Проведение исследования. Проводится наблюдение за ребенком 2-7 лет в разных видах деятельности.
Проводится наблюдение за ребенком 2-7 лет в разных видах деятельности.
Обработка данных
Анализ данных проводится по схеме:
1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди).
3. Какие волевые качества у ребенка сформированы:
□ дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования (выполняет сразу охотно, точно и правильно; выполняет неточно, после напоминаний; не выполняет; появляется негативная реакция); насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;
□ самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и вида деятельности — указать каких); не умеет;
□ настойчивость: умеет ли ребенок достигать цели в условиях неуспеха, затруднений, препятствий, доводить дело до конца; как реагирует на препятствия в деятельности;
□ организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
□ инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
4. Какие волевые привычки сформированы у ребенка: культурно-гигие- нические; привычка к регулярному труду, к напряженной деятельности.
Делаются выводы о том, насколько развиты волевые проявления, сформированы волевые качества и привычки.
Изучение особенностей проявления воли дошкольниками1
Таблица 7.1. Особенности проявления воли дошкольниками
Признак проявления воли
| Степень выраженности
| Редко — 1 балл
| Иногда — 2 балла
| Часто — 3 балла
| 1. Осознание ребенком того, что он хочет
2. Осознание ребенком того, почему он этого хочет
|
|
|
| |
Окончание табл. 7.1
Признак
| Степень выраженности
| проявления воли
| Редко — 1 балл
| Иногда — 2 балла
| Часто — 3 балла
| 3. Верная оценка своих возможностей
|
|
|
| для достижения цели
|
|
|
| 4. Осознание возможных препятствий
|
|
|
| 5. Действия для достижения осознанных
|
|
|
| целей
|
|
|
| 6. Стремление доводить начатое дело
|
|
|
| до конца
|
|
|
| 7. Умение продолжать деятельность при
|
|
|
| нежелании,нехотении
|
|
|
| 8. Умение длительно преследовать цель
|
|
|
| 9. Умение проявить упорство при
|
|
|
| столкновении с трудностями
|
|
|
| 10. Проявление терпения
|
|
|
| 1. Выносливость в деятельности
|
|
|
| 12. Умение работать в затруднительных
|
|
|
| условиях
|
|
|
| 13. Способность тормозить свои
|
|
|
| соблазны,прихоти
|
|
|
| 4. Умение овладевать своими эмоциями
|
|
|
| 15. Умение контролировать свое
|
|
|
| поведение
|
|
|
| 16. Быстрое продумывание действия
|
|
|
| 17. Отсутствие растерянности
|
|
|
| в затруднительных ситуациях
|
|
|
| 18. Выполнение принятого решения без
|
|
|
| колебания
|
|
|
| 19. Уверенность в своих действиях
|
|
|
| и поступках
|
|
|
| 20. Организация деятельности и поступ
|
|
|
| ков без посторонней помощи
|
|
|
| 21. Выполнение решений без
|
|
|
| напоминаний
|
|
|
| 22. Умение отстоять свое мнение, не
|
|
|
| проявляя упрямства
|
|
|
| 23. Умение самому найти себе занятие
|
|
|
| и организовать свою деятельность
|
|
|
| 24. Способность не поддаваться дурным
|
|
|
| влияниям
|
|
|
| 25. Умение выдвигать новые идеи
|
|
|
| 26. Способность показать пример
|
|
|
| в положительном поступке
|
|
|
| 27. Участие в осуществлении новшества,
|
|
|
| выдумки
|
|
| -
| 28. Проявление творчества,
|
|
|
| изобретательности
|
|
|
|
Для изучения мотивации поведения и воли дошкольников можно использовать следующие экспериментальные методики.
Изучение соподчинения мотивов3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|