ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
5 страница. Все эти Miioi озальные кинотеатры, разросшиеся, ести и не процветающие, почти по всей территории ФранцииIl pu. uni. фильм Все эти Miioi озальные кинотеатры, разросшиеся, ести и не процветающие, почти по всей территории Франции, нуждаются в питании. Каждую среду требуется рацион из свежих фильмов, которые надлежит очень быстро пустить в ход. Ими надо заполнить как можно большее число экранов, чтобы воспользоваться воздействием дорогой рекламы: броские объявления в газетах, различные афиши (на стенах домов, на автобусах и такси, в метро), информации в коммерческих радиопрограммах. Откровенно рекламная кампания, как правило, дублируется соответственно подготовленной редакционной кампанией: интервью с актерами или режиссером в большой прессе, по радио и на телевидении. Уполномоченный по прессе методически и профессионально направляет подготовку выпуска фильма -подобно рекламе мыла или литературной премии. Эффск i подобной кампании но продвижению фильма длится две, три или четыре недели. Следовательно, фильм должен быть продан и повсеместно предложен зрителям в течение этих недель коммерческого разгула - в Париже и на его периферии, в Лилле и в Марселе, в тридцати или пятидесяти других i ородах, рассеянных по всей национальной территории. Подобно всякому продукту современной промышленности, фильм выходит, следовательно, серийно. Как новый автомобиль. Режиссер несет ответственность за орш инал. Затем из лаборатории, ставшей большой фабрикой по тиражированию копий, выходит серия. В 1973 году, когда только начали осознавать этот феномен, продюсер фильма «Приключения раввина Якова» и его прокатчик поразили все умы, опубликовав на страницах «Фильм франсе» следующую информацию: «Выпускаемый продюсером Бертраном Жавалем фильм «Приключения раввина Якова» уже привлек к себе всеобщее внимание: нетерпению будет положен конец 18 октября, в день выхода фильма в Париже на экраны сети кинозалов „Амбассад"». «Сосьсте нувель де синемато! рафи», осуществляющая прокат фильма во Франции, подготовила для французской территории 128 копий, из которых 57 предназначены для парижской области, обслуживаемой компанией «Империа». В 1972 году десять французских фильмов были выпущены в двенадцати или больше кинозалах в одном только Париже и на его периферии. Вот несколько примеров: «Приключение есть приключение» Клода Лелуша в мае 1972 года - 14залов (8-в Париже, 6-на периферии); «Доктор Поиоль» Клода Шаброля в сентябре 1972 года 17 залов (9 + 8); «Приносящий беду» Жозе Джованни в декабре 1972 гола-20 залов (12 + 8). В 1973 году число таких привилегированных кинокартин (свыше 12 залов исключительного показа одного фильма) возросло до 27! Еще несколько примеров: «Лечение шоком» Алена Жессюа, январь 1973 года 14 залов (7-1-7); «Уж мне-то деньжата нужны» Жана Янна, февраль 1973 года 17 залов (9 + 8); «Наследник» Филиппа Лабро, март 1973 года - 17 залов (9 + 8); «Змея» Анри Вернёйя, апрель 1973 года-22 зала (13 + 9); «Двое в городе» Жозе Джованни, октябрь 1973 года-19 залов (11 +8). В начале 1974 года движение усиливается: фильм «Китайцы в Париже» Жана Янна демонстрируется в 33 залах (15 + 18)! Три года спустя показ фильма одновременно в тридцати залах становится обычным: «Обличитель» Жан-Луи Бертучслли в сентябре 1977 года-32 зала (16 + 16); «Угроза» Алена Корно также в сентябре 1977 года -33 зала (16 + + 17); «Зверь» Клода Зиди в октябре 1977 года-30 залов (14 + 16); «Приготовьте носовые платки» Бертрана Блие в январе 1978 года 31 зал (14 +17); «Эмманюэль 2», выпущенная цензурой в январе 1978 года,-33 зала (14+19)1. В 1978 году наблюдается своего рода стабилизация: количество фильмов, зачастую посредственных, зачастую лишенных каких-либо претензий и все же выходящих в киносети, насчитывающей от 25 до 30 залов, становится значительным, в то же время цифра 25 30 залов уже не превышается. Парижская область перенасыщена, она сполна получила все возможное кинооснащение при данной демографической и экономической ситуации. При желании уве- 1 Множество французских фильмов, даже весьма посредственных, без участия известных актеров, выходят, таким образом, на жраны тиражом в несколько десятков копий. Вот, например, самый обыкновенный день среда, 7 декабря 1977 г. Лакомым куском начавшейся в тгот день кинонедели был англо-американский фильм «Орка», афиши которого красовались пи стенах тридцати залов в Париже и на его периферии. В тот же день вышли: «Останови свой танк, солдатик» Мишеля Жерара (27 залов), «Седьмая рота при лунном свете» Робера Ламурё (23 зала) и «Смерть негодяя» Жоржа Л от мера с участием Алена Делона (21 зал). Четыре новых фильма занимают в одной только парижской округе 101 зал! 5 732 личить количество копий ОДНОГО и того же фильма, выпускаемых в один и тот же день, сферу действия следует расширять на провинцию... Подведем итог. Владелец кинозалов (одна киносеть) предоставляет свои жраны (как бы обездвиживая их) только без риска. Тридцать жранов в 11арижс и на его периферии соответствуют примерно шестидесяти ста двадцати жранам но всей территории Франции в целом. Иными словами, при таком уровне риска владелец киносети продает фильмы, имея максимальные гарантии рентабельности. Эти гарант ни ему могут дать только прежние результаты проката «аналогов» продаваемого фильма к Из сказанного явствует, что система многозальных кинотеатров и связанный с нею серийный прокат представляет собой фактор склеротизации французского кино. Владельцы кинотеатров оказывают давление на творчество посредством гарантий, которые они предоставляют продюсерам. А гарантируют они то, что знакомо, что уже хорошо «шло». Теперь можно понять некоторые сезонные периоды расцвета: «де Фюнес» к Рождеству, «Жирардо» к началу осеннею сезона, «Делон»-по весне... Действительно, в 1978 году экономическая структура французского кино, ею концентрация на уровне проката-эксплуатации оказывают все более весомое давление на творчество. Массовое кино является во Франции промышленностью, все менее ютовой идти на риск. Кино и телевидение К конну режима Четвертой республики телевидение во Франции все еще остается объектом всеобщею интереса, оно робко ищет собственные пути развития и, будучи дорогостоящим, проникает в дома шип. состоятельных гра- 1 Заголовок крупным шрифтом на первой странице «Film Français» от 17 марта 1978 г.: «Ради де Фюнсса Жирардо продюсер Кристиан Фехнер делает ставку на массированный удар: 227 копий фильма „Неразбериха"».
ждан: в 1955 году во Франции имеется 125 087 телевизоров. В 1958 году их число не достигает и 700000. Государство сделало его своей монополией через посредство Французского объединения радиовещания и телевидения (РТФ), а затем Управления французского радиовещания и телевидения (ОРТФ). Вернувшись к власти, Шарль де Голль сумел извлечь из телевидения наибольшую выгоду, превратив его, как известно, в орудие правительства. Параллельно оно стало основным источником народного развлечения и главным распространителем кино во Франции В конце 70-х годов кризис посещаемости, переживаемый около пятнадцати лет французским кино, чаще всего объясняется конкуренцией телевидения. Есть, несомненно, тревожащее соответствие между уменьшением числа зрителей в кинозалах, с одной стороны, и оснащением жилья телевизорами и включением все возрастающего числа фильмов в программы для малого экрана с другой. Иначе говоря: за один год по телевидению фильм видят около 4 миллиардов французов, по сравнению лишь со 170 миллионами в кинозалах. Кинотеатры теряют зрителей, а фильмы их приобретают.
Число телевизоров соответствует числу платежных счетов, открытых на I аиварв соответствующе! р юла. Даже если профессионалы 1 единодушно сходятся на том, что кинофильм существенно обедняется при переходе от большого жрана к малому (изображение уменьшено и даже урезано в тех случаях, когда фильм снимался в формате большем, нежели традиционный, 1,33, общие планы размыты, глубина кадра сглажена непроизвольной дымкой, движения камеры подчеркнуты и преувеличены изгибом телевизионной трубки, более жёсток монтаж и т.п.) тем не менее опросы общественного мнения регулярно свидетельствуют о том, что фильмы-зачастую передаваемые в самые благоприятные дни и часы-являются передачами, наиболее широко потребляемыми телезрителями. По мере того как телевидение проникало в дома французов (в 1975 1978 гг. телевизоры были практически в каждой семье), между ним и кинематографом складывались отношения трех типов. Распространение Телевидение включает в свои передачи все больше и больше фильмов и выпускает их в сроки, более короткие по сравнению с выходом на жраны. В 1977 году кинематографисты встревожились по этому поводу. В январе 1978 года Бюро связи отраслей кинопромышленности направило открытое письмо2 Президенту республики г-ну Валери Жискар д'Эстену: «Французское телевидение программирует в среднем десять фильмов в неделю. Тем лучше для французов, они обожают настоящее кино, и нас это радует: подсчитано, что благодаря телевидению 4 миллиарда телезрителей смотрят ежегодно фильмы на своих малых экранах. 1 К сожалению, зрители зачастую менее требовательны. Привыкание к телевидению, безусловно, объясняет то, что публика в кинозалах принимает без воплей возмущения крохотные, размером чу ть л и не с почтовую марку, экраны, недостатки проекции, низкое качество изображения некоторых фильмов, идущих в коммерческом прокате. 2 Письмо было опубликовано на целой полосе по тарифам рекламных обьявлений в нескольких ежедневных парижских газетах в десятых числах января 1978 г. Один известный член парламента сказал: «Телевидение нуждается в кино. Однако оно же убивает его». Действительно, за двадцать лет число посеп{ений кинотеатров упало с 410 миллионов зри гелей до 175 миллионов в год. В то же время количество фильмов, показываемых ежегодно по телевизионным каналам, возросло со 100 до более 500. Эти яички - золотые. Таким образом, за год 4 миллиарда французов смотрят фильмы по телевидению... в противовес 175 миллионам зрителей в кинозалах, которые дают нам основной (89%) доход. Но знаете ли Вы, господин Президеиг, что за показ кинофильмов длительностью девяносто минут в часы наибольшего спроса телевидение платиг взамен цену, равную в среднем той, которую оно запрашивает за одну минуту рекламы! Известно ли Вам это, господин Президент? Происходящему трудно поверить. И на nain взгляд - оно просто скандально». Зимой 1977/78 года напряжение в отношениях между кино и телевидением достигло крайнего предела. Чтобы понять, в чем было дело, следует вернуться назад. В первые i оды существования телевидения во Франции никто не удивлялся и не тревожился но поводу того, что на малом ж ране показываются старые киноленты, которые уже отслужили долгую и честную службу в кинозалах Парижа и провинции. Прокатчики были рады продать права-как правило, для трех показов, на такие фильмы, ибо уже ниче1 о не ждали от них. Постепенно число таких фильмов увеличивалось. Профессиональные работники кино осознали опасность: у них на глазах пробивались ростки того «якобы бесплатного кино на дому для Франции в домашних туфлях», которое имел в виду Жильбер Tpciyap, вице-президент Национальной федерации кинопрокатчиков К В марте 1972 года Управление французского радиовещания и телевидения, возглавлявшее два действовавших в то время канала ТВ и готовившее ввод третьего канала, подписало с министерством по делам культуры соглашение, принявшее форму «совместной декларации» (в котором профессиональные кинематографисты не были непосредственно получающей стороной). Это соглашение устанавливало своею рода правила игры: передачи фильмов ограничивались 10% эфирною времени; должна была соблюдаться 50-процснтная квота французских фильмов; отдельный пункт предусматривал «ограничение поката фильмов по воскресеньям после полудня, отсутствие фильмов в суббогу вечером по двум первым каналам и полное воздержание от показа фильмов по трегьему каналу в субботу и воскресенье». Другие пункты касались покупной пены на фильмы и предусматривали ежегодное ее повышение на 10°/ Расформирование Управления французского радиовещания и телевидения в 1974 году и создание отдельных объединений гелепро! рамм * привели к необходимости УТОЧНИТЬ позиции. Каждое объединение ежегодно должно coi ласовыва i ь со службами премьер-министра спецификации, уточняющие, какое месго будет занимать показ фильмов но данной программе. ТФ 1 и «Антенна 2» имеют право каждая на показ 150 фильмов в год. ФР 3 имеет право на показ 4 фильмов в неделю как минимум. Есть правила, определяющие процентное соотношение демонстрации французских фильмов (50%, с исключением для фильмов, идущих по разряду «киноклубов» и программируемых в подлинном варианте после 22.30), а также условия предоставления жрана по суббогам и воскресеньям. Эти положения, принятые в 1975 году, не подвергались существенным изменениям в 1976, 1977 и 1978 го-лах. Однако кинема roi рафжл ы были обеспокоены низкими ценами, но которым фильмы приобретались у владельцев прокатных прав, как французских, так и зарубежных, а i m иное, быстротой, с которой французские фильмы недавнего производства переходили с большого экрана на малый. Публикации по поводу нескольких «дел» занимали целые столбцы на страницах корнорати иной печати и были посвящены: «Розовому телефону» Эдуара Молинаро (переданному в эфир 2 января 1977 года программой ТФ 1 фильм вышел в прокат 15 октября 1975 года, то есть за пятнадцать месяцев до этого), «Старому ружью» Робера Энрико1 (переданному 7 апреля 1977 года программой ФР 3 он вышел в прокат 22 августа 1975 года), фильму «Семеро мертвых по предписанию» Жака Руффио (переданному 5 июля 1977 года профаммой «Антенна 2», то есть день в день спустя восемнадцать месяцев после выхода на экраны кино). Сотрудница газеты «Фильм Франсе» иронизировала по этому поводу: «Неужели жизнь фильма завершается через восемнадцать месяцев и его отдают на откуп программам ТВ? Несомненно, износ фильма обусловлен ei о синхронным выходом в десятках кинозалов. Следовательно, не существует более настоящей премьеры с нравом исключигсльною показа, и жизнь фильмов все укорачивается. Принято считать, что 94% сборов фильм получаст за пятна;щать месяцев, что побуждает про;иосеров, вечно нуждающихся в средствах, продавать свои фильмы телевидению по низким ценам. 750000 франков -такова цена уступки телевидению фильма Робера Энрико «Старое ружье», который траполировался в эфир спустя лишь восемнадцать месяцев после выхода на киноэкраны. В то же время драматическая передача стоит в среднем в два-три раза дороже; ее замена кинофильмом, который куплен телевидением по дешевке, крайне невыгодна для кино. В бытность Управления французского радиовещания и телевидения требовался пятилетний интервал между выходом фильма в кинопрокат и его показом на малом экране. Как исключение интервал сокрашдлся до восемнадцати месяцев, в случае когда контракт на покупку фильма был подписан до его выхода в прокат. Если и дальше так будет продолжаться, вскоре не будет необходимости смотреть новые фильмы в кинотеатре; их покажу! на нра- 1 «Film Français» опубликовал ioi;ia письмо, присланное в редакцию г-ном Гийомом. владельцем кинотеатров (9 залов) в)м-лн-Провансе: «Показ по телевидению «Старого ружья» нанес смср1сльный улар кинемато! рафу. Для три геля, не являющеюся профессионалом, «Старое ружье» существовало три месяца. Действительно, mhoi ис из нас повторно выпустили п от фильм, и он шел на наших экранах еще itc долее квартала. Огромный успех обеспечил ему очень большую зрительскую аудиторию, и публика mhoi о i оворила о нем. Но зачем же в данной ситуации и и и в кино, если телевидение показывает фильмы все раньше и раньше». вах исключительной премьеры но телевидению. Очень простой способ разрешить кризис... телевидения»1. В протесте была известная логика, и представители власти сделали по крайней мере вид, что понимают ее. В спецификации на 1978 год (опубликованной в «Фильм Франсе» 22 сентября 1978 года) предусматривается возврат к правилу об интервале в тридцать шесть месяцев между выходом фильма на киноэкраны и его показом на малом экране. Однако это правило не относится к фильмам, созданным совместно с самими телекомпаниями, что в значительной мере лишает его смысла и привлекает внимание ко второй роли, которую m рают в обласги кино как само Управление французского радиовещания и телевидения, так и главным образом объединения-наследники, а именно к роли продюсера. Производство С момента создания Французского объединения радиовещания и телевидения в начале шестидесятых годов телевидение принимает участие в производстве фильмов, предназначенных для большого экрана, в такой же мере, как и для малого. Например, в 1961 году по инициативе Жана д'Арси Объединение стало (вместе с кинофирмой «Софи-рад» и компанией «Жан-Ренуар») копродюсером фильма «Завещание доктора Корделье»*, позволившего престарелому автору «Правил игры»* произвести ряд экспериментов со съемкой несколькими камерами одновременно, что очень его позабавило, прежде чем в той же мере разочаровало. После 1965 года Управление французского радиовещания и телевидения провело несколько операций в сфере ему чуждой, i рлничащей где-то между телевидением и кино, взяв на себя основную ответственность за постановку фи и.мл «Странная игра» Пьера Каста, снятого в 1967 1968 ГГ. по роману Роже Вайана, затем фильмов «Мушетт» Робера Брессона и «Приход к власти Людовика XIV» Роберт о Росселлини*. В этом производстве фильмов Управление имело решающую долю (840000 франков из общей суммы в 1 100000 франков при постановке в 1967 году «Странной игры»); при этом передача в эфир, как правило, на несколько недель предшествовала выходу на экраны кинотеатров. В 1972 году ситуация была в некотором роде упорядочена: Управление получило статус продюсера, признанный Национальным киноцентром, что позволило ему хотя бы частично финансировать производство фильмов, предназначенных в первую очередь для большого экрана. Тем временем, особенно после ликвидации Управления в 1974 году, объединения-наследники заняли во французском кино месго, оказавшееся вскоре весьма значительным: три из них («Сосьете франсез де продюксьон», ФР 3 и Национальный институт аудиовизуальных средств) унаследовали, каждое в отдельности, пресловутый статус продюсера, приобретенный в 1972 году. Этот статус открывал им доступ к Фонду помощи для осуществления операций, которые они могли бы предпринимать совместно с другими продюсерами. Предусматривалось, что объединения телепрограмм могли участвовать в кинопроизводстве с долей не свыше 50% бюджета снимаемого фильма; их участие могло осуществляться либо в форме наличных средств, либо в виде оказания услуг. Предусматривалось также, что «смонтированные» таким образом фильмы могли выходить в эфир по телеканалам спустя восемнадцать месяцев после их выпуска на киноэкраны и что этот срок мог быть сокращен до двенадцати месяцев по взаимному согласию договаривающихся сторон. Всего за несколько месяцев роль объединений телепрограмм стала ведущей в экономике кино. За три года одно лишь объединение ФР 3 приняло долевое участие в бюджете 37 французских фильмов, включая картины: «Судья и убийца» Бертрана Тавернье, «Свет» Жанны Моро, «Провидение» Алена Рене, «Торжественное причастие» Рене Фере, «Кружевница» Клода Горетта, «Через горы» Жан-Франсуа Стевенена, «Парсифаль Галлиец» Эрика Ромера 1. Таким образом, дошло до того о чем свидетельствуют выходные данные фильма, что все три объединения, владеющие нравами продюсеров, соединились для производства престижного фильма, например, картины «Торжественное причастие», которая по своей повествовательной структуре, по количеству персонажей, по их расположению на экране в длинных общих планах и даже просто по своему формату (широкий экран) как нельзя более далека от того, что можно считать телевизионной нормой... Руководитель ФР 3 Морис Казнёв следующим образом определял в 1977 году политику, проводимую этой программой телевидения: «Нам предоставляются кредиты для участия во французском кинопроизводстве. Эти деньги принадлежат зрителям. Поэтому ни в коем случае не может быть и речи о каком-либо меценатстве в области кино... Из общей суммы кредитов, которой мы располагаем, одна треть используется для помощи молодым кине-матографисгам, которые без такой поддержки не смоиш бы успешно завершить свои кинематографические начинания... При каждой предлагаемой нам постановке мы тщательно рассматриваем и оцениваем на заседаниях комиссии, составленной на паритетных началах из представителей кино и телевидения, рентабельность и шансы на успех данною кинопроизведения...» 1 Практически объединения-наследники бывшего Управления стали экономической базой авторскою кино, с 1976 года кино престижного. Именно они способствуют своим вмешательством предоставлению аванса в счет сборов и помогают осуществить замысел, который крупные компании сочли недостаточно «коммерческим». Тут и «Провидение» Алена Рене (совместная постановка СФП и ФР 3), и «Дороги на юг» Джозефа Лоузи (также СФП и ФР 3), и «Глубины воздуха красные» Криса Маркера (ИНА), и «Скажите ему, что я люблю его» Клода Миллера (ФР 3), и «Одна поет, дру!ая нет» Аньес Варда (СФП и ИНА), и «Чего же они хотят?» Колин Серро (ИНА), и «Я Пьер Ривьер...» Рене Альо (ИНА и СФП), и «Виолетта Нозьер» Клода Шаброля (ФР 3), которые, вероятнее всего, не увидели бы света без вмешательства телевидения. Продвижение Возьмем обычную неделю окт ября 1978 i ода. Три канала французского телевидения показывают десяток фильмов, из которых примерно треть французские (жители Эльзаса, Лотарингии, севера Франции могут пополнить свой выбор, принимая швейцарские, немецкие, люксембургские и бельгийские передачи в некоторых кантонах на севере Эльзаса телезрители, находящиеся в благоприятных условиях и имеющие хорошую аппаратуру, располагают семью программами). И в то же время но одним лишь французским программам идет девять передач о кино. Тут («Кинопремьера» по ТФ I) прш лашена Франсуаза Жиру * побеседовать о двух понравившихся ей фильмах из числа только что вышедших на жраны. Там («Сегодня, мадам» но «Антенна 2») телезрительницы комментируют шесть новых фильмов. В другом месгс («Женский взгляд» по ТФ 1) идет речь о «показательной» карьере Мишеля Пикколи *, воплощающего «тип соблазнителя, Дон Жуана французского кино». Есть еще «Взгляды на кино» по ФР 3, «Зрительский эпизод» поТФ 1, телеигра «Господин Кино», несколько передач исторического плана («Проделки кино», «История французского кино») или более специализированных («Аспекты французского короткометражного кино»). В итоге - присутствие кино на малом экране, которое вызывает неослабный интерес. Фильм может быть выдвинут на первый план как явление культурного порядка, представлен как последняя новость наравне с новорожденной моделью автомобиля марки Рено или очередным изобретением по части домоводства и как событие, кото-рос необходимо увидеть. В обоих случаях, с различной долей демагогии, преследуется одна цель: вытолкнуть француза из домашнего кресла и направить его в кинозал, где за 17 франков он увидит полностью фильм, из которого ему показали лишь отрывок. Представители прессы, рекламирующие фильм, не ошибаются, затрачивая массу энергии на то, чтобы добиться показа ста метров пленки в передаче в самое удобное для зрителей время на малом жранс. В результате фраза, которую столько раз приходилось слышать за последние десять лет: «Этот фильм, наверно, неплох, я видел из него отрывок по телику...» ГЛАВА Кинематографическое зрелище Возьмем какой-нибудь центр департамента где-нибудь на восгоке Франции в середине пятидесятых годов. Население чуть более пятнадцати тысяч, три кинотеатра, управляемые одним владельцем. Ежевечерние сеансы в будни, три сеанса по воскресеньям. На каждом сеансе обильный репертуар. Сперва две, а то и три короткометражки, представляющие собой короткие комедии (американский фильм «Три комика», дублированный на французский) или полицейские сюжеты в английском духе (гоже дублированные). Многие ленты воспроизводят другие формы зрелища, примитивно снимая на пленку исполнение песни, номер кабаре или скетч известного шансонье, чтобы донести до провинциалов обрывки парижской жизни, которую тслесеть еще не в состоянии передан, по всей территории Шестиуголь-ника. Есть и «документальные» ленты в худшем смысле термина, а норой никогда не объявляемые заранее короткометражные авторские фильмы. Просвещенные зрители из тех, что посещают киноклуб (один сеанс в две недели, привлекающий высокопоставленных граждан В педагогов)* передают в таком случае из уст в уста информацию: в «Эдеме» пойдет «Фрапжю». Затем следует хроника. И сразу без перерыва большой фильм. После второго ролика резкая остановка. На экране появляется объявление: «Антракт. Открыт бар...» Перед экраном опускается полотнище, без зазрения совести размалеванное местной рекламой. Часть зрителей (главным образом мужчины) направляются в бар. Другие, более многочисленные, выходят на улицу выкурить сигарету. Им не дается никакой контрамарки. Поэтому очень часто вместе с возвращающимися курильщиками в зал проникают безбилетники и устраиваются на свободных местах, чтобы посмотреть последние две трети полнометражного фильма... Однако до этих долгожданных двух третей киномеханик показывает еще два, три или даже четыре рекламных отрывка из новых фильмов и пят и- или десятиминутную рекламу, идущую иод знаком «маленького шахтера» (ах, Родольф и его любимый шампунь «Доп»...)*. Сеанс окончен. Он длился примерно три часа, иногда немного дольше, если «большой фильм» превысил девяносто минут, которые в те времена были редко нарушаемой нормой. Большая часгь французских кинозалов соблюдала правило, требовавшее, чтобы «сеанс» состоял минимум из «короткого сюжета», журнала кинохроники и полнометражного фильма. Большинство присовокупляли, не без выгоды, некоторое число рекламных роликов. Двадцать лет спустя в двух третях французских кинозалов крупных городов, в многозальных комплексах, где почти повсеместно восторжествовала формула «непрерывного» показа, киносеанс ограничивается чаще всего рекламой, роликом, извещающим о программе будущей недели или соседнего зала, и полнометражным фильмом. Именно второстепенные составные элементы кинематографическою зрелища претерпели значительные изменения. Короткометражный фильм В 1958 году он является еще активной частью французскою кино. Закон 1953 года о помощи стимулировал его производство и поощрял инициативу и поиск, учредив премии за качество. Молодые кинемами рафисгы, которым мальтузианские тенденции * киноиндустрии закрывали дорогу на студии, обратились к короткометражному кино в поисках самовыражения. Объединенные в рамках «Группы тридцати»*, эти авторы, довольно многочисленные, создают высококаче-ci венные фильмы. Однако Ален Рене, Жорж Франжю, Ян-ник Бсллон, Пьер Каст, Жак Дсми или А пьес Вар да moi у i работать при условии, что их фильмы будут иметь обширный рынок: несколько тысяч кинозалов, еженедельно ■loi тощающих один, два или три фильма для первой част и программы. Перестройка всей системы кинозалов повлекла за собой медленный и неотвратимый упадок французского короткометражного фильма. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|