ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
Выносливость зависит прежде всего от состояния внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой системы, легких, печени и др.). Поэтому укрепление, этих органов — основная задача упражнений на выносливость. Выносливость бывает общей и специальной. Общая, как правило, развивается при помощи циклических движений, длительно выполняемых в небольшом темпе. Лучшие средства развития общей выносливости — бег по незначительно пересеченной местности, катание на коньках, на лыжах, плавание. Специальная выносливость боксера определяется его способностью длительно (в течение многих раундов) и в высоком темпе выполнять боксерские упражнения (бой с тенью, упражнения на снарядах, бой с партнером и т. п.). В упражнениях на выносливость преподаватель должен, имея в виду различные отклонения от нормы в деятельности сердечно-сосудистой системы подростков, соблюдать осторожность в дозировании нагрузок. Для развития общей выносливости можно применять в подготовительной части урока самые разнообразные упражнения: спортивную ходьбу, бег, общеразвивающие и имитационные упражнения в сочетании с ходьбой, упражнения со скакалкой, проводя их в среднем темпе или чередуя темп различной частоты с интервалами отдыха. Надо тщательно следить за реакцией учеников на нагрузку и научить их определять признаки утомления (по частоте, и глубине движений, их координированности, расслабленности мышц). Прекрасное средство развития общей выносливости у подростков — ежедневная прогулка, сочетаемая с медленным бегом и ускорениями, кроссы на 2—2,5 км, плавание на средние дистанции, ходьба на лыжах и другие упражнения на воздухе, выполняемые в среднем темпе. На начальном этапе обучения юных боксеров целесообразно выполнять эти упражнения (кроме прогулок) в дни, когда нет занятий в зале. Учитывая неокрепшую сердечно-сосудистую систему и повышенную эмоциональность юношей, не рекомендуется пробегать длинные дистанции без отдыха. Развитию специальной выносливости способствует вся система упражнений в перчатках с постепенным увеличением сложности, интенсивности упражнений и их темпа, с повышением плотности урока. Однако в занятиях с новичками-подростками необходимо особенно тщательно ограничивать интенсивность упражнений и их дозировку, не стремясь к форсированию выносливости. Упражнения в перчатках для новичков 14 лет в начале обучения не должны длиться больше 15—20 мин. Большая часть этого времени идет на изучение приемов в парах, и лишь 2—4 раунда по 1,5—2 мин. длится условный бой. В дальнейшем, через 5—6 месяцев, количество упражнений в перчатках можно увеличить на несколько раундов, строго следя за тем, чтобы обучаемые в ходе выполнения этих упражнений сильно не уставали. У подростков 15 лет упражнения в перчатках вначале также не должны занимать много времени (не более 30 мин.). Не следует давать им больше 4—6 раундов условного боя и более 2 раундов вольного (причем вольному бою не должна предшествовать большая нагрузка в упражнениях с партнером и в условном бою). Упражнения в парах по изучению приемов для новичков-подростков не рекомендуется -ограничивать строгим интервалом (например, по 2 мин.). Длительность этих упражнений лучше регулировать в зависимости от того, насколько ученики овладели техникой, а также от степени их утомления. Пауза между раундами может длиться больше 1 мин. Необходимо следить, чтобы, выполняя упражнения в перчатках, боксеры не напрягались. Особенно опасны для юных спортсменов длительные напряжения при высоком темпе работы. Развивая выносливость, следует обратить внимание на то, чтобы подростки научились правильно и глубоко дышать. Для подростков с «физиологическим плоскогрудием» это особенно важно. Необходимо научить их не задерживать дыхания, акцентировать выдох при мышечных напряжениях и при нанесении ударов, а в моменты расслабления вдох делать более глубоким (но коротким), чем выдох. При необходимости нужно давать дыхательные упражнения между общеразвивающими и имитационными, а иногда в интервалах отдыха между раундами выполнять эти упражнения в перчатках. При дозировке нагрузок для подростков необходимо учитывать, особенно для физически менее подготовленных, режим дня, внеурочные физические нагрузки (в школе, во дворе, дома) и эмоциональное состояние, являющееся часто результатом успехов или неприятностей в учебе, в быту. Все эти факторы могут существенно изменить способность учеников переносить различные нагрузки урока. В вопросах дозировки нагрузок преподавателю следует советоваться с врачом, проверяющим состояние здоровья занимающихся.
РАЗВИТИЕ СИЛЫ
Нельзя увлекаться развитием у подростков силы. В связи с неокончившимся развитием хрящей и костей, недостаточно крепкими связками, а также с различными отклонениями от нормы в деятельности сердечно-сосудистой системы не рекомендуются упражнения со значительным отягощением. Применяя их часто, можно вызвать неправильность в формировании осанки, натужи-вание и задержку дыхания, излишнюю напряженность и «скованность» мышц. Надо осторожно применять силовые упражнения, соблюдая строгую дозировку и постепенность в увеличении нагрузок, избегать медленных и статических напряженных положений. Упражнения на силу следует чередовать с упражнениями на расслабление и быстроту. Из силовых упражнений рекомендуются всевозможные упоры в различных положениях, упражнения в сопротивлении с партнером, подтягивания, упражнения с облегченными набивными мячами, метания и толкание камней, упражнения с легкими гантелями (1—3 кг.), эспандерами, грифом от штанги, упражнения с резиновыми мячами для укрепления кисти и т. п. В юношеском возрасте следует обращать значительно больше внимания, чем в подростковом, на развитие силы, которую в боксе нельзя отделять от развития быстроты движений, причем сила должна играть подсобную роль и рассматриваться как средство увеличения скорости движений и общего физического развития юного боксера. Упражнения на силу должны одновременно служить упражнениями на быстроту. Повышение мастерства боксера-юноши должно достигаться при помощи специальных упражнений, в частности упражнений с отягощением: дополнительные отягощения, увеличивая сопротивление при выполнении движений (в силу закона инерции), увеличивают степень трудности и соответственно — волевые усилия. Исходя из особенностей юношеского возраста, необходимо помнить, что вес отягощений не должен превышать 40—50% собственного веса юного боксера. К тому же «большие» веса можно применять не чаще, чем в одном занятии в неделю. Систематическое увеличение концентрированных во времени усилий приведет к тому, что боксер спустя какое-то время после начала использования этих упражнений сможет выполнять разучиваемые движения быстрее. Вероятно, почти каждый человек не раз отмечал, что движение с оптимально незначительным отягощением выполняется легче после того, как ему предшествовало то же движение, но с большим отягощением. Молотобойцу после работы с тяжелым молотом обыкновенный молоток кажется очень легким; ядротолкатель после нескольких толчков тяжелой гири почти не ощущает тяжести нормального ядра (7,257 кг), боевые (10-унцовые) перчатки кажутся совершенно невесомыми после тренировки в «тяжелых» (14—16-унцовых) перчатках. Как правило, в этом случае движение выполняется легче и быстрее. Но качества взаимосвязаны в своем развитии. Например, развитие силы может влиять на развитие быстроты как положительно, стимулирующе, так и отрицательно. Каждый тренер и спортсмен должны найти оптимальные соотношения между упражнениями на силу, быстроту, выносливость и т. д. Несмотря на несомненную пользу упражнений с отягощениями, не нужно увлекаться только ими, забывая об упражнениях на быстроту, направленных на развитие реакции и выполняемых с максимально возможной скоростью. Ведь движение, выполненное с отягощением, с дополнительными трудностями, будет медленным по сравнению с тем же движением, выполненным без отягощения. Это значит, что временные соотношения между частями движения будут относительно растянутыми. Известно же, что движение с учетом его пространственных и временных характеристик усваивается, закрепляется в организме человека с каждым выполнением, все больше и больше. Поэтому, длительно выполняя движение медленнее обычного, мы закрепляем его, что может впоследствии отрицательно сказаться на развитии быстроты. Таким образом, упражнения с отягощением юный боксер должен использовать на фоне ощущений максимально-быстрых движений. Иначе говоря, максимально-быстрые движения должны, во-первых, предшествовать упражнениям с отягощениями; во-вторых, применяться после упражнений с отягощением, как бы напоминая о себе. Обязательное условие выполнения упражнений на быстроту и силу — необходимость каждый раз перед началом движения концентрировать на нем внимание, волю (но ни в коем случае не напрягаться). Эта схема (концентрация внимания, воли и расслабление — мышечная вспышка — расслабление и внимание на действиях противника, готовность снова проделать мгновенное движение) и должна стать обязательным условием всех занятий. Надо научиться играть мгновенными расслаблениями мышц и «мышечными вспышками», максимально подчинить мышечные действия своей воле.
ВОСПИТАНИЕ ОСАНКИ
Осанка — один из показателей физического развития и состояния здоровья. Правильная осанка имеет большое гигиеническое и эстетическое значение, является жизненно необходимым навыком. При правильной осанке создаются наиболее выгодные условия для деятельности внутренних органов человека. Нарушения в осанке портят фигуру, служат причиной некоторых заболеваний, оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья и работоспособность человека. В результате у спортсмена могут возникнуть неприятные переживания, появиться сознание физической неполноценности. Вот почему формирование нормальной осанки у юных спортсменов составляет один из важнейших разделов работы тренеров. В тренировочных занятиях боксеры постоянно находятся в боксерской позиции: голова опущена, челюсть прижата к груди, левое (или правое) плечо приподнято, одна из рук, как правило, играет более защитную, а другая — ударную роль, что приводит к асимметричному положению туловища. Однообразная, системати--чески повторяемая и сохраняемая длительное время поза может ухудшить нормальную осанку, физическое развитие и деятельность внутренних органов. В результате у боксеров часто неравномерно развиваются мышцы плечевого пояса, спины и ног, уменьшается подвижность суставов и позвоночника, что ведет к таким нарушениям в осанке, как сведенные вперед Отрицательного влияния боксерской стойки на осанку легко избежать, если правильно строить методику занятий. Не следует заставлять учеников постоянно находиться во время занятий в боксерской стойке, а тем более рекомендовать им тренировать ее вне занятий, как иногда предлагают преподаватели. В каждом занятии боксерскую стойку необходимо корригировать упражнениями, которые способствуют формированию правильной осанки.
При первом знакомстве с учеником, определяя его индивидуальные качества, тренер обязан внимательно осмотреть телосложение будущего боксера, исследовать состояние его ступней. Уплощение или плоскостопие часто ускользает от внимания не только тренеров, но и врачей. Между тем этот дефект достаточно распространен. Плоскостопие может значительно снизить боевые достоинства ученика, так как у него резко ухудшаются опорная функция ног и движения, изменяется положение таза и позвоночника. При длительной ходьбе, стоянии, беге, прыжках появляются боли в ногах, спине. Все это не может не сказаться на общем физическом состоянии боксера как во время тренировочных занятий, так и в процессе самого боя. Состояние свода стопы выявляют, оттиснув на листе бумаги смоченную в воде и слегка подкрашенную чернилами или марганцовкой подошвенную поверхность стоп. Такие отпечатки по заданию ученики могут сделать дома самостоятельно (рис. 2). Состояние свода стоп можно определить и так: обследуемый становится на стул в положение «ноги врозь». Если под внутренней стороной свода стопы помещаются два пальца — стопа нормальная, если один палец — стопа уплощенная. При плоской стопе вся подошвенная часть ноги плотно прилегает к опоре (рис. 3). Тренер должен получить четкое и ясное представление об осанке своих учеников. Чтобы определить телосложение и осанку, следует осмотреть учеников в фас и в профиль (туловище боксера должно быть обнаженным). Это можно сделать, когда ученики находятся в строю (сначала лицом, затем спиной, а потом и боком к тренеру). Прежде всего, необходимо обратить внимание на контуры плеч, линии туловища. Все эти линии должны быть симметричны, во всяком случае «на глаз». Затем, когда ученики поворачиваются спиной, обращают внимание на следующие признаки: 1) положение головы и симметричность шейно-плечевых линий, линию боковых контуров плеч (при нарушении осанки может наблюдаться опускание одного из них); 2) линию позвоночника, которая хорошо видна в положении наклона вперед; 3) подвижность позвоночника, которая определяется наклонами вправо, влево и назад. При сколиозе и асимметрии туловища наблюдается асимметричный объем движений, а при сутулости и грудном кифозе — ограниченная подвижность позвоночника в грудной части. При тотальном (общем) и грудо-поясничиом кифозах значительно ограничивается подвижность в нижне-грудном и поясничном отделах позвоночника. Например, затрудняется наклон назад стоя, ноги вместе на полной ступне (не сгибая коленей). Затем производится осмотр сбоку. Осматривается передняя линия туловища. В норме она должна быть такой, чтобы живот не выходил за линию груди. Исследуя осанку ученика следует наблюдать за положением его головы. Постоянное сильное опускание головы ведет к ослаблению тонуса в области плечевого пояса, в результате чего плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Поэтому важно требовать от учеников, чтобы они (не находясь в стойке) держали голову прямо. Такое положение головы повышает разгибательный тонус туловища, улучшает кровообращение мозга, создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и легких. Правильность осанки можно проверить также следующим, образом: ученик становится к стене, касаясь ее пятками, плечами и затылком; если между стеной и поясницей свободно проходит ладонь, то положение туловища будет правильным; если просвет мал и рука не проходит, то у боксера либо сутулая, либо плоская спина (форма позвоночника); если в просвете помещается, кулак, значит позвоночник в поясничной части чрезмерно изогнут вперед, что, как правило, связано с круглой или седлообразной спиной. Если все отклонения еще не зафиксировались, а связаны с незакрепленной привычкой неправильно держать свое тело, нормальную кривизну позвоночника легко восстановить. В случае, когда у обучаемых спина сутулая или плоская, им следует больше прогибаться, грудь выдвигать вперед, а лицо поднимать вверх. При круглой и седлообразной спине надо подтягивать живот и как можно больше выпрямляться. Правильную осанку формируют на протяжении всего периода занятий, однако наибольшее внимание этому следует уделять на 1-м году обучения. На первых занятиях юных боксеров необходимо ознакомить с основными признаками правильной и неправильной осанки. Ученики должны знать, что при нормальном положении тела голову надо держать прямо, опираться больше на носки, чем на пятки, плечи держать на одном уровне и немного отводить назад. Начинать обучение нужно с прямой стойки. Часто юноши не умеют правильно принять нормальную стойку: они опускают голову, сдвигают вперед плечи, у многих торчат лопатки, ссутулена спина. Некоторые, принимая правильную осанку, прижимают «по швам» напряженно выпрямленные руки, запрокидывают голову, напряженно поднимают плечи, втягивают живот и отставляют назад таз или выпячивают живот, прогибают поясницу и чрезмерно отводят плечи назад. Чтобы устранить перечисленные ошибки, следует показать, как правильно держать свое тело. Учеников надо научить различать по мышечному ощущению правильные и неправильные положения тела. Для формирования правильной осанки в занятиях по боксу можно использовать: 1) упражнения, развивающие те группы мышц, которые обеспечивают правильное держание тела (обще-развивающие упражнения с предметами: палками, скакалками, гантелями, набивными мячами, упражнения на гимнастической стенке и без предметов, упражнения в висах, лазании, прыжках, равновесии); 2) упражнения для формирования навыка правильного держания тела. Большое место в занятиях должны занять упражнения, укрепляющие слаборазвитые группы мышц (мышцы шеи, живота, спины, стопы), и упражнения, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника, особенно его грудной части. К таким упражнениям относятся: повороты, наклоны, вращения головы, круговые движения рук, отведения плеч до касания лопаток; поочередное расслабление и напряжение мышц всего тела лёжа на полу; наклоны назад с прямым туловищем из положения стоя на коленях; наклоны назад с максимальным прогибанием туловища из положения, стоя на коленях, ноги на ширине плеч (руки свободно в стороны, стараться коснуться стоп). Все эти упражнения выполняются в медленном темпе и с максимальным напряжением. Для хорошего физического развития и формирования правильной осанки на занятиях следует широко использовать различные гимнастические снаряды и инвентарь. Упражнения на гимнастической стенке, скамейке, с палками, мячами наиболее эффективно влияют на организм учащихся. Например, дуговые движения прямых рук, держащихся за концы палок назад и вперед, значительно лучше воздействуют на мышцы спины и развивают подвижность в плечевых суставах, чем те же движения рук без предмета. Для формирования навыка правильного держания тела при первоначальном обучении наиболее целесообразны упражнения у вертикальной плоскости. При выполнении таких упражнений создаются условия, при которых ученик невольно принимает нужное положение, а при его многократном повторении постепенно развивается чувство правильного держания тела. Упражнения должны выполняться у стены, или у двери зала с ровной поверхностью, или у специально изготовленного фанерного или деревянного щита высотой 1,5—2 м. На щит можно нанести антропометрическую сетку, на фоне которой более отчетливо видны контуры тела. Стены с сильно выступающими плинтусами (более 3—4 см), низкими панелями для выполнения указанных упражнений непригодны. После нескольких занятий ученики приобретают умение принять положение правильной осанки у стены, но не всегда могут сохранить его в движении. Для формирования осанки полезны упражнения в равновесии. С их помощью совершенствуются функции органов равновесия и проприоцептивной чувствительности. Почти все они по своей технике направлены на то, чтобы при любых движениях удерживать позвоночный столб в прямом положении. Специально подобранные общеразвивающие упражнения на осанку и упражнения, формирующие навык правильного держания тела, должны включаться в каждое занятие любого характера. Ряд этих упражнений следует включить в комплексы утренней гимнастики. Ниже приводятся примерные упражнения на осанку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|