Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Словосочетания. Типы синтаксических отношений и классификация




 

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

 

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом.

 

От слова словосочетание отличается:

 

  • раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов)
  • производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом)

 

От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова («Светает.»), а словосочетание – нет.

 

Не являются словосочетаниями:


1) подлежащее и сказуемое, т.к. они являются основой предложения и связаны между собой двусторонней связью, при которой спрягаемая форма сказуемого согласуется с подлежащим в числе и роде или лице, а сказуемое управляет подлежащим, требуя его постановки в именительном падеже

2) ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью (когда ни одно из слов не подчинено другому): книги, газеты и журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег;
3) сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным: около дома (около – предлог); тоже пришёл (тоже – союз); словно во сне (словно – частица);
4) сложные (составные) формы слов: буду заниматься; более интересный; самый умный;
5) фразеологизмы: бить баклуши; водить за нос (оба слова (или одно из них) утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).

 

Грамматическое значение словосочетания служит основанием для установления синтаксической функции словоформы, выступающей в качестве зависимого компонента. Основные типы синтаксических отношений – атрибутивные, объективные, обстоятельственные, субъектные и комплетивные:

 

1) атрибутивные отношения, определяющий член которых является атрибутом, т.е. называет какой-нибудь признак определяемого вне категорий времени и наклонения. Атрибутивные отношения типичны для словосочетаний, представленных семантической моделью «предмет и его признак»: смелый воин, мой дом, второй отряд, улыбающийся ребенок, корзина с грибами, котлеты по-киевски, дом за рекой, желание учиться, книга сестры, девушка-радистка, шофер Соколова.

 

2) объективными (объектными), определяющий член которых является объектом, т.е. называет что-нибудь не содержащееся в самом определяемом, но связанное с этим определяемым объектным отношением. Например, ест суп, выпил чаю; в этих случаях определяемое слово чаще бывает глагольным, реже – именным

3) обстоятельственные отношения представлены несколькими семантическими моделями:

 

а) модель «действие или признак и его качественная и количественная характеристика» (громко петь, неуместно громкий, одеваться со вкусом, по-детски наивно)

 

б) моделями «действие или признак и место его проявления» (бежать по тропинке, мокрый внизу); «действие или признак и время его проявления» (прийти своевременно, всегда добрый); «действие или признак и причина его возникновения» (отсутствовать по болезни); «действие и цель его проявления» (проехать учиться); «действие и условие, вопреки которому оно совершается» (поступить вопреки ожиданиям)

 

4) субъективные отношения свойственны словосочетаниям, в которых грамматически господствующее слово называет действие или состояние, а зависимое – субъект действия или носителя состояния: рассказ преподавателя, изготовление детали токарем, смелость солдата, доброта матери

 

5) комплетивные (восполняющие) отношения характерны для словосочетаний с максимальной степенью спаянности компонентов. В большинстве случаев такие единицы выступают как синтаксически не членимые словосочетания, так как главный компонент, ввиду его смысловой недостаточности или неопределенности, не может употребляться в строго определенной форме: десять дней, стая уток, стакан воды, стать героем, начинать готовиться, четыре угла, назваться гостем, слыть простаком

 

6) релятивные, определяющий член которых является релятивом, который либо называет какой-нибудь признак определяемого или называет что-либо не содержащееся в самом определяемом, но связанное определенным отношением: быстро бежит, красиво пел

 

Типы словосочетаний:

 

1) По морфологической принадлежности главного компонента:

 

  • глагольные имеют в качестве главного компонента спрягаемые и неспрягаемые формы глагола: читать книгу, бегать за покупками
  • именные образуются всеми именными частями речи существительными, прилагательными, числительными, местоимениями: борьба за мир, решение выступить, интересная книга
  • наречные имеют в качестве главного компонента наречия: низко над землей, удивительно ярко, приятно сознавать

 

Эти три главных типа разбиваются на 6 подтипов:

 

  • субстантивные (главное слово имя существительное)
  • глагольные (главное слово глагол)
  • адъективные (главное слово имя прилагательное)
  • наречны е (главное слово наречие)
  • количественные (главное слово имя числительное)
  • местоименные (главное слово местоимение)

 

2) По количеству компонентов:

  • двухкомпонентные (простые), состоящие из двух знаменательных слов или знаменательного слова и семантически нечленимого сочетания: яркий свет, играть в шахматы, ребенок с ямочками на щеках
  • многокомпонентные (сложные), состоящие из трех и более компонентов, находящихся в соподчинении или последовательном подчинении: дарить цветы любимым, покупать старые книги

 

 

3) По степени семантической спаянности компонентов:

  • синтаксически членимые, в которых каждый компонент является структурно и семантически достаточным для функционирования в роли отдельного члена предложения
  • синтаксически нечленимые словосочетания, в которых, ввиду семантической недостаточности стержневого компонента, смысловую нагрузку несет зависимый компонент, а все словосочетание функционирует как один член предложения.

 

Средства компонентов связи словосочетания:

  • форма слова
  • предлоги
  • порядок слов

 

1) Словосочетание формируется на основе взаимодействия лексико-грамматических свойств сочетающихся слов. Поэтому наиболее важным средством выражения синтаксических отношений в словосочетании является форма слова. Все изменяемые слова, вступая в зависимую связь со стержневым словом словосочетания, оформляют эту связь с помощью окончания, например: осенний день, директор школы, изучать философию.

 

В тех случаях, когда зависимое слово не способно изменяться, т.е. когда отсутствуют флективные формы выражения связи, оно присоединяется к стержневому слову в своей единственной исходной форме, обнаруживая связь с ним семантически: прыгать вверх, прыгнуть вверх, прыгал вверх, прыгну вверх; говорить быстро, говорил быстро, говорю быстро.

 

2) В конструировании словосочетаний большая роль принадлежит предлогам, которые вместе с формой слова служат средством связи слов и уточняют значение падежных форм слова: подойти к лесу, прогулка в лесу; забота о людях, находиться на людях.

 

3) Кроме формы слова и предлогов, показателем синтаксических отношений в словосочетании является порядок слов. Словосочетание характеризуется устойчивым порядком слов: согласуемые части речи располагаются перед стержневым словом («хорошая погода», «наша победа», «какой-то мальчик»).

 

Определительные наречия на «-о» могут располагаться перед стержневым словом и после него: быстро говорить, говорить быстро; туманно выражаться, выражаться туманно (однако, при наличии других распространителей, эти наречия закрепляются в препозиции: быстро пройти вперед); Определительно-обстоятельственные и обстоятельственные наречия располагаются после стержневого слова: одеться по-зимнему, упасть плашмя, подойти вплотную.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных