ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО БОКСЕРА ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ БОКСА
В практике бокса применяется ряд общепринятых методических приемов, позволяющих обучать юного боксера различным средствам техники и тактики в определенной последовательности (с учетом их сложности). Эти приемы дают возможность быстрее и прочнее овладевать основами бокса. Обычно в каждом уроке ученик сначала повторяет и совершенствует ранее изученную технику и тактику, а затем уже овладевает новым материалом. При повторении пройденного преподаватель напоминает обучаемым, как выполняется прием, а потом указывает на характерные ошибки, допущенные учениками. Обучение новому материалу преподаватель начинает с объяснения тактического назначения упражнения или приема; затем он рассказывает об особенностях упражнения (взаимодействие частей тела, распределение его веса и т. п.). Одновременно с объяснением нередко показываются возможные ошибки в выполнении. Новый материал ученики выслушивают, находясь в строю (в одной или двух шеренгах) или размещаясь около преподавателя. Сначала ученик овладевает исходным положением для передвижения, удара или защиты, упражняясь на месте. Затем он упражняется в нанесении удара или защитном движении без партнера, не передвигаясь, а лишь выполняя различные перемещения. После этого он разучивает прием, передвигаясь вперед, назад, влево, вправо. Преподаватель может применить следующий методический прием: нанести удар в направлении группы, находящейся в строю, на что ученики отвечают мгновенной защитой (или контрударом). Преподаватель делает поправки, задерживая учеников в конечной фазе движения. По сигналу преподавателя ученики могут также выполнять удары и защиты, передвигаясь в разных направлениях. После этого они могут проделывать упражнения самостоятельно, не нарушая строя, что дает возможность легче наблюдать за ними и делать необходимые замечания. Эти упражнения выполняются в перчатках или без них (в самом начале обучения). После изучения приемов без партнера следует перейти к обучению в парах. Упражнения в парах — основные в процессе обучения боксера. Обычно при обучении приемам и боевым действиям сначала даются упражнения в шеренгах, а затем пары произвольно передвигаются по залу. Рекомендуется сперва давать новичкам упражнения в шеренгах на месте: боксеры одной шеренги наносят боксерам другой шеренги удары по перчаткам, в голову и туловище. Упражнения на месте помогают лучше усвоить боевую стойку, перемещения, правильно поставить удар и изучить основные детали защиты. После этого приемы осваиваются в движении: одна шеренга атакует, другая защищается, сначала без контрударов, а затем применяя ответные или встречные контрудары. Преподаватель подает команду атаковать и регулирует темп упражнений и быстроту ударов. Он может задержать учеников в исходном или конечном положении и проверить, правильно ли выполнены удар или защита. После того как приемы изучены в шеренгах (или до этого), преподаватель может дать подводящие упражнения для изучения ударов и защит во время ходьбы в одной шеренге по залу, под команду и без нее. Чтобы ученики более быстро и правильно овладевали упражнениями на ходу, их ритмом и амплитудой, следует ставить наиболее техничного и опытного направляющего, а остальных учеников расставлять через одного, чередуя более подготовленных или успевающих с менее подготовленными. Это позволит лучше использовать подражательную способность подростков и юношей. Рекомендуется разучивать элементарные упражнения в парах сначала в движении вперед — назад, затем по кругу и уже потом в разных направлениях. На более позднем этапе обучения, после того как ученики овла«дели основами техники, новым приемам обучают сразу с упражнений в парах с разнообразными передвижениями. В упражнениях в парах обычно один из партнеров атакует, а другой защищается; затем защищающийся сочетает защиту с контратакующими действиями. После каждого раунда задания меняются. Задание можно давать ученикам и попеременно: в течение раунда боксеры все время меняются ролями; и атакует или защищается и контратакует то один, то другой боксер. Иногда, чтобы ученики лучше освоили координацию движений и совершенствовались в отдельных элементах приема, им следует изучать технику в парах, нанося удары друг другу по перчаткам. Для разучивания новых упражнений, а особенно при повторении пройденного материала, рекомендуется в некоторых случаях ставить более опытных боксеров в пары с новичками с тем, чтобы первые могли оказывать помощь своим менее умелым партнерам. В других случаях, наоборот, нужно подбирать пары, одинаковые по технической подготовленности и физическим данным. Следя за правильностью упражнений в парах, преподаватель должен обращать внимание на то, чтобы боксеры выбирали нужную дистанцию: каждый боксер должен атаковать, контратаковать и применять защиту на наиболее удобной для него дистанции, излишне не разрывая ее и не сближаясь чрезмерно с партнером. Условный бой — такое упражнение с партнером, в котором боксеры ведут бой по определенному заданию с ограниченным выбором боевых средств. Условный бой может быть односторонним, когда один из боксеров атакует, а другой только защищается или же, защищаясь, контратакует. В двустороннем условном бою оба боксера могут вести бой одновременно, выполняя одинаковые или различные задания. В условном бою усваиваются простейшие тактические действия, и все изученные боксером средства техники закрепляются в обстановке, приближающейся к вольному бою. В начале обучения условный бой служит средством, подводящим юных боксеров к вольному бою; кроме того, в условном бою боксер проявляет во многом свои боевые навыки и качества. Наблюдая за боксерами-юношами во время условного боя, тренер может выявить их индивидуальные особенности, которые в дальнейшем в вольных боях определятся еще более ярко. Тренер обязан постоянно контролировать учеников во время условного боя, не допуская сильных ударов. В уроке упражнения в условном бою выполняются одновременно всеми обучаемыми, которые размещаются по всему залу. Количество раундов условного боя зависит от подготовленности группы и сложности заданий. В вольном бою боксеры без каких-либо ограничений применяют весь пройденный учебный материал. Во время вольного боя проявляются и в то же время формируются основные физические, моральные и волевые качества боксера, его тактические умения и технические навыки. По действиям во время вольного боя и по тому, как боксер переносит нагрузку и темп боя, можно судить о его подготовленности к соревнованиям. В вольном бою боксеры обязаны действовать легко, не позволять грубого обмена ударами; ученики должны понять, что в ходе вольного боя они продолжают свое обучение и овладевают техникой и тактикой бокса. Надо требовать, чтобы новички действовали в бою разумно и решали в ходе его определенные тактические задачи. В вольном бою должны быть категорически запрещены сильные удары: тренер должен сдерживать излишнюю горячность учеников. Во время вольного боя между не равными по весу, силе и технической подготовленности партнерами ни в коем случае нельзя допускать, чтобы более сильный злоупотреблял своим преимуществом. Если один из партнеров заметно устал, следует заменить его другим и продолжать раунд до конца. В продолжение боя преподаватель указывает на существенные ошибки и может сделать другие замечания, которые, однако, не должны мешать боксеру самостоятельно вести бой. Основные же указания боксерам тренер делает в перерывах между раундами. После боя или в конце занятия нужно рассказать ученику о положительных и отрицательных сторонах его техники, тактики, поведения в бою в целом. Необходимо добиваться, чтобы ученики легко передвигались, правильно сочетали удары с передвижением, держались в собранной правильной стойке, быстро и четко, без напряжения наносили удары (особенно прямые левой) и пользовались разнообразными защитами и ложными действиями перед атакой или в перерывах между активными действиями. Обучая учеников различным приемам техники и тактическим действиям, преподаватель должен выделять в вольном бою дополнительные задания, связанные с изучаемым материалом, например передвигаться во все стороны и вести бой в данном раунде преимущественно левой рукой, применять определенную защиту, использовать определенные контрудары и т. п. Чтобы подготовить боксера к встрече с различными по технике и тактике противниками, можно давать ему в каждом раунде вольного боя различные задания. Задание надо давать как одному, так и другому боксеру. Например, одному вести бой в атакующей форме, а другому защищаться и переходить от защиты к контратаке; или одному держать партнера на дальней дистанции, другому стремиться сблизиться для ближнего боя. Большое значение имеет умелый и разнообразный подбор партнеров. Смена партнеров вынуждает юного боксера быстро изменять тактику боя и быстро находить средства и способы, чтобы противостоять действиям соперника. Содержание вольного боя в зависимости от подбора партнеров может быть таким: 1) бой с высоким партнером, который не должен позволять подходить к нему на ближнюю дистанцию; 2) бой с низкорослым противником на ближней дистанции; 3) бой на ближней дистанции с партнером более тяжелого веса; задача — не разрывать дистанцию; 4) бой с более легким и быстрым партнером на ближней дистанции, но в защитной форме, с заданием применять «комбинированные» защиты от серий ударов, выбирать удобные моменты для контратаки; 5) бой против боксера-левши; 6) бой с партнерами, отличающимися различной манерой боя (бой со сменой партнеров в одном и том же раунде и в разных раундах). В подготовке к соревнованиям необходимо учитывать манеру боя основных противников и в соответствии с этим подбирать партнеров. При подготовке к турнирным соревнованиям партнеров следует менять особенно часто, так как предстоят встречи с самыми различными противниками. Бой с тенью позволяет боксеру, имитируя реальный бой, изучать и совершенствовать различные технические и тактические действия. Тренер должен ставить перед боксерами, приступающими к бою с тенью, определенные задачи, например: совершенствоваться в передвижении во все стороны; применять ложные действия в сочетании с различными атаками; пользоваться определенными ударами и защитами; имитировать контрудары; вести бой с противниками разных физических данных и манеры боя. Боксер должен стараться представить себе, что он действует против реального противника. В бою с тенью боксер воспроизводит все действия, выполняемые в бою (маневрирование, перемещения туловища, ложные действия, страховку при ударе, серии ударов на всех дистанциях и т. п.) Он должен изменять темп боя, иногда доводя его до предельного. Бой с тенью проводится обычно в конце подготовительной части урока, но может быть и в основной части после упражнений в условном и вольном боях. Бой с тенью иногда нужно вести перед зеркалом, чтобы боксер мог контролировать свои действия. По ходу боя с тенью преподаватель должен делать боксеру необходимые замечания. Упражнения в ударах по боксерским снарядам ученики выполняют, тщательно забинтовав руки и надев специальные тренировочные перчатки (за исключением упражнений в ударах по лапам). Упражнения со снарядами даются в уроке после вольного (или условного) боя. Упражнения с мешком позволяют боксеру овладеть техникой ударов и, если боксер наносит удары по мешку с большой силой и в высоком темпе, способствуют развитию силы определенных мышц и выносливости. Удары по мешку укрепляют связки рук боксера. Упражняясь с мешком, боксер может разучивать самые разнообразные одиночные удары и серии из них в различных сочетаниях, направляя удары как бы в голову и туловище противника. Подвижность боксерского мешка позволяет боксеру наносить удары стоя на месте, а также передвигаясь вперед, назад, влево, вправо, сочетать передвижения с ударами во всех направлениях. Все удары боксер должен наносить из правильной боевой стойки, контролируя взаимодействие частей тела и обязательно страхуясь свободной рукой. Удары следует наносить с активным выдохом. Это приучает боксера не задерживать дыхание во время специальных упражнений в перчатках и в бою с партнером. Боксер должен стараться бить резко и отрывисто, а не наносить удары толчками, которые раскачивают мешок. Нанося удары по мешку, боксеру надо следить за правильностью положения кулака при ударе и после него мгновенно возвращать руку в исходное положение. Упражняясь в ударах по мешку, следует находить исходные положения на нужной дистанции для того, чтобы нанести акцентированный удар. Такие исходные положения создаются с помощью шага назад и в сторону, отклона туловища в сторону и т. п. Отталкивать от себя мешок не рекомендуется. Упражнения с насыпной грушей позволяют развить точность и резкость ударов и «чувство дистанции». На ней можно, кроме прямых и боковых ударов, совершенствовать удары снизу в голову (что невозможно в упражнениях с мешком). Кроме одиночных ударов, по груше можно наносить легкие и быстрые серии с акцентом на одном из ударов. Грушу для упражнений нужно подвешивать на высоте, соответствующей росту юного боксера. Не рекомендуется подвешивать насыпную грушу на длинном шнуре, так как из-за раскачивания груши будет трудно наносить серии ударов. Упражнения с надувной грушей служат для совершенствования прямых и боковых ударов (одиночных, двойных и непрерывно повторяющихся). Эти упражнения развивают мышцы плечевого пояса, разгибатели рук и ряд других. Систематические упражнения с надувной грушей развивают быстроту, точность, резкость удара, вырабатывают умение наносить короткие удары без замаха. В процессе упражнений боксер приобретает способность замечать малейшие изменения в колебании и направлении движения груши и мгновенно менять направление удара, что развивает у него быстроту реакции. Удар по груше нужно наносить в конце ее движения резко и отрывисто. Здесь также надо обращать внимание на то, чтобы в момент удара кулак был сжат, а рука после удара мгновенно расслаблялась и возвращалась в исходное положение. Упражнения с боксерскими лапами широко используются в обучении и тренировке боксера как средство, позволяющее тренеру тщательно анализировать технику учеников и давать им во время самого упражнения указания, как исправить те или иные недостатки; упражнения с лапами помогают совершенствовать технику, тактику и физические качества боксера. В упражнениях с лапами можно изучать новый учебный материал, закреплять и совершенствовать пройденное. В этих упражнениях тренер добивается от ученика правильного акцентирования удара, разучивает способы входа в ближний бой и выхода из него, учит развивать атаки и т. п. Тренер должен ставить перед учеником, упражняющимся на лапах, определенные тактические задачи. Например, он может отступать с тем, чтобы ученик преследовал его, нанося различные удары, сочетая их с передвижением, страховкой, чередуя различные удары в голову и туловище, подготавливая атаку ложными действиями и т. п. Тренер может наступать на ученика, как бы атакуя его, а тот применяет заданную или произвольно избираемую защиту, контратакует или наносит удары, передвигаясь назад, влево и вправо. Тренер может надеть на левую руку перчатку, а на правую — лапу, что позволит ему наносить левой рукой всевозможные удары, а на правую принимать удары ученика. На разных этапах обучения, в зависимости от возраста боксера, его индивидуальных особенностей, подготовленности и задач урока, распределение упражнений (в парах, в условном и вольном боях, бою с тенью и со снарядами) и их количество могут изменяться.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|