Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






17 страница. Материально-производственные запасы могут оцениваться организа­цией по средней себестоимости,которая определяется по каждому виду (группе) запасов как частное




Материально-производственные запасы могут оцениваться организа­цией по средней себестоимости,которая определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по посту­пившим запасам в этом месяце.

Оценка материально-производственных запасов может производиться по себестоимости первых по времени приобретений материально-про­изводственных запасов (метод ФИФО). Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в последовательности их приобретения (поступления), т.е. ресурсы, первы­ми поступающие в производство (в торговле — в продажу) должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов находящихся в запасе (на складе) на конец месяца производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений а в себестоимости реализации про­дукции (работ услуг) учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Оценка материально-производственных запасов может производиться организацией по себестоимости последних по времени приобретений материально-производственных запасов (метод ЛИФО). Оценка запа­сов методом ЛИФО основана на допущении, что ресурсы, первыми по­ступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себес­тоимости последних по времени приобретений. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретений, а в себестоимости реализации продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость поздних по времени приобретений.

Организация может применять в течение одного года, как элемент учетной политики, один метод оценки по каждому отдельному виду (группе) материально-производственных запасов.

По мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство: Дебет 20, 23 Кредит 10.

Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, отно­сится на соответствующие счета учета этих расходов:

Дебет 25, 26 Кредит 10.

Стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам (подготовительные работы в сезонных производствах, горно-подготовительные работы, освоение новых предпри­ятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологий, рекультивация земель), зачисляется на дебет счета учета расходов буду­щих периодов: Дебет 97 Кредит 10.

Стоимость материалов, израсходованных в связи со сбытом и про­дажей продукции (работ, услуг), зачисляется на счета учета расходов на продажу (Дебет 44).

При организации учета производственных запасов по фактической себестоимости приобретения (заготовления) стоимость материалов, спи­санных в течение отчетного месяца по средней фактической себестои­мости при наличии затрат по заготовке и доставке (косвенных) дово­дится до фактической себестоимости путем списания в конце месяца суммы косвенных затрат по заготовке и доставке, приходящихся на отпущенные матеоиалы Сумма указанных косвенных оасхолов поихоля-щаяся на израсходованные материалы списывается с Кредита счета 10 в Дебет тех же счетов на которые были отнесены материалы-

Дебет 20, 23, 25,' 26, 28, 29 Кредит 10.

Расчет ТЗР

Показатель   Сумма ТЗР, руб.
Остаток на начало периода    
Поступило за период    
Итого:    
Процент ТЗР .......х 100% - 10  
TZZZZ   2000 х 10 -----.........- 200
Остаток на конец периода    

При организации учета производственных запасов по учетным ценам по окончании месяца определяется разница между фактической себес­тоимостью израсходованных материалов и их стоимостью по учетным ценам. Расчет отклонений в стоимости материалов приведен в таблице.

Расчет отклонений фактической себестоимости материалов от учетной (руб.)

Показатель Стоимость материалов по учетной оценке Отклонение (+, -)
Остаток на начало периода   - 300
    + 600
Итого:   + 300
SSL. + 300 _х-100%- + 1  
Отпущено на производство   8000 х 2 ............ - + 160
Остаток на конец периода   + 140

Выявленная разница списывается на те же счета, на которые были списаны материалы по учетным ценам:

Дебет 20, 23, 25, 26, 28, 29 Кредит 16.

При этом превышение фактической себестоимости над стоимостью материалов по учетным ценам отражается обычной дополнительной записью. Превышение стоимости материалов по учетным ценам над фактической себестоимостью отражается сторнировочной записью (крас­ным цветом).

I

Отпуск материальных ценностей на изготовление продукции не все­гда означает их использование в производстве. Поэтому для правильно­го определения материальных затрат в процессе производства исполь­зуются методы: документального оформления отклонений от норм, уче- ■ та расхода по партиям, инвентаризации.

Метод документального оформления отклонения фактического расхода материальных ценностей от норм применяется при поштучном отпуске материалов сверх лимита, замене одного вида материалов дру­гим и т.п. В этом случае отклонения от норм документируются специ­альными требованиями на дополнительный отпуск, На замену и т.п. При отпуске немерных, некондиционных материалов отклонения выявляются непосредственно в документах на отпуск материалов в производство.

Метод партионного раскроя применяется при отпуске материалов по весу и в измерении по площади. На каждую партию металла, кожи или ткани составляется раскройный лист или карта, в которых указыва­ется количество материала, норма расхода. После раскроя указывается, также, количество выкроенных деталей (заготовок), отходов и результат, (экономия или перерасход). Экономия или перерасход определяется путем сравнения фактического расхода материалов с нормативным. Расход ма­териала по норме выявляется путем умножения количества заготовок на норму расхода Таким образом повседневно контролируется расход материалов выявляются причины и виновники Аналогично ведется контроль и в отношении отходов.

Метод инвентаризации применяется для определения фактическо­го расхода материалов и выявления отклонений от норм в случае не­возможности использования других способов контроля. Данный метод основан на проведении инвентаризации остатков неизрасходованных ма­териалов за смену, декаду или месяц. Сроки проведения инвентаризации остатков материалов зависят от специфики производства, характера из­готавливаемой продукции, периода изготовления и других условий.

Фактический расход материалов определяется расчетным путем: к остаткам неизрасходованных материалов на начало периода прибав­ляется количество отпущенных в производство материалов и вычитают­ся остатки неизрасходованных материалов на конец периода. Данные об остатках выявляются инвентаризацией, а об отпущенных материалах — по первичным документам Полученный фактический расход материала в со­ответствующий период сопоставляется с нормативным и выявляется эко­номия или перерасход Нормативный расход материалов определяется умножением фактического количества изготовленной продукции за смену декаду или месяц на действующую норму расхода.

Метод инвентаризации трудоемок и требует хорошей организации уче­та, выработки деталей по операциям, на которых расходуются материалы.

5.11. Аналитический учет материалов в бухгалтерии

Существует несколько способов аналитического учета материалов в бухгалтерской службе: сортовой способ, способ учета по номенклатур­ным номерам, оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ.

Сортовой способ. Бухгалтерия открывает на каждый вид и сорт материалов карточки количественно-суммового учета, в которых на ос­новании первичных документов фиксируются операции поступления и расхода материалов в натуральном (по количеству) и денежном выра­жении. Таким образом, аналитический учет в бухгалтерии дублирует склад­ской учет на карточках учета материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составля­ются оборотные ведомости аналитического учета, открываемые по мате-оиально ответственным лицам Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учета должны совпадать с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.

Способ аналитического учета по номенклатурным номерам подразумевает отказ от ведения карточек аналитического учета и осуще­ствление группировки первичных приходных и расходных документов по номенклатурным номерам. В конце месяца определяются итоговые дан­ные о поступлении и расходе каждого вида материалов, и на их осно­вании составляются оборотные ведомости аналитического учета. Обо­ротные ведомости составляются в натуральном и стоимостном выраже­нии отдельно по каждому складу в разрезе соответствующих синтети­ческих счетов и субсчетов.

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ аналитиче­ского учета. При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) способе ана­литического учета материалов в бухгалтерии ведется только в суммовом выражении. На складах материально-ответственные лица ведут количе­ственно-сортовой учет с использованием карточек учета материалов, которые заполняются согласно данным первичных документов по дви­жению материалов Первичные документы поступают в бухгалтерию и не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии сверяет данные кар­точек учета материалов с данными первичных документов Факт провер­ки карточек подтверждается подписью бухгалтера '

На первое число месяца и на день инвентаризации материально-ответственное лицо по данным карточек учета материалов подсчитывает количество поступивших и выбывших материалов и определяет остаток материалов. Данные об остатках материалов в разрезе номенклатурных номеров переносятся в Сальдовые ведомости. Сальдовые ведомости составляются по складам и по материально-ответственным лицам и показывают остатки материалов на складе без оборотов прихода и рас­

хода. В сальдовой ведомости количественные данные об остатках ма­териалов таксируются (количество материалов умножается на учетную цену) и выводятся суммовые итоги по отдельным учетным группам ма­териалов и в целом по складу.

Первичные документы по движению материалов, поступившие в бух­галтерию, после их проверки и таксировки используют для составления суммовых оборотных ведомостей по каждому складу в отдельности. Данные оборотных ведомостей сверяют со стоимостными показателями сальдовой ведомости и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ является наименее тру­доемким, так как в нем не дублируются количественные данные склад­ского учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в обо­ротных ведомостях.

Основным регистром аналитического учета движения материалов яв-■ ляется Ведомость № 10 «Движение материальных ценностей (в денеж­ном выражении)».

Данная ведомость состоит из трех разделов:

1) «Движение на общезаводских складах (по учетным ценам)»;

2) «Поступило на общезаводские склады и остаток по предприятию на начало месяца — по синтетическим счетам и требующимся учет­ным группам»;

3) «Расход и остаток на конец месяца - по синтетическим счетам и требующимся учетным группам».

Ведомость № 10 является основным учетным регистром, который по­зволяет осуществлять:

— контроль сохранности материалов по местам их хранения;

— учет поступления и остатков материалов в разрезе синтетических счетов и групп материалов (по учетным ценам или фактической себестоимости приобретения);

— учет фактической себестоимости окончательного расхода материалов. Ведомость № 10 заполняется на основе производственных отчетов

цехов, требований-накладных и ведомостей по движению материальных ценностей.

Отпуск материалов на сторону может производиться только при на­личии соответствующих договоров или соглашений.

Отпуск материальных ценностей хозяйствам своей организации, рас­положенным за пределами ее территории, или сторонним организациям оформляется накладной на отпуск материалов на сторону типовой ме­жотраслевой формы № М-15. Одна накладная может быть оформлена

сразу на несколько наименований материальных ценностей, для чего на оборотной стороне формы № М-15 предусмотрено продолжение основ­ной таблицы.

При выбытии материалов их оценка производится организацией одним из следующих методов:

■ по себестоимости каждой единицы;

■ по средней себестоимости;

■ по себестоимости первых по времени приобретения материалов (метод ФИФО);

■ по себестоимости последних по времени приобретения материалов (метод ЛИФО).

Выбранный метод оценки материалов применяется в течение отчет­ного года и фиксируется в приказе об учетной политике организации. Причем для различных наименований материалов могут применяться разные методы оценки.

■ Продажа материальных ценностей, приобретенных специально для перепродажи:

- Дебет 90 «Продажи» Кредит 41, 43 - списывается стоимость товаров, отгруженных покупателю, а также готовой продукции;

- Дебет 90 Кредит 20, 44 - списывается себестоимость проданной продукции или издержки обращения на проданные товары;

- Дебет 62 Кредит 90 - предъявлены счета к оплате;

- Дебет 90 (99) Кредит 99 (90) - отражается финансовый резуль­тат от продажи.

■ Продажа излишних запасов:

- Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 07, 10, 11 -списывается стоимость отгруженных покупателю излишних матери­альных ценностей и т.п.

- Дебет 91 Кредит 20, 44 - списываются затраты по продаже запасов.

- Дебет 76, 62 Кредит 91 - предъявлены счета к оплате.

- Дебет 91 (99), Кредит 99 (91) - отражается финансовый резуль­тат от продажи.

■ Прочее выбытие:

- Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 07, 10, 11, 41, 43 - списывается стоимость недостающих и испорченных материальных ценностей;

- Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 07, 10, 11, 40, 41 - списывается стоимость потерь мате­риальных ценностей в результате стихийных бедствий;

- Дебет 91-2 Кредит 10 - безвозмездная передача МПЗ другим организациям;

- Переданы МПЗ в качестве вклада в уставный капитал - по согла­сованной стоимости: Дебет 58 Кредит 10;

- Переданы МПЗ в качестве вклада в общее имущество по договору простого товарищества - по согласованной стоимости:

Дебет 58 субсчет «Вклады по договору простого товарище­ства» Кредит 10;

- Переданы МПЗ в доверительное управление:

Дебет 79 субсчет «Расчеты по договору доверительного управления» Кредит 10;

- Переданы МПЗ-в переработку:

Дебет 10-7 «Материалы, переданные в переработку» Кредит 10;

- Переданы МПЗ в залог:

Дебет 009 «Обеспечение обязательств и платежей выдан­ные»;

- Переданы МПЗ структурным подразделениям, выделенным на от­дельный баланс: Дебет 79 Кредит 10.

5.13. Особенности учета спецоснастки и спецодежды

Для выполнения специфических технологических операций при про­изводстве некоторых видов продукции, выполнении работ, оказании услуг ряд производственных предприятий используют специальную оснастку, а также спецодежду.

В состав специальной оснастки входят: изложницы, прокатные валки, стапели, копили, опоки и другие виды специальных инструментов и спе­циальных приспособлений. Перечень оснастки, относимой к специальной, приведен в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 № 301).

К специальной оснастке относятся:

■ специальный инструмент и специальные приспособления;

■ специальное оборудование.

Специальный инструмент испециальные приспособления - это технические средства, обладающие уникальными свойствами и предназ­наченные для обеспечения условий выпуска конкретных видов продук­ции (выполнения работ, оказания услуг).

К специальному оборудованию относятся многократно используе­мые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических технологических операций, в том числе:

- специальное технологическое оборудование (химическое, металло­обрабатывающее, кузнечно-прессовое и др.), применяемое для вы­полнения нестандартных операций;

- контрольно-испытательные аппаратура и оборудование (стенды, пульты, макеты готовых изделий и др.), предназначенные для регу­

лировок, испытаний конкретных изделий и сдачи их заказчику (по­купателю);

- реакторное оборудование;

— дезавакционное оборудование и другие виды.

Не учитываются как специальный инструмент и специальные приспо­собления, технические средства, предназначенные для производства ти­повых видов продукции (работ, услуг), а также технологическое обору­дование, участвующее в выполнении типовых (стандартных) операций

Специальная одежда - это средства индивидуальной защиты ра­ботника (шлемы, комбинезоны, халаты, очки, противогазы и т.д.). Отдель­ные виды спецодежды подлежат обязательной сертификации в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. № 1013 и Постановлением Госстандарта России от 30.07.02 г. № 64.

Каждая организация, руководствуясь особенностями технологическо­го процесса в своей отрасли промышленности, самостоятельно устанав­ливает конкретный перечень средств труда, которые будут учитываться в составе специальных инструментов, специальных приспособлений, специ­ального оборудования и специальной одежды.

Порядок учета спецоснастки и спецодежды активов определен Ме­тодическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инстру­мента, специальных приспособлений, специального оборудования и спе­циальной одежды, утвержденными приказом Минфина РФ от 26.12.02 № 135н.

Бухгалтерский учет специальной оснастки может быть организован по аналогии с порядком, предусмотренным для основных средств, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В этом случае для ее учета может применяться счет 01 «Основные средства».

Для упрощения техники учета Методические указания рекомендуют вести учет специальной оснастки на счете 10 «Материалы», к которому открываются субсчета «Специальная оснастка и специальная сдежда на складе» и «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Поступившая в организацию спецоснастка принимается к бухгалтер­скому учету по фактической себестоимости - в сумме фактичессих затрат на приобретение или изготовление. Фактическая себестоимость опреде­ляется в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов № 119н.

Передача спецоснастки и спецодежды производственным подразде­лениям в эксплуатацию отражается по фактической себестоимости:

Дебет 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одеж­да в эксплуатации»

Кредит 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

С целью снижения трудоемкости учетных работ допускается произ­водить единовременное списание стоимости специальной одежды, срок

эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 меся­цев, непосредственно в дебет счетов учета затрат на производство в момент ее передачи: Дебет 20, 23, 25, 26

Кредит 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

Стоимость специальной одежды, срок эксплуатации которой соглас­но нормам выдачи превышает 12 месяцев, погашается линейным спосо­бом исходя из сроков полезного использования, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи спеодежды и специаль­ной обуви, а также Правил обеспечения работников специальной одеж­дой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защи­ты, утвержденных Постановлением Минтруда России от 18.12.98 г. № 51.

Стоимость.специальной оснастки, предназначенной для индивидуаль­ных заказов или используемой в массовом производстве можно полно­стью погашать в момент передачи в эксплуатацию:

Дебет 20, 23, 25, 26

Кредит 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

Для организации контроля за ее сохранностью целесообразно от­крыть дополнительный забалансовый счет «Специальная оснастка, пере­данная в эксплуатацию».

Стоимость всех остальных видов спецоснастки погашается организа­цией одним из способов:

■ линейным способом;

■ способом списания стоимости пропорционально объему выпущен­ной продукции (работ, услуг).

Погашение стоимости спецоснастки отражается в учете: Дебет 20, 23, 25, 26

Кредит 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Аналитический учет спецоснастки и спецодежды, находящихся в про­изводстве, ведется по номенклатурным номерам, количеству, местам эк­сплуатации, материально ответственным лицам с указанием даты поступ­ления в производство.

Расходы организации по ремонту и обслуживанию спецоснастки включаются в расходы по обычным видам деятельности.

Если предприятие досрочно прекращает выпуск продукции и не планирует последующего его возобновления, остаточная стоимость спе­цоснастки списывается на операционные расходы:

Дебет 91

Кредит 10 субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Выбытие (продажа, безвозмездная передача, передача объекта по договору мены и т.д.) объектов спеоснастки и спецодежды отражается в учете в общеустановленном порядке:

Дебет 91 Кредит 10 субсчет «Специальная оснастка и специ­альная одежда в эксплуатации — списана остаточная стоимость спе­цоснастки.

Дебет 62 Кредит 91 - отражена выручка от реализации объекта.

Доходы и расходы от списания этих объектов подлежат отнесению на финансовые результаты в качестве операционных.

В случае выявления недостачи спецоснастки и спецодежды стоимость недостающих объектов относится в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Специальная оснастка и специальная одежда, пришедшие в негод­ность, а также выбывшие вследствие аварий, пожаров и других чрезвы­чайных событий, списываются в порядке, предусмотренном для выбытия в случае недостачи. Вопрос о списании по каким-либо причинам объектов решает инвентаризационная комиссия. Она составляет акт на списание осуществляет контроль за разборкой списанных объектов и оприходова­нием материальных ценностей от разборки объекта на склад

В последнее время значительные изменения претерпел порядок ре­гулирования результатов переоценки материалов. Согласно Положени­ям по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы орга­низации» суммы дооценки и. уценки оборотных активов рассматривают­ся в качестве прочих финансовых результатов и включаются в состав операционных доходов и расходов.

Если организация проводит переоценку материалов, то ее результат по мере выявления списывается непосредственно на счет 91 «Прочие доходы и расходы»: в Дебет — суммы уценки, в Кредит — суммы дооценки, соответственно:

■ дооценка - Дебет 10 Кредит 91;

■ уценка - Дебет 91 Кредит 10.

В аналитическом учете открывается отдельный субсчет для накаплива­ния данных о проведенной переоценке. В дальнейшем результат от пере­оценки материалов попадает на счет прибылей и убытков в составе сальдо прочих доходов и расходов. Таким образом, он участвует в формировании конечного финансового результата деятельности организации.

При необходимости аналогичный порядок может быть применен для учета результатов переоценки других видов оборотных средств: остатков незавершенного производства, запасов готовой продукции, товаров и т.п.

Материально-производственные запасы, на которые в течение отчет­ного года рыночная цена снизилась,'или они морально устарели либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества, отра­жаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния запасов. Сниже­ние стоимости материально-производственных запасов отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва.

Для этого применяется синтетический счет 14, который назван «Ре­зервы под снижение стоимости материальных ценностей». Он предназ­начен для уточнения оценки материалов. Механизм использования его похож на действие счетов учета других оценочных резервов (резервов по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги).

Перед составлением годового отчета фактическую себестоимость заготовления материалов сравнивают с их текущей рыночной стоимос­тью (стоимостью возможной продажи).

Расчет текущей рыночной стоимости материально-производственных запасов производится организацией на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности. При расчете принимается во внимание:

■ изменение цены или фактической себестоимости, непосредственно связанное с событиями после отчетной даты, подтверждающими су­ществовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;

■ назначение материально-производственных запасов;

■ текущая рыночная стоимость готовой продукции, при производстве которой используется сырье, материалы и другие материально-производственные запасы.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей не созда­ется по сырью, материалам и другим материально-производственным запасам, используемым при производстве готовой продукции, работ, ока­зании услуг, если на отчетную дату текущая рыночная стоимость этой готовой продукции, работ, услуг соответствует или превышает ее факти­ческую себестоимость.

Организацией должно быть обеспечено подтверждение расчета те­кущей рыночной стоимости материально-производственных запасов.

Когда фактическая себестоимость оказывается ниже текущей рыноч­ной стоимости, в качестве балансовой оценки материалов принимается фактическая себестоимость. Если текущая рыночная стоимость ниже фактической себестоимости, то материалы показывают в балансе по текущей рыночной стоимости, а в отчете о прибылях и убытках признают убыток от снижения стоимости запасов.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице материально-производственных запасов, принятой в бухгалтерском учете. Допускается создание резервов под снижение сто­

имости материальных ценностей по отдельным видам (группам) анало­гичных или связанных материально-производственных запасов. Не до­пускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по таким укрупненным группам (видам) материально-произ­водственных запасов, как основные материалы, вспомогательные матери­алы, готовая продукция, товары, запасы определенного операционного или географического сегмента и т.п.

Признание стоимости возможной реализации в качестве балансовой оценки материалов не меняет их стоимости в бухгалтерском учете. На -суммы снижения стоимости материалов образуют резервы за счет при­были отчетного года. Операции с переходящими остатками материаль­ных ценностей в следующем периоде записывают без учета снижения их стоимости в балансе.

В учете на сумму резервов под снижение стоимости материалов делается запись по дебету 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». В начале следующего отчетного периода остаток по счету 14, переходящий с предыдущего периода, закрывается путем обратной записи.

Если в период, следующий за отчетным, текущая рыночная стоимость материально-производственных запасов, под снижение стоимости кото­рых в отчетном периоде был создан резерв, увеличивается, то соответ­ствующая часть резерва относится в уменьшение стоимости материаль­ных расходов, признанных в периоде, следующем за отчетным.

Начисленный резерв списывается на увеличение финансовых резуль­татов (счет «Прочие доходы и расходы») по мере использования или реализации относящихся к нему запасов.

Таким образом, остаток на счете 14 «Резервы под снижение стоимо­сти материальных ценностей» представляет разницу между фактической себестоимостью и текущей рыночной стоимостью, относящуюся исклю­чительно к материалам на конец отчетного периода. При закрытии этого счета исходят из предположения, что все переходящие остатки матери­альных ценностей будут полностью израсходованы в течение следующе­го отчетного периода.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных