Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






15 страница. 3. В зависимости от роли в процессах производства продук­ции, выполнения работ и оказания услуг, материалы подразделяются на следующие группы:




3. В зависимости от роли в процессах производства продук­ции, выполнения работ и оказания услуг, материалы подразделяются на следующие группы:

■ сырье и основные материалы;

■ вспомогательные материалы;

■ топливо;

■ запасные части;

■ тара и тарные материалы;

■ покупные полуфабрикаты;

■ возвратные отходы производства;

■ прочие материалы.

Сырье и основные материалы составляют материальную (веществен­ную) базу вырабатываемой продукции или являются необходимыми компонентами ее изготовления. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (уголь, руды, зерно и т.п.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (ткань, сахар, мука и т.п.).

Вспомогательные материалы потребляются для хозяйственных нужд, технологических целей, содействия производственному процессу. Вспо­могательные материалы используются для воздействия на сырье и ос­новные материалы с целью придания продукции определенных потреби­тельских свойств.

Топливо предназначается для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий. Топливо бывает нескольких видов: нефтепродукты (нефть, ди­зельное топливо, бензин), твердое топливо (уголь, дрова), газообразное топливо.

Запасные части служат для ремонта и замены износившихся частей машин, оборудования и транспортных средств. К запасным частям отно­сятся автомобильные шины в запасе и в обороте.

Тара и тарные материалы — предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики и коробки), а также материалы и детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.).

Покупные полуфабрикаты - это продукция сторонних организаций, которая потребляется в производственном цикле данной организации, требует затрат по дальнейшей обработке или сборке и входит в матери­альную основу производимой продукции. Примером покупных полуфабри­катов могут служить компьютерные платы, строительные конструкции.

Возвратные отходы производства - это остатки сырья и мате­риалов (опилки, стружка и др.), образовавшиеся в процессе производ­ства продукции и полностью или частично утратившие потребительские свойства исходных сырья и материалов.

Прочие материалы - неисправимый брак, а также материальные ценности, полученные от выбытия основных средств и ИХП (металлолом, утильсырье, изношенные шины), которые не могут быть использованы в данной организации в составе материалов, топлива или запасных частей.

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

Указанные классификации производственных запасов используются для построения синтетического и аналитического учета, а также состав­

ления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности (фор­ма № 1-сн).

Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценности под­разделяют на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому наименованию, сорту, размеру материалов присваивают краткое числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в специальный реестр, кото­рый называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике ука­зывают также твердую учетную цену и единицу измерения материалов.

При использовании в учете ЭВМ содержание номенклатуры-ценника можно существенно расширить, введя в него показатели нормы запаса, номеров синтетических счетов и субсчетов и некоторые другие постоян­ные признаки.

Кодирование номенклатуры-ценника обычно осуществляется по сме­шанной порядко-серийной системе, с использованием семи-восьмизнач-ных кодов. Первые два знака указывают синтетический счет, третий -субсчет, один или два следующих знака обозначают группу материалов, остальные - различные признаки характеристики материала.

Информация, содержащаяся в номенклатурах-ценниках, относится к условно-постоянной, она записывается на машинные носители и много­кратно используется для получения необходимых выходных данных.

5.2. Оценка материально-производственных запасов при их поступлении

В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При этом определение фактической себестоимости зависит от порядка по­ступления МПЗ в организацию.

1. Фактической себестоимостью материально-производствен­ных запасов, приобретенных за плату, признается сумма факти­ческих затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных возмещаемых налогов (кроме слу­чаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение материально-производствен­ных запасов могут быть:

■ суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (про­давцу);

■ суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консуль­тационные услуги, связанные с приобретением материально-произ­водственных запасов;

■ таможенные пошлины и иные платежи;

■ не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

■ вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации;

■ проценты по кредитам банка, используемым на приобретение МПЗ до момента их оприходования на склад;

■ суммовые разницы, возникающие до принятия МПЗ к учету, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в ино­странной валюте (условных денежных единицах). Причем положи­тельная суммовая разница уменьшает фактическую себестоимость МПЗ, а отрицательная - увеличивает;

■ затраты по заготовке и доставке материально-производственных за­пасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, также, и затраты по заготовлению и до­ставке материально-производственных запасов, затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты за услуги транс­порта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков и т.п. затраты.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные рас­ходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобрете­нием материально-производственных запасов.

Затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают расходы организации по доработке и улучшению тех­нических характеристик полученных запасов, не связанные с производ­ством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

2. Фактическая себестоимость материально-производствен­ных запасов при их изготовлении силами организации определяется исходя из затрат, связанных с производством данных запасов.

Учет и формирование затрат на производство МПЗ осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

3. Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) орга­низации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

4. Фактическая себестоимость МПЗ, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату оприходования.

5. Фактическая себестоимость МПЗ, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств), определяется исходя из рыночной стоимости товаров, переданных или подлежащих передаче организацией. Себестоимость данных товаров устанавливается исходя из

цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация оп­ределяет стоимость аналогичных товаров.

Оценка производственных запасов, стоимость которых при приобре­тении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Россий­ской Федерации, действовавшему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией запасов по договору.

Учет запасов, принадлежащих организации на правах соб­ственности (а также правах хозяйственного ведения и оперативного управления), ведется на балансе в зависимости от их видов на следу­ющих счетах:

07 «Оборудование к установке» - учитывается оборудование к установке до начала его монтажа;

10 «Материалы» — сырье, материалы, топливо, запчасти и прочие материалы, которые предназначены для использования в производстве продукции, работ и услуг;

// «Животные на выращивании и откорме» - молодняк живот­ных, взрослые животные, находящиеся в откорме, птица, звери и др.;

43 «Готовая продукция» — готовая продукция, предназначенная для продажи;

41 «Товары» — товары, приобретенные организациями для продажи. Бухгалтерский учет запасов, не принадлежащих организации^

но по разным причинам находящихся у нее, ведется за балансом на следующих счетах:

002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответствен­ное хранение» — учитываются запасы, по которым организация отка­залась от оплаты; которые нельзя по условиям договора использовать до их полной оплаты и на других законных основаниях;

003 «Материалы, принятые в переработку» - учитываются запа­сы, как правило, в организациях, занятых переработкой сырья, принятые на короткий период времени в переработку;

004 «Товары, принятые на комиссию» — учитываются запасы, при­нятые посреднической организацией для продажи на условиях торговой комиссии;

005 «Оборудование, принятое для монтажа» - учитывается обору­дование, принятое строительной организацией от заказчика для монтажа.

Основными нормативными актами определяющими порядок учета МПЗ являются ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запа­сов» от 09.06.2001 г. и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ 28.12.2001 г.

Поступление материалов в организацию осуществляется в следующем порядке:

а) по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогич­ным договорам в соответствии с действующим законодательством;

б) путем изготовления материалов силами организации;

в) внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал органи­зации;

г) получения организацией безвозмездно (включая договор дарения). На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и

другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платеж­ные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качествен­ные удостоверения и др.). Организация самостоятельно устанавливает порядок приемки оегистоаиии поовеоки акцептования и поохожления расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации) организационной структуры организации и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. При этом необходимо-

■ зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;

■ проверять соответствие данных этих документов договорам постав­ки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и ко­личеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;

■ проверять правильность расчетов в расчетных документах;

■ акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частич­но или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты);

■ определять фактические размеры ответственности в случае наруше­ния условий договора;

■ передавать документы в подразделения организации (бухгалтерс­кую службу, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.

Для получения материалов со склада поставщика или от транспор­тной организации (организации) уполномоченному лицу выдаются со­ответствующие документы и доверенность на получение материалов.

Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учреди­тельными документами, с приложением печати организации.

Доверенность от имени юридического лица, основанного на госу­дарственной или муниципальной собственности, на получение или вы­

дачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Приемка материалов от организаций транспорта и связи по количе­ству и качеству осуществляется с учетом правил, действующих на транс­порте и в органах связи соответственно, и условий договоров (купли-продажи, поставки, перевозки груза и т.п.).

Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отде­лу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов.

Материалы в организации должны быть своевременно оприхо­дованы.

При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отно­шении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.

Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.

Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило, пу­тем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма № М-4), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фак­тическими данными (по количеству и качеству).

На массовые однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одно­го приходного ордера в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делаются записи на обороте ордера, которые в конце дня подсчитываются, и общий итог записывается в приходный ордер.

Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, на­кладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты ука­занного штампа, и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих матери­алов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, полу­чаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данны­ми накладной и фактическими данными).

При установлении несоответствия поступивших материалов ассорти­менту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а так­же в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляе­мым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких матери-

.шов и т.д.), приемку осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.

В случае составления приемного акта приходный ордер не оформ­ляется.

Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.

Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в органи­зацию материалов, учитываются в следующем порядке:

1) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену постав­щика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета^ расчетов в коррес­понденции с дебетом счета «Недостачи и потери от поочи ценно­стей» (Дебет 94 Кредит 60 76) Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета «Недостачи и потери от порчи ценностей» и относятся на транспортно-заготови-тельные расходы или на счета отклонений в стоимости материаль­ных запасов (Дебет 10/ТЗР, 15, 16 Кредит 94).

Если испорченные материалы могут быть использованы в органи­зации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам воз­можной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи;

2) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.

В фактическую себестоимость включаются:

- стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену по­ставщика (без налога на добавленную стоимость). По подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;

■ сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости не­достающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов по данной поставке (без налога на добав­ленную стоимость);

■ сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспор­тным расходам, связанным с их приобретением.

Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естествен­ной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих матери­алов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается сто­имость материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недо­стачи и порчи.

Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излиш­ней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах по­ставщика, и по другим подобным причинам.

Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, дру­гих ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были про­изведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщи­ку. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.

При отсутствии оснований для предъявления претензии (например, в случаях стихийных бедствий), а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику или транспортной организации судом не удовлетворен, сум­мы недостач и потерь от порчи списываются покупателем на счет «Не­достачи и потери от порчи ценностей» Дебет 94 Кредит 76 с последу­ющим отнесением в дебет счетов 91, 99.

В случае поставки продукции, не соответствующей по своим каче­ственным характеристикам стандартам, техническим условиям, заказам, договорам, такие материалы приходуются по пониженным ценам, согла­сованным с поставщиком

Если в интересах производства целесообразно направить материалы непосредственно в подразделение организации, минуя склад, такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в подразделение организации. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и вы­даны подразделению без завоза их на склад (транзитом).

Перечень материалов, которые могут завозиться транзитом непосред­ственно в подразделения организации, должен быть оформлен распо­рядительным документом по организации.

На стройках строительные материалы, конструкции и детали, посту­пающие в значительном количестве, как правило, завозятся непосредственно на объекты строительства, минуя базисный (центральный) склад.

При приемке импортных материалов следует учитывать правила и особенности, установленные договорами (контрактами) и таможенным законодательством.

Приемные акты и приходные ордера должны, как правило, состав­ляться в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, уста­новленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.

Материалы, поступающие на ответственное хранение, записы­ваются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (кар­точку), хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.

В случае если материалы, принятые на ответственное хранение, отно­сятся в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации к бесхозяйным вещам и являются скоропортящимися, или издержки по их хранению несоизмеримо велики по сравнению с их стоимостью, то организация может использовать указанные материалы в производственных и иных целях или продать. При этом указанные материалы приходуются в организации по рыночной стоимости.

Выручка от продажи этих материалов или их рыночная стоимость при использовании материалов для собственных нужд организации, уменьшенная на величину расходов по их хранению, продаже и других аналогичных затрат, подлежит возврату собственнику материалов.

В организации должен быть установлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также за производством расчетов с поставщиками и покупателями.

Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя организации соответ­ствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской служ­бой и т.п.) и (или) должностными лицами.

Материалы, закупленные подотчетными лицами организации, подле­жат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в обще­установленном порядке на основании оправдательных документов, под­тверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру - при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения) которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

Сдача подразделениями на склад материалов оформляется наклад­ными на внутреннее перемещение материалов в случаях, когда:

— продукция, изготовленная подразделениями организации, использу­ется для внутреннего потребления в организации или для дальней­шей переработки;

— осуществляется возврат подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;

— производится сдача отходов, образующихся в процессе производ­ства продукции (выполнения работ), а также сдача брака;

- осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (раз­борки) основных средств;

- других аналогичных случаях.

Операции по передаче материалов из одного подразделения орга­низации в другое оформляются также накладными на внутреннее пере­мещение материалов.

5.4. Методы учета заготовления материалов

С 1 января 2002 г. вступило в силу Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвер­жденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.

В соответствии с ПБУ 5/01 материалы принимаются к бухгалтерско­му учету по фактической себестоимости. Этот документ конкретизирует перечень расходов предприятия, которые должны быть учтены при фор­мировании фактической себестоимости материалов.

Формирование фактической себестоимости материалов может осу­ществляться следующими способами: ш фактическая себестоимость материалов формируется непосред­ственно на счете 10 «Материалы»; ■ фактическая себестоимость материалов формируется с использова­нием дополнительных счетов: 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Формирование фактической себестоимости материалов

на счете 10

При этом способе все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении материалов, собираются по дебету счета 10. При этом в учете делаются проводки:

Дебет 10 Кредит 60 - отражена покупная стоимость материалов на основании накладной и счета-фактуры поставщика;

Дебет 10 Кредит 76 - отражены транспортные расходы по при­обретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной орга­низации);

Дебет 10 Кредит 76 - отражены расходы по оплате услуг посред­нической организации по приобретению материалов (на основании счета-фактуры посредника);

Дебет 19 Кредит 60 (76) - учтен НДС по оприходованным мате­риалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической орга­низации);

Дебет 10 Кредит 66 - начислены проценты за банковский кредит, использованный на закупку материалов.

Аналитический учет по счету 10 организуется по отдельным наиме­нованиям материалов и местам их нахождения.

Рассмотренный способ формирования фактической себестоимости за­готовления материалов целесообразно использовать лишь предприяти­ям, у которых:

— небольшая номенклатура используемых материалов;

— небольшое количество поставок материалов за период;

— все данные для формирования фактической себестоимости матери­алов, как правило, поступают в бухгалтерию одновременно.

Формирование фактической себестоимости материалов с применением счетов 15 и 16

Суть этого способа состоит в том, что информация о фактической себестоимости материалов выявляется путем суммирования данных, отра­женных по дебету счета 10 «Материалы» и дебету счета 16 «Отклоне­ние в стоимости материалов». При этом по дебету счета 10 материалы учитываются по учетным ценам, а на счете 16 показывается разница между учетной ценой и фактической себестоимостью заготовления материалов. В качестве вспомогательного счета используется счет 15 «Заготовление и приобретение материалов».

Предприятиям предоставлено право самостоятельно устанавливать принципы формирования учетной цены. За учетную цену (по выбору предприятия) может быть принята, например, любая из следующих:

■ цена поставщика;

■ фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца;

■ фиксированная цена, утверждаемая на определенный период времени. Любой выбранный метод должен быть закреплен в учетной поли­тике предприятия.

При поступлении материалов на склад они приходуются по учетной цене проводкой:

Дебет 10 Кредит 15 — оприходованы материалы по учетным ценам.

Именно эта цена будет использоваться в дальнейшем для расчета себестоимости списания материала в производство по методу ЛИФО, ФИФО или средней себестоимости.

Все данные о фактических расходах при заготовлении материалов собираются по дебету счета 15. При этом в учете делаются проводки:

Дебет 15 Кредит 60 — отражена покупная стоимость материалов на основании счета-фактуры поставщика;

Дебет 15 Кредит 76 — отражены транспортные расходы по при­обретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной орга­низации);

Дебет 15 Кредит 76 - отражены расходы по оплате услуг посред­нической организации по приобретению материалов (на основании счета-фактуры посредника);

Дебет 19 Кредит 60 (76) - учтен НДС по оприходованным мате­риалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической орга­низации);

Дебет счета 15 Кредит счета 66 - начислены проценты за бан­ковский кредит, использованный на закупку материалов.

Для оперативного учета важно, чтобы каждый вид расходов мог быть четко отнесен к конкретному виду и партии материалов. Поэтому ана­литический учет по счету 15 ведется по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения.

Таким образом, по Дебету счета 15 формируется информация о фак­тической себестоимости материалов, а по Кредиту - информация об их учетной цене.

В конце отчетного месяца остаток по счету 15 списывается на счет 16 «Отклонение в стоимости материалов», при этом в учете делается проводка:

Дебет 16 (15) Кредит 15 (16) - отражено отклонение учетной цены от фактической себестоимости материалов. Сумма отклонений, от­раженная на счете 16, списывается в конце отчетного месяца пропорци­онально стоимости материалов, отпущенных в производство, в учете делаются проводки:

Дебет 20 Кредит 10 - списаны материалы в производство;

Дебет 20 Кредит 16 - списана сумма отклонений в стоимости ма­териалов на затраты по производству продукции (работ, услуг).

Удобство рассмотренного метода состоит в том, что если аналити­ческий учет по счетам 10 и 15 ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.), то ана­литический учет по счету 16 ведется по группам материальных ценно­стей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений. Такой порядок существенно упрощает расчеты.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных