Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергия




Стратегия системы бизнесов. В условиях одной организации все этапы

процесса разработки стратегии каждого бизнеса должны быть достаточно

системными. На каждом этапе создания отдельной бизнес-стратегии она должна

рассматриваться как подсистема целостной корпоративно стратегии. И при этом

всегда надо помнить, что любой бизнес, который реализуется в организации,

является лишь относительно обособленным видом в системе ее обще

бизнес-деятельности.

В практике стратегического управления обеспечение полноценной системности

корпоративной стратегии представляет реальную и достаточно сложную проблему.

Поэтому после прохождения этапа разработки специализированной стратегии по

каждому бизнесу организации в обязатель­ном порядке должен наступать так

называемый «этап сис­темной доработки».

На данном этапе сначала проводятся окончательные вза­имные согласования всех

отдельных бизнес-стратегий. И, исходя из общих интересов и стратегических

целей органи­зации как единого целого, т.е. с позиции корпоративной стратегии

(именно как системы бизнес-стратегий), по стра­тегиям отдельных бизнесов

устанавливаются соответству­ющие приоритеты. Затем в соответствии с

утвержденными бизнес-стратегиями и установленными стратегическими

приоритетами производится распределение ресурсов орга­низации.

Разработка и развитие стратегии как системы стратегий отдельных бизнесов

организации в теории стратегического управления является относительно новым и

весьма нова­торским направлением (особенно для российских предпри­нимателей).

При этом следует понимать и помнить, что, во-первых, у любой даже самой

мощной и успешной организации все­гда существуют ресурсные ограничения (как

по количеству, так и по качеству). А во-вторых, собственная логика разви­тия

каждого отдельного бизнеса, как особенного и частно­го, регулярно будет

входить в противоречие с логикой раз­вития организации, как общего и целого.

Следовательно, возникает особая системная задача — стра­тегически оптимальное

ресурсное обеспечение всех отдель­ных бизнес-стратегий в каждый конкретный

стратегичес­кий период, и она всегда будет актуальной для организа­ции,

которая реально практикует более чем один бизнес.

На выходе из этапа системной доработки стратегия дивер­сифицированной

организации должна представлять собой именно стратегию системы

бизнесов, а не совокупность отдельных бизнес-стратегий относительно

обособленных бизнесов.

Синергия. Термины «синергия» и «синергизм», которые являются синонимами,

были введены в научно-практичес­кий оборот в конце 60-х классиком

стратегического менед­жмента Игорем Ансоффом.

Суть синергии — это эффект, который характеризуется ус­ловной формулой: 2+2=5.

Другими словами, синергия имеет место тогда, когда эффект совместных

действий су­щественно больше, чем простая сумма эффектов индивиду­альных

усилий.

Возможно, что между синергией и более известным (по крайней мере, россиянам)

системным эффектом теорети­чески существует какая-то значимая разница, но на

прак­тике эти понятия тождественны.

Так уж сложилось, что синергизм в последнее время стали связывать с

менеджментом, причем особенно популярной синергия стала в связке со

стратегией организации.

Истоки общей синергии организации — в эффективности' использования всех ее

различных ресурсов, а особенность стратегической синергии — в эффекте от

использования именно стратегического фактора.

Обычно выделяют следующие три базовые возможности или источника достижения

синергии (синергетического эффекта).

1. Функциональная возможность — достижение эффекта за счет того, что

многие функциональные службы организа­ции используют ее особую профессиональную

компетен­цию как в тактике всех специализированных видов дея­тельности

организации, так и по всем ее бизнесам.

2. Собственно стратегическая возможность — достижение положительного

эффекта за счет комплиментарности всех конкурентных стратегий организации на

всех уровнях, т.е. начиная от БКС конкретного товара и заканчивая

корпо­ративной стратегией в качестве системной стратегии сис­темы бизнесов.

3. Управленческая (менеджерская) возможность — достиже­ние эффекта

посредством особой системной компетенции | менеджмента организации.

Таким образом, специфическая ключевая цель стратеги­ческого управления,

которая стоит и перед всеми менеджерами, и перед всеми специалистами организации

(а не толь­ко теми, кто непосредственно занят разработкой страте­гий), —

это достижение максимальной синергии по стра­тегическому фактору.

Другими словами, главная цель процесса разработки кор­поративной стратегии

как системы бизнес-стратегий — это максимальная стратегическая синергия в

аспекте «отдель­ная бизнес-стратегия — система бизнес-стратегий».

Кроме того, задача максимизации стратегической синер­гии является актуальной

и при разработке корпоративной стратегии во всех ее иных аспектах —

функциональном, организационно-структурном, ресурсном и т.д.

3.3. Разработка стратегий функциональных подсистем

Наиболее традиционным подходом к разработке составных частей корпоративной

стратегии как специализированных видов деятельности является функциональный

подход.

Поэтому в настоящем подразделе в первую очередь рас­сматриваются три основные

функциональные стратегии организации, а затем функциональный подход к

стратегии в целом.

3.3.1. Производственная стратегия

Производственная стратегия — это подсистема корпоратив­ной стратегии,

представленная в виде долгосрочной про­граммы конкретных действий по созданию и

реализации продукта организации; подсистема предусматривает исполь­зование и

развитие всех производственных мощностей орга­низации в целях достижения

стратегического конкурент­ного преимущества.

В настоящем модуле в качестве синонимов термина «про­изводственная стратегия»

предполагаются термины: «про­изводственно-операционная стратегия» и

«операционная стратегия». В дальнейшем мы больше не станем это огова­ривать

особо.

Первичный формат стратегии. Для многих организаций, в частности для

промышленных компаний, производство того или иного продукта, как правило,

является наиболее слож­ной и масштабной деятельностью.

Поэтому для таких организаций (и особенно для российс­ких промышленных

предприятий) адекватной структурой де­ятельности оказывается та, в которой

производство являет­ся главным компонентом. Например, как это показано на

рис. 3.7. В данном случае под адекватностью подразумевается соответствие

данной идеи способу мышления высших и сред­них менеджеров российских

предприятий.

Рис. 3,7 наглядно показывает, что производственная дея­тельность самым

тесным образом связана со всеми други­ми основными видами деятельности

организации: финан­совой деятельностью, маркетингом, деятельностью служ­бы

персонала и т.д.

Из рис. 3.7 можно увидеть, что производственная страте­гия сложно

взаимосвязана со всеми другими стратегиями основных подсистем организации,

представляющими эле­менты ее внутренней деятельности. А кроме того,

страте­гия развития производства завязана и на множество фак­торов внешней

среды организации.

Следовательно, конечная эффективность производственной стратегии обусловлена

не только ее собственным содержа­нием, но и тем, насколько комплексно и

органично она взаимосвязана со всеми другими специализированными стратегиями

организации.

Системное взаимодействие с различными специализиро­ванными подразделениями

организации необходимо и для качественной разработки производственной

стратегии. Так, специалисты по маркетингу должны обеспечивать разра­ботчиков

производственной стратегии информацией и о реализации продукта, и о его сбыте

на соответствующих рынках; технологи должны сообщать о новинках и всех

дру­гих значимых изменениях на рынке технологий и т.д.

В соответствии с целевой ориентацией настоящего модуля на приоритетное

обучение менеджеров высшего и средне­го звена далее информацию о

производственной стратегии будем излагать как обоснование и описание ее

первичного формата, представляемого в табл. 3.17.

Цели и критерии. Ведущий элемент производственной стра­тегии, так же как

и любой другой специализированной стра­тегии, — это ее особые стратегические

цели.

Рис. 3.7. Структура деятельности организации

При правильно поставленном процессе разработки корпо­ративной стратегии

система целей производственной стра­тегии должна логически вытекать из

министратегии орга­низации, а если говорить более конкретно, то из

опреде­ленных основных стратегических целей 1-го уровня. И при этом система

целей производственной стратегии формиру­ет свою особую производственную

ветвь общего дерева стра­тегических целей организации.

Таблица 3.17






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных