ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
14 страница. Отрицательная деловая репутация организации представляет собой скидку с цены, предоставляемую покупателю продавцом.Отрицательная деловая репутация организации представляет собой скидку с цены, предоставляемую покупателю продавцом. В составе нематериальных активов учитывается только положительная деловая репутация, а отрицательная деловая репутация оценивается как доходы будущих периодов. Спецификой деловой репутации является то, что, хотя она возникает в процессе хозяйственной деятельности организации, объектом учета она не является и не обособляется в балансе. Она становится объектом учета только при продаже организации, как имущественного комплекса в целом. Для целей бухгалтерского учета величина приобретенной деловой репутации организации определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения). При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации. Гудвилл как вид нематериальных активов может возникнуть у предприятия, купившей другое предприятие в соответствии с договором купли-продажи предприятия как единого имущественного комплекса. Согласно ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Право собственности на приобретаемое предприятие возникает с момента его государственной регистрации. Организация, приобретающая предприятие как имущественный комплекс в соответствии с п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности отражает расходы по его приобретению и государственной регистрации до перехода права собственности на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Учет деловой репутации (гудвилл)
Учет организационных расходов. В соответствии с ПБУ 14/2000 организационные расходы - это расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей в уставный капитал организации. К таким расходам можно отнести производимые на стадии создания организации расходы, связанные с нотариальным заверением копий учредительных документов и образцов подписей на банковских карточках, с изготовлением печати организации и т.д. Если вышеуказанные расходы возникают уже в процессе функционирования организации, то они подлежат учету по Дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции со счетами по учету расчетов. К научно-исследовательским работам относятся работы, связанные с осуществлением научной, научно-исследовательской, научно-технической деятельности и экспериментальных разработок, т.е. работы, направленные на получение и применение новых знаний, создание новых технологий и новых видов продукции. Основным нормативным документом, определяющим порядок бухгалтерского учета НИОКР является ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы», утвержденное Приказом Минфина России 19.11.2002 г. № 115н. Данное ПБУ применяется только коммерческими организациями которые выполняют данные виды работ: ■ собственными силами для собственных нужд; ■ являются заказчиками указанных работ по договорам с третьими лицами. Согласно п. 2 ПБУ 17/02 оно применяется лишь в отношении работ, по которым получены результаты: - подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном порядке; - не подлежащие правовой охране в соответствии с действующим законодательством. К расходам на НИОКР относятся все затраты, связанные с их выполнением: - стоимость МПЗ и услуг сторонних организаций, используемых при выполнении НИОКР; - затраты на заработную плату и отчисления на социальное страхование (в т.ч. ЕСН); - стоимость спецоборудования и спецоснастки; - амортизация основных средств и нематериальных активов; - затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и других объектов; - общехозяйственные расходы, в случае если они непосредственно связаны с выполнением данных работ. Расходы на НИОКР могут быть признаны таковыми только при выполнении следующих условий: - сумма расхода может быть определена и подтверждена; - выполненные работы документально подтверждены; - использование результатов НИОКР приведет к получению будущих экономических выгод; - использование результатов НИОКР может быть продемонстрировано. При невыполнении хотя бы одного условия расходы, связанные с выполнением НИОКР, признаются внереализационными расходами и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Единицей бухгалтерского учета НИОКР является инвентарный объект - совокупность расходов по выполненной работе, результаты которой самостоятельно используются в производстве продукции или для управленческих нужд. Расходы на НИОКР следует учитывать на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 8 «Выполнение научно-исследователь ских, опытно-конструкторских и технологических работ» следующим образом: Дебет 08-8 Кредит 10, 02, 70, 69, 26, 76.... - отражены фактические расходы, связанные с выполнением НИОКР. ■ Если расходы на НИОКР не дали положительного результата или если их результаты не будут использоваться в производстве, они подлежат списанию: Дебет 91 Кредит 08-8 - в сумме фактических затрат. ■ Расходы по законченным НИОКР, результаты которых подлежат применению в производстве либо для управленческих нужд организации признаются нематериальными активами и отражаются: Дебет 04 Кредит 08-8 - в сумме фактических затрат. Аналитический учет по счету 04 должен вестись по видам выполненных расходов по НИОКР, договорам, заказам. Расходы на НИОКР подлежат списанию на расходы по обычным видам деятельности с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое использование полученных результатов данных работ: Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 04. В случае прекращения использования результатов НИОКР остаток суммы расходов, не отнесенных на расходы по обычным видам деятельности, подлежит списанию: Дебет 91 Кредит 04. ■ Расходы по законченным НИОКР, результаты которых подлежат применению в производстве либо для управленческих нужд организации, но не признаются нематериальными активами (в соответствии с требованиями ПБУ 14/00) продолжают учитываться на счете 08/8. Списание данных расходов может производиться одним из методов: '■ линейным методом - равномерное погашение расходов в течение всего срока полезного использования; ■ методом погашения расходов пропорционально объему выпускаемой продукции. Выбранный метод должен быть отражен в учетной политике предприятия. Изменение принятого способа списания расходов в течение срока применения результатов НИОКР не производится. Списание расходов НИОКР на расходы по обычным видам деятельности с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое использование полученных результатов данных работ: Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 08-8. В случае прекращения использования результатов НИОКР остаток суммы расходов, не отнесенных на расходы по обычным видам деятельности, подлежит списанию: Дебет 91 Кредит 08-8. В балансе расходы на НИОКР могут быть выделены отдельными статьями. assess- Согласно п. 1 ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в ред. от 23 июля 1998) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества в целях подтверждения их наличия, состояния и оценки (в т.ч. и НМА). Основным нормативным актом, определяющим порядок и сроки проведения инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом МФ РФ от 13 июня 1995 № 49. Основными задачами инвентаризации НМА являются: 1. Выявление фактического наличия объектов НМА. 2. Проверка документов, подтверждающих наличие прав; 3. Сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета. 4. Проверка правильности начисления амортизации. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение амортизации обязательно, и утверждаются приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (кроме случаев обязательного проведения инвентаризации - п. 1.5 Методических указаний). Инвентаризации подлежат все нематериальные активы организации, в том числе и права, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, а также права, не учтенные по каким-либо причинам. Для проведения инвентаризации в организациях создаются инвентаризационные комиссии. Персональный состав членов инвентаризационной комиссии утверждает руководитель. Как правило, в состав комиссии включаются работники бухгалтерской службы, юрист, экономисты, ревизоры или работники службы внутреннего аудита. При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие соответствующих первичных бухгалтерских и юридических документов, необходимых для ведения учета, и правильность документального оформления объектов. При инвентаризации нематериальных активов следует проверить: 1) их документальное оформление; 2) документы, подтверждающие права на нематериальные активы, т.е. является объект собственностью организации или организация обладает только правом на его использование; 3) срок владения правами и другие документально подтвержденные условия закрепления прав собственности или прав на использование данных объектов. Документальное оформление поступления нематериальных активов зависит от того, созданы они силами организации или приобретены у других юридических или физических лиц. Если объекты приобретены у других лиц, факт передачи организации прав на них должен подтверждаться договором об уступке прав (договор о передаче прав на использование). К нему должны прилагаться акты приемки-передачи материальных носителей, содержащих объекты информации. Если объекты разработаны своими работниками или сторонними специалистами, привлекаемыми по договору подряда, право собственности должно подтверждаться документами, свидетельствующими о проведении и завершении работ по созданию данного объекта нематериальных активов. Это могут быть акты сдачи-приемки результатов работ или акты передачи выполненных заказов. При инвентаризации организационных расходов и деловой репутации организации в составе нематериальных активов необходимо проверить: а) наличие документов (оригиналы или заверенные копии), на основании которых организационные расходы и деловая репутация организации были поставлены на учет, а именно: — для организационных расходов — учредительные документы; — для деловой репутации организации — договор купли-продажи государственного или муниципального имущества, план приватизации с прилагаемыми документами (в том числе акты оценки, отчеты об оценке, обоснования и т. п.), договор продажи предприятия; б) наличие документов, подтверждающих факт расходов или платежей; в) оформление режима служебной и коммерческой тайны в отношении нематериальных активов группы ноу-хау; г) правильность и своевременность составления акта приемки (прихо-дования) нематериальных активов и акта оценки; д) правильность и своевременность заполнения карточки учета нематериальных активов; е) правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе и на забалансовых счетах; ж) правильность начисления амортизации. При инвентаризации нематериальных активов: ■ проверяются сведения о наличии нематериальных активов по данным первичных документов; для этого заполняется инвентаризационная опись (форма № 1а); ■ в этой описи делается сверка данных о фактическом наличии объектов с данными бухгалтерского учета; ■ регулируются выявленные инвентаризационные разницы. На права использования объектов интеллектуальной собственности, не принадлежащей организации, числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, составляются отдельные описи. В случае выявления отклонения от учетных данных составляются сличительные ведомости по имуществу, при инвентаризации которого выявлены такие отклонения. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между показателями — данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием НМА и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах следующим образом: а) излишек нематериальных активов приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации: — если источник поступления не выявлен: Дебет 04 Кредит 91/1; — если источник поступления выявлен: Дебет 08/5 Кредит 60; Дебет 04 Кредит 08/5; б) если выявлена недостача, то по данным сличительной ведомости (форма № ИНВ-1а) анализируются ее причины. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия нематериальных активов и данных бухгалтерского учета представляются руководителю организации. Он принимает окончательное решение. Следует отметить, что недостача нематериальных активов может быть выражена не только в безвозвратной утере документов, но также и 8 досрочном прекращении правомочий вследствие недобросовестного выполнения служебных обязанностей должностными лицами, ответственными за своевременное перечисление патентных пошлин за поддержание патента в силе, а также вследствие неисполнения договоров. Как правило, недостача нематериальных активов если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, списывается на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации. Недостача отражается в учете следующим образом: ■ на остаточную стоимость объекта НМА Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 04, ■ отнесена недостача на виновное лицо: Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (по рыночной стоимости); Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (по остаточной стоимости НМА); Кредит 98 «Доходы будущих периодов» (на разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью); ■ списаны недостачи при отсутствии виновных лиц: Дебет 91 Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. 4.11. Отражение сведений о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности Сведения за год о нематериальных активах приводятся в Бухгалтерском балансе (форма № 1), в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, а также в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5), утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2002 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». В балансе (форма № 1) указывается стоимость имеющихся у организации нематериальных активов, в том числе патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы, а также организационные расходы и деловая репутация организации. В Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, приводятся данные о правах на использование интеллектуальной собственности других лиц, предоставленных по лицензионным договорам и за которые перечисляются лицензионные платежи. В Приложении к балансу (форма № 5) сведения о нематериальных активах заносятся в подраздел 1 «Нематериальные активы» третьего раздела «Амортизируемое имущество» этой формы. В отдельную строку записываются данные в стоимостном выражении об изменениях принадлежащих организации правна объекты интеллектуальной (промышленной) собственности на протяжении года, в том числе прав, возникающих из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы ЭВМ, базы данных и другие; о правах, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование- правах на Hov-xav о поавах на пользование обособленными природнымиОбъектами; организационных расходах и деловой репутации организации. Помимо форм бухгалтерской отчетности информация о нематериальных активах отражается в следующих формах статистической отчетности: ■ форма № 4-НТ (перечень), введена с отчета за 2000 год; представляется в адрес Роспатента 25 января после отчетного года. Состоит из двух разделов: - 1 раздел - «Использование объектов промышленной собственности»; - 2 раздел - «Патентование за рубежом». ■ форма № 2 — инновация, введена с отчета за 1998 год, представляется территориальному органу Госкомстата 2 апреля после отчетного года. Состоит из 8 разделов. Содержит информацию о затратах на технологические инновации, финансирование НИОКР, приобретение новых технологий и т. д. ■ форма № 1 — технология, введена с отчета за 1998 г., представляется территориальному органу Госкомстата 20 января после отчетного года. Состоит из 2 разделов: - 1 раздел - Сведения о создании передовых производственных технологий; - раздел — Сведения об использовании передовых производственных технологий. ■ форма № 1 - лицензия. Введена с отчета за 1998 г., представляется территориальному органу Госкомстата 9 февраля после отчетного года. По этой форме отчитываются только предприятия, заключившие международные соглашения по обмену технологиями. ■ форма № П-2 «Сведения об инвестициях» (квартальная). Срок представления — не позднее 25 числа месяца после окончания квартала. Характеризует осуществление инвестиций в части нематериальных активов. К данной форме стат.отчетности по результатам года заполняется Приложение «Сведения об инвестициях в основной капитал», срок представления — 1 апреля. ■ форма № 1 — предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия». Введена с отчета за 1998 г., представляется 1 апреля после отчетного года. 4„ема"Г~Гк™вов Согласно Налоговому кодексу нематериальными активами признаются приобретенные или созданные налогоплательщиками результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые в производстве продукции или для управленческих нужд организации в течение длительного периода времени. Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить экономические выгоды (доход), а также наличие надлежащим образом оформленных документов Поскольку в НК РФ отсутствует определение объектов интеллектуальной собственности, для целей налогообложения применяется то значение этого понятия, в каком оно используется в гражданском законодательстве. В отличие от правил бухгалтерского учета в составе нематериальных активов не учитываются организационные расходы и положительная деловая репутация. На налоговый учет не принимаются следующие объекты и активы, принятые к бухгалтерскому учету: ■ приобретенные за счет бюджетных ассигнований; ■ приобретенные (созданные) за счет средств целевого финансирования, включая средства иностранных инвесторов; ■ первоначальная стоимость которых составляет до 10 тыс. руб. В отличие от правил бухгалтерского учета в составе нематериальных активов учитываются также: права владения на «ноу-хау», секретную формулу или процесс, лицензии на право пользования недрами, а также право на фирменное наименование. Объекты нематериальных активов принимаются на налоговый учет по амортизационной стоимости, которая меньше первоначальной стоимости, применяемой в бухгалтерском учете, на величину процентов за пользование заемными средствами. В отличие от основных средств каких-либо ограничений в части метода начисления амортизации применительно к нематериальным активам гл. 25 НК РФ не содержит. Амортизация может начисляться по усмотрению налогоплательщика либо линейным, либо нелинейным методом. Независимо от выбранного метода при расчете норм амортизации налогоплательщикам следует исходить из срока полезного использования объектов под которым, согласно НК РФ, понимают период в течение которого объект служит для достижения целей деятельности организации. Такой период применительно к конкретному объекту нематериальных активов организации определяют самостоятельно на дату ввода его в эксплуатацию. При этом он не может превышать сроков действия патента, свидетельств и других ограничений, установленных законодательством РФ. Если срок полезного использования определить невозможно, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (а не на двадцать лет как в бухгалтерском учете), но не более срока деятельности организации. Выбранный метод начисления амортизации должен быть зафиксирован в налоговой политике предприятия и не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по соответствующему объекту. Налогоплательщик вправе так же как и по основным средствам, начислять амортизацию по нематериальным активам по нормам ниже установленных (ст. 259 НК РФ). Согласно требованиям гл. 25 НК РФ не должна начисляться амортизация на организационные расходы и деловую репутацию. При реализации нематериальных активов убыток от их реализации признается для целей налогообложения равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования НМА и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. Для целей налогообложения прибыли, согласно п.2 ст. 262 НК РФ, расходы на НИОКР признаются при соблюдении следующих условий: - НИОКР либо их отдельные этапы должны быть завершены; - должен быть подписан акт сдачи-приемки результатов НИОКР; - результаты НИОКР должны использоваться в производстве или при реализации товаров (работ, услуг). Расходы на НИОКР относятся в налоговом учете к расходам, связанным с производством и реализацией. Они равномерно включаются в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования данных исследований и разработок в производстве. Даты начала списания расходов в налоговом и бухгалтерском учете могут не совпадать. I Глава 5 УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО ^ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ 1 ^ ЗАПАСОВ_ 5.1. Понятие, классификация и оценка МПЗ В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01 от 09.06.2001 г. в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ используется понятие материально-производственные запасы (МПЗ) - это часть имущества, используемая в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг для продажи- предназначенная для продажи- используемая для управленческих нужд организации. ' К МПЗ относят только те активы, которые служат менее года. " Таким образом,7состав МПЗ входят следующие групПьГоборбтных активов: а) материалы - часть МПЗ целиком потребляемая в производственном процессе и полностью переносящая свою стоимость на стоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг); б) ИХП - часть МПЗ организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) готовая продукция - часть МПЗ организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного . процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодател ьством; г) товары - часть МПЗ организации, приобретенная или полученная от. других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки. Классификация материально-производственных запасов (МПЗ) 1. По характеру владения товарно-материальными ценностями. В соответствии с характером владения МПЗ подразделяются на ценности, принадлежащие организации по праву собственности (а также праву хозяйственного ведения или оперативного управления) и не принадлежащие ей по такому праву. К товарно-материальным ценностям, принадлежащим организации, относятся изготовленные, купленные, либо полученные в иной форме ценности, которые находятся на складе и в производстве. К таким ценностям также относятся: - получаемые ценности, находящиеся в пути, если к организации в соответствии с договором о поставке перешло право собственности на них; — ценности, принадлежащие организации, отданные другим организациям в переработку, а также на реализацию, в том числе на условиях комиссии, до перехода права собственности на них к покупателю; - принадлежащие организации ценности, учитываемые в залоге, как находящиеся на складе организации, так и переданные на хранение залогополучателю. Товарно-материальные ценности, не принадлежащие организации по праву собственности и другому аналогичному праву, но по условиям договора находящихся у нее, учитываются отдельно по их видам — за балансом. К ним относятся: - ценности, принятые на ответственное хранение, в случае отказа в установленном порядке от оплаты счетов поставщиков; а также запрещенные к расходованию до оплаты счетов поставщиков; — ценности, принятые в переработку без оплаты их стоимости; — ценности, принятые от поставщиков для реализации на условиях комиссии (консигнации). 2. По порядку использования товарно-материальных ценностей. В соответствии с данным фактором ценности подразделяются на: - ценности, используемые в производстве - сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, строительные конструкции и детали, запасные части и агрегаты, шины, семена и корма, минеральные удобрения, ядохимикаты, биопрепараты и медикаменты, тара, предназначенная Для осуществления технологического процесса производства продукции, и другие аналогичные ценности. В дальнейшем эти виды товарно-материальных ценностей будут называться материалы; - ценности, предназначенные для продажи - готовая продукция и товары; — ценности, используемые как средства труда — в виде инвентаря и хозяйственных принадлежностей; — ценности, которые после их монтажа будут функционировать в составе основных средств. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|