ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
11 страница. Облегченное съемочное оборудование дало кинематографистам возможность подражать такого рода выступлениям: Жан Руш и Эдгар Морен построили весь фильмОблегченное съемочное оборудование дало кинематографистам возможность подражать такого рода выступлениям: Жан Руш и Эдгар Морен построили весь фильм ' См. с. 42 43. 2 «Positif». № 49. décembre 1962. «Cinéma-63». № 63. janvier 196.3, и наиболее важно-лионский журнал «Artsept», № 2, в котором полводи-лись итоги коллоквиума, состоявшеюся по этому вопросу в ЮНЕСКО. «Хроника одного лета» с помощью «непосредственных» интервью. Осмотрительный Крис Маркер чередовал прямой звук и технику фронтального репортажа с более гра-ли пион ним и (описательными) штнами, a главное, е закадровым комментарием, который сам по себе является выражением определенной позиции. Очень скоро стало ясно, что спор был, но существу, ложным. Достижения телевизионной техники, которые кино могло усвоить, проникли в язык режиссеров игрового кино (после замечательного эпизода в фильме «Четыреста ударов», где Жан-Пьер Лео отвечает на вопросы женщины-психоло!а, так и не появляющейся на жранс; Франсуа Трюффо оценил силу воздействия длинных фронтальных планов и непосредственного голоса актера); доку мен ia.ты к к- и ангажированное кино все больше места отводили съемкам впрямую. Ни лицо кино, ни социальная нравственность от ЭТО! о ниму i ь не изменились. Применение приема механической регистрации обрыв ков реальности сделало «Хронику одного лета» фильмом-манифесгом. Когда прием, за который он ратовал, широко pacnpoci ранился, от него остались лишь высказывания интервьюируемых и банальность задаваемых им вопросов. Фильм Руша настолько поверхностно касался глубинных процессов реальной жизни французского общества 1961 года, что очень скоро наскучил. Зато «Прекрасный май» остасгся и пятнадцап. лет спустя лучшим документом о голлистской Франции, достигшей апогея. Вероятно потому, что Крис Маркер точно отбирал то, что должен был сказать его фильм. Автор занимает четкую позицию; слабоволие и ослепление встреченных им людей (молодой солдат и сто невеста ни за что не хотят ничего знать об Алжире, куда солдату предстоит все же отправиться, и, краснея, мечтают о собственном маленьком дельце и ломике) он намеренно сталкивает с устаревшими пышными празднествами республики, которой правит монарх (13 мая 1962 года Париж справляет юбилей... Жанны д'Арк), увиденными и запечатленными с отрезвляющей иронией: ручная переносная камера следует за де Голлем, который проходит сквозь ряды своих ленных вассалов, выстроившихся у подножья Триумфальной арки, и приветствует их механически произнесенной фразой: «Рад вас видеть». Автор считает нужным упомянуть движение ОАС, покушения, имевшие место в Париже, избиения алжирцев, события на станции метро «Шаронна»... Подобно каждому из своих произведений Крис Маркер делает фильм сугубо личным, имеющим собственный взгляд и память: «Кино-правду (Ciiiema-vérité), создаваемую другими, он заменяет ныне своей правдой в кино (Ciné-ma vérité), и эта простая перестановка служит мери юм его честности и скромности»1. «Прекрасный май» единственный сознательно сделанный политический фильм о Франции Генерала, созданный и выпущенный в прокат при жизни Генерала. Вьетнам чужими руками За исключением кинохроники, которая была лишь рупором власти, французское кино не упоминало войны в Индокитае, пока се вела французская армия. В шестиде-ся i ив годы война ведется американцами. Можно без преувеличения сказать, что французское кино о вьетнамской войне существует. Правда, ограниченное количественно и с ограниченной аудиторией, но вполне ощутимое. Следует учитывать, что но отношению к внутренней политике это кино не является оппозиционным На определенном уровне в принципиальном разоблачении интервенции американцев в Юго-Восточной Азии Йорие Ивенс, Жан-Люк Годар или Ален Рене одобряют внешнюю политику Шарля де Голля в том виде, как он формулирует ее в своей речи в Пномпене, а затем в предновогоднем обращении 31 декабря 1966 года: «война несправедлива:.!, война отвратительная...» Оппозиция французских левых американской войне сначала находит свое выражение в кино в виде традиционной) кшювысгупления. Иорис Ивенс привозит из поездок по Юго-Восточной Азии ряд политически ангажированных репортажей: «Небо, земля», короткий фильм, выпущенный на экраны в начале 1966 года после нескольких недоразумений с цензурой, затем «Семнадцатая параллель», полнометражная лента, снятая в 1967 и вышедшая в 1968 году2. Распространяются и лруше короткоме- 1 Roger Tailleur-В: «Artacpt», № 2, avril-juin 1963. 2 В 1968 1969 ГГ. Йорис Ивенс снял в Лаосе второй полнометражный фильм, более поучительный, «Народ и его ружья». Фильм вышел на парижские жраны в начале 1970 г. тражные фильмы (например, ленты режиссера Роже Пика); иногда они доходят до коммерческих кинозалов, но чаще всего находят себе месго в параллельной сети, которая за пять лет до этого распространяла «подпольные» фильмы об алжирской войне. Помещения профсоюзных комитетов, университетские городки были местом, где поколение 1968 года формировалось в общении с кинематографом. К разряду киновыступления следует отнести полнометражную ленту «Далеко от Вьез мама», созданную коллективно ста пятьюдесятью французскими кинематш ра-фистами, в их числе: Жан-Люк Годар, Йорис Ивенс, Уильям Клайн, Клод Лелуш, Крис Маркер, Ален Рене, Аньес Нарта. В декабре 1967 года состоялся официальный показ фильма в большом зале дворца Шайо в присутствии Май Ван Бо, Генерального представителя Демократической Республики Вьетнам во Франции. Спустя несколько дней фильм вышел на экраны в четырех парижских залах и во многих провинциальных городах. В картине «Далеко оз Вьетнама» Жан-Люк Годар долгое время говорит прямо перед камерой. Нерешительный, смущенный, почти жалкий. Голос мучимой совести. Однако именно в его творчестве, которое всегда парадоксально, в его игровых фильмах глубже всего ощущается тот отпечаток, который война во Вьетнаме наложила на сознание французских левых. Фильмы Годара трудно пересказать, почти невозможно описать. Он пользуется аллюзиями, коллажами, тщательно контролируемыми отступлениями. Вот несколько примеров: в фильме «Пьерро-безумец» (1965) еегь эпизод, где Фердинанд и Марианна (Жан-Поль Бельмондо и Анна Карина), только что нарисовавшие мелом у берега моря изображения Фиделя Кастро и Мао Цзэдуна, импровизируют спектакль для американских моряков: «Крупным планом сверху рука Фердинанда, изображающая самолет с помощью деревянной планки, просунутой между пальцами. Он зажимает в обращенной вниз ладони пригоршню зажженных спичек, словно бомбы. Бросает их в воду, на дне которой ни mu камешки. Экран охватывает пламя. Тот же прием снимается в профиль на фоне неба. Слышны звуки реальной бомбежки. Крупным планом американский моряк, довольный, жующий жевательную резинку. Он аплодирует. Экран в огне. Пламя угасает на воде. С близкого расстояния план Фердинанда в мундире американского офицера. Прислонясь к скале, он зажигает сигарету. Слышен голос Марианны, подражающий звучанию вьетнамского языка»1. В конце этого эпизода впервые возникает план, который Жан-Люк Годар будет использовать и в других фильмах: бензоколонка или рекламная вывеска, на которой камера выделяет две буквы «СС» из слова «ЭССО»*. Одержимость напалмом и империализмом. В фильме «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (март 1967 г.) эпизод с американцем: Жюльетта и Марианна (Марина Влади и Анни Дюпре), уличные проститутки, приходят в номер американского журналиста в большом парижском отеле. Он представляется: «Мое имя Джон Богус. Я - военный корреспондент газеты «Арканзас дейли» в Сайгоне. Мне осточертели все эти ужасы, все кровопролитие». Следующие планы представляют собой крошево из газетных фотографий. Трупы, раненые вьетнамцы, обложка американского журнала «Лайф» с лицом раненого американского солдата и надписью «война продолжается». На фонограмме - звуки войны, стрельба, взрывы, заглушающие разговор. Голос Марианны: «Америка превыше всего! Америка превыше всего!» И, наконец, в «Китаянке» (сентябрь 1976 г.)-одержимость Вьетнамом: листовки, афиши, макеты американских самолетов, и тот эпизод, где вновь встречается бензоколонка «ЭССО», на сей раз с недвусмысленной наклейкой: «Напалм супергорючее». Одновременно «Китаянка» выражает недомогание молодежи, которая задыхается, которая зачитывается красными цитатниками, ощупью ищет свой путь и мечтает взорвать музеи и университет... 1 Описание взято из полного текста монтажного листа фильма «Пьерро-безумец», опубликованного в «L'Avant-scènc du cinéma», № 171 172. juillet-septembre 1976. 1968 год Мобилизация университетской молодежи против американской войны во Вьетнаме, деятельность «Вьетнамских комитетов» на факультетах, в студенческих общежитиях, в кварталах Парижа, по общему мнению, стали источником событий мая 1968 года. В течение пяти недель французское общесгво содрогаюсь сверху донизу. Оно пережило одно из тех потрясений, которые не обрушивают стен, но оставляют их в трещинах, зачаез ую оголенными, без штукатурки. Эти сгены могут еще долго продержаться, но они уже совсем не те, что были прежде. Кино переживало Май 1968 гола на фестивале в Каннах, прерванном из-за решительною выступления нескольких кинематографистов, провойласивших свою солидарность со студенческим движением в Париже; продолжением стал линий спектакль - Генеральные штаты*. Это показательный пример одного из тех поз рясений, которые производят много шума, но мало что изменяют. Рожденные 17 мая во время Генеральной ассамблеи, проходившей в Национальной школе фотографии и кинемато-i рафии в Вожираре, Генеральные штаты французского кино были перенесены 26 мая в Сюрен, в зал Культурного центра западной части Парижа; Генеральные штаты стали местом невероятных дебатов, в ходе которых выдвигалось требование о ликвидации Национального центра кинема-Ю1 рафии, подписанное 385 кинематографистами, режиссерами и техническими специалистами, охваченными революционным порывом, который длился ровно три недели... Генеральные штаты поручили нескольким рабочим группам составление проектов радикального преобразования структуры французского кино. За каких-нибудь несколько дней девятнадцать проектов легли на стол Генеральной ассамблеи в Сторене1. От всего зтого не осталось особых следов, разве что глубокое чувство горечи, возникшее кое у кого, да более глубокое понимание замкнутого маленько- 1 Хронология событий и наиболее важные документы, подготовленные инстанциями, функционировавшими в мае и в течение лета 1968 i., были опубликованы в журнале «Cahiers du cinéma», № 203, и в трех отдельных выпусках, озаглавленных «Кино восстает» («Le cinéma s'insurge», ed. du Terrain vague, 1968). го сообщества, в рамках которого им приходится работать. Как бы то ни было, Май 1968 года стал одним из первых исторических событий, в ход которого кино вмешивалось не только в качестве свидетеля - чтобы запечатлен, разрозненные мгновения невероятною месяца, иногда поверхностно, чаше с документальной точки зрения, которую Жан Вию отстаивал с 1930 года *, но и как участник активной политической деятельности, на которую оно само могло воздействовать. По гра/ищии функция реги-сл рации истории была возложена на кинохронику. На протяжении нескольких недель мая и июня операторы кинохроники работали более свободно, чем обычно, ибо в их среде тоже стирались иерархические структуры. В течение этих недель пять хроникальных киножурналов, выпускаемых обычно во Франции («Французская кинохроника», «Гомон», «Пате», «Эклер» и «Фокс-мувит он»,) оказались в затру длительном положении из-за стачки лабораторий по обработке пленки и тиражированию фильмокопий Поэтому 29 мая все пять журналов подготовили общий выпуск иод названием «Франция лицом к своей судьбе»; фильм был обработан, смонтирован, тиражирован и озвучен в Бельгии. В киножурнале продолжительностью примерно в десять минут использовалась лишь ничтожная часть пленки, отснятой за три предыдущие недели. Параллельно сотни операторов, профессионалов, полупрофессионалов (студентов Высшей киношколы (IDHEC) или Школы в Вожираре), любителей «запечатлели» майские дни в Париже, Сен-Назерс, Беэансоне; они снимали порой случайно, спонтанно, порой в контакте с какой-либо поли i и ческой i рунной, отдававшей предпочтение тому или иному моменгу борьбы. В тс дни накопилось колоссальное количество материалов, которые еще предстоит систематизировать. Частъ пленки сразу после монтажа была использована для демонстрации в учебных аудиториях или на месге забастовок. Это были «кинолистовки», используемые так же, как когда-то брошюры или манифесты; но они обладали большей сплачивающей и убеждающей силой, свойственной изображению, которое показывается в коллективной среде, разгоряченной борьбой, напряженной, в высшей степени восприимчивой. Анонимные кинолистовки, зачастую созданные самыми крупными французскими режиссерами, меняемые или дополняемые в зависимости от обстоятельств, стали в те майские дни новым способом кинематографического выражении. В последующие месяцы насчитывались десятками короткометражные фильмы, появившиеся в результате монтажа материалов, накопленных в огромном архивном фонде. Они проникали в глубь провинции благодаря параллельному прокату, организованному, а иногда импровизированному различными идеологическими группами, которые находили в этих фильмах подтверждение своих позиций или героическую иллюстрацию того, что было на их юношеской памяти. Пожалуй, самый известный из этих фильмов распространялся под названием «Возобновление работы на предприятиях „Вондер"»; снятый анонимно студентами Высшей киношколы, оказавшимися в нужном месте в нужный момент, этот фильм запечатлел в одном плане и горечь и возмущение работницы, которой руководители профсоюза разъясняют, что надо уметь вовремя прекратить забастовку. Слезы молодой женщины, воспоминание о ее работе до забастовки, ее надежды во время забастовки и отчаяние в настоящий момент «действуют» неотразимо и свидетельствуют лучше всякого анализа об атмосфере июньских дней. Это непосредственный волнующий документ - яркая иллюстрация возможностей «прямого кино» в обстановке борьбы. Майские события станут впоследствии предметом многих полнометражных лент, всегда насыщенных документами, всегда ограниченных сетью параллельного проката: «9 Мая, 9 Июня» Жан-Пьера Прево и Мирей Буйе, «Всеобщая конфедерация труда в Мае 1968» Поля Себана. «Осмелиться бороться, осмелиться побелить» анонимный фильм, или «Пано не пройдет» Оди Роос и Да-ниель Жеги. И, наконец, в 1974 году большой мемориальный фильм под названием «Май-68», смонтированный британским журналистом Гуди Лоуетцсм, попытавшимся внести какой-то хронологический порядок в сохранившиеся сотни километров пленки. Этот слишком благоразумный фильм воспринимался как своего рода памятка или туристический путеводитель-«Посетите Май-68!» почти всеобщий штамп для тех, кто пережил это событие или принимал в нем участие. На первый взгляд кажется, будто французские кинематографисты, даже те, кто принимал в борьбе самое актив- ■ос участие, не сохранили глубокого ее отпечатка. Бурное кипение Генеральных штатов было иллюзорным, как ветер, как лопнувшие пузыри. За исключением, пожалуй, Луи Маля, который на время покидает родину и уезжает в Индию, откуда привозит свой фильм «Калькутта» потрясающий документ об экзотической нищете. За исключением, разумеется, Жан-Люка Годара, который впоследствии больше не делал такою кино, как прежде, все остальные остепенились. Клод Шаброль, который участвовал в редактировании проекта № 4, представленною Генеральным штатам в Сюре не и многими считавшеюся единственно революционным (в нем предусматривался между прочим совершенно бесплатный показ всех зрелищ), снял летом тою же года «Неверную жену», а в 1969 году фильмы «Пусть зверь умрет» и «Мясник». Несомненно, это его лучшие фильмы, но они продолжают линию, намеченную до майских событий картинами «Скандал» или «Лани». В своей автобиографии Шаброль завершает страницу, посвященную Маю-68 следующими строками: «Что касается меня, то Май-68 не оказал никако! о влияния ни на мое кино, ни на мои философские взгляды, ни на мою личную жизнь»1. «Француженки, французы...» О французском обществе говорят, что оно заторможено. И действительно, в валовой продукции национального кино модели остаются ci рапным образом неподвижными: Жан Габен в полицейском фильме «Паша», снятом Жоржем Лотнером в 1967 году и вышедшем на следующий год (афиши кинотеатров извещали о нем в мае 1968 года), ничем по существу не отличается от Жана Габена в полицейском фильме «Беспорядок и ночь», снятом Жилем Гранжье в 1957 году и вышедшем в 1958 году. В обоих фильмах Габен - полицейский, в обоих фильмах он угрюм и ворчлив. Автор диалогов все гот же Мишель Одиар, Дани Капель исполняет в 1968 году роль, которую десятью годами раньше сыграла Надя Тиллер. Однако следует отметить одну деталь: полицейские Жиля Гранжье по традиции «Черной серии» разъезжали в старых авто- 1 Claude Chabrol, Et pourtant je tourne, пит. выше. мобилях с передними ведущими колесами, а полицейские Жоржа Jloi перл мчатся на синей машине марки «Матра». Деталь немаловажная. В течение целого десятилетия люди не менялись. Их даже всячески убеждали в том, что они не меняются. Но вокруг них изменили декорации. Франция становится «современной» страной, и кинематограф от хроники до игровых полнометражных фильмов старается эту идею утвердить. Рекламные фильмы приобретают научную окраску. То есть в них вводят псевдотехнарей (фигура в белом халате и больших очках на фоне лаборатрии или kohci рук юрского бюро, роль фармацевта, инженера или, еще банальнее, эксперта...), которые пытаются убедить зрителей с помощью статистических данных или графиков1. Параллельно меняется эстетика убранства летних резиденций или яхт: одинаковый вкус царит и на рекламных страницах иллюстрированных журналов, и на съемочных площадках, где Жан Орель снимает фильмы в традиции Роже Вадима... На экране и па страницах нового журнала «Люи», увидевшего свет в 1963 году, победоносно утверждается один и тот же стиль, «дизайн». Тот же запах лосьона, рекомендуемого после бритья, изделия из мягкой кожи и загорелые девицы. Но это лишь декорация. Загорелая девица, «голосующая» на автостраде (Катрин Денёв в фильме «Манон-70» и в более общем плане эффектные героини тандема Жан Орель (ci и и, Сен-Лоран), столь же искусственна, как ях-la и спортивная автомашина или террасы в Сен-Троне. Она представляет собой последнее воплощение модели, столь же старой, как само кино, модели, которую одевают или раздевают по последнему крику моды. Но силуэты совсем иных женщин свидетельствуют о небольших сотрясениях, о чуть заметных до 1968 года трещинках, бороздящих французское общество. Еще в 1966 юду «Галя» Жоржа Логнера, в исполнении M ирей Дарк, положила начало спору об определенном тине независимой молодой женщины, более «реальной» то есть более 1 В кинохронике тою времени покатывают де Голля в белом халате и с каской на голове, осматривающего сгройку Пьерлатта#. «Добрая старая страна» переживас-г техническую революцию. вписывающейся в городскую жизнь людей работающих, нежели Брижитт Бардо образца 1956 года. «Галя» имела успех и заставила говорить о себе. Это была маленькая веха на пуз и к освобождению женщины, в то время еще мало кому понятном. Одновременно появилось несколько фильмов, в которых нашли отражение дебаты по вопросам, волнующим многие слои общества, но сделано это в назидательном тоне и настолько тяжеловесно, что не способствует пониманию этих фильмов. Вслед за романом Симоны дс Бовуар «Второй пол» доктор Лагруа Вейль-Халле поднимает в своих книгах вопрос о независимости женщины, о проз ивозачаз очных средствах. В провинции получает распространение тенденция «семейного планирования»*. Киноленты: «Дневник женщины в белом» (1965), «Новый дневник женщины в белом» (1966) Клода Оган-Лара, «Новый мир» (1966), снятый во Франции Витгорио Де Сика, переносят на экран частицу этих забот. Разумеется, используемые авторами средства не озличаюзея сдержанностью; по образ1гу картин Андре Каната, отстаивающих определенную идею, рассматриваемые фильмы обрамляют свой главный тезис безнадежно условными романтическими схемами, подобно тому, как подслащивают микстуру, считающуюся неприятной... Возможно. Это делалось для того, чтобы обойти цензуру, особенно чуткую ко всему, что могло бы поставить под сомнение старый закон о деторождении 1920 года1. Однако было бы большим преувеличением говорить до 1968-1970 годов о феминистском течении во французском кино2. Удельный вес таких фильмов ничтожно мал в 1 Таково мнение Фредди Бюаша, оправдывающего схематизм фильма «Дневник женщины в белом»: «Чтобы изложить свои идеи, автор должен был соблюсги некоторые предосторожности, безбоязненно прибегнуть к откровенно демонстративному приему и для раскрытия стеснительных истин воспользоваться крутым поворотом мелодраматической интриги. Ему важно было перехитрить всяческую цензуру, официальную, официозную, и наиболее опасную из всех - цензуру, которой зритель подвергает любой пересмотр установленного образа мышления» (см.: «La Tribune de Lausanne», 4 septembre 1966). 3 До 1968 г. можно было по пальцам пересчитать активно работающих женщин-режиссеров: Жаклин Одри, Аньес Варда, Поль Дельсоль. MapiepHT Дюрас была сорежиссером фильма «Музыка», Янник Беллон получила признание как режиссер ряда коротких фильмов. Первые фильмы, поставленные женщинами, за исключением, пожалуй, «Клео от 5 до 7» Аньес Варда, вписываются в схемы, характерные для французского кино в целом. общей массе картин, следующих по единой наклонной плоскости. Фильмы, рассчитанные на широкий прокат, должны зачаровывать народ, развлекать его или обманывать. Клод Лелуш, или придворный режиссер Клод Лелуш, счастливый и гордый своей аполитичностью, ставший за несколько лет лидером кинопромышленности, обладает всем необходимым, чтобы нравиться за кулисами власти тем, кто намерен «смахнуть пыль с лика правления» и поддержать нечто, отличающееся от фильмов-конфеток Альбера Ламориса*... К тому же Лелуш создает себе личину репатрианта-колониста из Алжира, который, хлебнув горя во времена, когда он снимал рекламные ролики или делал на скорма руку фильмы с помощью нескольких друзей, девушки, ружей и желтой майки, сумел все же внедриться в столичное общество, символизируемое фешенебельными журналами «Пари-матч» и «Люи». Вообще говоря, он создает образ французов, преуспевающих именно по меркам читателей «Пари-матч» и «Люи». Спортивная автомашина, уик-энды на автострадах и пляжах Нормандии, которые помогают стереть тягостные воспоминания о жертвах войны, сиреневая духота закатов, снятых на цветной пленке, чуть-чуть эмоции, смахиваемой щеткой ветрового стекла (все это не ново, но кто из сотен тысяч зрителей фильма «Мужчина и женщина» об этом знает...), немного сладостной музыки из пяти нот утонченного Фра пенса Лея. Прекрасный урок оптимизма на американский манер: всякий юнец в брючках может стать Лелушем, сделать фильм, добиться славы на Каннском фестивале или на страницах иллюстрированных журналов. Лелуш доказал это. Лелуш продолжает это доказывать, сделав из песгрых обрывков зрелищный фильм «Смик, Смак, Смок»... Лелуш или оптимизм, Лелуш или опасная жизнь («Жить, чтобы жить», 1967 г.), Лелуш и зачарованность Америкой, Лелуш и большие проблемы расизм и смертная казнь одним махом («Жизнь, любовь, смерть», 1969 г.). Не говоря уже о нежно-ироничном изображении Генерала в официальном фильме об Олимпийских играх в Гренобле в 1%8 году («Тринадцать дней во Франции»). Лелуш блестящий кинооператор, мастер колорита, который умеет окрашивать надеждой и даже эйфорией (желтые, багряные опенки, теплый цвет небес) маленькие драмы, которые он создает на экране. И последний парадокс эпохи, на парадоксы не скупившейся: в фильме «Далеко от Вьетнама» Лелуш, как всегда завороженный техническими возможностями, ухитряется придать красоту взлетам бомбардировщиков американскою воздушною флота, несущих свой смертельный груз к берегам Красной реки... ГЛАВА Эти годы От избрания президентом Жоржа Помпиду до его кончины прошло пять лет. Это пятилетие обозначено во французском кино от «Сирены Миссисипи» Франсуа Трюффо, вышедшей на жраны 18 июня 1969 года,-до «Плясуний» Бертрана Блие и «Жены Жана» Янник Беллон. выпущенных одновременно 20 марта 1974 юла. Исгорики политической жизни скажут позднее, обладало ли это незавершенное семилетие1 внутренней цельностью или послужило лишь мостом для перехода от голлизма. рассматриваемого, как феномен, отклоняющийся от нормы, к традиционному консерватизму, который распустился пышным цветом в семидесятые годы. Американец Стенли Хоффман2 приветствовал избрание Жоржа Помпиду как «переход от выдающегося руководителя к заурядным наследникам», переход, «совершенный без единого толчка». Быть может, потому, что толчок произошел годом раньше, в мае 1968 года, а правящая власть как бы подтвердила его с некоторым опозданием. Но не в этом суть. Годы правления Помпиду представляют собой почти статичный период, в течение которого постепенно затихали волны майских событий. Годы видимого спокойствия, оцепенения, уныния. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что именно в эти i оды сгали пробиваться на поверхность первые видимые признаки потрясения нравов, которые голлистский волюнтаризм старался замаскировать. Свобода поведения зача- 1 Согласно французской конституции, президент республики избирается на семилетний срок. Прим. персе. 2 Stanley Hoffmann. Essais sur la France. Paris. 1974. стую принимала дотоле небывалые анархистские формы. Свидетельством этого является новая пресса, несомненно порожденная 1968 годом, но одновременно родственная прессе, возникавшей в Берлине, Нью-Йорке, Торонто или в Калифорнии. Свидетельством ЭТОГО являются и новые формы профсоюзной борьбы, символом которой стали события на предприятии «Лип»*. Свидетельством этого является и манифест, подписанный в апреле 1971 года тремястами сорока тремя «известными» женщинами, которые требовали узаконенного права на аборт. Голлизм, вросший корнями в раздираемую противоречиями Францию времен оккупации, представлял собой странную амальгаму, соединявшую представителей левого направления с людьми, которые по своему положению и естественным склонностям принадлежали прежде к правым. Значительное число социалистов, рядовых активистов и лиц, занимавших высокое положение, поддержали в 1958 году Конституцию обитателя Коломбе, а за ними последовали избиратели-коммунисты, составлявшие в процентном отношении значительное количество, которым нельзя было пренебречь. И наоборот, консерваторы, то ли из чувства давней ненависти, связанной с Виши, то ли из приверженности к колониальному Алжиру, в измене которому они обвиняли де Голля, сопротивлялись нарождающейся Пятой республике с яростью, доходившей до покушений. При Помпиду вновь одержало верх то, что Генерал называл естественным ходом вещей. В 1968 году правые испугались и сомкнули свои ряды. Чему немало способствовала амнистия, распространившаяся на приверженцев движения ОАС, которые еще находились в заключении. Со своей стороны левые-с момента съезда в Эпине* вплоть до окончательного оформления Совместной программы * - начали проводить линию политической централизации, действенность которой, казалось бы, подтвердили результаты избирательной кампании: так, на выборах в Законодательное собрание 1973 года левые силы объединили 11090000 голосов против 9009000 голосов большинства, оставшегося большинством (парламентским) лишь благодаря ухищрениям в определении границ избирательных округов. Эта Франция проводит собственную культурную полигику. Явно тенденциозную, порой навязываемую главой государства. Жорж Помпиду похваляется своей любовью к искусству, которую на первых порах доказывает, введя современную живопись и обстановку «ультрамодерн» в Елисейский дворец, на отделку которого отпускаются громадные средства. Позднее он доказывает ее, выступив инициатором выставки, объединившей в Гран-Пале под названием «Двенадцать лет современного искусства во Франции» произведения лучших мастеров страны; в обиходе художники называли ее «выставкой Помпиду». И наконец, он подтверждает свою любовь к искусству, приложив много усилий для сооружения на площади Бобур большого судна из труб и стекла*, которому он дал свое имя, но которое было открыто уже после его смерти. Будучи любителем изящной словесности и изящных искусств, Помпиду не проявлял, однако, особого интереса к кино. На протяжении пяти лет его президентства кино не напоминало даже отдаленно официальное искусство. При Помпиду оно просто продолжало развитие, которое уже наметилось в последний период правления де Голля. Французское кино приближалось к реальности, приближалось к настоящему, приметы которого оно умело разве что уловить. В нем можно обнаружить смешение худшего с лучшим: фильмы для сиюминутного потребления, претендовавшие лишь на то, чтобы нравиться, и даже заигрывавшие со зрителем, соседствовали с картинами, чьи авторы стремились пробудить в своих зрителях определенные гражданские чувства. Подходя упрощенно, можно сказать, что на протяжении рассматриваемых шестидесяти месяцев прослеживаются, подобно вехам, три ряда явлений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|