ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
25 страница. Основная задача калькулирования сострит в определении издержек, которые приходятся на единицу продукции (работОсновная задача калькулирования сострит в определении издержек, которые приходятся на единицу продукции (работ, услуг), предназначенных для реализации, а также для внутреннего потребления. Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. В зависимости от целей калькулирования различают следую щие виды калькуляций: плановую, сметную и фактическую. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей. Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет. Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода. Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции и используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости. Объектом калькулирования являются издержки, связанные с производством конкретного продукта. Производственный учет, являясь частью бухгалтерского учета, предполагает сбор информации об издержках предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, так или иначе связанных с производственными затратами. Между калькулированием и производственным учетом существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Информация, собранная в системе производственного учета, является базой для расчета себестоимости единицы продукции. Калькулирование себестоимости конечного продукта предопределяется системой и организацией производственного учета. Степень детализации производственного учета зависит от задач, стоящих перед предприятием в области калькулирования. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) можно подразделить условно на три этапа: 1. Исчисление себестоимости всей выпущенной продукций в целом. 2. Определение фактической себестоимости по каждому виду продукции. 3. Определение себестоимости единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги. Калькулирование себестоимости продукции является необходимым процессом при управлении производством. Содержащаяся в современ-нных системах калькулирования информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как: ■ целесообразность дальнейшего выпуска продукции; ■ установление оптимальной цены на продукцию; ■ оптимизация ассортимента выпускаемой продукции; ■ целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка; ■ оценка качества работы управленческого персонала. Данные фактических калькуляций используются для последующего планирования себестоимости, для обоснования экономической эффек тивности внедрения новой техники, выбора современных технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции, проверки проектов строительства и реконструкции предприятий. По результатам калькулирования можно принять решение о проведении ремонта самостоятельно или с использованием услуг сторонних организаций. Таким образом, метод калькулирования предполагает систему производственного учета, при которой определяются фактическая себестоимость продукции, а также издержки на единицу продукции. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с технологией производства, его организацией, особенностями выпускаемой продукции. Основными методами учета затрат и калькулирования себестоимости продукции являются позаказный и попроцессный методы. 7.6. Принципы калькулирования, его объект и методы Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами. 1. Научно обоснованная классификация затрат на производство. Действующим нормативным документом по бухгалтерскому учету, позволяющим реализовать бухгалтеру этот принцип на практике, является Положение о составе затрат с изменениями и дополнениями № 661 от 1 июля 1995 г. Для отдельных отраслей промышленности, а также ряда отраслей сферы материального производства с учетом их отраслевых особенностей разработаны и утверждены специальные отраслевые рекомендации по планированию и учету себестоимостиДнапример, Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания N1» 1-550/32-2 Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ. 2. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке. Выбор калькуляционной единицы зависит от особенностей производства и выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ). Могут использоваться: — натуральные единицы (штуки, тонны, метры и т.д.); - условно-натуральные единицы (например, в консервной промышленности - условные банки); - единицы времени (часы, машино-часы, человеко-дни); — единицы работы - одна тонна перевезенного груза. Из этого множества калькуляционных единиц для калькулирования используется один измеритель, который рассматривается как основной. Условно-натуральные единицы могут применяться при калькулировании промежуточных продуктов. 3. Выбор метода распределения косвенных расходов производится предприятием самостоятельно, закрепляется в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового года. 4. Разграничение затрат по периодам. При этом необходимо руководствоваться принципом начисления, сущность которого состоит в том, что операции отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения и не увязываются с денежными потоками. Доходы и расходы, полученные (понесенные) в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого периода независимо от фактического времени поступления (или выплаты) денежных средств Доходы и расходы не относящиеся к отчетному периоду не признаются доходами (расходами) отчетного периода даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде 5. Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям. 6. Выбор метода учета затрат и калькулирования. Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и офажения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции. Применение конкретного метода учета затрат определяется особенностями производственного процесса, характером производимой продукции (оказываемых услуг), ее составом, способом обработки. Профессор Н.Д. Врублевский выделяет следующие аналитико-эконо-мических принципы формирования учетных данных при организации калькуляционного учета.
"По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередель-ный и позаказный методы. С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно калькулирование полной и неполной («усеченной») себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактической (исторической) себестоимости и учет нормативных затрат. Метод учета затрат и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно, так как зависит от ряда частных факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции и т.п., иначе говоря, от индивидуальных особенностей предприятия. 7.7. Фактический и нормативный методы учета затрат и калькулирования Учет фактических затрат — это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактичес- л кие затраты определяются алгебраическим сложением.затрат по нормам и отклонений от них. Пользуясь этим методом, бухгалтер имеет дело с нормативной себестоимостью и отклонениями от нее. Оба метода направлены на выявление и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции, но первый - путем непосредственного учета затрат, а второй - через отклонения от норм. Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости является традиционным и наиболее распространенным на российских предприятиях. Основные недостатки данного метода: ■ неоперативное обеспечение управляющего персонала бухгалтерской информацией. Данные о стоимости изделий предоставляются лишь спустя известное время по окончании периода, в течение которого выполнялся заказ; ■ в отсутствие стандартов (норм), единственный способ использования бухгалтерских данных для анализа эффективности производства состоит в сопоставлении себестоимости каждой последующей операции с аналогичной предыдущей; ■ отсутствие предпосылок для четкого выявления основных факторов производства; ■ высокая трудоемкость; ■ невозможность оперативно сигнализировать администрации о непроизводительных потерях труда и материалов, которые можно было бы устранить путем принятия экстренных мер. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат. Норма - это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов, которые устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро). Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов. Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции позволяет, иметь фактическую себестоимость изделий (как алгебраическую сумму нормативной себестоимости, отклонений от норм и их изменений), и регулярно анализировать причины отклонений и выявлять их виновников. Основные принципы нормативного метода учета: 1. Предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет. 2. Ведение в течение месяца учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости, определения влияния этих изменений на себестоимость продукции и эффективности мероприятий, послуживших причиной изменений норм. 3. Учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм. 4. Установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения. 5. Определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм. Выделяют полный и неполный учет нормативных затрат. Неполный учет нормативных затрат является менее точным и менее трудоемким методом. При этом варианте учета под нормирование попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется только по ним. 7.8. Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг) Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек (вспомогательные материалы учитываются в составе косвенных расходов). По элементу «материальные затраты» учитываются: ■ стоимость приобретенных со стороны видов имущества(сырья. Материалов и т.п.), использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности организации; ■ стоимость потребленных работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, необходимых для осуществления уставной деятельности организации; ■ расходование денежных средств на цели, связанные с материальными затратами организации (плата за древесину, отпускаемую на корню и др.); \ ■ другие расходы, относящиеся по своему экономическому содержанию к материальным затратам. Фактическая себестоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за пользование кредитом, предоставленным поставщиком ресурсов, комиссионные вознаграж дения, уплаченные снабженческим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. На предприятиях текущий учет материальных ценностей ведут по учетным ценам, по среднепокупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др. Отклонения фактической стоимости материалов от средней покупной цены или от плановой (нормативной) себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. Определение фактической себестоимости основных материалов разрешено производить следующими методами: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Выбранный метод для оценки израсходованных в производстве материалов предприятие описывает в своей учетной политике. Отпуск материапов в производство осуществляется с использованием таких первичных документов как лимитные или лимитно-заборных карт. В них учитывают: вид операции, номер склада, отпускаемые материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственным планом на месяц и действующими нормами расхода. Для оформления замены материалов, при отпуске их сверх утвержденного лимита документы оформляются специальным образом (например, с полосой по диагонали), с тем чтобы отметить факт отступления от установленного режима работы. Лимит отпуска материалов может меняться. При этом возможно различное оформление: на одних предприятиях при уточнении лимита выписывается новая лимитная карта взамен старой, на других — отдается распоряжение об изменении лимита, которое в письменном виде прикладывается к соответствующей карте. Отпуск в производство материалов, при эпизодическом потреблении, оформляется требованиями. Списание материалов на счета затрат осуществляется на основании документа о расходе. На каждом предприятии определяется круг должностных лиц, ответственных за использование материалов в производстве и оформление соответствующей документации. Например, расход материалов, подвергающихся раскрою, оформляют раскройными листами (или картами). В них указывают количество поданного на рабочие места материала количество изготовленных годных полуфабрикатов брака и образовавшихся при раскрое отходов а также нормы расхода на один полуфабрикат По результатам раскроя в листках или картах определяют отклонения от норм с указанием причин и виновников этих отклонений. Для учета оасхолования матеоиалов не полвеогаюшихся оаскоою составляется карта учета использования материала. Она выписывается на каждое наименование материала и содержит информацию о движении материала за отчетный период. На основании документов по учету выработки в карту вносят данные о наименовании, шифре и количестве изготовленных из данного материала изделий. Общий фактический расход материала за отчетный период определяется по формуле: Рф = 0НП + П - В ~ Окп, где Рф - фактический расход материала за отчетный период, руб.; О — остаток материала на начало отчетного периода, руб.; П - документально подтвержденное поступление материала в течение отчетного периода, руб.; В - внутреннее перемещение материала в течение отчетного периода {возврат материала на склад, передача в другие цехи и т.п.), руб.; Окп - остаток материала на конец отчетного периода, определяемый по данным инвентаризации, руб. Фактический расход на каждое изделие определяют путем его распределения пропорционально нормативному расходу. Результатом документального оформления движения и расходования основных материалов и выполненных расчетов становится проводка: Дебет 20 «Основное производство» Кредит 10 «Материалы». В хозяйственной практике могут применяться следующие основные способы учета и контроля расходования материальных ресурсов в производстве: - документрования (документального оформления отклонений от норм расхода); - кумулятивный (сальдовый способ или способ нарастающих итогов); - способ технического расчета; - инвентарный; - партионный; - ретроградный; - партионного раскроя и др. Способ документирования основывается на документальном оформлении отклонений фактического расхода материальных ресурсов от установленных норм, нормативов и технических условий. Различные виды отклонений от норм по-разному оформляются в первичных документах. Например, документ на выдачу материалов сверх лимита свидетельствует об отклонениях, которые требуют последующего анализа. Кумулятивный способ учета количества материалов, потребленных в производстве - один из самых точных. Данный способ предполагает оперативное определение балансовым способом остатков поступивших материалов каждого наименования, но оставшихся не потребленными в производстве. В случае, когда при учете Количественные остатки материалов на конец каждого дня (или иного периода времени) фиксируются в сальдовой книге, может быть использован сальдовый способ. Один раз в год книжные остатки проверяются посредством сплошной инвентаризации, проводимой одновременно по всем остаткам, имеющим место по состоянию на конец отчетного периода. Количество потребленных на целевые нужды производства материалов конкретного наименования рассчитывается по формуле: О =0 + П - П мерения, принятых для учета их потреоления на целевые технологи- ГгТр м'™ ------нС™л ™ ч»™ ттг» " О - ильные книжные или инвентаоизашюиные остатки мате лотрХени^ еДини^х измерения, принятых для учета их п - ППГтТпЛРИИР nprVnmR R ПППи,ВППГТ«П ИЗМЕНИМ* В РПИНИ„Я* nLu^^^^^lS^^' ИЗМеРеННЫХ ВеДИНИЦаХ> П количество потребленных на производство ресурсов в. установленных единицах измерения^. Пор = 0 кнп + Пр- °ннп- Способ технического расчета заключается в получении результатов использования сырья и материалов путем сопоставления их нормативного расхода с фактическим. Он применяется в организациях, где невозможно использовать способы документирования и партионного раскроя. Инвентарный способ состоит в выявлении разницы между отпуском сырья и материалов в производство за отчетный период с учетом их остатков на начало и конец указанного периода по данным инвентаризации. После нахождения фактического расхода сырья и материалов и сопоставления с его нормативным выявляются отклонения от норм. При инвентарном способе по истечении смены. Суток, пятидневок и др. проводится инвентаризация остатков неизрасходованных сырья и материалов. На основе имеющихся данных рассчитывается фактический расход сырья на производство. Способ партионного учета и контроля расходования материальных ресурсов состоит в том, что для учета формируются партии сырья и материалов, наиболее однородные по технологическим параметрам. Данный метод применяется на предприятиях химической и нефтехимической, химико-фармацевтической, пищевой отраслей промышленности, на предприятиях черной и цветной металлургии. В первичных документах по учету потребленных сырья и материалов в производстве при способе партионного учета обязательно указывают ся номера их технологических партий, с помощью которых по принципу прямой принадлежности в оперативном порядке легко определить, из каких партий сырья и материалов было произведено фактическое количество продукции. Партия, как правило. Формируется на основе • материально-сырьевой партии либо с указанием ее номера, либо с присвоением нового номера, в состав которого вводятся кодифицированные учетные признаки, характеризующие принадлежность конкретной совокупности единиц выработанной продукции к названной партии материальных ресурсов. Ретроградный способ учета количества потребленных на производство материальных ресурсов основывается на расчете количества необходимых для потребления материальных ресурсов исходя из нормативного уровня их применяемости в продукции. Фактически отпускаемое и потребляемое на нужды производства количество материальных ресурсов определяется в учете по результатам планово-нормативных расчетов на основе действующих норм их удельного расхода, в отношении штучных материальных ресурсов - исходя из установленных норм их применяемости в изделии либо теоретически возможного использования в вещественной массе продукции. При использовании данного способа величина отпуска в производства сырья и материалов и полуфабрикатов в натуре на рабочие места поддается заблаговременному определению и учитывается с помощью маршрутных либо загрузочных листов, журналов загрузки, лимитных карт и т.п. Способ партионного раскроя основан на документировании результатов раскроя и выявлении отклонений от действующих норм расхода по материалам, подвергающимся раскрою на детали и другие заготовки, составляющие часть продукции. Данный способ наиболее часто применяется в крупносерийных и массовых производствах, в которых подача материалов на раскрой осуществляется партиями и готовая продукция образуется главным образом путем обработки полученных заготовок, изготовления из них отдельных деталей, частей и узлов, а затем их механического соединения. Сущность данного способа состоит в том, что на каждую партию (количество) материала, поданного на первую операцию использования, выписывается раскройный лист, в котором кроме характеристики материала и заданий на получение заготовки указывается и норма расхода. После нарезки заготовок мастер или работник ОТК проверяет их количество и записывает в раскройном листе количество полученных заготовок. Если часть материала не израсходована, на это количество уменьшается фактический расход материалов. Сравнение нормативного расхода с фактическим позволяет выявить отклонения от норм. Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее. По данному элементу находят отражение: ■ расходы на все виды оплаты труда как списочного, так и несписочного состава работников организации за все виды работ, подлежащие оплате, включая оплату, производимую в виде выдачи продукции (товаров), по действующим в организации системам и формам оплаты труда за проработанное и непроработанное время Эоплата отпусков и т.д.); ■ расходы, произведенные организацией в соответствии с действующим законодательством Эплата работникам-донорам, материальная помощь, оплата за время вынужденного прогула, затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, и др.); ■ другие расходы, относящиеся по своему назначению и экономическому содержанию к оплате труда. Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной оплате труда, используются данные табелей учета отработанного времени. Привлечение работников к сверхурочным работам оформляется соответствующими списками, утвержденными руководством предприятия. В условиях сдельной формы оплаты труда могут применяться различные системы учета выработки рабочих-сдельщиков, в частности система пооперационного учета выработки. Она предусматривает приемку, подсчет и фиксирование информации о выработке рабочего (или бригады рабочих) в первичных документах контролером ОТК или мастером после выполнения каждой операции. В условиях мелкосерийного и индивидуального производства основным первичным документом по учету выработки является наряд на сдельную работу. В нем отражают задание, его выполнение, разряд работы, отработанное время, расценку и сумму заработка по каждой операции. Возможно применение как разовых, так и накопительных нарядов, рассчитанных на фиксирование выработки рабочих в течение двух недель или за месяц. В серийном производстве первичными документами для учета выработки рабочих являются маршрутные листы или карты. В них фиксируют запуск в производство и обработку партии заготовок в соответствии с установленным технологическим процессом. Контроль за сохранностью и точностью обработки деталей осуществляется в процессе приемки работ ОТК после выполнения каждой операции. При передаче партии деталей из цеха в цех вместе с ними передается и маршрутный лист. При дроблении партии деталей выписываются новые маршрутные листы. Маршрутные листы могут применяться как самостоятельные документы, так и в сочетании с рапортами или отрывными талонами. В массовых и крупносерийных производствах для определения выработки каждого рабочего за смену или за расчетный период производится пооперационная перепись остатков не обработанных деталей или не собранных изделий на конец смены или расчетного периода. Выработка рабочих определяется как остаток деталей или заготовок на начало смены, увеличенный на количество деталей, переданных на рабочее место за смену, минус остаток не обработанных или не собранных деталей (заготовок) на конец смены. Рассчитанная таким образом выработка каждого рабочего оформляется рапортами или ведомостями учета выработки. После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной заработной платы рабочего-сдельщика. Подобным образом выполненные и оформленные расчеты позволяют в бухгалтерском учете составить следующую проводку: Дебет 20 «Основное производство» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Одновременно осуществляется расчет ЕСН:
По элементу «Амортизация» отражаются: ■ амортизационные отчисления на полное восстановление объектов основных средств, находящихся в собственности организации, производимые в соответсвии с действующим законодательством; г ■ амортизационные отчисления на полное восстановление объектов основных средств, взятых в аренду организацией, производимые в соответствии с действующим законодательством;- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|