Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рентабельность предприятия




 

Рентабельность (нем. rentabel — доходный, прибыльный) — показатель экономической эффективности производства на предприятиях, комплексно отражающий использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность — показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы, используемого для организации своей деятельности. Различают рентабельность общую — процентное отношение балансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рентабельность расчетную — отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам — отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

 

Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности — сумма прибыли (доходов). Относительный показатель — уровень рентабельности. Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за несколько лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов. Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, так как представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

 

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель — уровень рентабельности. Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.

 

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Показатели рентабельности продукции отражают эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

 

Рр.п = Пр.п/С-100%,

 

где Рр.п — рентабельность продукции; Пр.п — прибыль от реализации продукции; С — полная себестоимость реализованной продукции.

 

Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство. Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

 

Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, т. е. свидетельствует о снижении спроса на продукции) предприятия, а также о более быстром росте цен, чем затрат. Рентабельность вложений предприятия — это показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

 

Среди показателей рентабельности вложений предприятия выделяют пять основных.

 

1) общая рентабельность вложений, показывающая, какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, т.е. насколько эффективно оно используется;

 

2) рентабельность вложений по чистой прибыли;

3) рентабельность собственных средств, позволяющая установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования;

4) рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций;

5) рентабельность перманентного капитала, позволяющая определить эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

 

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

 

1) показатели рентабельности капитала (активов);

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

 

ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРОИЗВОДСТВА

 

Общие положения

 

Оперативное планирование представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т.п. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений, и в оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля. Особенностью этого вида планирования является сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения.

 

Задачей оперативно-производственного планирования является - организация равномерной, ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия для обеспечения своевременного выполнения государственного планового задания при экономном расходовании ресурсов и высоком качестве продукции, т. е. достижение наилучших конечных результатов производства.

 

Сущность оперативного планирования заключается в составлении производственной программы предприятия.

 

Для составления производственной программы заготовочного предприятия необходимы следующие данные:

 

■ сеть предприятий общественного питания и розничной сети, готовых заключить договоры с заготовочным предприятием или специализированными заготовочными цехами;

 

■ ассортимент и количество продукции, необходимые для этих предприятий;

 

■ техническая оснащенность предприятия;

 

■ ассортимент и количество продукции (полуфабрикатов, кулинарных изделий, мучных кондитерских изделий), вырабатываемых предприятиями пищевой промышленности и специализированными заготовочными цехами для доготовочных предприятий.

 

Оперативное планирование производства заготовочного предприятия и специализированных заготовочных цехов осуществляется в определенной последовательности. Предприятия, с которыми заключен договор, составляют дневные заказы на полуфабрикаты, кулинарные и мучные кондитерские изделия и передают их на заготовочные предприятия в диспетчерские службы (отделы). Полученные заказы в диспетчерской службе обобщаются по всем видам продукции и передаются в цеха в виде дневного производственного плана. Один экземпляр заказа поступает в экспедицию для последующей комплектации заказа. Заявки принимаются за день до их выполнения. Полуфабрикаты и кулинарные изделия выпускаются в соответствии с ТУ, ОСТами, а также данными Сборника рецептур о нормах отходов и потерь при холодной и тепловой обработках сырья. На предприятиях доготовочных и с полным циклом производства должен быть утвержден план товарооборота на месяц, на основании которого составляется производственная программа на день. В ресторанах, где ассортимент блюд очень большой, в меню в основном включаются заказные порционные блюда, поэтому заранее планировать количество выпущенных блюд трудно, но, учитывая предыдущий опыт, и в ресторане можно планировать выпуск количества полуфабрикатов (при работке мяса, птицы, рыбы) и потребность в продуктах, которые необходимо получить на день из складских помещений. На предприятиях общественного питания с определенным контингентов потребителей (столовых при производственных предприятиях, учебных заведениях, детских учреждениях, домах отдыха и т. д)

можно более четко планировать работу производства на каждый день

 

Первым этапом операционного планирования является составление планового меню, наличие которого даст возможность обеспечивать разнообразие блюд по дням недели, избежать повторений одних и тех же блюд, обеспечить четкую организацию снабжения производства сырьем и полуфабрикатами, своевременное направляя заявки на оптовые базы, промышленные предприятия, правильно организовать технологический процесс приготовления пищи и труд работников производства. В плановом меню указывается ассортимент и выход блюд каждого наименования, которые могут быть приготовлены на данном предприятии в течение недели или декады. При составлении планового меню учитываются квалификация поваров, потребительский спрос, возможности снабжения сырьем и сезонность сырья, техническое оснащение предприятия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных