ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
17 страница. 1 «Combat», 22 décembre 1971.1 «Combat», 22 décembre 1971. Пришла победа столь же грандиозная, сколь и неожиданная: та четырнадцать недель около 900000 зрителей! Как и всякий успех, его тут же стали эксплуатировать: Клод Зиди снял несколько других «Шарло» («Сумасшедшие на стадионе», «Большой базар»). Именно других «Шарло», а не другую «Солдатню». В тот момент военный аспект был случайным. Четырьмя годами позже второй фильм о «солдатне» того же Клода Зиди оставался все еще изолированным явлением. Однако военная линия была здесь развернута шире, чем в первом фильме. «Солдатня в поход собралась» по-прежнему основывалась на выдумках четырех Шарло и привлекла около 400000 зрителей. Теорию строить пока еще не на чем, говорят больше о «Шарло», а не о солдатне. И лишь в 1977 1978 годах лавина фильмов вызвала у наблюдателей предчувствие того, что возник новый жанр (за десять месяцев появилось шесть картин, не считая повторного выпуска на экраны «Спятившей солдатни» и выхода под новым названием «Солдатня пустилась наутек» нелепого фильма Филипа Клера, который годом раньше шел как «Большой хвастун»). Итак, шесть фильмов: «Останови свой танк, солдатик» Мишеля Жерара, «И да здравствует свобода!» Сержа Корбера, «Как получить белый билет» Филипа Клера, «Солдатня в пансионате» Мишеля Вокоре, «Жми на передачу, солдат, а то дымится» Макса Пека и «Белобилетники здоровы» Филипа Клера. Всем фильмам присуще одинаковое убожество (и средств, и особенно фантазии), которое ставит их на один уровень. Всем им присущ военный дух, Который moi бы быть близок сюрреализму, будь у авторов хоть немного i a 'uni i а Казармы здесь похожи на школьные дворы, вернее, на уголки школьных дворов: фильмы снимаются на такие скудные средства, что общие планы редкость; унтер-офицеры напоминают марионеток из балаганчика. Все так жизнерадостно-фальшиво потому, что эти фильмы лишь попутно адресуются «бывалым» людям. Публика, на которую они действительно рассчитаны, как раз зрители «в кроссовках». Кстати, и актеры играют тс же. Иногда все четверо Шарло, которые ухитряются не слишком быстро стареть, или очень молодые ребята, вроде Сильвсна Грина или Стефана Иллеля. Того самого Стефана Иллеля, который был исполнителем главной роли в фильме «Давайте нам англичаночек». Старые военные картины принадлежали к разряду «кино, на которое ходят в субботний вечер». Новые относятся к «кино дневных сеансов в среду». Этот кинематограф имеет свой небольшой кру! зрителей: 320000 зрителей посмотрели «Останови свой танк», 360000 «Как получить белый билет». Он обескураживает критиков своим ничтожеством. И все же имеет своих авторов. Когда репортер из «Экспресса» бросил в ею адрес слова о «дебильном кино», режиссер Филип Клер оправдывался, ссылаясь на успех фильма «Как получить белый билет», который «достиг рекордного числа посещений в Париже и в провинции. Вы сами можете убедиться в том, что в залах слышатся аплодисменты, крики, взрывы хохота. На основании какого критерия вы позволяете себе претендовать на то, чтобы лишить ваших читателей такой радости?»1 Нельзя сказать, что он был полностью неправ. Действительно, на дневном сеансе в зале смеялись... Что тем более грустно. «Линии» Комедия-последний из жанров, который ио-ирежнему признается как таковой. Все остальное кино массового потребления, подчас блестящее, широко обсуждаемое и критикуемое, нельзя больше разделять но сгарым простым категориям: мелодрама или полицейский фильм. Действительно, на смену традиционным жанрам пришли новые деления. Снимают серии фильмов, которые обозначаются в зависимости от одного общего главного элемента. Разговорный язык, а также язык рекламы, которая почти всегда влияет на формирование обыденной речи, тут же это отразил: идут посмотреть «последнего Лелуша» или «последнего Делона». Сравнивают «одного Бельмондо» с «Бельмондо предыдущим», причем охотнее, чем «последнего Зиди»-с «последним Вернёйем». Это означает, что в рассматриваемых фильмах имеется одна доминанта, которую умышленно подчеркивают и которая отсылает к другим фильмам, причем последние могут принадлежать к совершенно иным жанрам. Упомянутые выше Бельмондо- 1 «L'Express», 4 avril 1978. Верней и Бельмондо Зиди соответственно представляют собой: в первом случае драму «Труп моею врага», во втором комедию «Животное», но оба они сочленяются по одной и той же доминанте. Общность фильмов, которые имеют характерный опознавательный коммерческий знак, составляет линию. Во Франции Жискар д'Эстена существуют линия Делона, линия Жирардо, линия Лелуша... Объединяющим фактором можег быть и автор, и актер. Линию определяет весомость имени, вокруг которш о строится рекламная кампания. Имеют значение и вес личности (автора, актера), и то влияние, которое этот вес оказывает на характер завершенного продукта. В 1978 году вес Клода Лелуша, вес Анни Жирардо, вес Алена Делона таковы, что различные фильмы, которые они оживляют своим присутствием, объединены некоей связью: следовательно, линия не только рекламный прием или ухищрение классификаторов. Наиболее прост случай Лелуша. Прежде всего потому, что преемственность более естественно усматривать в творчестве автора, чем актера. Но еще и потому, что с первых же шагов Лелуш никогда не отклонялся ни на йоту в сторону. Постоянство сослужило ему добрую службу, он стал своего рода заведением. Один, а порой и два фильма в год: с 1975 по 1978 год шесть фильмов, которые почти всегда отличаются одинаково оптимальным прочтением действительности, будь то реальность оккупации («Добрые и злые»), будь то реальность завоевания Америки («Другой мужчина, другой шанс») или, чаще всего, реальность современной Франции. Почти всегда. «Брак», вышедший 1 февраля 1975 года, единственный из ею фильмов, где раскрывается злой Лелуш; фильм был скоро забыт-тем более скоро, что зрителям он не пришелся по душе... В фильме «Если бы начать сначала», вышедшем в октябре 1976 года, Лелуш уже снова стал таким же уютным, каким был в «Мужчине и женщине». Незатейливую мелодию из «Мужчины и женщины», которая стала для него своеобразной эмблемой, Лелуш заставил повторить на арабский лад актера Мохамеда Зине в картине «Робер и Робер»; это доказывает, что его фильмы функционируют подобно замкнутой системе, отсылая друг другу легко прочитываемые знаки, вполне доступные пониманию тех французов, которые ходят в кино по суббогам и которых режиссер гак хотел бы видеть счастливыми. Реальность, на которую ссылаются его фильмы, и есть действительность современной Франции: тюремная обстановка и водворение бывшего заключенно! о в мир труда, кризис системы преподавания, и в частности преподавания истории, усилия женщин для завоевания но крайней мере независимости. Все знаки указывают на место фильма в конкретном настоящем, чья достоверность подтверждается фоном предстоящих каникул, навстречу которым мчится автомобиль... Клод Лелуш просто смещает освещение Из серой реальности он создает позолоченное изображение. Он внушает чувство уверенности. Теплые желтые тона, навощенные деревянные поверхности, солнечные закаты, отливающие золотом волосы Катрин Денсв делают изображение божественным. Любых проблем Лелуш изберет с чистой совестью, ничем не трону той со времен знаменитого кадра с автомобильными щетками на мокром от дождя ветровом стекле в «Мужчине и женщине». Если возникает вопрос, который может стать поводом для спора между персонажами фильма, камера тут же уносится вдаль, панорамирует по небу, лучащемуся зеплом, забывается в грезах. Успокоительная музыка вытесняет слова. Следующий план - конфликт разрешен... Самодовольство маскирует искусственность, небрежность режиссуры, неправдоподобие ситуаций. В картине «Робер и Робер» развязность Клода Лелуша становится вызывающей... Надо иметь немало наглости, чтобы летом 1978 года во Франции, где насчитывается полтора миллиона безработных, утверждать, будто достаточно немножко доброй воли и дружеского соревнования, чтобы выйти из затруднений. «Каждый Робер страдал озтого, что не мог существовать. Отныне он будет существовать хотя бы ради другого Робера, что приведет их на путь благотворного соревнования; они будут стараться удивить друг друга и таким образом, почти бессознательно, сумеют отьнрать-ся. Мне это кажется нормальным, ибо я верю в то, что справедливость все-таки есть»1. Клод Лелуш не стесняется. Он идет своим путем; за двадцать лет он ничему не научился, ничего не забыл. Он наверняка заслужил благодарность Пятой республики. 1 «Le Quotidien de Paris», 6 juin 1978. Aiihh - истинная француженка «...Анни Жирардо больше, чем любая другая, вошла в семейный круг. Цепкая, волевая, непоколебимая в беде, она вселяет мужесгво во всех женщин, во всех тех, с кем жизнь обошлась сурово... Она есть образ француженки, которая может согнуться под натиском превратностей судьбы, но сломить себя не дает, которая умудряется даже среди семейных невзгод, несчастий, одиночества оставаться кокетливой, плести нити новых привязанностей, с иронией и смехом преодолевать испытания». Жан-Пьер M ope ль «J'Informe». 29 octobre 1977 Да, прекрасным примером для Франции служит зга женщина, жесткая и чувствительная, наделенная умом ^рдца, которая не чуждается самою скромного окружения и очень часто (не слишком ли?) афиширует добротную обыденность. Пути популярности почз'и столь же неисповедимы, как и пути провидения. Анни Жирардо дебютировала в театре «Комеди Франсез» в 1955 году, и начало кинемато!рафиче-ской карьеры как будго не предвещало, что она станет звездой французского кино. Несколько ведущих ролей в Италии (иод высоким руководством Лукино Висконти, а затем Марко Феррери*) и множество незначительных работ на французских киностудиях, фильмы под руководством Жана Деланнуа, Дени де Ля Патсльсра или Лео Жоаннона, не считая Мишеля Одиара... Однако к 1970 году Анни Жирардо обретает достаточный вес, утобы вынести на своих плечах целый фильм ()i о была картина «Умереть от любви» Андре Кайата, который заставил актрису войти в образ Габриель Рюссье*, чья смерть взволновала значительную часть французского общественною мнения). Картиной Жан-Луи Бертучелли «Доктор Франсуаза Гайан» актриса положила в 1976 году начало серии фильмов, в которых прослеживается единая линия (около десяти фильмов, примерно но одному каждые три месяца). Так создалась линия Жирардо. Актриса исчезает в ней, скрываясь за своими амплуа. Таково, во всяком случае, мнение Мишеля Псреза: «Ее карьера начинает походить на серию эпизодов мультфильма: Анни комиссар полиции, Анни следователь, Анни продавщица лимонада, Анни учительница. Хотелось бы невзначай увидеть фильм, который вернул бы нам Анни Анни» Но не в этом ли заключается оригинальность и самая суть ее успеха? Подобно Габи Морле* сороковых годов, которую она иногда напоминает, Анни Жирардо ничем не выделяющаяся женщина, не блещущая красотой, но и не уродливая, живая, естественно привлекательная. Она-идеальная форма, которой можно придать любую функ-цию. Она достоверна в роли шофера такси («Последний поцелуй» Долорес Грассиан) и следователя («Любовь под вопросом» Андре Кайаза). Она убедизельна в качестве фоторепортера («Прицел» Жан-Клода Трамона) и вполне правдоподобно подыгрывает Луи де Фюнесу («Неразбериха» Клода Зиди). Анни все может. Успех пришел к ней в годы, когда начало добиваться несомненных результатов феминистское движение, над которым поначалу зубоскалили в глубокомысленной Франции. Начиная с принятия закона Вейль вплоть до отдельных мер, открывших женщинам путь к той или иной карьере, газетная хроника уже не оставляла без внимания ни одного случая выдвижения женщины, пусть даже самого приблизительного. Тем не менее для значительного большинства активная борьба за равноправие женщин оставалась неприемлемой. Ее старались умерить, как разбавляют слишком крепкое вино. В прессе, например, был создан «F Magazine»2, который констатировал достижения, но облекал их в традиционную форму женских иллюстрированных еженедельников, уводящих в иллюзорный мир. В кино того же добивались, «обобщая» с помощью образа Анни Жирардо. Анни - «своя в доску» (своя для женщины, которая растворяется среди, например, 600 000 зрителей «Нежного полицейского») и, как таковая, возвращается в общий строй, словно сглаживая дерзкую попытку вырваться. Она одновременно комиссар полиции и Анни 1 «Le Matin», 18 décembre 1978. 2 В переводе «Журнал Ж» (Ж женский). Прим. персе. Жирардо. Само ее присутствие подразумевает двойственность. Анни-и кусочек пирога1. Алея Делон Некоторые актеры французского кино создали «мифы». Во всяком случае, по отношению к ним употребляли определение «миф», крайне его обесценивая. В конце тридцатых годов -Жан Габен, между 1955 и 1960 годами-Брижитт Бардо. Однако социальный образ, который они несли, был для них чем-то внешним. Они не владели или владели лишь в очень малой степени тем образом, который сочинили и вылепили точно по их мерке режиссеры и сценаристы, восприимчивые к социально-исторической атмосфере данного момента. Ален Делон - тоже миф. Это сказал о нем еще Жан-Пьер Мельвиль, который знал, что говорил: ведь именно он сделал из Делона-актера самурая, каким тот ухитрился навсегда остаться. Придя в кино во времена «новой волны», Ален Делон мало снимался у новичков-режиссеров образца 1960 года. После нескольких незначительных ролей, созданных под руководством братьев Аллегре или Мишеля Буарона, он завоевал признание как ведущий актер во Франции и в Италии: «На ярком солнце» Рене Клемана, «Рокко и его братья», а затем «Леопард» Лукино Висконти, «Затмение» Микеланджело Антониони. Последовали несколько относительно глухих лет: неудачная попытка сделать 1 «Исходя из утверждения -обособленного от всякого другого политического и социального анализа, что влаегь находится в руках мужчин, необходимо создать определенное соотношение сил с этой властью, а также создать условия, благоприятные для так называемого "реванша женщин'*. Реванш заключается, по-видимому, в том, чтобы добиваться тою же, чго и мужчины, вступая сними в соревнование при существующей системе, которая, однако, улучшена новыми для соревнования стимулами. Koi да вновь ставится под сомнение распределение мужских и женских ролей в обществе, когда этот вопрос обретает исторически неизбежную политическую, экономическую и социальную силу, тогда капитализм надевает новую маску и, подьп рывая вкусам дня, предлагает некоторым женщинам разделить пирог с мужчинами» (Anne-Marie Dardigna, La presse féminine, Maspéro, Paris, 1978). Слова подчеркнуты в оригинале. карьеру в Голливуде. Затем серия коммерческих фильмов во Франции тандем Габен Делон, разрекламированный в 1963 году i сми же специалистами по рекламе, которые за год до этого вы IIU1HS i и тандем Габен Бельмондо. В результате соперничество с Бельмондо, которое завершилось матчем с нулевым счетом в виде фильма «Борсали-ио» (оказавшимся и по существу совершенно ничтожным). Фильм «Самурай» дал ему в 1967 году возможность отшлифовать под руководством Жан-Пьера Мсльвиля персонаж холодный, жесткий, отточенный, как лезвие. Персонаж, ставший его эмблемой настолько, что критики всегда упоминают о нем: «Ален Делон верен своему образу одинокого волка, гордого борца, верного в дружбе самурая...» Такое определение дал ему Жан де Баронселли в «Монд» от 11 декабря 1977 года по случаю выхода фильма «Смерть негодяя». Будучи человеком своевольным и стремящимся к предельному совершенству, Делон стал продюсером, чтобы строже контролировать продукцию. Продюсером незаурядным. Порой он выступает как меценат,- поддерживая, например, своим поручительством фильм Джозефа Лоузи «Месье Клайн»*; охотно бывает щедрым, как в случае с Жоржем Лотнером, который рассказывает: «Когда Делон обратился ко мне по поводу фильма («Смергь негодяя»), вокруг шли разговоры только о кризисе кино. Я даже рассказал ему, как после длительной работы с Луи де Фюнесом над фильмом я вдруг оказался без дела из-за банкротства продюсера. Тогда Делон решил сделать вместе со мной большой фильм, сказав, что возьмет на себя весь финансовый риск, не прибегая к помощи копродюсера и не обращаясь за авансом к прокатчику. Он решил также не жономи i ь ни на времени съемок, ни на стоимости актеров»1. Все происходит таким образом, будто время от времени Ален Делон старается оживить свой образ, сотрудничая с действительно сильным режиссером (Рене Клеман, затем Жан-Пьер Мельвиль и Джозеф Лоузи). А в промежутки он приглашает квалифицированных, как правило, 1 «Le Quotidien de Paris», 2 décembre 1977. ремесленников: таких, как Жак Дере (пять фильмов, в том числе «Бассейн», который в 1969 г. был важной постановкой и для режиссера, и для актера), Жозе Джованни (три фильма), Жорж Лотнер (два фильма), Пьер Гранье-Дефер (два фильма), Эдуар Молинаро (один фильм); было и несколько неудачных исключений, таких, как итальянский режиссер Дуччо Тессари, не справившийся ни с фильмом «Замечательные сгрелки», ни особенно с картиной «Зор-ро», которая должна была стать фильмом Делона, рассчитанным на детей. Ален Делон использует этих достойных уважения режиссеров в качестве людей, беспрекосювно согласных с его Образом - для окружающих. Они его художники-портретисты. Не надо быть Тицианом, пишущим портрет Карла Пятого в битве при Мюлысйме, дабы знать, что прочтение портрета зависит от фона картины: драматической зари, красной драпировки или величавой колоннады. Типичный портрет Алена Делона, начиная с «Расы господ» (Пьера Гранье-Дефера в 1974 г.) вплоть до «Смерти негодяя» (Жоржа Лотнера в 1977 г.), всегда изображает героя на фоне грязи и жестокости. С течением времени герой становится все более чистым, а фон -все более отвратительным. В «Смерти негодяя» Ален Делон просил своего портретиста сделать фон особенно мрачным: зеленоватые сумерки, подлая жестокость, освещение конца цивилизации. Подлая жесткость? Ее совершают трусливые убийцы, безымянные водители машин, под чьими колесами гибггут люди, бродяги, внушающие подозрение. Ибо, согласно логике, по Делону жестокость бывает и благородной. Та самая жестокость, которую из фильма в фильм изображает сам Делон со своим пристрастием к огнестрельному оружию. Та самая жесткость, которую изображает в «Смерти негодяя» портрет Мориса Роне в камуфляжном балахоне офицера-парашютиста. То было время колониальных войн, доброе старое время простой дружбы. Логика по Делону видит золотой век всегда позади. JIoihkb но Делону непременно консервативна. На этом фоне Делон превозносит несколько простейших ценностей: дружбу, безрассудную преданность (кем бы гги стал друг, настоящий или бывший, Делон готов рисковать своим общественным, положением ради того, чтобы выручить человека, с которым его связывает общее прошлое); огг прославляет доброту, рыпарское чувство 16' долга, судить которое дозволено ему одному. Дружбу может заменить чувство отцовства («Как бумеранг» Жозе Джованни, 1976 г.); причем характер поведения не меняется: чистота мотивировок и грозящая опасность совершенно аналогичны. Конечно, все это не ново: жест удалившеюся на покой гангстера (Жан Габен или Лино Вентура), который снимает со стены старый парабеллум, чтобы выручить неосторожною друга, попавшего в скверный переплет,-одна из самых общепринятых пружин французских фильмов «черной серии». Но в пору расцвета «черной серии» фон был выдержан в «неопределенно современном» времени. У Алена Делона краски фона чуть вирированы в гнилостно-коричневый цвет; это краски сегодняшней Франции. Кто бы он ни был-самурай или архангел,- Делон существует у границ класса политиков и аферистов, того класса, который держит ныне в своих руках реальную власть. Он все более одинок, ибо женские персонажи, которые стоят рядом с ним, стали совершенно бесплотными после фильма «Раса господ»; в этом одиночестве он колеблется между жаждой власти и пониманием ее смехотворности. В «Расе господ», вышедшей на экраны накануне непредсказуемых президентских выборов 1974 года*, Делон играл роль политического авантюриста, мегаломана, который давил все, что отделяло ею от цели. Почти фант ста. В «Человеке, который спешит» (Эдуара Молинаро в 1977 г.) он еще достигал цели, но тут же умирал. В «Смерти негодяя» героя устраняли уже в первой трети действия (эту роль парламентария большинства, скомпрометированного в финансовых скандалах, играл Морис Роне). Делогг борется только ради памяти. Он тем более чист и незаинтересован, что ему нечего выигрывать: он уже по ту сторону власги, ибо преодолел ее соблазны; он идет на риск ради красивого жеста, а еще потому, что, став победителем, он сможет уничтожить зловонное безволие окружающего сю мира. Всею мира. Благодаря неясности, поддерживаемой друзьями-журналистами, реальный Делон-человек трудно отличим от тех ролей, в которые он входит из фильма в фильм. На этом уровне и можно говорить о мифе. Частная жизнь Делона, промелькнувшая в газетах, придает достоверность Делонам, которых создали Мельвиль, Молинаро или Лот-нер. Именно это балансирование между человеком и ак- тером кажется столь привлекательным зрителям и некоторым репортерам, вроде Анри I Lia т.е. В начале 1978 года французское кино вручало свои почетные награды-статуэтки по имени «Сезар». Делона среди награжденных не было. Анри Шапье пытался найти утешение: «Ален Делон-отшельник, честолюбец, который не хочет идти ни на малейшие уступки кому бы то ни было, словом, истинный боец: когда так называемое демократическое большинство образует коалицию в интересах посредственности, результат голосования неизбежно получается отрицательным. Сегодня Делон знает, что он уже давно стоит по ту сторону всех «Сезаров», «Оскаров»* или иных статуэток и наград: с самого начала своей карьеры он бросал вызов абсолютному совершенству, его привлекали борьба с невозможным, безнадежные ставки. За свой успех, равно как и за свою красоту, необщительность и неблагодарность, он должен расплачиваться с теми, кто сохраняет последнюю крупицу власти, способную помешать его карьере, кто владеет искусством надавливать на самые болевые точки в области самолюбия, если не честолюбия» 1. Зажатой в тиски, встревоженной, зябкой Франции 1978 года Ален Делон предлагает образ мужественного героя. Но героизм его существует лишь во имя ценностей, которые принадлежат идеализированному прошлому. Делон - не типичный человек жискаровской Франции с безмятежным взглядом, устремленным к голубой черте третьего тысячелетия. Решительный противник парламентаризма, завороженный роскошью, холодной жестокостью, одиночеством и смертью, он источает мораль, которая выглядит на экране упрощенным вариантом нравственных идей консервативных писателей - от Дриё до Нимье *,- на протяжении двух поколений сохранявших образ мышления правого толка, в ту пору постыдного или мало кем разделяемого. 1 «Le Quotidien de Paris», 6 février 1978. низацию более полного состава съемочной группы. Следовательно, нужен бюджет, который был бы обеспечен не только одним или несколькими продюсерами, но и 1аран-гированным прокатом. Показателен в этом отношении случай Рене Фсре, который вначале снял свою «Историю Поля» на черно-белой 16 мм пленке, пользуясь поддержкой лишь нескольких Домов культуры: затем, чтобы перейти на более высокую ступень, сам стал продюсером своего фильма «Торжественное причастие». Финансовый «монтаж» этого второго фильма был трудоемким и во многом зависел от случая: аванс в счет сборов, основанием для предоставления которого послужили качество сценария и премия Жана Вию за «Историю Поля», затем долевое участие в качестве копродюсера телевизионной программы ФР 3, участие Французскою общества продюсеров, кредиты на техническое оборудование, задаток от прокатчика, затем еще дополнительный аванс в счет сборов, присоединение Национального института аудиовизуальных средств и, в последний момент, увеличение доли участия ФР 3 в качестве копродюсера. Не говоря уж о такой счастливой случайности, как хорошее лето 1976 юда, благодаря чему удалось благополучно, без задержек провести все натурные съемки, соответственно без дополнительных затрат...1 А сколько режиссеров, с ожесточением смотрящих на пылящиеся в шкафу несколько роликов, приходится на одного Рене Фере (которому, впрочем, несмотря на успех «Торжественного причастия», до сих пор не удается обеспечить финансирование третьего фильма). Если учесть, что старики еще не выбыли из строя, а кинорынок кажется насыщенным, становится ясным, что инфляция молодых авторов представляет собой одну из главных проблем французского кино в 1979 году. Оптимистическая (или циничная) точка зрения состоит в i ом, ч гобы представлять это явление как своеобразный садок, откуда хозяева кино, продюсеры с большими сигарами в зубах, выуживали бы самых одаренных, дабы обеспечить смену мэтрам. Позиция совершенно абсурдная: за исключением владельцев фирмы «Гомон» и Алена Делона, нет больше таких хозяев кино, таких продюсеров, которые могли бы одним махом поставить на ноги фильм... Даже самые пре- 1 René Féret, Journal intime d'un réalisateur-producteur. B: «La Nouvelle Critique», № 115, juin-juillet 1978. ci нжные картины («Провидение» Алена Рене) производя i-ся на основе суммирования долевых участий, авансов, гарантий, кредитов. В 1979 i оду никто уже не становится продюсером фильма из чистого энтузиазма, симпатии или восхищения кинорежиссером. Говорш си обо всем Тем не менее французское кино не расстается с дсйстви-тельносгью. Вздумай историк или социолог из какой-нибудь грядущей галактики изучать это кино, он обнаружит в нем следы всего, что волновало французов жиска-ровской эпохи. Можно даже сказать, что никогда еще с начала существования кино присутствие французов на экране не было столь ощутимым. И если гот историк или социолог не будет увлекаться результатами проката каж-до! о фильма, он сможет составить таблицу, разбитую на отдельные рубрики. О социальном вопросе: начиная с фильмов о забастовке на предприятии «Лип», которые прокатывались в 1974 1976 годах, до фильма «Когда женщины рассердились», снятого Соациг Шапделен в Бретани. В 1977-1979 годах в основе известного числа фильмов лежит тема безработицы: «Для Клеманс» Шарля Бельмонта, «Чужие деньги» Кристиана де Шалонжа. Именно эта тема привносит самый серьезный гон в картину Клода Соте «Простая история» в момент, когда случаи самоубийства кадровых специалистов не сходили со страниц газетной хроники. О женском вопросе: несколько десятков картин, от фильмов-исповедей, фильмов некоммерческих и фильмов ангажированных до произведений признанных авторов: Аньес Варда, Маргерит Дюрас, Янник Беллон. Многие упомянутые выше фильмы созданы женщинами. В их числе такие многообещающие режиссеры, как Лилиан де Кср-мадек, Колин Серро или Шарлотта Дюбрёй, которым не дали хода после одного или двух первых очень индивидуальных фильмов. О ядерной проблеме или об улучшении использования естественных и человеческих ресурсов: коллектив «Грен де сабль» (Серж Польжински) снимает и прокатывает закие фильмы, как «Ядерная индустрия непосредственная yi роза» или «Ma и.ни и, в осаде»; Филип Одике постоянно снимает хронику о Ларзакс* (от фильма «Сохраним Ларзак», 1974 до «Строителей», 1978). Наблюдается также оживление интереса к региональным особенностям: в Бретани это фильмы, снятые и распространяемые Рене Вотьс, в Окси-тании* «Родина» Жсрара Гере на, а также фильмы, которые прокатывает коллектив «Тесимеок». О городе, как средоточии всяческих спекуляций и злоупотреблений: «Город нринадлежиг нам» Сержа Польжин-еки (1975), «Овладеть юродом» Патрика Брюни (1978 г., продюсером было парижское отделение Французской конфедерации грудящихся CFDT1), а также фильм «Испорченные дети» Бертрана Тавернье (1977), который имел более широкий прокат. В других фильмах речь идет о тюремных порядках («Для кого тюрьмы?» Элиа Ленаш, 1978); о судьбах иммигрантов (от фильма «Черномазые» Меда Хондо, 1974 до «I ly i ешествия с большой буквы» Али А кика и Анны-Мари Отиссье, 1977); об идеологии главарей французской индустрии («Голосего хозяина» Жерара Мордийа и Никола Филибера, 1978)... Перечисление далеко не исчерпывающее. В общем, с большими или меньшими средствами, с большим или меньшим талантом в кино можно говорить почти обо всем, что можно прочитать в еженедельных журналах, выходящих по понедельникам, и даже в сугубо ангажированной прееее. Об ЭТОМ говорят зрителям коммерческих кинозалов, говорят и всем тем, кто собирается в Домах молодежи и культуры, чтобы посмотреть тот или иной некоммерческий фильм и поспорить, иногда до исступления; коллектив «Грен де сабль», который распространяет фильмы Сержа Польжински или Жан-Мишеля Карре («Предупредите малышей», 1978), работает, в основном, именно в некоммерческом секторе. Некоторая жизненность Однако не ЭТИ фильмы помогают обычным зрителям хорошо провести вечер. Между кино, которое определяют упомянутые выше коммерческие линии, и кино, которое в 1 CFDT крупная профсоюзная ор1антапия. Прим. перев. силу своей направленное! и 01раничивастся малой сетью прок,11.1. есть промежуточная неясная зона, в которой соседствуют признанные режиссеры французского кино и те, кому суждено остаться авторами одного-единсгвенного фильма... Зона, где значительные фильмы произрасгаюг на сероватой, но все же плодородной почве. Ветераны «новой волны» рассеялись âo всех направлениях. Жан-Люк Годар «обронил» на парижские жраны дна или три экспериментальных фильма, сработанных где-то на стыке между кино и видеозаписью, но ему так и не удалось вернуть кино тот вызывающий характер, какой отличал его до 1968 года. Клод Шаброль превратился в своего рода конвейер, ежегодно выдающий продукцию, но ничем не удивил за последние несколько лет. Более утонченный Франсуа Трюффо замкнулся в кино, которому присущи, несомненно, очень индивидуальные качества, но которое все больше обращается к прошлому. Разумеется, Трюффо веса да был сторонником i лубокого детерминизма, сто интересовали люди, отмеченные давним и неизгладимым шрамом. Но никогда еще он не держал своих героев в таком заточении, как в последних фильмах. «История Адсль Г...», «Мужчина, который любил женщин» и особенно «Зеленая комната», где он сам играег главную роль, фильмы о замкнутости. У Трюффо манные действующие лица однажды как бы остановили время (на каком-нибудь образе) и с тех пор живут воспоминанием об осколке прошлого, воспоминанием, все более невротическим, все более наделяемым святостью. В самое последнее время признаками ЭТОЙ тенденции являются свечи в «Зеленой комнате» и упорное повторение из фильма в фильм музыки Мориса Жобера. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|