Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перцептивная сторона общения.




Социальная перцепция – процесс восприятия социальных объектов (другие люди, группы и общности).

Варианты социально-перцептивных процессов:

ü Индивид воспринимает другого индивида (члена своей группы).

ü Индивид воспринимает другого индивида (члена другой группы).

ü Индивид воспринимает свою группу.

ü Индивид воспринимает другую группу.

ü Группа воспринимает индивида (члена своей группы).

ü Группа воспринимает индивида (члена другой группы).

ü Группа воспринимает сама себя.

ü Группа воспринимает другую группу.

Межличностная перцепция – восприятие внешних признаков другого человека, соотнесение их с личностными признаками и анализ его поступков и поведения.

Функции межличностной перцепции:

ü Познание себя.

ü Познание партнера по общению.

ü Организация совместной деятельности на основе понимания.

ü Установление эмоциональных отношений.

Механизм взаимопонимания в процессе общения: Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Личность становится для себя тем, через то, что она представляет собой для других. При этом другой человек дан не абстрактно, а в рамках социальной деятельности.

Механизмы межличностной перцепции:

1. Механизм познания и понимания людьми друг друга.

ü идентификация (отождествление себя с другим).

ü эмпатия (сопереживание, стремление эмоционально откликнуться на проблему).

ü межличностная аттракция (механизм привлечения). Аттракция – процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт (качество отношений) этого процесса. Особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Положительные эмоциональные отношения формируются с помощью сходства характеристик субъекта и объекта восприятия и роли экологических факторов. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

2. Механизм познания самого себя.

Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

«А» и «Б» – реальные участники взаимодействия.

«А’» – представление о самом себе у «А».

«Б’» – представление о самом себе у «Б».

«А’’» – представление об «А» у «Б».

«Б’’» – представление о «Б» у «А».

А’ Б’’

Б’ А’’

Неизвестно, насколько близко это к реальным «А» и «Б», поскольку ни «А», ни «Б» не знают о существовании «А’», «Б’», «А’’» и «Б’’». При этом между «А» и «А’» и «Б» и «Б’» реальной коммуникации нет. Успех коммуникации будет зависеть от минимального разрыва в линии:

«А» – «А’» – «А’’».

Повысить перцептивную компетенцию может психологический тренинг (активная групповая подготовка с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на повышение социально-психологической компетенции группы).

3. Механизм прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Каузальная атрибуция – интерпретация поведения других людей в условиях дефицита информации. Люди начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, характеристики. Мера и степень приписывания зависит от уникальности / типичности поступка и от степени социальной желательности / нежелательности поступка.

Типы атрибуции (по Келли):

ü Личностная (причина приписывается тому, кто совершает поступок).

ü Объектная (причина приписывается объекту, на который направлено действие).

ü Обстоятельственная (причина приписывается внешним обстоятельствам).

Склонность приписывать другим людям свои качества или состояния особенно сильно выражено у лиц, отличающихся малой критичностью и плохим пониманием личностных особенностей.

Эффекты межличностного восприятия:

Эффект Ореола – формирование специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств. Информация, полученная о человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее (первое впечатление).

Эффект новизны и первичности – значимость определенного порядка предъявления информации для составления представления о человеке. Эффект новизны проявляется, когда воспринимается знакомый человек (последняя информация более значима), а эффект первичности проявляется, когда воспринимается незнакомец (первая информация более значима).

Эффект стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека. Возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремлений делать выводы на базе ограниченной информации. Часто возникает в отношении принадлежности человека к профессии. Приводит к возникновению предубеждения (этнические стереотипы).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных