Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотношение психопатий и акцентуаций.




При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, когда они адресуются «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности не приводят к нарушениям, переносятся стойко.

При психопатиях, декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже видимой причины.

При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении всей жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствие тяжести аномалии характера.

Я – концепция.

Психология Я концепции как одна из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии, символического интеракционизма и в незначительной степени психоанализа.

Я– концепция это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально - оценочными компонентами этих представлений. Я концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Термин «Я концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею Я концепции и внес существенный вклад в её разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Me), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (Г). «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

· духовное «Я»;

· материальное «Я»;

· социальное «Я»;

· телесное «Я».

Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория Я концепции стала связующим интегративным принципом, интерпретирует поведение на языке феноменального поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, конструируемых внешним наблюдателем. Вцелом теория Я концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:

1. Поведение является продуктом восприятия индивида, которое по своей природе феноменологично: психологическая; реальности индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт субъективного восприятия в момент поведения.

2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля индивида являетсяЯ концепция,вокруг которой организуются все образы восприятия.

3. Я концепция — это одновременно и продукт восприятия и совокупность представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.

4. С формированием Я концепции поведение в целом начинает регулироваться ею.

5. Я концепция относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.

6. Потребность в положительном отношении других людей возникает параллельно с формированием Я концепции. Потребность в своем положительном отношении к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми.

7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я концепцией используются различные защитные стратегии.

8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я концепции.

Дальнейшее развитие теории Я концепции шло в направлении унификации концептуально - терминологического аппарата для описания и поисков надежных эмпирических референтов для измерения, результатом чего стало представление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Бернс).

Установки группируются в три категории:

· реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);

· социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди);

· идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть).

Понимание Я концепции как структуры установок отражает ее структурно - динамический характер. Образ «Я» (структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными весами, т.е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.

Второй компонент — динамический, процессуальный — это эмоционально - оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:

а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

б) социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);

в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни. Фактически индивид реализует два процесса самооценки:

· сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;

· сравнение реального «Я» с социальным «Я».

Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я концепции, но в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизма в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902) предложил концепцию «зеркального Я», в которой Я концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного другого» главным условием развития Я концепции считал способность индивида принимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я концепции и внутренней регуляции поведения индивида.

Однако представление Я концепции преимущественно целиком интерпсихическим, а не интрапсихическим феноменом может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя и есть много свидетельств тому, что Я – концепция индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, при психотерапии), нельзя игнорировать многократно эмпирически подтвержденный факт трансситуациональной согласованности Я концепции здоровой личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных