Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРЕТИЙ ПРИНЦИП ТЕОРИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ




Историко-типологический

Состоит в признании того факта, что универсальным и постоянным является сам факт наличия частей речи. Что касается самого состава частей речи, то они исторически подвижны и различны не только в языках разных типов, но даже в близко родственных языках.

Артикль – изначально был как местоимение.

 

Синтаксис. Основные типы подчинительных связей.

СИНТАКСИС

Термин имеет два значения:

1. Характерное для конкретных языков средство и правило создания речевых единиц.

2. Раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи, сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста.

 

Основными единицами синтаксиса являются:

-Словосочетание

-Предложение

Иногда выделяют такую единицу как текст. На основании чего выделяют и синтаксис текста.

Словосочетание – сочетание двух или более знаменательных слов, объединенных синтаксической, подчинительной связью.

Синтаксическая связь слов в словосочетании - всякая формально выраженная смысловая связь между лексическими единицами.

Типы связи: сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь характеризуется тем, что сочетающиеся элементы являются однородными и совпадают по своим грамматическим формам. Пример: пространство и время, писать и учить; умный и красивый;

При этом разные компоненты являются равноправными, в связи с чем в пределах словосочетания могут меняться местами без изменения смысла.

Пример: умный и красивый – красивый и умный.

Подчинительная связь характеризуется тем, что элементы словосочетания не являются равноправными. Один из них – главный, второй - зависимый, подчиненный. Главный компонент выражает основное значение, а зависимый – уточняет или дополняет его. Изменение порядка слов коренным образом меняет смысл словосочетания. Либо изменение порядка слов может быть невозможным.

Пример: брат жены, букет из роз;

В рамках подчинительной связи различают 3 вида синтаксических отношений: согласование, управление, примыкание. При этом согласование управление могут сочетаться друг с другом.

Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в той же самой грамматической форме, что и главное.

Пример: замечательная погода, в новых домах, общее языкознания;

Согласование может быть полным и неполным. При неполном согласовании используются не все морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам главного слова. Пример: вижу мальчика улыбающимся. – Здесь согласование происходит в роде и числе, но не в падеже. В отличие от формы: «вижу улыбающегося мальчика» - где согласование полное. Такое согласование использует все морфологические средства уподобления форм зависимого слова формам главного слова. Пример: летним вечером;

Управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное, местоимение или субстантивированное слово (когда другая часть речи выступает в роли существительного)) ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением главного слова или смыслом высказывания.

В зависимости от характера связи между главным и зависимым словом, управление может быть:

А) Сильное. Это вид управления, который проявляется в тех случаях, когда между главным и зависимым словом существует необходимая связь, выражающаяся в том, что главное слово для реализации своего значения нуждается в распространении падежной формой. Способность к сильному управлению присуща переходным глаголам (те глаголы, которые требуют при себе прямого дополнения). Но сильное управление возможно и при непереходных глаголах (глаголы состояния, глаголы определенного положения тела – стоять, лежать), а также при других частях речи. Пример: испытывать станок, проверять работу, интересоваться политикой, любоваться восходом солнца; нарушение правил, полон решимости.

Б) Слабое. Вид управления, который имеет место в тех случаях, когда связь между главным и зависимым словом не является обязательной. Пример: Солнце закатилось за лесом – солнце закатилось за лесом. Занятия окончились в два часа – занятия окончились. Подчеркнутые – слабые управления.

В зависимости от наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом, управление может быть:

А) Беспредложное. Пример: писать стихи.

Б) Предложное. Пример: беседовать с друзьями.

 

В зависимости от природы главного слова, управление может быть:

А) Глагольное. Пример: ловить рыбу, заботиться о детях.

Б) Приадъективное. Пример: доступный широким массам, довольный ответом.

В) Наречное. Пример: быстрее лани.

Г) Присубстантивное. Пример: составление проекта, вышивание бисером, возвращение на родину.

 

Примыкание. Вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, при которой отсутствует специальные грамматические средства подчинения одного знаменательного слова другому. Главное слово не вызывает у зависимого определенных грамматических форм. Поскольку зависимое слово является неизменяемым (деепричастие, наречие, неопределенная форма глагола).

Пример: бежать быстро; делал, играя; внимательно слушать, собираться уехать и т.д.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных