ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Операции и формы мышленияОсновные операции мышления: Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. При помощи анализа человек может выделить явления из тех случайных и несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез – восстановление расчлененных анализом частей целого, со вскрытием при этом существенных связей и отношений между выделенными анализом элементами. Сравнение – сопоставление предметов, явлений и их свойств с целью установления их тождества или различия. Классификация – это группировка предметов или явлений на основе определенных признаков. Она осуществляется на основе сравнения. Обобщение – отбрасывание специфических, особенных, единичных признаков и сохранение только тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов. Конкретизация – операция обратная обобщению, она состоит в выделении из общего того или иного единичного. Абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Формы логического мышления: 1) Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства и отношения предметов и явлений. 2) Суждение – форма мышления, отражающая связь между предметами или явлениями. 3) Умозаключение: - Дедуктивное - Индуктивное - Аналогии (от частного к частному)
29. Оптимизация мыслительной деятельности Психологические барьеры в мышлении. Существует несколько видов барьеров или своеобразных табу в мышлении, к ним относятся: • самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления; • преклонение перед авторитетами (“ещё Ньютон говорил, что эта задача не имеет решения”); • запреты, основанные на ложных аналогиях (“это похоже на создание вечного двигателя”); • представление о том, что никто не имеет права сомневаться в каком-либо решении, если сам не предполагает лучшего или более доказательного. Люди всегда были заинтересованы в повышении продуктивности своего мышления, поэтому в разное время были разработаны специальные способы его активизации. К наиболее известным из них относятся: • метод каталога, когда варианты идей получают, выбирая сочетания случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из каталога(словаря, книги, журнала и т.п.). Затем полученное сочетание развивают, используя ассоциация; • метод фокальных объектов, когда на объект – прототип, подлежащий усовершенствованию(фокальный объект), переносятся свойства выбранных наугад нескольких случайных объектов. Полученные сочетания развивают, опираясь на ассоциации; • метод мозгового штурма, при котором процесс генерации идей и их обсуждения разнесены во времени. Это позволяет снять с участников страх выглядеть глупее других, подвергнуться насмешкам и т.д., и они высказывают смелые, неожиданные идеи; • синектика, представляющая собой попытку научного усовершенствования метода мозгового штурма. Отличия состоят в том, что здесь состав групп постоянный, члены проходят специальную подготовку и при выдвижении идей можно использовать определенные виды аналогий; • метод контрольных вопросов, когда при исследовании проблемы используется специально заранее составленный перечень контрольных вопросов • морфологический анализ, когда задача расчленяется на функциональные элементы с последующим исследованием всех возможных композиций этих элементов во всем разнообразии их параметров. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|