Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Операции и формы мышления




Основные операции мышления:

Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. При помощи анализа человек может выделить явления из тех случайных и несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.

Синтез – восстановление расчлененных анализом частей целого, со вскрытием при этом существенных связей и отношений между выделенными анализом элементами.

Сравнение – сопоставление предметов, явлений и их свойств с целью установления их тождества или различия.

Классификация – это группировка предметов или явлений на основе определенных признаков. Она осуществляется на основе сравнения.

Обобщение – отбрасывание специфических, особенных, единичных признаков и сохранение только тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов.

Конкретизация – операция обратная обобщению, она состоит в выделении из общего того или иного единичного.

Абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют.

Формы логического мышления:

1) Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства и отношения предметов и явлений.

2) Суждение – форма мышления, отражающая связь между предметами или явлениями.

3) Умозаключение:

- Дедуктивное

- Индуктивное

- Аналогии (от частного к частному)

 

29. Оптимизация мыслительной деятельности Психологические барьеры в мышлении.

Существует несколько видов барьеров или своеобразных табу в мышлении, к ним относятся:

• самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления;

• преклонение перед авторитетами (“ещё Ньютон говорил, что эта задача не имеет решения”);

• запреты, основанные на ложных аналогиях (“это похоже на создание вечного двигателя”);

• представление о том, что никто не имеет права сомневаться в каком-либо решении, если сам не предполагает лучшего или более доказательного. Люди всегда были заинтересованы в повышении продуктивности своего мышления, поэтому в разное время были разработаны специальные способы его активизации. К наиболее известным из них относятся:

• метод каталога, когда варианты идей получают, выбирая сочетания случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из каталога(словаря, книги, журнала и т.п.). Затем полученное сочетание развивают, используя ассоциация;

• метод фокальных объектов, когда на объект – прототип, подлежащий усовершенствованию(фокальный объект), переносятся свойства выбранных наугад нескольких случайных объектов. Полученные сочетания развивают, опираясь на ассоциации;

• метод мозгового штурма, при котором процесс генерации идей и их обсуждения разнесены во времени. Это позволяет снять с участников страх выглядеть глупее других, подвергнуться насмешкам и т.д., и они высказывают

смелые, неожиданные идеи;

• синектика, представляющая собой попытку научного усовершенствования метода мозгового штурма. Отличия состоят в том, что здесь состав групп постоянный, члены проходят специальную подготовку и при выдвижении идей можно использовать определенные виды аналогий;

• метод контрольных вопросов, когда при исследовании проблемы используется специально заранее составленный перечень контрольных вопросов

• морфологический анализ, когда задача расчленяется на функциональные элементы с последующим исследованием всех возможных композиций этих элементов во всем разнообразии их параметров.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных