ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
14 страница. Однако наиболее плодотворными и многообещающими, наиболее насущными оказались вопросы, с которыми кинематографисты обратились к ключевому периоду нашейОднако наиболее плодотворными и многообещающими, наиболее насущными оказались вопросы, с которыми кинематографисты обратились к ключевому периоду нашей современности, периоду 1930-1945 годов. Ими руководило любопытство, выходившее за пределы кино, и, конечно, успех фильмов-опросов Марселя Офюльса, Андре Арриса и Алена де Седуи. Уж слишком часто раздавались сетования по поводу отсутствия во Франции такого кино, как итальянское, по поводу отсутствия фильмов, подобных «Веронскому процессу», «Горбуну из Рима», «Террористу» *, и особенно по поводу отсутствия своего Фран-ческо Рози: вспомним, что, помимо упомянутых фильмов, имелись десятки других, менее проблемных, менее удавшихся, но поддерживавших на экранах Рима и Милана живой интерес к такого рода темам. На протяжении трех-четырех лет складывалось впечатление, будто французское кино готово наконец к созданию таких фильмов. Хотя не появились еще ни столь желанный Рози, ни даже Лидзани *, каким он был в 1963 году, однако почва для их возможного появления была бы подготовлена, если бы сохранилась гражданская направленность в постановке вопросов, выходящая за пределы моды «ретро». Сразу после Освобождения французское кино на короткий момент заинтересовалось периодом войны оккупации Сопротивления; сюда относятся такие документальные ленты, как «Освобождение Парижа»*, хорошо известное, «В сердце бури» Жан-Поля Ле Шануа или «Битва на рельсах» Рене Клемана, а также игровые фильмы, романтические и, есгесгвенно, манихейские. Затем, после почти десятилетнего молчания, при де Галле1, вновь воз- I См. выше, с. 97 100. никла «сонротивлснчсская» тема, трактуемая в рамках своего рода священной истории, служившей одновременно цели поддержания нового режима. Любопы гно, между прочим, отметить появление с этого момента драматической схемы, основанной на невозможности ôcrciBa фашисга-полицейского, схемы, которая вызвала скандал при выходе на экран картины «Лакомб Люсьен» Луи Маля. На этой теме строится вышедший весной 1961 года фильм «Каникулы в аду» Жана Ксрхброна, снятый но роману Жана Боммара в жраниза-ции Франса Роша и Мориса Клавсля. Кинокритик Мишель Мардор следующим образом излагал его содержание в газете «Леггр франсез»: «„Каникулы в аду" повествуют об истории молодого фашисга-полицейского, который пытается бежать в Испанию перед самой победой союзников. По дороге он спасает семью беженцев-антивишист ов, едва не расстрелянных лженарт изанами. Возникает дилемма чуть ли не корнслевского плана: следует ли помочь фашисту, к тому же бывшему дру!у семьи, или с ним надо разделаться? Парень в черном берете 1 решает вопрос простейшим образом. Он уводит в качестве '.a in*пним и проводницы дочь семьи. Поскольку она не пылает ненавистью к своему суровому повелителю, между ними медленно зарождается нелегкая любовь, которой препятствует множесгво обстоятельств. Когда все препятствия наконец преодолены, солдат в последний момент попадает в руки тех самых немцев, с кот орыми он по легкомыслию согласился сотрудничать в самых подлых делах»2. 1 Головной убор полицейских-коллаборационистов. Прим. персе. 2 Критика тою времени не уделила произведению Жана Керхброна особого внимания. Жан-Клод Ивер («С'инема-61») считал, что «в конечном HTOie ira история фашиствующею полицейско! о неприятным обратом напоминает «кино, проповедующее реабилитацию», на котором с некоторых нор специалтируются западные немцы». По мнению журнала «Кайе дю синема» (анонимная заметка): «Фильм может доставить несомненное, но извращенное удовольствие». Противники фильма возла1али вину манным образом на Мориса Клавеля. Филип Одикс писал в «Image et son» (сезон 1961 г.): «Сочиненный Морисом Клавелем монолог (главною действующего лица) отличается напыщенностью, претенциозностью, чрезмерной литератур- В первые годы правления Помпиду кинема roi рафиче-скос изображение официального Сопротивления стало, несомненно, более утонченным. «Странная игра», поставленная Пьером Кастом по роману Роже Влил па, успеха не имела, быть может, из-за чрезмерной щепетильности режиссера (неестественно подчеркнутая верность автору и эпохе делала фильм натянутым, приближая его, скорее, к музею восковых фигур, у которого весьма мало общего с историей). «Армия теней* Жан-Пьера Мельвиля отличалась большим блеском и точностью; она остается по сей день, вероятно, лучшим фильмом о той форме особого городского Сопротивления, которая была близка Роже Вай-ану. Друшя форма Сопротивления, связанная с маки и с выступлениями в концентрационных лагерях, только вскользь упоминалась в картине Александра Астрюка «Долгий марш» или в фильме Коста-Гавраса «Одним человеком больше». И вот наступило время регро... Несомненно, это был феномен моды, заявлявший о себе на улицах 1974 года (мяпсие линии платьев из тканей в 11веточек, с присобранными на плечах пышными рукавами, туфли на танкег-ках и, верх снобизма, сгарые авго марки «Ситроен»); в книжных лавках среди множества различных биографий Гитлера предлагались также переплетенные комплекты журнала «Сигнал» * в факсимильных изданиях; в магазинах грампластинок, наряду с другими мелодиями того времени, продавали старую запись «Вот и мы, маршал»*; стиль рекламы по своей (рафике напоминал афиши 1935 года и т.д. Естественно, мода добралась и до кино. Она сказалась на самом низком уровне в пустых комедиях, вышедших весной 1974 года, типа «Фюрер безумствует» Филипа Кле- м.к п.к) и искусственное! ью... В нем можно в лучшем случае усмотреть симпатию автора к фашистским воителям, тдаким падшим архангелам, тающим, что дело их проиграно тарансе...» Мишель Мардор укатывал в упомянутой выше статье: «Здесь ощущаются пристрастие к неясности, мания отпущения грехов, характерные для образа мышления Мориса Клавеля». Следует уточнить, что гот же Морис Клавель принадлежал к числу лиц, считавших себя оскорбленными фильмом «Лакомб Люсь-ен». В обращении к Макс-Полю Фушс он заявлял: «Для нас обоих очень тягостна нынешняя мода обращения к коллаборационизму, paciipoci ранившаяся и в кино» («Le Nouvel Observateur», 25 février 1974). ра или «Гросс Пари» 1 Жиля Гранжье, названия которых говорят сами за себя... Мода сказалась и на цикле «Седьмая рога» Робера Ламурё (три фильма в 1973, 1975 и 1977 годах), в том же духе выдержаны и комедии об армии 1940 года: «Простодушный» Норбера Карбонно, «Корова и военнопленный» Анри Вернёйя, «Красные штаны» Алекса Жоффе и даже «Пришпиленный капрал» Жана Ренуара. Во всех указанных фильмах при помощи беззлобной иронии или преувеличенно подчеркнутого достоинства придается видимоегь респектабельности поколению людей, потерпевших поражение или предавших... Мода питала и такие легковесные фильмы, как «Ирония судьбы» Эдуара Молинаро (вариации на тему песчинки, которая может изменить линию судьбы, или покорности перед исторической неизбежностью), «Поезд» Пьера Гранье-Дефера, напичканный романтическими условностями Сименона. Разумеется, значительно интереснее те несколько фильмов, вокруг которых разгорелся спор по поводу ретро: «Лакомб Люсьен», относящийся к годам Виши, «Стависки» и «Адское трио» к предвоенному периоду. Рассмотрим сначала фильм «Лакомб Люсьен». Не возвращаясь к некоторым аналогиям, связывающим фильм Луи Маля с упомянутыми выше «Каникулами в аду», необходимо тем не менее уточнить расстановку сил: ведь появление этого фильма не было случайностью, в своем роде единственной и ошеломляющей. Двумя годами раньше появился «Спаситель» Мишеля Мардора, менее значительный, но не менее двусмысленный фильм. Это был фильм с романтической фабулой, полный видений и надуманных образов. Один из них-образ помпезного черного эсэсовца, кажущийся еще более помпезным и еще более черным благодаря медленному движению камеры снизу вверх, от к01гчиков его сапог до верхушки форменной фуражки,-движению, которое делает его непохожим ни на одного реального эсэсовца (Мишель Мардор настолько дорожил этим образом, что построил на нем рекламу фильма: в течение двух недель его изображение в разных видах мелькало на страницах «Монд»). 1 «Gross Paris» в буквальном переводе означает «Большой Париж»; «шутка» состояла в сочетании немецкого слова «Gross» с французским «Paris».-Прим. перев. Сценарист Патрик Модиано, которого в конце войны еще не было на свете, внес в фильм свою долю двусмысленности и зачарованности. Несомненно, фильм создает портрет негодяя, однако несомненно и то, что последний кадр, преисполненный любви и деревенско1 о покоя, на фоне которых возникают слова: «Арестованный в октябре 1944 года Лакомб Люсьен был расстрелян Сопротивлением», воспринимается как оправдание или хотя бы как призыв к зрителю проявить понимание и сочувствие... Ситуация осложнилась тем, что выход «Лакомба Люсьена» на экраны совпал с выходом картины Лилианы Кавани «Ночной портье»*: в этом совпадении можно было усмотреть целенаправленное стремление «спутать карты» и утвердить мысль о том, что случай можег сделать из одного и того же индивидуума героя или негодяя, палача или жертву в глазах истории. На самом деле фильм Луи Маля не ставил перед собой именно такую задачу: его Люсьен с самого начала показан как мелкий негодяй. Учитель Люсьена, участник Сопротивления, не питает на его счет никаких иллюзий. Люсьен «случай», минусовая величина. Но, как правильно заметил Жан Дельмас в журнале «Жён синема», «этот минус поставлен в определенную историческую «ситуащло». Нельзя с помощью «частных случаев» создавать обманчивое представление об истории». Луи Маль и Патрик Модиано, равно как и Мишель Мардор, в известной степени пользовались «подглядыванием в замочную скважину», которое M она Оцуф характеризует в статье, опубликованной в журнале «Нувель-обсерватёр»: «Появляющиеся в фильме взрослые участники Сопротивления, вишисты, фашисты, скрывающиеся, подкупленные жалкие марионетки, обреченные на то, чтобы исполнять одинаково неловкие номера в бессвязном фарсе... В этом новом кинематографическом материале слишком навязчивым кажется интерес к палачам и жертвам, подозрительная готовность подчеркивать близость страдания и наслаждения...» И лишь в плане нового прочтения истории выход «Лакомба Люсьена» в первые месяцы 1974 года был важной вехой: он ознаменовал появление «на переднем плане» новой буржуазии, идеологически плохо подкованной. Для нее война была уже позади, она более не чувствовала себя ее негккредственной участницей и хранила в памяти ЛИШЬ внешние, зрелищные впечатления, плохо в них разбираясь. Надо признать, что тема войны, скрытая иод нагромождением стыдливых или присграсгных завес, всякий раз, когда к ней обращались, кого-то шокировала, волновала, возмущала, но при этом у всех пробуждала любопытство. С ЭТОЙ точки зрения «Лакомб Люсьен», несущий информацию, представлял собой фильм-предостережение и подкреплял свидетельство Кристиана де Ла Мазьсра в картине «Горе и жалость». Что касается картин «Стависки» и «Адское трио», го там все гораздо проще. В обоих случаях задача сводилась к тому, чтобы показать картину разложения тридна гых i о дов, когда в атмосфере кризисов и скандалов пробивались ростки фашизма и ксенофобии, пышно расцветшие в обстановке противоречий режима Виши. И Ален Рене и Франсис Жиро сфокусировали свои фильмы на конкретном происшествии: приключениях и смерти мошенника Александра Стависки (покончившего с собой в январе 1934 года); мошенничестве, сопровождавшемся несколькими особенно гнусными убийствами, которые совершил марсель-ский адвокат Жорж Сарре (казненный па гильотине в апреле 1934 года). Даже если упоминаемые события и были как-то связаны с политикой (дело Стависки послужило непосредственной причиной событий 6 февраля 1934 года)*, оба фильма оставляли политику в стороне ради зрелища как такового. Ретро, как выражение вкуса или как эстетика, расцветало здесь совершенно явно. Оно проявлялось в обстановке, в туалетах (правда, в «Адском грио» чувствуется склонность к пародии: Мишель Пикколи, говорливый, с прилизанными волосами, работает в манере актера той эпохи). Ален Рене, несомненно, с удовольствием наряжал Анни Дюпре, как в свое время Дельфину Сейриг в фильме «Прошлым летом в Мариепбаде»; ему нравилось фиксировать внимание с помощью объектива кинокамеры на лепных украшениях отелей или казино, оживлять второстепенных персонажей, похожих на типажи популярных романов, к которым он питал пристрастие. Ни к одному из этих случаев история не имела серьезного отношения. ГЛАВА Об идеологии Мне нравится современное общество с его недостатками, его противоречиями, его ошибками, которые компенсируются напряженной жизненной силой. Разве я не показал в фильме «Приключение есть приключение» ироническую версию своей позиции? Клод Лелуш (шПцажош. 20 octobre 1973) Когда становится невмоготу дышать, принимаешься в конце концов бить стекла; просто задыхаешься в тгой проклятой сгранс, в этой атмосфере нодлос1и и здакою ублаготворяющего комфорта, который поддерживается любыми средствами. Антуан (актер Жак Лени) в фильме «Часовщик из Сен-Поля» режиссера Бертрана Тавернье Среди кинематографистов есть такие, кто из убеждения или ради выгоды следует по проторенному нуги. Кто бессознательно или по инерции служи! либо проводником господствующей идеологии, либо заигрывает с ней. Существует французское кино, которое охватывает примерно ту же сферу, что привлекает определенную часть прессы от газеты «Орор» до журнала «Экспресс»,-а именно сферу утвердившегося капитализма, будь то капитализм лавочников, технократов или реформаторов. В количественном о i ношении это большая часть французского кино. Интеграция Как и в любой другой стране, во Франции имеется целый сектор кино-успокаивающею, леисо усваиваемого, экономически процветающею и не представляющею ни-како! о интереса для детального изучения. Сюда можно отнести значительное число явно аполитичных фильмов (режиссеров Сержа Корбера, Жоржа Лотнера или Эдуара Молинаро; на более высоком уровне Эрика Ромера или Мишеля Девиля); такие фильмы поддерживают правящую систему уже только потому, что не ставят под сомнение ее существование: они функщюнируют как модели, пассивно утверждая то общество, которое их фабрикует и потребляет. Более того, иногда такие фильмы (например, «Женщина в синем» Мишеля Девиля) дают обобщенный завораживающий образ умиротворенного мира, купающегося в роскоши, где проблемы бывают только личными, где даже смерть подобна роскошной мечте. К этой «интегрирующей» части кинематографа можно отнести целиком жанр комического кино. До 1973 года французская кинокомедия была жанром почти мертвым, лишенным авторской индивидуальности, лишенным выдумки. Зрители много смеялись, когда шла кинокомедия, но смеялись условно. Смеялись вне времени - хотя порой сценаристы старались оживить свои старые схемы намеками на те или иные черты современности Вот один пример из пятидесяти «Ничего не знаю, но все скажу», третий фильм Пьера Ришара, прочно привязанный, как и два предыдущих, к мирку комедии на французский лад и в то же время заигрывающий на манер шансонье со злободневной действительностью. Мы видим здесь Бернара Блие - оптового торговца оружием, который набивает цену, продавая тяжелые танки своим друзьям Моше и Ануару, и одновременно налагает эмбарго на поступивший из Монако заказ на семь винтовок. Мы видим его сына, чувствительного глупца, который осуждает папенькины дела и усердно старается направить на путь истины трех малолетних преступников. Видим и полицейских, которые охотно занимаются побоями и распевают нацистский гимн в угоду торговцу пушками. Видим двух рабочих-иммигрантов, которые едва могут объяс- 1 В последние недели правления Помпиду внушал беспокойство большой, бесспорно общенародный успех «Плясуний» Бертрана Блие. Не вызывает сомнений стремление авторов фильма потворствовать вкусам публики, и все же анализировать это произведение непросго: в эпоху, когда свирепствовал так называемый «антимололежный расизм», по определению левой прессы, фильм привлекал публику на сторону молодежи. Главные персонажи два беспутных молодых шалопая подчас могут вызывать даже симпатию (когда сценарий в комических ситуациях сталкивает их с полицейским в большом магазине самообслуживания или с четой буржуа, отправившихся на пикник...). Однако некоторые эпизоды (например, в пустом поезде, где оба героя унижают молодую женщину) настолько полны презрения к людям, что смех в зале становится подлым ибо переполненные залы хохочут от всего сердца... Бертран Блие медленно опускается до изображения фашистского поведения, прикрываемого оболочкой извращенного анархизма. питься С чиновниками из бюро по найму рабочей силы. Все ЭТО могло бы быть едким, могло бы вызывать симпатии. Не тут-то было. Фильм успокаивает, он безмятежен, консервативен, ибо полностью соответствует кодексу зрелища: изображенный Пьером Ришаром торговец пушками перекликается с торговцем оружием в киноленте «Эти господа из тюрьмы Санте» (снятой Пьером Коломбье в 1933 году); он умеет ловко устраиваться, немного циничен, он весь такой «французский»-ибо преисполнен той французской вульгарности, сияющей от сознания собственного превосходства, которую некогда воспевал по радио Жан Ноэн*, а ныне воспевает Пьер Бельмар*. Кстати, весьма забавно видеть в фильме Пьера Ришара (1973) стереотипы тридцатых годов: родственники-генералы, простофиля-денщик, дядюшка-епископ. В фильме насмехаются над армией, но подобный «антимилитаризм» не столько подрывает институт армии, сколько укрепляег его: комический служивый был одним из составных элементов французского военного общества до 1940 года. К ному же разряду можно отнесги и полицейское кино, в котором инспекторы в макинтошах преследуют на улицах условного Парижа хулиганов, очень похожих на персонажей Альбсра Симонена или Опоста Ле Бретона. Правила, которым подчиняются такого рода зрелища, являются сами по себе элементами безопасности. Они поддерживают иллюзию незыблемого общества, где полицейский есть полицейский, шпион есть шпион, а бродяга - бродяга. Если же вдобавок полицейский (или бродяга) оказывается сверхчеловеком или самураем то есть в случае, если мы попадаем в мир Жан-Пьера Мельвиля или Жозе Джованни, то тем самым еще более подчеркиваются правые тенденции рассматриваемого кинематографа... Например: в картине «Двое в городе» Жозе Джованни (1973) Жан Габен в роли тюремного воспитателя говорит (за кадром), представляя заключенных центральной тюрьмы Понтуаз: «...Все они были слабохарактерными, каждый сам себе враг, и я должен был защищать их от них же самих...» Перед нами мир сильных и слабых; есть те, кто принимают решения (потому что они сильны), и те, за кого решения принимаются, при необходимости против них самих (ибо это в их интересах). Действительно, иерархическое общество незыблемо. Разумеется, сюда следует отнести еще два фильма, о которых подробно говорилось выше: «Заговор» Рене Генвиля и «Наследник» Филипа Лабро. В первом фильме выражены позиции газеты «Орор», во втором позиции журнала «Экспресс». «Заговор» типичный фильм с правым уклоном, его цель: воссоединить в единое братство и убийц-оасовцев и полицейских, которым приказано их преследовать, причем и тем и;ipyi им приписываются самые благородные побуждения. Это уже не голлизм, а позиция в духе Помпиду, периода после 1969 года, когда под знамена созывались последователи всех консервативных тенденций, когда отпускались грехи заблудшим, лишь бы всем вместе противостоять опасности, возникшей в 1968 году. «Потерянный» офицер, в исполнении Жана Рошфора, предстает как подобие полковника Аргу, только он ничуть не смешон и без красных носков последнего*; с благородством в духе Виктора Франссна* (правда, спустя сорок лет, но ведь ни эстетические, ни нравственные принципы с тех нор не изменились) он страдает от того, что вынужден был бросить своих солдат-туземцев1. Бьющая на эффект, подобная наваждению сцена бессмысленной жестокости показывает зверское убийство верного солдата-туземца, который падает от руки неизвестных алжирцев; зато эпизод расправы оасовцев над агентами секретной полиции трактуется в более спокойном тоне: он представляется неким обобщенным видением кинолигургии на тему сведения счетов между преступниками (тина фильма «Лицо со шрамом»*). Заблудшего парашютиста (Мишель Дюшоссуа) возвращают на путь истинный пышными речами о долге, а комиссар полиции, благородный отец семейства-в исполнении, разумеется, Мишеля Буке, молча переносит бремя раздора. Ему все известно, он страдает, молчит и остается честным. Он воплощает будущее, умение быть выше семейной распри. Демонстрация фильма спустя десять лет после событий доказывает, что семья оказалась выше раздоров... «Наследник» принадлежит другому направлению правого крыла, вернее, отражает другую тенденцию той же самой буржуазии: это кино, воплощающее альтернативу преобразования, альтернативу молодого хозяина, воспитанного на американский лад, разрушает старые формы, но не затрагивает самих структур. Рассмотрим также несколько составных частей этого 1 Имеется в виду контингент колониальных войск, набранный из алжирцев. Прим. персе. кино, проповедующего интеграцию общества. Актеры: Ален Делон актер, продюсер, делец, наживающийся на боксе, словом, социальный обрат, воплощающий процветание на американский лад, позволившее этому бывшему солдату участнику индокитайской войны стать своим среди сильных мира сего. Декорации: бары с зеркальными стеклами, кресла современного дизайна, курортные поселки, Тунис, представленный фешенебельным клубом «Средиземное море», виски, аэровокзалы и большие лайнеры типа «Боинг», которые пришли на смену шампанскому, роскошным отелям и спальным вагонам, составлявшим до войны аналогичный набор картинок. Вещи: разумеется, огнеегрелыюе оружие. Женщины вещи. Словом, обстановка не совсем похожая на ту, в которой живет зритель, но которая мог зга бы сгать его, если бы ему чуть-чуть повезло: удалось выиграть на конкурсе, организованном газетой «Паризьен либере», или на бегах, сделав удачную ставку... Ведь и Ален Делон когда-то был бедным. Разумеется, здесь используются простейшие пружины механизма отождествления. Но старые пружины всегда действовали безотказно и продолжают действовать. Это, естественно, приводит нас к фильмам Лелуша. В грех его картинах того же периода слышится тот же мотив: в них самые обыкновенные люди, и, гго существу, не имеет большого значения, кто огги пролетарии из Ла Сиота («Смик, Смак, Смок») или стареющие бродяги («Приключение есть приключение» и «С Новым годом»), огги «свои» и умеют устраиваться. Они живут в чудееггом мире, Из которого исключена политика. («Несмотря на ненависть, грязь, политику, жизгп, чудееггая вещь», заявил Клод Лелуш в интервью Жилю Жакобу в «Нувель лите-рер» 16 января 1969 года1.) Политика годится только на то, чтобы ею нользоват ься в своих интересах: веселые ле-лушевцы похинщют Джонни Халлидея, Фиделя Кастро (или его двойника, привидевшегося в мечтах), ггаггу Павла VI (или похожего на него статиста), чтобы позволить себе роскошь отдыхать с красимыми девушками на пляжах и яхтах (в фильме «Приключение есть приключение»). Политика (ненависть, грязь) разделяет, дружба соединяет; интеллектуалы, которые разглагольствуют об Антониони *, 1 Как эхо ему вторит Жерар Ури, который с полным основанием и ia равных вписывается в ну характеристику комедии во французском духе: «Ну конечно, существует политика. Политика - это самое отвратительное, что только может быть» («Libération», novembre 1973). идиоты («С Новым годом»). Впрочем, Клод Лелуш знает то, о чем говорит: «Я беспрестанно повторяю, что современное политическое кино есть жертва левого терроризма. Маркс или Ленин написали великие книги, столь же благородные, как у Виктора Гюго. Но их теории биологически несовместимы с природой человека» («Фигаро, 20 октября 1973 года). Стоит ли продолжать? В фильме «Вся жизнь», представляющем собой памятник конформизму, фреску пачкуна с парижской площади Тертр, которому бы вдруг вздумалось изукрасить Сикстинскую капеллу,-где все вы-мученно, так же как в фильме «Такой-то отец и сын» Жюльена Дювивьс (сгцс один растянутый на три поколения роман о буржуазной семье),-есть эдакий мужественный афоризм: «Идеи у мужчины должны быть мужские, а не политические!» И, наконец, два стоящих особняком режиссера, Жан-Пьер Моки и Жан Янн, которых поверхностная критика, одержимая манией классификагщи, объявила однажды «анархистами». Карьера Жан-Пьера Моки отмечена, подобно вехам, злыми комедиями, которые отличались оплошностями и дурным вкусом. Последними в их ряду сгоят картины, созданные в годы правления Помпиду: «Производитель» и «Тише!» (пародия на скандальную аферу с недвижимостью, которая тогда заполонила газетную хронику см., например, статью Франсуа Гроришара в «Монд» от 23 марта 1972 года). Впоследствии Жан-Пьер Моки превратился в псевдополитического режиссера, неисправимого мегаломана, который из фильма в фильм («Соло», «Альбатрос» и «Тень надежды») показывал одного и того же мрачного и смертельно скучного героя, попадавшего в заиуганнейшую ситуацию: только он один и мог с ней справиться. Мир у его йог состоял из жалких людишек и женщин, то есть существ, коих надлежит презирать или загцищагь. Нарциссизм Жагг-Пьера Моки может быть основой идентификации. Но он никогда не доходит до того, чтобы ставить ггод сомнение усгои общества, в котором он существует: изображенное общество слишком надуманно... Жан Янн подавал ложные надежды своей первой постановкой: в фильме «И все-то красивые, и все-то славные» чувствовалась фантазия, которая возвышала его над общим уровнем комедии того года. С компетентностью знатока Жан Янн отпускал колкости в адрес мирка периферийных радиостанций, вероятно, ему надо было свести кое-какие счеты со своими прежними работодателям и...1 Но на следующий год в картине «Уж мне-то деньжата нужны» король предстал в своем истинном обличье: он оказался еще одним мегаломаном, гораздо более богатым, чем Жан-Пьер Моки, и наверняка менее сбивчивым. Жан Янн знает, куда идег. Он презирает других, он возвышается над ними. Он один и красив и благороден; все профсоюзные деятели жалкие типы, капиталисты не-комнет ciп вы, молодые люди дураки, а женщины дуры: достаточно появиться Жану Янну, как требования феминистского движения теряют всякий смысл... Все, кроме самого Жана Янна, весело растаптывается... Напомним в качестве доказательства последние кадры фильма, где герой, удалившись в свое уединение в Коломбе, позирует перед камерой в белой сорочке, обняв покровительственным жестом бывшую активистку женского освободительного движения, закутанную в самое что ни на есть конформистское одеяние. Герои чисты, незапятнанны, почитаемы народом, чинно шествующим мимо. Фортуна улыбается чистым: от первого же удара киркой из их квадратного луга2 ударяет фонтан нефти... Фильм «Китайцы в Париже», о коммерческом провале которого упоминалось выше, не требует дополнительных комментариев; разве что следует отметить, что ЭТОТ «монумент презрения и нравственной низости, воздвигнутый ценой миллионов» (Жак Сиклие в «Монд»), на свой манер отдавал дань моде «ретро»: фильм в завуалированной форме снова затрагивал тему оккупации Франции. Жан Янн ничего и не скрывал, прямо заявив в интервью для «Фильм франсэ» (от 25 января 1974 г.): «Хотя китайцы живописны и интересны, но они всего лишь служат предлогом. В действительности нас интересуют только французы». Влияние моды «регро» ощущалось и в стиле больших афиш фильма на стенах Парижа и в i рафике многочисленных рекламных объявлений в прессе: на этих афишах изображалась молодая женщина, обнимающая китайца в фуражке, то ли принимающего позу, то ли танцующего танго, молодая женщина будто сошла со страниц журнала мод 1941 года, а ее волосы блестели, словно от бриллиантина былых времен... 1 Прежде чем стать кинорежиссером. Жан Янн много лет выступал как певец, актер и автор на радио, в кабаре и театре. Прим. ne рев. 2 Намек на идиоматический оборот «сделать свой луг квадратным», что соответствует выражению «округлить свое состояние». Прим. ne рев. 11 иен ровс ржснис? Кино, прославляющее социальное воссоединение об пкхггва, охватывает пространсгво, которое занимает внимание прессы, от 1азсты «Орор» до журнала «Экспресс». Сюда не входит всекино этих лег, исключаегся и кино широкого потребления. Но есть кино, которым не следует пренебрегать: 71 о кино «альтернативное»... Формула не точна, но называть его «левым кино» было бы еще более неверно. Это целый сектор коммерческого кино, который отражает социальные недомогания, констатирует феномен коллективного несоответствия между людьми и обществом (прилагательное «коллективное» важно, ибо речь идет не о недомогании, переживаемом отдельным индивидуумом, как в фильмах Жан-Пьера Моки). Есть фильмы, вырывающие зрителя из мира гарантированного благополучия. В картинах «Часовщик из Сен-Поля» и «Путешествие в тартарары» режиссеры Бертран Тавернье и Жан-Шарль Так-келла, принадлежащие к разным поколениям, высказывают одинаковое мнение: «Просто задыхаешься в зтой сволочной стране...» Позиция негативная, означающая отказ от соучастия. Далее можно либо погрузиться в мрачное созерцание, либо прибегнуть к иронизирующей поэзии, либо выработать политический подход. В последнем случае возникает вопрос: какой именно политический подход? Для удобства изложения можно выделить два направления. Два направления плюс еще одно. Но сначала одно предварительное замечание. Фильмы, о которых пойдет речь на последующих сграницах, несомненно, нрина;шсжат к «сгарому кино». Они построены согласно правилам зрелища, установленным несколько десятилетий назад. Поэтому их легтео упрекнуть в приверженности господствующей идеологии, что не замедлила сделать определенная часть критики, терроризировавшая всех и вся в 1973 году. Сейчас уже несколько отошли от такой непреклонности в оценке, от такого догматического формализма. Только собирательное прочтение смыслового содержания фильма может иметь стимулирующее информативное или предостерегающее значение. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|