ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
15 страница. Кино в духе . 1ш и нрав человекаКино в духе. 1ш и нрав человека Имеется в виду кино, которое ставит своей целью поучать общество, а не изменят т. его. Кино, которое разоблачаст индивидуальные злоупотребления, выявляет привиле-i ни и компромиссы, оно, бет сомнения, необходимо, но отнюдь не достаточно. К тому же оно вовсе не ново: значительная часть творчества Андре Каната, начиная с фильма «Правосудие свершилось» (1950), может войти в этот раздел. В этом кино осуждается смертная казнь или расизм, ставится под сомнение правосудие (судебный аппарат и судебные ритуалы но не «общее! венное правосудие»). В семидесятые i оды это кино принимает более политический и более актуальный характер. Политический характер: в картинах «Нет дыма без огня» и «Запрещено знать» развитие интриги связано с проведением избирательной кампании в предместьях1. Кандидатов большинства упрекают в подлых поступках: депутата Кристиани и мэра Буссара осуждают не за то, что они голлисты, а за то, что один скрыл убийство расклейщика афиш оппозиционной партии, а другой прибегал к постыдным приемам борьбы с противником (мэр-депутат распространял сфабрикованные фотографии Анни Жирардо, с целью даскредитировать ее мужа, кандидата от поистине идиллической оппозиции). Для сценаристов важен не полит ический процесс, а борьба с безнравственностью. Актуальный характер: в обоих указанных фильмах содержится прозрачный намек на события в Пюто... Естественно, к разделу кино о социальном устройстве общества следует отнести mhoi не картины о злоупотреблениях полицейских: ярким примером являются «Убийцы именем порядка» Марселя Карпе. Жак Брель играет здесь роль «маленького следователя», который противостоит полицейскому аппарату (посте картины Ко-ста-Гавраса «Дзета» маленький следователь стал одним из воплощении положительного героя). Ему удается возбудить судебное дело против двух полицейских, но у него на i лазах их оправдывают после вмешательства влиятельного адвоката. Налицо трезвый и необходимый пессимизм, который стоит на уровне кампании в либеральной прессе. Тема «прав человека» возникает норой в фильмах, в целом достаточно консервативных, например «Двое в городе» Жозе Джованни. Здесь речь идет о недвусмысленной позиции прошв смертной казни. Стремление к актуалиэа- 1 См. выше, с. 180. ции находит выражение в том, что в кадре показывается номер местной газеты с сообщением об одновременной казни Бюффе и Бонтана*. Однако интрига фильма развивается в обстановке романтической среды, где действуют «настоящие мужчины», оправдывая устройство иерархического общества, что характерно для всего творчества Жозе Джованни. Очевидно, что такое кино добрых чувств, чья «гражданская» направленность неоспорима и порой подтверждается неприятностями с цензурой, не представляется подлинно политическим, если под определением «политическое» понимать кино, которое воздействует на органическую структуру общества или просто разоблачает эти структуры с нескрываемым намерением добиться их изменения. Целый ряд фильмов, охарактеризованных журналом «Парископ» как «политические», представляют собой лишь один из аспектов гражданского кино: к их числу принадлежат «Элиза, или Настоящая жизнь» Мишеля Драша, «Покушение» Ива Буассе, а главное, фильмы Коста-Гавра-са «Дзета» (1969), «Осадное положение» (1973) и др. Коста-Гаврас создавал сценарии этих фильмов на основе действительных событий: убийство в Салониках греческого либерального депутата Ламбракиса и похищение в Монтевидео американского агента членами левацкой подпольной организации «тупамарос»... Всякий раз речь шла о событии, не имевшем прямого отношения к французской истории, осмысление его требовало от французского зрителя не столько политической реакции, сколько определенной нравственной позиции. Коста-Гаврас говорил но поводу «Дзеты»: «Это первый из моих фильмов, который меня глубоко волнует. Он касается того, что я пережил, чем я живу; он полностью принадлежит нашему времени и связан с теми событиями в мире, с которыми мы каждодневно сталкиваемся То, что происходило в Греции «черных полковников», происходит или происходило и в других странах, например в Испании, в Аргентине, в Бразилии, в общем, всюду, где власть покушается на основные человеческие свободы»1. Позднее, в ответе Ги Брокуру по поводу «Дзеты», он заявил: 1 «Le Monde», 27 février 1969. «Хотя это слово ужасно расплывчато, опошлено и в наши дни не в чести, я все же признаю, что стою скорее на гуманистической позиции, нежели на позиции политической, в том смысле, что жизнь человека интересует меня больше, чем государственный механизм. Или, если хотите, государственный механизм в фильмах является объектом внимания лишь постольку, поскольку я стараюсь показать, каким образом отклонение от своих функций приводит государство к необходимости раздавить индивид»1. Всеобщий успех фильма, аплодисменты во время показа «Дзеты», через юд после Мая 1968 года, в еще разгоряченной аудитории Латинского квартала и в городах отдаленной провинции, споры вокруг фильма в частных беседах, в лицейских классах и в прессе наложили глубокий отпечаток на целое поколение молодых зрителей. Почти через десять лет после выхода на экран «Дзета» все еще остается фильмом, на который ссылаются. Кино в духе «Совместной программы» Имеется в виду кино, которое объясняет, выражает и проводит более или менее сознательно идеологию левых приверженцев альтернативной политики - тех самых левых, которых десятью годами ранее журнал «Тан модерн» назвал «почтительными»; в 1972-1973 годах они определили свою позицию как теми предложениями, которые были включены в «Совместную программу», так и своими отказами от участия в определенных формах борьбы и в определенных организациях. Эти левые -в большей мере приверженцы газеты «Юманите», чем журнала «Нувель-обсерватёр». В кино рассматриваемое направление нашло отражение в фильме «Прекрасная маска» Бсрнара Поля, в менее выраженной форме в фильме Клода Шаброля «Нада». «Прекрасная маска» переносит в семидесятые годы действие превосходного романа, написанного Роже Вайа-ном-коммунистом в 1953-1954 годах. В фильме показана забастовка на текстильной фабрике и параллельно дан портрет профсоюзной активистки. «Это не фильм, созданный по заказу Всеобщей конфедерации труда (CGT), иначе Конфедерация была бы его продюсером. Фильм пы- 1 «Les Nouvelles littéraires», 30 avril 1970. 14-732 тастся предельно честно пока инь истинную роль синдикализма. Профсоюз, о котором идет речь. Всеобщая конфедерация труда, что не случайно, ибо это тот профсоюз, с которым я согласен...» (Бернар Поль.) Тут все ясно. В фильме нет гошистов, чему автор дает объяснение: «В сельской местности годном неизвестен». «Прекрасная маска» фильм боевой, зовущий к продолжению борьбы, не скрывающий своей политической позиции. Зрителям, приходившим i руппами из десяти человек в кинозал города Мэзон-Альфор (департамент Валь-дс-Марн), где демонстрировался фильм, местная организация ВКТ предлагала билеты по сниженным ценам. Рекламная брошюра характеризовала фильм следующим образом: «Наконец-то появился фильм, вырвавшийся из серости, в которой предпочитает пребывать французское кино. Наконен-го сказано что-то ясное пекле всех разглагольствований о рабочем классе, которые мы слышали в последних кинокартинах (например, в фильме «Все в порядке»)». Опенка, которая дается в фильме «Нада», носит негативный характер. Исключив эти крайние позиции («терроризм гошисгский и терроризм государственный, представляющие собой две «челюсти» одного и того же капкана для дураков»), Клод Шаброль приходит к признанию единственного оставшегося «благоразумного» пути, который намечен Совместной программой. «Настало время заинтересоваться Политикой с большой буквы, говорит он. Потому что настает момент схватки»1. Разумеется, можно до бесконечности спорить о правдоподобии ситуации в фильме «Нада» и о серьезности Шаброля (и сценариста Жан-Патрика Маншетта). Правда, создается впечатление, будто Шаброль на сей раз серьезен и по-настоящему встревожен; преувеличение в обрисовке характеров, к которому он иногда прибегает после постановки «Милашек»2,-это главным образом маска, скрывающая волнение или пессимизм. «Гошисты» из группы «Нада» -не настоящие гошисты и не пародия на них. Они жалкие люди, люди, «пережившие политические неудачи», говорит 1 «Télérama». 2 février 1974. 2 При выходе на экран фильма «Милашки» Клод Шаброль подверг -ся нападкам справа и слева; он заявил тогда, что его фильм «коммунистический». Спустя некоторое время журнал «Кайе дю синема» задал ему вопрос: «Разве вы не говорили, что «Милашки» фильм прогрессивный?» Ответ: «Я не знаю, можно ли назвать фильм коммунистическим, но, во всяком случае, это фильм глубоко марксистский». Маншстт. Впрочем, это неважно. Если группа «Нада» и носит надуманный характер, о ее завещании (притче о «капкане для дураков») этого сказать нельзя. Андре Корнан обнаружил в фильме небольшие расхождения по сравнению с романом Маншетта (статья в журнале «Ревю дю синема», № 281. февраль 1974 г.). В «последней фразе послания у Маншетта было слово «восстание», которое у Шаброля превратилось в «революцию». Тонкий оттенок, но на него стоит обратить внимание, ибо он ставит фильм в тог ряд. который Шаброль называет «ортодоксальным марксизмом-ленинизмом», ясно, что это означает в один ряд с тезисами Французской коммунистической партии». По ту сюрону... В годы правления Помпиду «гошизм» представлял собой довольно значительное явление в политическом, социальном и культурном пейзаже Франции. В широком смысле гошизм охватывал все течения, сформировавшиеся и неоформившиеся, которые считали присоединившихся к Совместной программе левых реформистами, ревизионистами, возможными агентами нового «локального руководства»... «Гошист», конечно, фигурирует во французском кино широкого потребления: он представлен как порождение времени, своего рода аттракцион, о котором мечтают, над которым подтрунивают. У Жана Янна и некоторых других режиссеров «гошист» превращается в «шута». Если исключить «гошизм, увиденный со стороны», го возникает вопрос: а существовало ли в годы правления Помпиду гошистское кино как таковое? На этот вопрос есть два ответа, оба положительные, но С разными оттенками. На перекрестке, где сталкивались гошистское кино, гражданское кино и кино, отражающее недомогание, возникали фильмы, в которых слышались ополоски лихорадочных поисков, наводнивших крайне левую печать: «Приходят, уходят» Пьера Бару. «С закрытыми глазами» Жоэля Сантони. «Где-то, кто-то» Янник Беллон. Фильмы «Жена Жана» той же Янник Беллон и «Не та любовная история» Жан-Луи Бертучелли и Колин Серро возникли как отзвуки феминистского движения. Разумеется, они не отражали самой сути этот о движения, его активного течения, однако свидетельствовали об эволюции социального организма, о повышенной восприим- чивости к новым проблемам В 1974 году уже не представлялась утопией возможность появления раскрепощенного феминистского кино. Другие острополитические фильмы возникали как эпизодическое отражение крайне левацких тенденций: «Год 01» Жака Дуайона и «Родина» Жсрара Гсрена. В картинах Марена Кармица «Товарищи» и особенно «Ударом на удар»* показывалась действительная жизнь рабочих, но их горячая убежденность не исключала некоторой наивности. Жан-Люк Годар. После 1968 года Жан-Люк Годар сосредоточился на постановке крайне категоричных по содержанию фильмов, в которых бедность выразительных средств оправдывалась неистовым стремлением к экспериментированию и которых никто не видел. Он почти полностью утратил контакт со зрителями и потихоньку превращался в легенду. Культ его поддерживал журнал «Кайе дю синема», который сам цепенел в духовном догматизме. В 1971 1972 годах Годар снова всплыл на поверхность: в сотрудничестве с Жан-Пьером Горэном он поставил сбивчивый и раздражающий полнометражный фильм «Все в порядке»-с большими затратами и с участием международных звезд. Несмотря на единственную в своем роде рекламную кампанию (черные и красные рекламные объявления в течение многих недель появлялись на первой и на других страницах «Монд», обычно посвященных исключительно политике), фильм «Все в порядке» не набрал и 80000 зрителей... Главная проблема всех этих фильмов состояла в том, чтобы найти зрителя. Их распространение почти не выходило за пределы кинозалов разряда «художественных и экспериментальных фильмов» в университетских городах и нескольких сетей параллельного проката, нормальной работе которых мешала борьба фракций маленького го-шистского мирка. У провинциального зрителя просто не было возможности пойти посмотреть «Товарищей», «Родину» или «Год 01»... 1 Фильм Янник Беллон подвергся жестоким нападкам и со стороны непримиримых феминисток, и со стороны тех, кто подходил к нему с позиций классовой борьбы. Вот, например, письмо читательницы газеты «Либерасьон» (18 апреля 1974 г.): «Досадно говорить, но фильм оторван от социальной действительности: он остановился i де-то на уровне схематической психологии, напоминая скорее фогороман, чем фильм, который ставит настоящие проблемы и предлагает решения не ТОЛЬКО сугубо индивидуальные». Единственным исключением из этого нолуподпольного кино был выход на экраны весной 1973 года и некоторый успех фильма «Темрок» Клода Фаральдо: это было анархистское произведение, аллегория которого прочитывалась без труда. На экране возникали предприятия, метро, привычные отряды полиции. К тому моменту, когда фильм превращался в притчу, зрители уже успевали понять, что речь шла об их жизни... За шестнадцать недель •показа «Темрок» посмотрели 103000 зрителей (правда, за тот же период 1 410000 зрителей посмотрели фильм «Приключения раввина Якова»). Чтобы поставить модючстельиую веху Сравнение французского кино 1973 или 1974 годов с кинематографом 1933, 1943, 1953 или даже 1963 тдов позволяет оценить степень перемен. При всех возможных оговорках кино 1974 года представляет собой кино настоящего времени: это кино тех, кто стоит у власти, а также в известной мере кино «теневой власти» (как в Аш лии существует «теневой» лейбористский кабинет, когда у власти стоят консерваторы, и наоборот). Все происходит таким образом, будто французское общество, с ею имеющейся на данный момент структурой, соглашается с существованием и способом выражения своего рода «истэблишмента» некоего маленького неуравновешенного мирка, который, в общем, заключает в себе большинство, стоящее у власти, и вероятное большинство, готовое прийти на смену. Иначе говоря, в схематичной и несколько вызывающей формулировке: французы имели кино Помпиду, которое в меньшей доле включало и кино Миттерана. Это было кино лишь благовидной Франции. Франции, которая самой себе показывала себя такой, какой хотела видеть, иногда такой, какой мечтала бы быть. Франции, истинную природу которой можно лучше понять, перечислив всех, кто оказался вне ее: гошисгов, крестьян, этнические меньшинства, иммигрантов, всякого рода людей вне общества. Словом, всех тех, кто не играл или не умел шрать в игру институтов, составляющих общество. В 1974 году кино французов-это кино благопристойной компании. Парадоксальное кино При Валери Жискар д'Эстене, во всяком случае в первые четыре года его президентства, Франция продолжала оставаться такой, какой она была при Помпиду. Со-пиополигичсская основа власти не изменилась, даже если одни наименования и сокращенные обозначения кое-где были заменены другими. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов несколько реформ, ознаменовавших первые месяцы нового семилетне! о периода президентства (понижение возрастного избирательного ценза до восемнадцати лет. закон Вейль * относительно абортов). Однако подобные акции не способны поколебать французское общество. Французов удивляет, забавляет или раздражает новый президентский стиль: подчеркнутая раскованность, обмен рукопожатиями с обитателем лионских трущоб, обеды в гостях у простых граждан. Французы обнаруживают, что но поводу хозяина Ели-сейского дворца можно иронизировать, не опасаясь карающею меча правосудия. В кино этим новым нравом воспользовался Жоэль Сантони в фильме «Яичнина-бол-тушка» (вышел в.марте 1976 года): зрителям предлагалось посмеяться над чернокожими дворниками, с крайним удивлением разделившими завтрак президента Республики, или над потрясениями самою обыкновенного парижанина, в доме которого решил провести вечерок тот же президент... Дух шансонье, медленно угасавший в кабаре, пытался проникнуть на жран. Однако результат получился не блестящий. К тому времени в области кино произошло примечательное событие: новоизбранный президент сделал заявление о цензуре1. 17 июня 1974 года, через месяц после > См. с. 47. выборов и за два месяца до выступления президента, в журнале «Нувель-обсерватёр» была опубликована статья Мишеля Боске. Он весьма удачно сформулировал позиции Валери Жискар д'Эстена: «Этот либерал хочет превратить Францию в более «американизированное» общество, терпимое и всепоглощающее. Общество, в котором допускаются крайности порнография наряду с Лигами в защиту нравственности, фашиствующая оппозиция наряду с гошизмом; президент исходит из убеждения, что по мере своего разрастания они взаимно нейтрализуются». Голлизм представлял собой идеологию с размытыми очертаниями, основанную, впрочем, на принципе законности, которым старый генерал размахивал, как волшебной палочкой... При Жорже Помпиду голлизм помягчел, хотя власть продолжала на него ссылаться. Франция Жискар д'Эстеиа не имела уже никакой идеологии, если только не называть идеологией культ денег и подчинение вовсе не безобидным капиталистическим механизмам. Постоянно выставляемый напоказ либерализм подобен широчайшему плащу, под которым можно все укрыть. И все же именно либерализм-в различных значениях зтого слова - и капитализм, получивший от власти полную свободу, стали ключевым моментом, открывающим доступ к французскому кино 1975 года. На первых норах правления Жискара кризис француз-ckoi о кино достиг высшей стадии. Журнал «Экспресс» вышел 3 ноября 1975 года с желтой розеткой на обложке, поперек которой было написано: «Смерть французского кино». Спустя год с небольшим, 31 декабря 1976 года, на обложке «Пари-матч» была напечатана фотография Катрин Денёв тоже с желтой надписью большими буквами: «Французское кино переживает кризис». На той же неделе в «Экспресс» снова на обложке, но уже на фотографии Изабель Аджани анонсировалась публикация исследования «Французы, кино и телевидение». Досье, которое занимало в еженедельнике девять страниц убористого текста, начиналось фразой: «Совершенно не нужен никакой опрос, чтобы узнать о болезни кино», и далее шел анализ проведенного-гаки опроса. Дело в том, что опросы в моде. Впервые после взрыва возмущения, сопровождавшего подписание соглашений Блюма-Бирнса * в промежутке между 1946 и 1948 годами, заговорили о критическом по- дожегши французского кино за пределами профессиональной среды. Большая пресса подняла тревогу. По Елисей-ским полям 8 ноября 1975 года прошла манифестация. «В субботу вечером тысяча актеров, режиссеров, технических работников кино прошли большой колонной с транспарантом: «Французское кино должно жить» («Монд». 11 ноября 1975 г.). Ровно через год, 11 ноября 1976 года, «Монд» опубликовала досье под заголовком «Беспокойство за французское кино»; среди прочих материалов здесь анализировался отчет, который представил в ходе парламентских дебатов о бюджете по разделу культуры Жак Ралит депутат-коммунист от департамента Сена-Сен-Дени. И в следующем ноябре, поскольку именно в это время в Национальной Ассамблее рассматривается бюджет министерства по делам культуры, в газете «Когидьен де Пари» появились две статьи Аггри Шапьс: «Кризис французского кино становится предвыборным оружием» и «Чтобы покончить с кризисом кино...» Итак, действительно время тревог. Но вот парадокс: никогда еще французская кинопромышленность не производила столько фильмов. Несмотря на вполне явггос снижение числа совместных постановок, статистические данные, опубликованные Национальным центром кинематографии, говорят о бурной деятельности в этой сфере: 234 фильма в 1974 году, 222-в 1975 году, 214-в 1976 году. 222-в 1977 году, 326-в 1978 году. То есть намного больше тысячи фильмов за первые пять лет президентского семилетия. Но ведь это - лишь цифры, отражающие производство. Могут возразить, что все больше кинолент так и остаются в коробках, в которые они упакованы. Как же обстоит дело с распространением французских кинокартин? Изучение парижского кинорынка за два следующих друг за другом сезона дает почти идентичные результаты. Под словом «сезон» подразумевается год (пятьдесят две недели) от августа до августа. Он начинается периодом коммерческого подъема (возобновление службы и занятий в учебных заведениях посте летних каникул) и завершается пятью или шестью неделями спада (каникулы). С 18 августа 1976 года, когда на жраны вышли, среди прочих, «Как бумеранг» Жозе Джованни с участием Алена Делона и два порнофильма разряда «X», по 16 августа 1977 года, то есть за сезон 1976-1977 годов, на коммерческие жраны было выпущено 207 французских фильмов Следующий сезон начался 17 августа 1977 года выходом на экран фильмов Луиса Бюнюэля «Этот смутный объект желания» и Андреа Маршал «Разнузданные объятия» и завершился 15 августа 1978 года. За истекшее время общее число вышедших на экран фильмов возросло до 222. Первая поправка: слово «выйти» имело разный смысл дня фильма «Крылышко или ножка» Клода Зиди. появившегося 27 октября 1976 года в двадцати одном кинозале Парижа и ею периферии, и для ленты «Я 11ьер Ривьер...» Рене Альо, который значился на афишах только двух кинотеатров, расположенных в одном и том же Шестом округе столицы. Такое изначальное неравенство реальность, хорошо известная на сегодняшний день. Вторая поправка: из 207 фильмов сезона 1976-1977 годов 89, то есть 43%, относятся к категории «X» (порнофильмы). Из 222 фильмов сезона 1977 1978 годов число порнофильмов достшает 104. Го есть почти 47",,. На протяжении первых двадцати недель сезона 1978 1979 годов пропорция порнофильмов достигает 55% (из 86 вышедших фильмов 47 получили категорию «X»...). Все совершенно ясно. Своеобразие кино при Жискар д'Эстене заключается в умножении порнофильмов. Либерализм 1-й: эпоха порнофильма Феномен этот родился не во Франции: начиная с 1972 и 1973 годов на кинорынке Каннскою кинофестиваля вниманию любопытных профессионалов предлагались американские и скандинавские фильмы, которые опережа- 1 Итоговая цифра получена в результате систематического наблюдения за рубрикой «Новые фильмы» в «Парископс». Цифра не абсолютно точна: по-видимому, некоторые фильмы категории «X» не указаны в этом еженедельнике. Создается также впечатление, что среди неназванных фильмов есть и такие, которые вышли раньше под друтим названием. Как бы то ни было, отклонение максимум в два-три процента произошло бы только в одном направлении. Может быть только больше 207 или 222 фильмов. В результате парадокс становится еще очевиднее. ли запросы французского рынка потребления. И вдруг в течение 1975 года первые порнофильмы появились на французских экранах. Туг сразу вОЭНШДОТ проблема терминологии. Надо определить, что же обозначает это слово. Предыстория С самого начала шестидесятых годов в больших французских городах существовала сеть кинозалов, которые практически специализировались на показе продукции, стоявшей в стороне от общего потока: фильмы, которые тогда называли эротическими, соперничали на этих экранах с картинами почти фантастического характера. Журнальчик «Миди-мишои фантастик» перечислял их с серьезностью архивного бюллетеня. Именно в этой обстановке, где некоторые пытались уловить порочный запах серы, и начинали свой путь такие режиссеры, как Жозе Беназе-раф или Макс Пека, чьи фильмографии относятся к числу самых «красочных» за последние двадцать лет. Почти вызывающая карьера Бсназерафа усеяна названиями типа «Крик плоти» (1962), «Дурман порока» (1963). «Ад на пляже» (1966), «Вакханалии-69», затем «Вакханалии-73». Однако в интервью этот режиссер предпочитал становиться в позу автора-мученика. Молодые женщины в его фильмах фигурировали полураздетыми, сцепы насилия изображались приглушенно, зато не скупилась гга эффекты фонограмма. Однако все в целом почти не выходило за пределы того, что можгго было увидеть во многих фильмах кокетливых последователей «новой волны». Тем не менее посещение таких кинозалов воспринималось уже как робкое нарушение приличий. На языке студентов того времени они назывались «порнокиношки»... В 1973-1974 годы в тех же залах, равно как и в некоторых других, чьи владельцы учуяли доходное дело, число фильмов все возрастало. Ко все множившимся произведениям Беназерафа и Пека, которые уже ходили в «предках», присоединились фильмы «новичков» Жан-Франсуа Дави и Мишеля Лемуана. Однако речь по-прежнему идет о кино, которое позволяет себе некоторые вольности, перебивается на гроши, а главное, замкнуто в определенных пределах: сеть киггозалов, где его показывают, все еше очень ограничена. Никому не приходит в голову открыто возмущаться по поводу существования такого кино. Июнь 1974 года. По экранам Парижа победно шествует «Эмманюзль». Это экранизация, которую сделал бывший фотограф Джаст Джекин но роману писательницы Эмма-ЮОЭЛЬ Арсан; реклама восхваляла роман как бестселлер в области эротической литературы. «Эмманюзль» вышла на экраны больших кинотеатров «Мариво». «Пюблисис Сен-Жермен», «Трионф» и еще десятка других кинозалов, входящих в состав прокатной сети «Сиритцки» («Пара-франс»). Границы были взорваны. «Эмманюзль»-не порнофильм. Картину нельзя было ни в чем заподозрить, ибо порукой ей были солидная репутация кинозалов, где ее показывали, и присутствие в заглавных титрах имени старою Алена Кюни* (рсспекча-бельного, как статуя Командора, надежного, признанного в театре благодаря Полю Клодслю *, а в кино блат одаря Марселю Карие)... Через год посте выхода фильма «Монд» опубликовала обзор Катрин Б. Клеман, которая описывала то, что оказалось событием: «Вот уже целый год, как афиша по-прежнему висит на месте. Странно видеть в качестве рекламы кино специфическую фотографию, словно взятую из журналов «Плейбой» или «Люи»: 1нутые линии кресла с плетеной спинкой, символизирующею экзотику и стиль Людовика XV, молодая женщина, чем-то похожая на «ермафродита, сидит, скрестив ноги в носочках порочной девочки, с жемчужной перевязью на обнаженной груди. «Эмманюзль» вся состоит из таких штампов. «Эмманюзль»-это книга, которая выдержала несколько изданий, и фильм, который посмотрели один миллион шестьсот тысяч зрителей, и журнал. Она стала явлением»'. Сентябрь 1974 года. На Елисейских полях открываются четыре специализированных кинозала («Альфа-Элизе»), что вызывает волнение, какою Fie было и в помине, когда раньше под специализированный показ отводились кинозалы «Синевог» у вокзала Сен-Лазар. Действительно. Ели-сейские поля-витрина Парижа, поэтому большая пресса взволнована. Журналистка Колетт Годар отмечает в «Монд» от 4 сентября, что происходит расширение епециа- 1 «Le Monde». 12 juin 1975. лизированной киносети: «Фильмы порнографического характера больше не ограничены пределами маленьких пыльных зальцев на Больших бульварах или в районе Клиши...» Жан-Доминик Боби возмущается в газете «Котидьен де Пари» (от 7 сентября): «С 10 часов утра до 2 часов ночи четыре кинозала показывают четыре эротических фильма, то есть ежедневно получается по меньшей мере тридцать два сеанса подглядывания в замочную скважину. Этот новый комплекс предназначен для тех, кто подавляет в себе сокровенные вожделения: его открывают не где-нибудь поодаль, возле плошали Клиши или в районе Страсбур-Сен-Дени, а возле самых Елисей-ских полей-на улице Ля Боэти». Июнь 1975 года. Вызвав небольшой шум в Каннах, фильм Жан-Франсуа Дави «Эксгибиционизм» выходит на экраны Парижа. В девяти кинозалах Парижа и пригородов, включая кинотеатры «Ля Кле» и «ЮЖС-Одеон». которые всегда имели репутацию «культурных» заведений. Зрит ели по большей части удивлены: впервые в жизни они видят отдельные части тела, увеличенные до размеров экрана. Франция открывает для себя то, что американцы уже несколько лет называют «жестким порно». Открытие происходит в благопристойных кинозалах, безо всякого красно! о фонаря, который moi бы вызвать осуждение порядочных людей. Все это дает пищу для разговоров, и выходящие в течение лета газеты не упускают случая их подо-1реть. На трех страницах журнала «Нувель-обсерватёр» (от 18 августа) Ги Ситбон рассуждает по поводу «этих фильмов»: «Этифильмы имеют бешеный успех. Но ведь немало владельцев кинозалов и продюсеров застряли на уровне кино времен панаши де Голля или дедушки Годара (я имею в виду фильмы, которые на прошлой неделе были еще в чести). Сейчас они стремглав летят навстречу разорению, которое столь же неминуемо, сколь и заслуженно... Вот уже ровно тридцать тысяч лет, как было запрещено смотреть... С прошлого месяца запрета больше нет... Публика в залах, где демонстрируют порнофильмы, вовсе не такая, какую можно было бы предположить. Воображают, будто там сидят одни старики, которых вот-вот хватит удар, и прыщавые юнцы. Ошибка. В тех шести залах, где я побывал публика точно та же, что в прочих кинотеатрах. Больше молодых, в джинсах, длинноволосых. Публика как в любом другом месте, только без женщин». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|