесообразны, так как в случае со­здания с их помощью достаточно эффективной

системы раннего обнаружения конкретных сцена­риев соответствующая

организация в области своей стратегической компетенции сразу выходит на

качественно более высокий уровень. А такая компетенция, в свою очередь, для

данной конк­ретной организации вполне может стать хорошей основой создания ее

сильного и именно стра­тегического конкурентного преимущества.

Кроме того, характерные индикаторы и система раннего обнаружения

играют исключитель­но важную роль в обеспечении для организации реальных

возможностей по своевременному осуществлению в развитии ее бизнеса

необходимых стратегических маневров.

2.3.4. Стратегичность и эффективность сценарного планирования

Сценарное планирование как элемент системы стратеги­ческого управления и этап

стратегического анализа впол­не определенным образом интегрирует результаты

пред­шествующих этапов стратегического анализа, и в первую очередь данные

анализа внешней и внутренней среды орга­низации.

Различные сценарии как продукт сценарного планирова­ния — это лишь

определенным методическим образом по­лученная и представленная информация,

которая исполь­зуется при принятии основных стратегических решений,

Сценарии необходимы для разработки и принятия так на­зываемой «министратегии»

организации, которая состоит из ее миссии, основных целей и стратегических

приорите­тов. Достаточно подробно министратегия организации из­ложена в

следующем подразделе.

Министратегия и сценарии обязательно используются при разработке всех

специализированных стратегий организа­ции (производственной, маркетинговой,

финансовой и т.д.), а также общей, т.е. корпоративной стратегии.

Стратегическая значимость, или собственно «стратегичность» сценариев, в

первую очередь определяется степе­нью их соответствия требованиям отдельных

ключевых стра­тегических вопросов и общему требованию построения эф­фективной

корпоративной стратегии организации на соот­ветствующий период.

Как обеспечить необходимую стратегичность при практи­ческой разработке

сценариев, подробно изложено, напри­мер, в методических рекомендациях в 2.3.3

настоящего эле­мента.

Конечная эффективность сценарного планирования как инструмента

стратегического управления организации су­щественным образом зависит от

качества отдельных ин­формационных позиций, а также от общего качества

полу­ченных сценариев. А конкретное содержание отдельных по­зиций и общее

качество каждого сценария, в свою оче­редь, складывается из качества

конкретных аналитических результатов, которые достигаются на каждом отдельном

этапе сценарного планирования (например, из качества результатов по каждому

из 8 этапов представленной мето­дики).

На конкретное содержание и качество сценариев — как конечный результат

процесса сценарного планирования — существенно влияет качество самой

методики, в соответ­ствии с которой этот процесс осуществляется.

В заключение еще раз подчеркнем следующее.

Для Вас, уважаемый читатель, на период 1999 г. — начало 2000 г. из всей

области сценарного планирования наиболее актуальной и практически идеальной

является трехуровне­вая система сценариев.

Уровень 1. Глобальные сценарии развития.

Уровень 2. Сценарии развития России после президентских выборов 2000 г.

Уровень 3. Сценарии развития Вашей организации.

Основу системы сценариев уровня 1 могут составить три сценария GBN,

представленные в источнике (Библ. 57).

На уровне 3 рекомендуется разработать 4 различных сцена­рия развития Вашей

организации (например, на стратеги­ческую перспективу до 2004 г.

включительно). j

Наиболее подробными и качественными должны быть сце­нарии уровня 3.

Причем в сценариях уровня 3 целевым образом обязатель­но должны быть

синтезированы все сценарии уровня 1 уровня 2.

Сценарии уровня 3 должны быть не забавной футуристи­ческой сказкой про Вашу

организацию, а каждый из них обязан представлять собой вполне серьезный и

обоснован­ный документ, по которому Ваши менеджеры могли бы принимать

качественные решения по всем ключевым вопросам стратегического развития.

Здесь главным для всех сценариев уровня 3 оказывается критерий их комплексной

прикладной стратегичности отно­сительно основных целей и важнейших интересов

Вашей организации.

2.4. Миссия, цели, приоритеты

С помощью министратегии выстраивается простейший так называемый «управленческий

мост» от стратегии органи­зации к ее тактической деятельности. В данном

контекст слово «мост» ключевое и представляет собой английскую аббревиатуру —

MOST. Мmission — миссия, 0| objectives— цели,

S — strategy as strategic priorities — стратегические приоритеты, Т —

tactics — тактика.

Таким образом, и практически, и теоретически переход от стратегического

анализа к непосредственной разработ­ке стратегии организации, т.е. к этапу

стратегического раз вития, может начинаться с определения миссии

органи­зации.

2.4.1. Определение миссии

Российские менеджеры считают, что миссия как нечто глу­боко осмысленное,

хорошо сформулированное и извест­ное всему персоналу — вещь не очень нужная.

Западные менеджеры, когда узнают, что у данной вполне успешной организации из

России миссия отсутствует, смотрят на ее представителей, как правило,

удивленно. Причем нередко это удивление особое: «Как такие малокультурные в

обла­сти менеджмента люди могут заниматься бизнесом вообще и получать прибыль

в частности?»

Определение миссии должно включать следующие моменты:

• провозглашение ценностей и убеждений;

• продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые

она собирается удовлетворять;

• рынок, на котором организация позиционируется;

• способы выхода на свой рынок;

• ключевые технологии, которые будут использоваться;

• стратегические принципы развития и/или финансиро­вания.

Примеры миссий различных компаний представлены в табл.2.6.

В хорошо сформулированной миссии и сотрудники, и кли­енты данной организации

должны видеть некий ее доста­точно привлекательный образ-символ.

При работе с миссией менеджеры должны одновременно удерживать в поле зрения и

основные цели организации, и ее стратегические приоритеты, и все другие

ключевые мо­менты корпоративной стратегии.

Кроме того, они обязаны с помощью миссии уметь объяс­нять и доносить такое

видение и сотрудникам своей орга­низации, и тем более ее клиентам, которые

являются по­тенциальными покупателями продукта организации.

Как формулируют миссию?

Миссия стратегического управления организации — это ее наиболее общая цель.

Конкретная формулировка миссии утверждается руководством организации.

Таблица 2.6 Примеры миссий

 

Российские компании Зарубежные компании
Миссия концерна (АВПК) «Сухой»: «Авиационный комплекс «Сухой» стремится производить конкурентоспособные и высококачественные военные и гражданские самолеты, прежде всего марок «Су», «Бе», позволяющие удовлетворять современные потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа»*. Миссия АБ «Инкомбанк»: «Банк содействует развитию крупных и средних компаний, солидных частных клиентов, предоставляет им самые качественные в России банковские услуги по доступным ценам, обеспечивает акционерам и сотрудникам банка оптимальные прибыли»**. Sun Banks: «Миссия компании заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании»***. Eastman Kodak: «Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении». Apple Computer: «Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей». Delta Airlines: «Мы хотим стать избранной всемирной авиалинией». Ericsson: «Понять возможности и потребности пользователей и предоставить им коммуникационные решения лучше, чем у конкурентов». PRG Itochu Finance Ltd: «Развитие через превосходство в сервисе»****.
*0дна из рабочих формулировок. ** Корпоративны и профиль М.: Инкомбанк. Официальное издание, 1994 ***Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. С. 264. ****Компания №27. Август 4. 1998.

 

Как разрабатывать и формулировать миссию?

Считается, что для формулирования миссии своей органи­зации достаточно

разобраться с миссией как понятием, про­читать примеры миссий нескольких

известных компаний, немного подумать, а затем сесть и написать свою.

В этом Вам поможет заполнение разработанного нами тра­фарета на рис. 2.2 для

Вашей организации.

Прежде, чем утверждать миссию, предпримите, пожалуй­ста, посильные для Вас

шаги, чтобы несколько первичных формулировок миссии были неформально

обсуждены наи­более компетентными сотрудниками Вашей организации.

Удачная формулировка миссии — это краткое, ясное и чет­кое определение

основных направлений деятельности орга­низации, которые мотивируют ее

сотрудников.

 

Миссия ___________________________________________________________________________________ (наименование организации) заключается в обеспечении экономического роста и решении _____________________________________ __________________________________________________________________________________ (формулировка конкретных социальных и/или экономических проблем) посредством производства и реализации _______________________________________________________ (наименование основных продуктов) удовлетворяющих требованиям _______________________________________________________________ (стандарты, качество, конкурентоспособность) Это должно позволить акционерам и/или партнерам _____________________________________________ (наименование организации) получить оптимальную прибыль, а ее персоналу — достойное и справедливое вознаг­раждение.
Впишите в произвольной форме ключевые моменты Вашей будущей миссии
 

 

Рис. 2.2. Миссия

2.4.2. Цели организации

Обычно цели связывают с конкуренцией в долгосрочной перспективе и созданием

соответствующих конкурентных преимуществ для организации.

Представление о стратегических целях Вы получите, изу­чив табл. 2.7. В ней

стратегические цели сравниваются с опе­ративными.

Таблица 2.7 Сравнение оперативных и стратегических целей

 

Оперативные (финансовые) цели Стратегические (организационные) цели
1. Ускоренный рост доходов 1. Рост доли рынка
2. Ускоренный рост денежных поступлений 2. Более сильное и более надежное положение в своей бизнес-отрасли
3. Более высокие дивиденды 3. Повышение качества продукта-товара
4. Более широкие пределы получения прибыли 4. Снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами
5. Рост прибыли на вложенный капитал 5. Расширение и улучшение номенклатуры продукта
6. Повышение надежности облигаций и ставок по кредитам 6. Повышение репутации организации среди клиентов
7. Увеличение притока денежных средств 7. Улучшение обслуживания клиентов
8. Повышение цены акций 8. Признание организации лидером в области технологий и/или инноваций
9. Достижение прочного финансового положения фирмы 9. Повышение конкурентоспособности на глобальном рынке
10. Диверсификация базы получения прибыли 10. Полное удовлетворение запросов клиентов
11. Стабильных доход в периоды экономических спадов  

 

2.4.3. Стратегические целевые приоритеты

Критерии приоритетности. Для постановки целей соответ-' ствующих уровней

и адекватного распределения ключевых ресурсов организации Вам рекомендуется

следующая сис­тема приоритетов:

1-й уровень: оптимальная концентрация;

2-й уровень: достаточный минимум;

3-й уровень: остаточный принцип (в том числе полное пре­кращение

отдельных программ и проектов).

При этом для своей внутренней работы конкретная орга­низация может принять и

любую другую систему приори­тетов.

Целевые приоритеты. В результате аналитического соеди­нения принятой

системы приоритетов с установленными стратегическими целями получается система

стратегичес­ких целевых приоритетов организации.

В принципе установленная система стратегических целевых приоритетов и

программа конкретных действий, обеспе­чивающих их практическое осуществление,

для любой орга­низации вполне могут выполнять роль первичной страте­гии.

Для некоторых видов организаций, например, для многих представителей

российского малого бизнеса, разработка и реализация стратегий именно в таком

формате вообще мо­жет оказаться достаточной и вполне эффективной.

На этапе определения миссии, установления целей и целе­вых приоритетов

обязательно необходимо учитывать дан­ные всех предыдущих этапов

стратегического анализа. В окон­чательной формулировке миссии, целей и

целевых приори­тетов организации все ключевые результаты (исследования ее

внешней и внутренней среды, а также данные разрабо­танных сценариев развития)

должны быть соответствую­щим образом синтезированы и отражены.

При этом одним из критериев, который говорит о профес­сионализме и качестве

конкретной стратегической разра­ботки, должна быть инвариантность миссии и

системы при­оритетов относительно всех спланированных для организа­ции

сценариев ее будущего.

Выводы

1. Стратегическое управление организации вообще и стра­тегический анализ в

частности начинаются с анализа внеш­ней среды организации. Общий SWOТ-

анализ организации, PEST-анализ, другие конкретные аналитические методы,

а также интегральный многофакторный системный анализ внешней среды организации

имеют одну общую и главную цель — получение максимума значимой информации об

уг­розах и возможностях внешней среды, которые надо учитывать при принятии

ключевых решений по стратегии раз­вития организации на данную конкретную

перспективу.

2. Стратегический анализ внутренней среды организации, так же как и

стратегический анализ ее внешней среды, должен быть многофакторным и

системным. При стратегическом анализе весь собственный потенциал организации

рас­сматривается как ее единый внутренний стратегический ресурс. Поэтому и

теоретическое содержание, и практичес­кое значение понятий «стратегический

анализ внутренней среды организации» и «стратегический анализ ресурсов

орга­низации» совпадают.

При проведении стратегического анализа внутренней сре­ды организации возможны

его различные структурные по­строения. По критерию конечной эффективности

равно­значны все различные структурные построения стратеги­ческого анализа,

которые соответствуют различным внут­ренним структурам организации.

Существенно значимыми являются 2 позиции.

• Структура стратегического анализа внутренней среды или внутренних ресурсов

организации должна органично со­ответствовать структуре разрабатываемой

стратегии орга­низации.

• Стратегический анализ внутренних ресурсов организа­ции должен быть (и это

важно) достаточно полным и максимально эффективным по критерию ее конечного

бизнес-успеха на конкретно заданный стратегический период.

3. Сценарное планирование является особым инструмен­том стратегического

управления коммерческой организа­ции, посредством которого предсказываются

несколько су­щественно разных, но примерно одинаково возможных для

организации вариантов ее будущего развития.

Особенность таких предсказаний — это исходная и прин­ципиальная ориентация

всех сценариев на получение ин­формации (об основных факторах и тенденциях),

которая поможет организации принять правильные решения по всем стратегическим

вопросам в данный (конкретно заданный) сценарный период времени.

Система регулярных стратегических бесед коммерческой организации может стать

одним из средств создания хоро­шей внутренней среды для эффективного

сценарного пла­нирования, а также для повышения общей стратегической культуры

организации.

Конкретное содержание и высокое качество сценариев как конечный результат

процесса сценарного планирования существенным образом зависит от качества

методики, ре­гулирующей данный процесс в конкретной организации.

Получение качественных сценариев — причем для боль­шинства конкретных

ситуаций — гарантирует точное и доб­росовестное следование методике

сценарного планирова­ния, которая представлена в учебном элементе.

Для конкретной коммерческой организации идеальной яв­ляется система,

состоящая из сценариев трех уровней. Уро­вень 1 — это глобальные сценарии,

уровень 2 — сценарии развития национальной экономики, уровень 3 — сценарии

развития данной конкретной организации.

Наиболее важными являются сценарии уровня 3. Но при этом стратегичность и

конечная эффективность сценариев третьего уровня существенно зависит от того,

как в них интегрирована информация сценариев уровня 1 и уровня 2, которая

является стратегически важной именно для дан­ной конкретной организации.

4. Минимальную стратегию организации, а также ядро ее большой (полноценной)

стратегии составляет так называ­емая «министратегия».

Министратегия организации состоит из трех элементов: мис­сии, целей и

стратегических приоритетов.

Миссия — это главная цель организации, которая может быть сформулирована

в относительно общем виде, но при этом обязана достаточно четко выражать

основную причи­ну существования именно данной организации.

Цели должны полностью раскрывать целевой аспект всей, деятельности организации.

В результате своеобразного синтеза стратегических целей организации и системы

приоритетов по ее ресурсам полу­чается система стратегических целевых

приоритетов орга­низации.

Программа конкретных действий организации, которая раз­работана для

реализации установленной системы ее стра­тегических целевых приоритетов на

данную конкретную пер­спективу, может быть одним из вариантов первичной

стра­тегии для любой организации.

Учебный элемент № 3. Разработка стратегии

Учебные цели элемента

• Дать представление о процессе разработки стратегии в организации, о

продуктовом профиле организации и о жизненном цикле продукта.

• Научить разрабатывать общую и функциональную стра­тегии в организации.

• Научить проводить SWOT -анализ, SNW-анализ и вы­бирать

базовые конкурентные стратегии для конкрет­ных продуктов организации.

3.1. Продуктово-маркетинговая стратегия

3.1.1. Понятие продуктово-маркетинговой стратегии

Продуктово-маркетинговая стратегия — это подсистема стратегии организации,

которая нацелена на анализ, раз­работку и принятие стратегических решений по

номенкла­туре, ассортименту, качеству и объему производства про­дуктов, а

также реализации продуктов на соответствующих рынках.

(Термины «Продуктово-маркетинговая стратегия/программа», «продуктовая

стратегия/программа», «маркетинговая стра­тегия/программа» употребляются как

синонимы.)

Почему Продуктово-маркетинговая стратегия? Продуктово-маркетинговая

стратегия представляет собой ключевую стра­тегию выживания, спокойного

существования, экономи­ческого роста, крупного успеха организации.

Продукт — это целостный комплекс, который может со­стоять из отдельного

материального продукта (продуктов) и соответствующих услуг, работ и т.д., т. е.

это некоторая ценность, поставляемая данной организацией на рынок в виде

конкретной товарной единицы.

Продуктово-маркетинговая стратегия — основная и клю­чевая подсистема

корпоративной стратегии.

Продуктово-маркетинговая программа — это долгосрочная программа конкретных

действий, реализующих продуктово-маркетинговую стратегию.

Ключевая роль данной стратегии/программы вытекает из тезиса: маркетинг

сегодня — это не функция, а способ де­лать бизнес.

Первый шаг в разработке продуктово-маркетинговой стра­тегии/программы —

официальное утверждение двух базо­вых классификаторов по продукту.

«Классификатор по продукту-1» — это официально утвер­жденный документ,

содержащий полный классификатор всех продуктов организации, которые она уже

производит и собирается производить на период корпоративной стра­тегии.

«Классификатор по продукту-2» — официально утвержден­ный документ,

содержащий стратегический классифика­тор всех продуктов организации,

составленный методом агрегирования всех позиций «Классификатора по продук­ту-1»

в укрупненные позиции, которые соответствуют за­дачам стратегического анализа и

стратегического менедж­мента в целом.

Весь персонал организации в любых разговорах по продук­ту постепенно должен

перейти на язык двух указанных клас­сификаторов как единый и понятийно точный

язык про­фессионального общения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных