ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
4 страница. 1 Действительно, было очень мало призывов вернуться к традиционной цензуре, к резкому запрещению порнофильмов1 Действительно, было очень мало призывов вернуться к традиционной цензуре, к резкому запрещению порнофильмов. 'За десятилетие нравы сильно изменились... Реакцию возмущения вызывают не столько фильмы, сколько возникающая вокруз них обстановка. Такова, например, позиция мэра города Рубе: «Ко1да переходя г «раницы, пределов уже ничему нет. Если люди ходя! в кино смотреть всякое свинство-это их дело. Но пусть это свинство не навязывают чем, кто от него отказывается. Я - против цензуры, но я возражаю также против той агрессивности, которая сейчас наблюдается». А вот реакция епископа города Марселя монсеньора Ечсгаре: «Каждый может смо1реть на то. ЧТО способна cicpiieib ею совесть, но мне представляется невыносимым, когда вызывающие афиши выставляю! на виду у всех, на улицах» («Le Point», 29 septembre 1975). «Мы обязаны защитить свободу тех творческих деятелей, которые отказываются продавать свой талант ради выгод, приносимых порнографическими и жестокими фильмами. Если государство своевременно не обратит на это внимание, может сложиться ситуация, при которой одно только порнографическое и жестокое кино останется жизнеспособным в финансовом отношении. Зрители будут тогда обречены смо-треть зрелища только этого жанра либо должны будут вообще отвернуться от кино. В целях защиты свободы зрителей и творческих деятелей было бы правильно вернуться к равновесию, которое можно обеспечить соответствующим налогообложением порнографических фильмов и фильмов, воспевающих жестокость, а также усилением помощи другим формам кино» На протяжении осени 1975 года шла оживленная полемика в кругах, связанных с кинопромышленностью; в результате взгляды разделились, однако общественное мнение оставалось равнодушным. Времена «Монахини» отошли в прошлое. После некоторых колебаний власти решили прибегнуть к налоговым мерам 2. Правительство поставило на голосование две дополнительные статьи к финансовому закону на 1976 год (закон № 75-1-278 от 30 декабря 1975 г.), согласно которым устанавливался специальный режим для фильмов «порно1 рафических или побуждающих к насилию»: «Статья II-1: Налог с дополнительной стоимости взимается в повышенных размерах в случаях передачи прав на фильмы порнографические или побуждающие к насилию, равно как и права доступа на сеансы, во время которых такие фильмы демонстрируются. Статья II-2: Порнографические фильмы... произведенные па предприятиях, которые не пользуются юридическими правами на территории Франции, служат основанием для обложения их прокатчиков специальным налогом. Статья П-5: Действие настоящей статьи распространяется на кинематографические зрелища, согласно представлению Комиссии по контролю, которое ут- 1 «Le Point», 29 septembre 1975. : Jvcs Roussel-Rouard. Histoire d'X. Paris, 1976. 4-732 верждается министром, занимающимся вопросами кино». Уже 14 января 1976 года появился первый список, насчитывающий около 160 названий фильмов, отнесенных к новой категории «X». С тех пор лот список регулярно пополнялся: ежемесячно категорию «X» присваивают около пятнадцати фильмам. Закон был принят в декабре 1975 года и дополнен 6 января 1976 года декретом, в соответствии с которым обозначение «X» стало обязательным и для кинозалов, специализировавшихся в показе порнофильмов. Практически этот закон имел два последствия: в Париже и в больших провинциальных юродах возникло вполне процветающее «гетто» порнокино; кроме того, имело место возвращение к своего рода протекционизму, вероятно, объясняющему легкость, с ко юрой закон был принят французскими профессионалами, работающими в этой области,-ведь закон закрывал доступ на французский рынок немецкой, американской и скандинавской продукции норнокино. На наши города опустился великий покой в отношении порно '. В конце 1976 года по инициативе журнала «Экспресс» был проведен опрос, результаты которого опубликованы в номере от 27 декабря 1976 года. Любопытно, что они отражают одновременно и стирание значения понятия цензуры, и некоторую растерянность общественного мнения. На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым осуществление контроля за фильмами, то есть цензуры?» 65% опрошенных ответили положительно. Однако на следующий вопрос: «Кто должен, по Вашему мнению, осуществлять 1 Ьыло лишь одно исключение, nu-видимому представлявшее арьергардный маневр консерваторов, наиболее преданных традиции: речь идет о сожжении копии фильма «Примершица» (фильм категории «x», спи i i.iи Сержем Корбсром под псевдонимом); сожжение было совершено но приговору уюловного суда xvii округа Парижа, вынесенному на основании ж.i.iooi.i Ассоциаций в защту семьи. Судья)ннион дал следующее разьясненис: «Наш административной власти надлежит, в рамках своих полномочий, определять условия, в которых осуществляется прокат порно! рафических фильмов, то судебная власть должна на основании преде i.тленных ей фактов выявить члементы правонарушения, наносящего оскорбление нравственности, которое предусмотрено и наказуемо в соответствии со ci.ni.cn 283 Уголовного кодекса». Репортер ГВЭСТЫ «Диберасьон» заметил но зтому поводу: «Со времен нацистской оккупации во Франции не был уничз ожеп ни один фильм». Приювор по поводу «Примершицы» (8 ноября 1976 г.) остался единичным случаем. такой контроль?» 48% ответили: «Зритель», и только 33% ответили: «Государство». Словом, многие из тех, кто желает, чтобы цензура сохранилась, считают ее необходимой... для других! Что касается Комиссии по кот ролю, ТО она Проводит большую часть своих заседаний, присуждая категорию «X» нескончаемому числу порнографических фильмов... Есть доля иронии в том, что некоторые благородные отцы семейств и кадровые военные, заседающие в этой комиссии, стали лучшими французскими специалистами по части этого кино-бис... Место кино в системе рыночной экономики «Разумеется, было бы проще всего, если бы компании но производству фильмов расно-i.ii ал и собственными фондами. Что было бы идеальной ситуацией... К счастью, однако, что исключено. Масса наличного капитала, который можег быть вложен в кинопроизводство, довольно незна-чи i с il.пл. и необходимо, чтобы сама киноиндустрия выделяла средства для собственного финансирования. Анри Л асе и. продюсер* Традиционный образ кинопродюсера (сшара, акгри-сульки и миллионы) никогда не был слишком реальным в небольшом мирке французского кино. А в наши дни еще меньше, чем когда бы то ни было. Сегодняшний продюсер не финансовый воротила, не скупщик чужой совести, а всего лишь человек, имеющий, в общем, некоторые технические познания и распола1ающий связями в профессиональных кругах кино и «монтирующий» все дело. Конечно, здесь подразумевается «монтаж», ничего общего с обычным монтажным столом не имеющий. Речь идет о том, чтобы под проект фильма, в значительной мере уже подготовленный (с написанным сценарием, подобранной съемочной группой, наметками исполни ic- 1 «De l'autre côté de l'écran». Paris, 1975 (F.d.lX'noël). 4* SI лей на роли), собрать наличные капиталы и обязательства, внушающие доверие, на основании которых специализированные банковские группы согласились бы открыть прямое кредитование. Тогда съемки могут действительно начинаться. Практически источники финансирования безграничны, и не существует типовою плана подютовки фильма. Вначале может быть или не быть аванс в счет сборов. Даже если принято решение о предоставлении аванса, управляющий Фондом помощи выдает его лишь после того, как план финансирования фильма окончательно одобрен экспертами Национальною центра кинематографии. Во всяком случае, аванс, пусть даже значительный, может быть лишь «затравкой». Надо искать что-то еще. За исключением тех редких случаев, когда фильм финансируется из личных средств режиссера или какого-либо мецената, продюсер должен в первую очередь обратиться к прокатчику. Он живописует прокатчику, каким будет законченное произведение, перечисляет намечаемых исполнителей, режиссера, козыряет прежними успехами тех и других. В благоприятном случае французский прокатчик заинтересовывается. Он соглашается дать аванс или гарантию, покрывающую почти половину предполагаемого бюджета. В таком случае продюсер может считать, что ему крупно повезло, но и этого еще недостаточно. Он может найти в Италии, Испании или Федеративной Республике Германии партнера-продюсера, согласного войти в долю, при условии некоторых изменений проекта, повышающих привлекательность замыста для данной страны (чаще всего речь идет о приглашении актера, популярного в Италии, Испании или Западной Германии...). Продюсер может также заключить соглашение, аналогичное тому, которое уже связывает ею с прокатчиком, с компанией, специализирующейся на продаже французских фильмов за границу, таким образом он снова получает гарантию, присоединяемую к первой... Он может подписать договоры о долевом участии с некоторыми третьими лицами: с режиссером, с актерами. Они становятся тогда партнерами продюсера, но получают свою долю лишь при наличии сборов. Наконец, он может договориться с техническими фирмами (предоставляющими в аренду оборудование), с поставщиками пленки и проявочными лабораториями и получить согласие на оплату счетов в рассрочку. На эти солидные договоры наслаиваются мелкие сделки: соглашения с торговцем галстуками, с парижским аэропортом, с виноделом или с подрядчиком по недвижи-мостям, заинтересованным в том, чтобы лишний раз упомянули новый жилой комплекс, возводимый им в парижском предместье Ивлин; каждый вносит свой маленький вклад-наличными или в виде услуг, который присовокупляется к общему бюджету и будет соответственно упомянут в выходных данных фильма. Когда в портфеле продюсера накапливается кипа подписанных дотворов, он представляет свой план Национальному центру кинематографии. Досье внимательно изучают. Если в целом план производит надежное впечатление, он получает одобрение. Только на этой стадии размораживается ожидаемый аванс в счет сборов. В большинстве случаев ни прокатчик, ни экспортер фильмов не вносят наличных средств, они дают лишь гарантию покупки готового фильма. Тогда продюсер обращается к объединению банков, специализирующихся на подобных вексельных операциях; там в свою очередь изучают досье, удостоверяются в ТОМ, что оно действительно одобрено Национальным центром кинематографии, и лишь после этого авансируют значительную долю оговоренной суммы. Разумеется, банки требуют плату за свои услуги... Воз когда съемки фильма могут действительно начинаться. Из вышесказанного следует, что продюсеры больше не являются-да и являлись ли они когда-нибудь во Франции?-ключевой фигурой киноиндустрии. Помимо опеки государства, французское кино находится во власти сетей проката и кинотеатров. Системы, все более концентрируемой, все более могущественной. В семидесятых годах капиталистическую основу французского кино составляют именно крупные объединения, владеющие киносетью. К 1960 году во Франции оставалось еще значительное число мелких владельцев кинотеатров, которых можно уподобить лавочникам от кино. Примитивно управляющие кинозалом в соседнем квартале или в небольшом городке, они были похожи на трогательных кустарей-самоучек, описанных Роже Гренье в «Киноромане». Спустя двадцать лет они почти уже не встречались. Только самые приспособленные выстояли в борьбе за жизнь, вызванной концентрацией экономики, и основали небольшие «империи» местного масштаба. Остальные либо продали свои кинозалы, незамстди 1елыю превращенные в универсамы, гаражи или пиццерии, либо были вынуждены войти в состав общенациональной системы и, оставаясь владельцами собственных стен, смириться с ролью управляющих, исполнителей решений, принятых в парижской штаб-квар-i ире фирмы с разветвленными щупальцами. Благодаря концентрации сети кинозалов французское кино так или иначе приспособилось к гехнокра i ическому капитализму Пятой республики. В области проката три группировки с несколько размытыми очертаниями заняли постепенно ведущее положение, чаще всего опираясь на поддержку политических сил: сеть «Парафранс» (Сиритц-ки), сеть «Гомон-Ilare» и главным образом «Генеральное кинематографическое объединение» (UGC), представляющее собой высшее достижение технократизированной жо-номики семидесятых годов. Ч гобы понять описываемую ситуацию, надо вернуться к далекому прошлому. В годы оккупации Франции немцы захватили в свои руки ряд кинематографических заведений, и в частности сеть кинозалов, которые предназначались для развлечения солдат. После Освобождения чти заведения были секвестрованы. В их состав входили: (небольшой) производственный сектор, незначительная доля участия во Французской компании кинопроката (CFDC) и главным образом несколько кинотса i ров шесть больших залов в Париже и шестнадцать в крупнейших провинциальных городах. В течение двадцати пяги лет управление «Генеральным кинема roi рафическим объединением» осуществлялось но принципу своего рода государственной монополии, подчиненной Национальному центру кинема-| о! рафии. Однако кинозалы, принадлежавшие «Генеральному кинематографическому объединению», вели коммерческую политику, мало отличавшуюся от политики, проводимой частными владельцами. После ухода генерала де Голля от власти в 1969 году в кинематографических кругах можно было часто слышать разговоры о «денационализации» «Генерального кинематографического объединения». Чтобы положить конец слухам, г-н Бетанкур, временно исполнявший обязанности министра по делам культуры, заявил в Парламенте 13 ноября 1970 года: «По инициативе министра экономики и финансов в апреле начнутся переговоры о продаже „Генерального кинема i oi рафического объединения"». Действительно, соглашение о передаче объединения подписано 5 февраля 1971 года. Генеральное кинематографическое объединение в ею первоначальной форме продано государством группе частных владельцев кинозалов, представленной в лице Жан-Шарля "Зделина. Газета «Монд» от 14 и 15 февраля 1971 года уточняет: «Группа, в которую входят около ста владельцев кино ica i ров, кош полирующих примерно триста залов, рассредоточенных по всей Франции, составлена из десяти группировок экономических интересов, соответствующих закому же числу «кинематографических региионов». Эти десять группировок образовали две компании с переменным капиталом «Юсидекс» и «Юфидекс»,- которые откупили одна 51%, а другая 49% общего капитала Генерального кинематографического объединения. Стоимость передачи Генерального кинематографического объединения исчисляется в 59200000 франков. Одна часть этой суммы, соответствующая капиталу «Юфидекс», обеспечена личными взносами акционеров владельцев кинозалов. Другая часть, соответствующая капиталу «Юсидекс», эквивалентна сумме займов, предоставленных несколькими национализированными и частными банками. Возмещение всех кредитов предполагается завершить в десятилетний срок. С этой целью новые акционеры будут отчислять 2,5% своих еженедельных сборов». Образцовая концентрация, вполне соответствующая пожеланиям тогдашнего министра экономики и финансов Валери Жискар д'Эстсна. Ибо концентрация на повестке дня. В марте 1970 года «Пате» и «Гомон» объединили свои сети кинозалов, создав группировку экономических интересов (GIE). Весной 1972 года группировка «Пате-Го-мон» уже обеспечивает кинореиергуар 238 залов, из которых 67-в самом Париже, а 26-на его периферии. В январе 1974 года эта цифра возрастает до 446. С тех пор ее рост не прекращается... Весной 1972 года третья из ведущих компаний «Парафранс» объединяется с фирмой «Осеаник» для совместного обеспечения кинопро1рамма-ми 148 залов, из них 33 находятся в Париже. Каждая из этих трех групп непрестанно расширяется и за счет создания новых кинозалов, и путем присоединения (в результате все новых iicpci оворов) кинозалов, принадлежащих мелким владельцам, которые больше не в силах сопротивляться: крупные объединения добиваются для себя в прокатных фирмах исключительного права на показ почти всех «ходовых» картин, оставляя независимым выпуск повторных фильмов, а также фильмов, стоящих вне общего потока кинопродукции, фильмов «художественных и экспериментальных», т.е. не имеющих надежного коммерческого успеха1, и, естественно, порнофильмов. Кинозалы: топографическая концентрация Газета «Фильм фра нес» (орган киноиндустрии) помещает в номере от 31 августа 1973 года по рубрикой «Голос кинофикации» три следующих сообщения. Из Лиона (где незадолго до этого уже были открыты четыре кинозала «Пате»): «Кинотеатр «Конкорд» исчез, чюбы освободить месю для четырех новых залов. Из недр кинотеатра «Скала» вскоре поднимутся шесть новых залов...» Из Пуатье: «12 июня сего года закрылись двери кинотеатра «Кастилия». Зал на 550 мест, построенный в 1930 голу и переоборудованный в 1948 году, будет теперь преобразован в комплекс из трех кинозалов, расположенных друг над другом...» Из Ьордо: «После того, как «Генеральное кинематографическое объединение» с успехом ввело в эксплуатацию пять кинозалов «Ариэль» взамен прежнего «Рио» и объявило об открытии шестого кинозала на месте бывшего кафетерия, в Бордо начинается строительство еще шести новых залов (речь идет о замене старой «Олимпии» четырьмя новыми залами, а также о присоединении к кинотеатру «Франсе» трех дополнительных залов)». Почти каждую неделю поступает масса подобных сообщений. И если французское кино оживилось за последние пятнадцать лет, то произошло это именно в области строительства... 1 Так называемые «films d'art et d'essai». Прим. персе. Власть крупных группировок, и в частности «Гомона», стала ощутимой в 1976 1978 п. даже в области «художественных и экспериментальных фильмов». Распространение целого ряда значительных фильмов, права на которые были первоначально приобретены прокатчиками-одиночками или энтузиастами згог о дела, «Гомон» взял в свои руки, включив их в разряд «художественных и экспериментальных» программ в кинозалах, находящихся под его контролем. Различные законы о помощи кино предусматривали частичное использование Фонда помощи для благоустройства кинозалов. Декрет от 16 июня 1959 года следовал этой установке: «Содействовать созданию кинотеатров, наиболее отвечающих требованиям, связанным с преобразованием городов, а также с демографическим и социальным развитием». Инструкция министра по делам культуры от 15 октября 1968 года уточняет условия оказания помощи при создании новых залов («мероприятия, направленные либо на сооружеггие зала на свободном от застройки участке, либо на полное преобразование уже имеющихся помещений, ггри условии, что таковые не использовались ранее в качестве кинотеатров»). При этом предоставляются субсидии, покрывающие от 25 до 50% сметы на производство работ по профессиональному оборудованию кинозалов. Практически кинополитика крупных группировок и помощь государственных организаций привели к сохранению общего числа киноустановок, несмотря на закрытие сотен кинотеатров, особенно в сельских. тестностях. Торговцы киггематографом остановили свой выбор на городских зрителях. Они выбрали также место торговли: комплекс или многозальный кинотеатр, используя для этого либо высвобожденное пространство на месте прежнего кинозала больших размеров (упоминавшийся выше лионский кинотеатр «Ла Скала», который представлял собой огромный зал, основанный в 1945 году «Генеральным кинематографическим объединением», и был разделен ггри перестройке на шесть просмотровых залов), либо в специально возведенном из бетона здании, группируя современные киноустановки, залы с комфортабельными креслами, причем потери полезной площади сводятся к минимуму. Такое стремление к концентрации, выразившееся в создании многозальных кинотеатров, объясняется как изменением публики (несомненно, что искомая цель зритель семидесятых годов готов дороже заплатить за месго в кинозале, еези кресло его будет изящным, модным по своему «дизайну» и соответствующим представлению о современной роскоши, навязанному средствами массовой информации), так и изменением принципов эксплуатации: задача состоит в том, чтобы продать поскорее (кинобоевик, о котором говорят по телевидению, чьи афиши в данный момеггт покрывают рекламные щиты, арендуемые на вес золота, и мелькают на всех автобусах, боевик, от ко- торою ожидают верною успеха, должен выйти всюду одновременно), и к тому же продать с минимальными за-фатами: по логике финансиста, управляющего много-зальным кинотеатром, достоинство згою заведения состоит в снижении общих расходов, в сокращении обслуживающего персонала и в максимальном использовании драгоценных квадратных метров городской территории В Париже Столица предел авл яе гея зеркалом, отражающим в увеличенном и даже карикатурном виде ситуацию во Франции в целом. В ней можно отчетливо различить три феномена, не совпадающих точно ПО времени. Прежде всею, происходящее в основном в шестидесятые годы неприметное исчезновение больших залов для простонародья в периферийных районах юрода. Пришвартованные к парижским бульварам большие корабли, С потемневшей позолотой и пыльным бархатом, уступают место гаражам или сдаваемым внаем жилым домам. «Пале Рошешуар» (1600 мест) закрывается 11 ноября 1969 года. Спустя три года наступает черед «Гомон-Паласа» на площади К пипи. с его съемным органом и залом на 3800 мест, заведения, бывшего своего рода эмблемой массовой эксплуатации кинозрелища времен начала «говорящего» кино. Кинотеатр закрыли, здание снесли, оставив в окружающем пейзаже дыру, почти столь же впечатляющую, как и дыра на месте «Чрева Парижа»-\ В конце шестидесятых годов в Латинском квартале* открывается первый комплекс (три зала «Люксембург»). 1 Дело заключается в управлении и рентабельности. Почти не принимается во внимание тог факт, что значительное число многозальных кинотеатров не соответствую! техническим требованиям, предъявляемым к проекции, размерам жрана, расположению кресел по отношению к высоте жрана. Зритель нормального роста, сидя в комфортабельном кресле, обычно видит перед собой голову друюго зрителя, «съедающую» нижнюю греть жрана. Но ведь этот «дру| ой» зритель гоже сидит в комфортабельном кресле... Смотрите по этому поводу удручающий резулыа! опроса, проведенною редакцией журнала «Que choisir» (№ 114, janvier 1977). 2 Описываемый «Гомон-Палас», последний носитель этого названия, был построен в 1931 1932 гг. на мсете прежнею ипподрома, а позднее-первого кинотеатра «Гомон-Палас», открытого в 1911 г. SX После 1968 года движение захватывает бульвары, Елисей-ские поля, кваргал Моннарнас, несколько площадей, расположенных подобно вехам на путях автомобильного проникновения в центр города (площади Клиши, Насьон, Авеню д'Орлсан). Кинематограф врасгает в царство бетона. Традиционные хорошо расположенные залы дробя гея на три, пять, семь единиц, каждая из которых насчитывает порой менее ста мест. В этих залах натягивают экраны шириной менее двух метров размер жрана в «Гомон-11ала-се» был двадцать четыре метра на тринадцать! И, наконец, кино сосредоточивается в некоторых привилегированных кварталах, отведенных иод увеселения. 1ам есть и ночные рестораны, и другие зрелища. Елисей-ские поля (к концу 1977 юла в Восьмом округе города насчитываются 62 зала), Латинский кваргал (82 зала в Пятом и Шестом OKpyiax), Большие бульвары, Моннарнас. Наоборот, крупные округа на востоке Парижа (Девятнадцатый и Двадцатый) с преобладающим простонародным населением приходят в запустенье но части кино.В итоге однако туг важно помнить, чему соответствуют цифры: залы, существовавшие в 1957 году, были в большинстве своем большими, тогда как залы 1977 года зачастую очень малы,-общее число парижских кинозалов возросло с 285 в 1957 году до 440 залов в ноябре 1977 юла. Периферия Парижа Практически большинство традиционных кинотеатров предместий Парижа исчезли. В 1970 году предместья были крайне недостаточно кинофицированы: Кретёй главный юрод департамента, с населением свыше миллиона, предоставлял постоянно проживающим в нем шестидесяти тысячам жителей только один ветхий кинозал на 300 мест. (Примерно для такою же по численности населения в юроде Шалон-на-Соне имелось семь ежедневно действующих кинотеатров.) Однако население «малой короны» * (О-де-Сен, Сена Ссн-Дени, Валь-де-Марн) быстро увеличивалось. Этим воспользовались крупные фирмы во главе с «Генеральным кинеманмрафическим объединением» и «Гомон-Пате», которые поддержали инициативу региональных владельцев кинотеатров, создателей маленьких «империй» возле Версаля или Ножана. На основе вышеупомянутой ин- >ч струкцииот 15 октября 1968 юда государство согласилось оказать помощь в размере около 50"„ стоимости оборудования кинозалов. Но главную роль сыграли крупные частые финансовые i рупиы и компании со смешанным капиталом*, осуществляющие профамму урбанизации, в соответствии с которой методически бетонируются все новые зоны заселения, от Сарселя до Кретёя; с целью закрепления на новых местах клиентов-жителей эти финансовые группы поощряли строительство кинотеатров параллельно с возведением pei иональных торговых центров. КОЛИЧЕСТВО КИНОЭКРАНОВ по tJj - комплекс, имеющий свыше трех экранов; 24/22 - первая цифра: цифра в квадратике указывает число экранов. данные на ноябрь 1957 года вторая цифра: на ноябрь 1977 года. Этим объясняется бурный росл мноюзальных комплексов вокруг Парижа, в частности к северу и востоку от столицы, в предместьях с населением, наименее обеспеченным материально. Западное предместье оснащено не в такой степени, вероятно пот ому, что его население, имеющее более высокий уровень жизни, охотнее потребляет продукцию кинематографа на Елисейских полях или на Монпарнасе. Провинция Сельский кинозал (300, 500 мест в кантональном центре, со скрипучими сиденьями и занавесом, размалеванным кричащими рекламами) пережил свои лучшие времена в периоде 1935 по 1955 год. Конкуренция телеэкрана и в еще большей мере общедоступность автомобиля оказались для нею роковыми. На смену ему ничею создано не было. Отныне сельской Франции кино неведомо, не считая районов развитого туризма, где региональные сети, связанные прокатными договорами с большими общенациональными компаниями, пользуются правом исключительного показа фильмов: зимой - в горных курортах, летом на пляжах. Крупнейшие провинциальные юрода воспроизвели в меньшем масштабе феномен, имевший место в Париже. Отказ от кинозалов в небольших кварталах, сосредоточение многозальных кинотеатров в нескольких все более специализирующихся районах. Концентрация, доходящая порой до полного бреда, как, например, в Лилле или в Марселе. В Лилле на улице Бетюн, длиной в несколько сот метров, сгруппированы двадцать îpn кинозала, в том числе два комплекса по восемь залов каждый, прина;глежащие «Гомон» и «Генеральному кинематографическому объединению»... В Марселе на протяжении двухсот мет ров улицы Каннебьер по одной стороне следуют Друг за другом: в доме № 110 комплекс «Пате» из семи залов, в № 114 - «К 7» (восемь залов), в № 134 «Капиголь» (восемь залов), в Ш 162 «Одеон» (пятьзалов). На противоположной стороне -три зала «Ноай», специализирующиеся на показе порнографических фильмов. Зато большие oKpyia на севере города, заселенные прост она ро;ц>ем, почти полностью лишены кинообслуживания. В крупнейших городах страны к 1978 году концентрация кинозалов была почти завершена. Только в городах средней величины в конце семидесятых годов еще сохранились индивидуальные владельцы, эксплуатировавшие небольшие сети из четырех или пяти залов и потихоньку прозябавшие в пределах своего департамента. Стоящие в стороне (независимые) Остаются еще независимые. Владельцы кинозалов и прокатчики, которые процветают или подвизаются в нечетко ограниченных сферах «художественных и экспериментальных фильмов», авторского кино, кино политического, допускающих иногда, особенно в провинции, некоторые усгупки порнографическому кино. В декабре 1977 года «Фильм франсе» составил перечень 62 прокатных фирм. Среди них были пять филиалов «ведущих» американских кинокомпаний, включая отделение «Фокс», поглощенное спустя несколько недель фирмой «Гомон». Естественно, к их числу относились три вышеупомянутые французские фирмы: «Гомон», «Парафранс» и «Генеральное кинематографическое объединение» (однако каталоги прокатчиков, входящих в состав последних двух компаний, весьма скудны и не отражают территориальную сферу проката этих компаний; само собой разумеется, что управляющие кинозалами «Генерального кинематографического объединения» напрямую «договариваются» о фильмах со всеми крупными прокатчиками, как американскими, так и французскими). В указанный перечень входили и мелкие кустарные фирмы, как правило, созданные при каком-либо парижском кинотеатре с определенным репертуаром в целях распространения во Франции двух или трех фильмов, ставящих перед собой высокие цели, но трудных для проката или отвергнутых крупными дельцами: к ним относятся фирмы «Сен-Дистрибюсьон», «Сснт-Андре-дез-Ар-Ди-стрибюсьон», «Ля Кле-Дистрибюсьон»... Само собой разумеется, что удельный вес каждой из этих компаний нельзя сравнивать ни в сфере эксплуатации, ни в сфере проката. Если дело доходит до борьбы, то происходит неравная схватка между тяжелыми орудиями сферы распространения (соединяющей прокат и эксплуатацию и зачастую прокатывающей фильмы, целиком или частично созданные самой же фирмой) и мелкими «рогатками» экономической системы, объединившимися во Французскую ассоциацию кинотеатров художественных и экспериментальных фильмов. Очевидно, что в структурном отношении именно крупнокалиберные орудия имеют достаточную силу, чтобы подчинить себе рынок и оказать давление на творческий процесс. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|