ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Перцептивная сторона общения.Социальная перцепция – процесс восприятия социальных объектов (другие люди, группы и общности). Варианты социально-перцептивных процессов: ü Индивид воспринимает другого индивида (члена своей группы). ü Индивид воспринимает другого индивида (члена другой группы). ü Индивид воспринимает свою группу. ü Индивид воспринимает другую группу. ü Группа воспринимает индивида (члена своей группы). ü Группа воспринимает индивида (члена другой группы). ü Группа воспринимает сама себя. ü Группа воспринимает другую группу. Межличностная перцепция – восприятие внешних признаков другого человека, соотнесение их с личностными признаками и анализ его поступков и поведения. Функции межличностной перцепции: ü Познание себя. ü Познание партнера по общению. ü Организация совместной деятельности на основе понимания. ü Установление эмоциональных отношений. Механизм взаимопонимания в процессе общения: Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Личность становится для себя тем, через то, что она представляет собой для других. При этом другой человек дан не абстрактно, а в рамках социальной деятельности. Механизмы межличностной перцепции: 1. Механизм познания и понимания людьми друг друга. ü идентификация (отождествление себя с другим). ü эмпатия (сопереживание, стремление эмоционально откликнуться на проблему). ü межличностная аттракция (механизм привлечения). Аттракция – процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт (качество отношений) этого процесса. Особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Положительные эмоциональные отношения формируются с помощью сходства характеристик субъекта и объекта восприятия и роли экологических факторов. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. 2. Механизм познания самого себя. Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. «А» и «Б» – реальные участники взаимодействия. «А’» – представление о самом себе у «А». «Б’» – представление о самом себе у «Б». «А’’» – представление об «А» у «Б». «Б’’» – представление о «Б» у «А». А’ Б’’ Б’ А’’ Неизвестно, насколько близко это к реальным «А» и «Б», поскольку ни «А», ни «Б» не знают о существовании «А’», «Б’», «А’’» и «Б’’». При этом между «А» и «А’» и «Б» и «Б’» реальной коммуникации нет. Успех коммуникации будет зависеть от минимального разрыва в линии: «А» – «А’» – «А’’». Повысить перцептивную компетенцию может психологический тренинг (активная групповая подготовка с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на повышение социально-психологической компетенции группы). 3. Механизм прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция). Каузальная атрибуция – интерпретация поведения других людей в условиях дефицита информации. Люди начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, характеристики. Мера и степень приписывания зависит от уникальности / типичности поступка и от степени социальной желательности / нежелательности поступка. Типы атрибуции (по Келли): ü Личностная (причина приписывается тому, кто совершает поступок). ü Объектная (причина приписывается объекту, на который направлено действие). ü Обстоятельственная (причина приписывается внешним обстоятельствам). Склонность приписывать другим людям свои качества или состояния особенно сильно выражено у лиц, отличающихся малой критичностью и плохим пониманием личностных особенностей. Эффекты межличностного восприятия: Эффект Ореола – формирование специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств. Информация, полученная о человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее (первое впечатление). Эффект новизны и первичности – значимость определенного порядка предъявления информации для составления представления о человеке. Эффект новизны проявляется, когда воспринимается знакомый человек (последняя информация более значима), а эффект первичности проявляется, когда воспринимается незнакомец (первая информация более значима). Эффект стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека. Возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремлений делать выводы на базе ограниченной информации. Часто возникает в отношении принадлежности человека к профессии. Приводит к возникновению предубеждения (этнические стереотипы). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|