ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Исходный уровень знанийДля успешного усвоения данной темы студент должен владеть понятиями: мотивация, потребность, личностный смысл, сознание, психическое отражение. IV. План изучения темы. 1. Освоить содержание темы по литературе для самоподготовки к информационному материалу данного пособия (качество усвоения проверить с помощью вопросов для самоконтроля и тестовых заданий). 2. Усвоить основные положения темы: Ø эмоция как субъективное переживание; Ø функции эмоций; Ø эмоциогенные ситуации; Ø классификация эмоций; Ø виды эмоциональных состояний; Ø теории эмоций; Ø виды чувств. V. Информационный материал. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Понятие переживания было введено в психологию Вундтом. В отечественной психологии переживание рассматривалось С.Л. Рубинштейном и Б.Ф. Василюком. Переживание – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. Точка зрения С.Л. Рубинштейна По мнению С.Л. Рубинштейна, всякий психологический факт – это реальная действительность, с другой стороны – отражение этой действительности. Это отражение и есть переживания. · Переживание дано субъекту как событие его внутренней жизни. · Переживание не всегда эмоционально. · Переживание – это любое испытанное субъектом эмоциональное окрашенное состояние, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. Любая эмоция дана в форме переживания, иначе она дана быть не может. Точка зрения Б.Ф. Василюка. Переживание не как содержание, а как переживание деятельности. Он рассматривал переживание как специфическую активность субъекта, как особую деятельность, направленную на перестройку психологии мира субъекта, на достижение осмысленности жизненных ситуаций субъекта. Деятельность переживания направлена на создание ситуации, содержащей возможность удовлетворения потребностей субъекта; на преодоление критической ситуации. Критическая ситуация – ситуация невозможности реализовать внутренние необходимости жизни субъекта (ситуации стресса, фрустрации, конфликта). Аристотель называл эмоции аффектами; в XVII-XVIII вв. эмоции называли страстями. Р. Лазарус считал, что эмоции возникают только в тех случаях, когда на основе когнитивных процессов делается вывод о наличии угрозы. Вундт указывал на то, что любое воспоминаемое событие является эмоциональным, т.к. во всем субъекте можем найти хотя бы незначительный оттенок неожиданного, неприятного, приятного, интересного и т.д. Эмоции есть компонент жизни субъекта. Концепция Вундта носит название концепции субъективного переживания. Фресс считал, что эмоции возникают далеко не во всех ситуациях. Они возникают в специфических эмоциогенных ситуациях, т.е. в таких ситуациях, которые возникают в случае избыточной мотивации. Но избыточность мотивации здесь – это избыточность по отношению к реальным возможностям субъекта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|