ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дискуссионные проблемы применения методов социально-психологического исследования.
9. Понятия «общественные отношения» и «межличностные отношения» в социальной психологии. Общественные отношения – это отношения между социальными группами или индивидами как представителями этих социальных групп. Специфика общественных отношений: ü Встречаются не индивид с индивидом, а представители определенных общественных групп (классов, профессий, партий и т.д.). ü Отношения строятся не на симпатии и антипатии, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. ü Такие отношения объективно обусловлены и носят безличный характер. ü Сущность социальных отношений не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей. Межличностные отношения – особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений. Специфика межличностных отношений: ü Межличностные отношения «опосредуют» отношения более широкого социального целого. ü Межличностные отношения, в конечном счете, обусловлены объективными общественными отношениями. ü Существование межличностных отношений – реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей. ü Содержанием межличностных отношений, в конечном счете, является определенная социальная деятельность. ü Эмоциональная основа. ü Межличностные отношения – реальность общественных отношений. Во всех групповых действиях участники выступают как бы в двух качествах – исполнитель безличной социальной роли и неповторимая человеческая личность. Эмоции – субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющаяся в виде удовольствия или недовольства. Чувства – относительно устойчивые человеческие переживания, которые имеют мотивационную основу и связаны с удовлетворением потребностей. Функции чувств: ü Познавательная (постижение значимости события для человека). ü Мобилизационная (готовность человека действовать определенным образом). ü Интегративно-защитная и предупреждающая (выбор направления деятельности). Типология чувств: ü Положительные. ü Отрицательные. ü Амбивалентные. ü Осознаваемые. ü Неосознаваемые. ü Эстетические. ü Практические. ü Интеллектуальные. Филогенетическое развитие чувств: 1. Протоплазматическая стадия. 2. Стадия потребностей. 3. Стадия примитивных эмоций. 4. Стадия абстрактных чувств. Онтогенетическое развитие чувств: 1. Новорожденный (инстинкты). 2. 3-4-года (органическое существование). 3. 3-14 лет (эпикритические эмоции). 4. 22 года (высшие человеческие эмоции). Виды нарушения переживания: a. Эмоциональное застревание (фиксируется аффективная реакция). b. Эксплозивность (повышенная возбудимость). c. Чувство потери чувства (апатия). d. Чрезмерная психологическая защита (защитные механизмы неадекватно усилены). 10. Понятие «общение» в социальной психологии. Функции, виды, уровни, критерии удовлетворенности общением. Общение – специфическое форма взаимодействия человека с другими людьми, процесс установления и развития контактов между ними порождаемый потребностями совместной деятельности. – процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Функции общения: 1. Психологическая функция. ü обуславливает развитие человека как индивида и личности. ü стимулирует развитие мыслительных процессов. ü стимулирует развитие волевых процессов. ü стимулирует развитие эмоциональных процессов. 2. Социальная функция. ü определяет развитие общества как социальной системы. ü интеграция общества возможна только при наличии общения во всех его видах. 3. Инструментальная функция. ü многочисленные связи между человеком и миром. Виды общения (по Сухомлинскому) : 1. Межличностное, групповое, межгрупповое и массовое. 2. Доверительное, конфликтное. 3. Интимное, криминогенное. 4. Деловое, личное. 5. Прямое, опосредованное. 6. Терапевтическое, ненасильственное. Виды общения (по Андриенко) : 1. Непосредственное общение (прямое, естественное): ü субъекты находятся рядом. ü общение двустороннее. ü характеризуется полной и оперативной обратной связью (реально только в малых группах). ü бывает 2 видов: формальное и межличностное общение. 2. Опосредованное общение (косвенное): ü неполный психологический контакт. ü обратная связь отдалена. ü осуществляется в группе или между двумя субъектами. 3. Массовое общение (множественные контакты незнакомых людей, СМИ): ü прямое общение (митинги, демонстрации, публика). ü опосредованное общение (носит односторонний характер, СМИ, обратная связь сложна и практически невозможна в непосредственном виде). 4. Квазиобщение (иллюзия общения, например просмотр сериала). Уровень общения – качество общения, определяемое общей культурой взаимодействия объектов, их индивидуальные и личностные качества и особенности ситуации. Фатический (конвенциональный) уровень. Простой обмен репликами, при котором люди не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит характер ограниченности, субъект не получает никакой новой информации. Может иметь просоциальный и антисоциальный контекст. Личностный (духовный) уровень. Субъекты способны к постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Данный уровень является глубоко нравственным и является полезным для общества, так как в нем происходит нравственное совершенствование людей. Информационный уровень. Обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной поведенческой). Данный уровень способствует активному включению человека в процесс коммуникации. Бывает либо деловым, либо эмоциональным, либо эмоционально-деловым. Феномен общения человека самим с собой носит особый характер. Общение с собой проявляется в функции самосознания и является диалогическим, субъект-субъектным общением. Критерии удовлетворенности общением: 1. Потребность в стимуляции. Если эта потребность удовлетворена, то общение стимулирует активность субъектов, их стремление к действиям, поднимает общий тонус и подталкивает субъектов к той или иной деятельности. 2. Потребность в событиях. Общение должно давать социальный интерес, определенную динамику жизни, которая будет приносить новые впечатления. 3. Потребность в узнавании. При несоблюдении этого критерия начинается сенсорная депривация, возникает неуверенность в себе. 4. Потребность в достижениях и признании. Общение должно поддерживать чувство собственного достоинства, уважения и самоуважения. 5. Потребность в структурировании времени. Общение упорядочивает развлечение, игры, ритуалы и т.д. Стили общения. Общение – специфическое форма взаимодействия человека с другими людьми, процесс установления и развития контактов между ними порождаемый потребностями совместной деятельности. – процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Стиль общения – устойчивые характеристики общения в различных ситуациях. Монологический стиль общения. Говорящий общается «сам с собой», за своими целями не видит и игнорирует собеседника. Сам собеседник является объектом, следовательно, он пассивен. Императивное (авторитарное) общение – директивная форма общения с партнером с целью достижения контроля над его поведением. Это приказы, требования и распоряжения. Конечная цель такого стиля не завуалирована – принуждение партнера. Вредно: ü в семье (между супругами и в отношениях родителей и детей). ü в школе (между учениками и в отношениях учеников и учителей). Полезно: ü в военно-уставных отношениях. ü в условиях чрезвычайных обстоятельств. Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих целей осуществляется скрытно. Вредно: ü в межличностных отношениях, основанных на доверии. ü в школе (между учениками и в отношениях учеников и учителей). Полезно: ü в бизнесе и деловых отношениях. ü в пропаганде. Диалогический стиль общения – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание партнеров по общению и самопознание. Такое общение создает условия для межличностного роста. Условия для диалогического общения: 1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственный настрой. 2. Безоценочное восприятие личности партнера, установка на доверие к его намерениям. 3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение. 4. Проблематизация содержания общения (акцент делается на проблемы и нерешенные вопросы). 5. Персонификация общения (самораскрытие партнеров по общению). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|