ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
3 страница. 1 Употребляемое иноиш название Франции, по форме своей напоминающей шестиугольник1 «Le Monde», 2 avril 1971. 2 «Carrefour», 28 avril 1971. 1 Употребляемое иноиш название Франции, по форме своей напоминающей шестиугольник. Прим. перен. * См. ниже. с. 36 37. республики»-ЮДР) пошел по следам коллеги из Тура, возвестив об зтом, как он выразился, «сигналом трна»; он запретил на всей подведомственной ему территории «всякий показ фильмов эротическою, порнографического или непристойного характера»1. Однако прошла пора «сигналов горна». Изменились нравы, и арьертрдные бои нескольких оскорбленных или расчетливых мзров медленно отошли в небытие среди ироничного равнодушия. Цензура не могла больше оставаться такой, как прежде. После 1972 юда громкие «дела», потрясавшие предыдущее десятилетие, кажутся чуть ли не средневековыми... «Дела»: 1) «Опасные связи» История цензуры периода Пятой республики отмечена, словно вехами, несколькими «делами», которые иллюстрируют медленный распал института цензуры и эволюцию нравов французского общества. Эволюцию настолько быструю, что по прошествии двадцати лет с трудом верится, будто наяву проявлялись возмущение, протесты, зажимы со стороны консервативных кругов в годы расцвета голлизма. Зимой 1959/60 года, кшда режиму де Голля был всего один год, возникло первое «дело» на почве фильма «Опасные связи» Роже Вадима, который представляет собой экранизацию одноименного произведения Шодерло де Лакло по сценарию Роже Вайана*. В этом «деле» ощущались последние судороги стоглавой гидры, преследовавшей предыдущие режимы, цензуры мэров. «Опасные связи» вышли на жран в начале сентября 1959 года; им сопутствовали сгатьи в прессе и интервью, в которых подчеркивалось, что тексту Лакло было придано современное звучание2. Комиссия но контролю не имела ни- 1 «Le Monde», 9,10 janvier 1972. 2 Роже Валим: «Некоторыми своими аспектами крупная буржуазия похожа на аристократию последних лет Старою режима*. Это две анало! ичные знохи. два общества, находящихся в сосз оянии 6vpnoi о брожения». («France-Observateur», 3 septembre 1959.) И Роже Вайан: «Ныне, как и в 1782 г., женщин и мужчин, подобных Мсртсй или Вальмону, которые считаю! своим дол i ом чесги oi.ni. трезвыми в любви, обвиняют в цинизме и вызывающем поведении. Причина заключается в том, что они разоблачают правила игры и мешают человеку спокойно спать...» («France-Observateur». 17 septembre 1959). КАКИХ претензий. Однако Общество литераторов в лине Франсиса Дилдо возбудило против фильма судебный процесс по обвинению в нарушении права литературной соб-I i ценности и «морального права» Шодерло де Лакло. Тем Самым Общество литераторов поддержало небывало яростную кампанию правой прессы, в которой сосдини-I ись раздражение и ненависть, накопившиеся против I la рождающейся «новой волны», против фильмов «Любовники» Луи Мала и «В случае несчастья» Клода Оган-Лара (оба фильма представляли Францию на фестивале в Венеции). Фильм Вадима прорвал i пев. За несколько дней до начала слушания дела в суде мэр юрода Маис запретил показ фильма в своей общине. Демонстрации фильма в Марселе и в Мюлузе были сорваны манифестациями, стара i ель но организованными Ассоциациями в защиту семьи... За несколько месяцев было вынесено около шести- (есяз'и местных запретов в таких крупных юродах, как Ди-жон, Реймс, Ренн, Руан, Экс-ан-Прованс... В этой атмосфере Государственный совет* вынес 18 декабря 1959 года пршовор по делу мэра Ниццы господина Медсена, выступившею против кинофирмы «Лютеция» по поводу совсем ipvioro фильма: «Мэр, несущий ответственность за поддержание порядка во вверенной ему общине, может запре-I п 11, на территории таковой демонстрацию фильма, ко-I орый имеет разрешение министерства на прокат, но показ которою способен вызвать серьезные волнения или нане-G i и ущерб общественному порядку ввиду аморального характера данного фильма, а также с учетом местных обстоятельств». Это было очень серьезно, ибо ЖООО мэров Франции могли превратиться в такое же множество цензоров, сославшись на «местные обстоятельства», каковые крайне трудно поддаются определению. Тем не менее 5 апреля 1960 года административный суд юрода Кана рассмотрел ходатайство кинофирмы «Мар-со» 1 о пересмотре запрета, наложенного мэром города Мане на показ «Опасных связей»; суд вынес решение об отмене этого запрета. В поезедовавшие несколько недель была отменена большая часть аналО! ичных запретов. 1 Кинофирма «Марсо» была продюсером фильма «Опасные связи». Прим. перев. Фильм имел шумный успех, тем более что вся эта полемика обеспечила ему прекрасную рекламу...1 Общество литераторов вскоре после этого проиграло процесс, который оно возбудило против продюсера и авторов фильма «Опасные связи»; немалую роль в исходе процесса сыграла язвительная и точная речь защитника Франсуа Миттерана*, который но этому случаю вновь облачился в адвокатскую мантию. Франсуа Миттеран направил дискуссию в правильное русло в русло осуждения попыток сопротивления новому нравственному порядку: «По отношению к кинофирмс «Марсо», по отношению к Вайану и особенно но отношению к Вадиму здесь попытались создать невыносимую атмосферу лживой добродетели, в расчете, видимо, на то, что правосудие удастся обмануть. Имели место ссылки на ложный аргумент, согласно которому в переработанном произведении будто бы содержится эротизм, чуждый оригиналу! Атмосферу умышленно отравляли нападками на авторов, намеками на их личную жизнь!.. На самом деле подобная кампания свидетельствует о желании дискредитировать, ссылаясь на неон ре деленные нравственные кригерии, писателей и художников, чье творчество можно судить лишь в литературном и художественном плане...»2 Консерваторы потерпели поражение. Пятая республика, не желая проигрывать войну, преобразует механизм контроля: в состав Комиссии по контролю вводится а»-полнит ел ыю несколько человек «спекалиегов но проблемам воздействия кино на публику»; часгичные запреты отныне устанавливаются на двух сгупенях («до тринадцати лет» и «до восемналнати ici-» вместо прежнего барьера «до шестнадцати лет»); а главное, увеличиваются права минисгра информации в решении возможных запретов: 1 Чт обы запрет и i ь показ «Опасных евшей», м >р i орода С'анлис счел возможным с<к 1.1 n.i:я на «месшыс обстоятельства». Лдминисгри i ивный суд отменил его решение; moi ивировка решения суда заставляв i невольно задуматься над тем. что же представлял собой м >р во Франции i960 f.: «Принимая во внимание, что ни сушссгвованис в городе Санлич. многочисленных учебных заведений (в том числе mhoi их интернатов), ни мнимое соперничество между госуларез венным и школами и школачп независимыми, коюрыс открьпы на 1срри1ории данной обшины. иг присутствие наемных алжирских сол.тат не представляют собой мест пых обстоятельств...» (см. «Cinéma-60». № 51. novembre i960). - «Cincma-62». № 63. février 1962. Èfe \ i очняется, что минисгр ни в косм случае не обязан счи-1л п,ся с результатами голосования на комиссии. Луи Тер-нуар, занимавший в то время пост министра информации, поставил точку над «i»: «Я возьму на себя ответственность, если потребуется, смя^ить решения комиссии или ужесточить их. Я не стану прикрываться анонимными комиссиями. Пусть бранят именно меня». Голлизм тех лет прочно стоял на noiax. «Дела»: 2) «Монахиня» Даже при Пятой республике министры приходят и ухо-1и i Луи Тсрнуару не пришлось брать на себя ответственное ги. Он предоставил это своим преемникам-Алену Пейрефиту и особенно Ивону Буржу, которых действи-i сльно изрядно бранили. Строгий зесеист из «Кайс дю синема», автор фильма ««Париж прима i пан i нам», который не был ни лсисомыс-ленным, ни скандальным, Жак Риветт переделал для теа-Гря роман Дидро; пьеса была поставлена Антуаном Бур-ОСЙС на сцене театра Комедии на Елисейских полях. Это произошло в 1962 голу. Одновременно Риветт и кинофирма IV11 а н фи п.м •> направили основанный на сценическом варианте киносценарий па предварительную цензуру в Комиссию по контролю. 30 мая 1962 года председатель комиссии Анри де Ссгонь дасг им отрицательный ответ. Ривстт, не теряя мужества, находит нового продюсера (Жоржа де Боре га ра, который считался toi да продюсером-покровителем «новой волны»), переделывает свою сценарную разработку и получаст 5 июля 1963 юда ответ менее резкий: «Комиссия полагает, что возможность полного запрещения фильма, на которую было указано в моем заключении от 30 мая 1962 года, значительно уменьшилась. Однако сама по себе тема фильма по-прежнему способна задеть чувства и убеждения значительной части публики; посему комиссия затрудняется дать формальное заверение в том, какое окончательное решение будет принято». В 1965 году Риветт снимает свой фильм. По инициативе католических кругов начинается кампания, опирающаяся на соответственно подготовленное движение масс и на отдельных избранных лиц. Ассоциации родителей учеников независимых школ (АРЕL)собрали подписи пол пешцисп. направленной против «этого фильма, который позорит и извращает религиозную жизнь... который искажает образ монахинь, некогда воспитывавших наших матерей и бабушек и зачастую воспитывающих сейчас наших детей... Мы решительно протестуем против этого замысла независимо от того, насколько продвинулась его постановка, и настоятельно просим полностью запретить ею показ». Десятки тысяч человек доверчиво подписали петицию, хотя они, вероятно, не читали Дидро и, уж конечно, не видели фильма, который еще не был готов. В декабре 1965 года фильм все еще не закончен-г-н Фрелсрик Дюпон, муниципальный советник города Парижа, выразил беспокойство по поводу того, что он считал «настоящей клеветой на французских монахинь». Префект полиции Парижа Морис Папон ею успокоил: «Что касается министра информации, он готов в данном случае примени i ь во всей полноте свою власть в вопросах контроля над кино». Ален Пейрефит, занимавший тогда пост минисгра. подтвердил это в открытом письме, опубликованном в печати. Общественное мнение было взбудоражено. В марте 1966 года законченный фильм был представлен в Комиссию по контролю. Мнение положительное, 14 голосов против 8. Министр Ивон Бурж, сменивший Алена Пейрефита. но имевший уже только ранг государственного секретаря, потребовал повторного голосования. Комиссия снова выносит положительное решение, 12 голосов против 8. Ивон Бурж пренебрегает решением комиссии и запрещает фильм, дав следующее объяснение: «Настоящее решение мотивировано тем фактом, что данный фильм может серьезно задеть чувства и совесть значительной части населения, показывая определенное поведение некоторых персонажей и определенные ситуации, при этом нами приняты во внимание размеры зрительской аудитории и специфическое воздействие, которое оказывает фильм, идущий в коммерческом прокате. Указанные соображения остаются в силе и в отношении зарубежных стран, особенно стран, где этот фильм может нанести ущерб репутации или авторитету организмов, деятельность которых способствует утверждению культурной или гуманитарной славы Франции». Решение смехотворное. Даже в голлистских и католических кругах раздались голоса протеста. Интеллектуалы 4(1 самых разных убеждений и взглядов подписали «Манифест 1.789». Мало кто открыто поддерживал решение государственного секретаря; спустя две недели после наложения запрета стало известно, что министр культуры Андре Мальро не намерен возражать против показа фильма на Каннском (фестивале. Фильм прошел отборочную комиссию фестиваля. Возникла парадоксальная ситуация: в 1966 году Франция была представлена на фестивале в Каннах фильмом, в самой Франции запрещенным! В марте 1967 года административный суд Парижа отменил запрет, неверный по форме, Ивона Буржа. Через несколько недель фильм вновь был представлен Комиссии по контролю, которая, естественно, его разрешила. За истекшее время Ивона Буржа сменил Жорж Горе, который и утвердил результаты голосования. Летом 1967 года «Монахиня» вышла на экраны. Франсис Мэор приветствовал ее на страницах католического еженедельника «Телерама»: «Да, господа, вы и впрямь недурно потрудились! Вам удалось добиться запрещения фильма, проведя искусственную кампанию, тем более что никто из протестовавших против фильма его не видел; это не имеет оправданий. Полюбуйтесь, какая получилась неразбериха: не ошеломительно ли? Во-первых, позор, которым покрыли себя христиане в плюралистском обществе, где верующие затерялись среди массы неверующих, прибегнув к помощи жандармов, силы, министра, чтобы заткнуть рот кинематографисту,- этот позор нанес репутации церкви, наверно, больше вреда, чем скандал, которого вы хотели избежать...» Битва против «Монахини» была последним проявлением во Франции духа «клерикализма» (духовенство, опирающееся на военных, священный союз мракобесов), который с тех пор не давал больше о себе знать. Группа, оказывавшая «католическое» влияние, разбилась вдребезги... От удара пострадал образ голлистского режима в глазах интеллектуалов. Даже такой верный поклонник старого генерала, как Франсуа Мориак*, отмечал, что «цензура делает власть во Франции ненавистной», и отмежевался от «клерикального мирка, поднявшегося на войну против фильма, которого не видел...». Иные пошли еще дальше, как, например, Жаи де Беер, который писал в «Нотр репюблик»: «Абсурд состоит в том, что продолне зависимых школ (APEL) собрали подписи пол петицией, направленной против «этою фильма, который позорит и извращает религиозную жизнь... который искажает образ монахинь, некогда воспитывавших наших матерей и бабушек и зачастую воспитывающих сейчас наших детей... Мы решительно протестуем против этого замысла независимо от того, насколько продвинулась его постановка, - и настоятельно просим полностью запретить его показ». Десятки тысяч человек доверчиво подписали петицию, хотя они, вероятно, не читали Дидро и, уж конечно, не видели фильма, который еще не был готов. В декабре 1965 года-фильм все еще не закончен-г-н Фредерик Дюпон, муниципальный советник города Парижа, выразил беспокойство по поводу того, что он считал «настоящей клеветой на французских монахинь». Префект полиции Парижа Морис Папон его успокоил: «Что касается министра информации, он готов в данном случае применить во всей полноте свою власть в вопросах контроля над кино». Ален Пейрефит, занимавший тогда пост министра, подтвердил это в открытом письме, опубликованном в печати. Общественное мнение было взбудоражено. В марте 1966 года законченный фильм был представлен в Комиссию по контролю. Мнение положительное, 14 голосов против 8. Министр Ивон Бурж, сменивший Алена Пейрефита, но имевший уже только ранг государственного секретаря, потребовал повторного голосования. Комиссия снова выносит положительное решение, 12 голосов против 8. Ивон Бурж пренебрегает решением комиссии и запрещает фильм, дав следующее объяснение: «Настоящее решение мотивировано тем фактом, что данный фильм может серьезно задеть чувства и совесть значительной части населения, показывая определенное поведение некоторых персонажей и определенные ситуации; при этом нами приняты во внимание размеры зрительской аудитории и специфическое воздействие, которое оказывает фильм, идущий в коммерческом прокате. Указанные соображения остаются в силе и в отношении зарубежных стран, особенно стран, где этот фильм может нанести ущерб репутации или авторитету организмов, деятельность которых способствует утверждению культурной или гуманитарной славы Франции». Решение смехотворное. Даже в голлистских и католических кругах раздались голоса протеста. Интеллектуалы самых разных убеждений и взглядов подписали «Манифест 1.789». Мало кто открыто поддерживал решение государственного секретаря; спустя две недели после наложения запрета стало известно, что министр культуры Андре Мальро не намерен возражать против показа фильма на Каннском фестивале. Фильм прошел отборочную комиссию фестиваля. Возникла парадоксальная ситуация: в 1966 году Франция была представлена на фестивале в Каннах фильмом, в самой Франции запрещенным! В марте 1967 года административный суд Парижа отменил запрет, неверный по форме, Ивона Буржа. Через несколько недель фильм вновь был представлен Комиссии по контролю, которая, естественно, его разрешила. За истекшее время Ивона Буржа сменил Жорж Горе, который и утвердил результаты голосования. Летом 1967 года «Монахиня» вышла на экраны. Франсис M юр приветствовал ее на страницах католического еженедельника «Телерама»: «Да. госпола, вы и впрямь недурно потрудились! Вам удалось добиться запрещения фильма, проведя искусственную кампанию, тем более что никто из протестовавших против фильма его не видел; это не имеет оправданий. Полюбуйтесь, какая получилась неразбериха: не ошеломительно ли? Во-первых, позор, которым покрыли себя христиане в плюралистском обществе, где верующие затерялись среди массы неверующих, прибегнув к помощи жандармов, силы, министра, чтобы заткнуть рот кинематографисту,-этот позор нанес репутации церкви, наверно, больше вреда, чем скандал, которого вы хотели избежать...» Битва против «Монахини» была последним проявлением во Франции духа «клерикализма» (духовенство, опирающееся на военных, священный союз мракобесов), который с тех пор не давал больше о себе знать. Группа, оказывавшая «католическое» влияние, разбилась вдребезги... От удара пострадал образ голлистского режима в глазах интеллектуалов. Даже такой верный поклонник старого генерала, как Франсуа Мориак*, отмечал, что «цензура делает власть во Франции ненавистной», и отмежевался от «клерикальной) мирка, поднявшеюся на войну против фильма, которого не видел...». Иные пошли еще дальше, как, например, Жан де Беер, который писал в «Нотр решоблик»: «Абсурд состоит в том, что продол- жает сохраняться цензура кино, тогда как в театре и в книжном деле цензура исчезла». Не будет ли преувеличением считать, что дело «Монахини» было одним из первых признаков другим станет дело Французской синематеки * в феврале 1968 года toi о «разлома», который приветствовали в течение первых недель Мая-68 мног не интеллск гуалы, люди часто несхожие? В 1966 1967 годах определенная форма монархического голлизма иссякла. То понимание цензуры, которое она имела в виду, уже не соответствовало изменившемуся французскому обществу. Политическая цензура Параллельно осуществлялись менее заметные вмешательства, которые, не будоража общественного мнения, усеивали, если можно так выразиться, политический путь цензуры. Подобные запреты мотивировались иногда внутриполитическими причинами, иногда причинами дипломатическими, например, опасением оскорбить какого-нибудь главу иностранного государства 1; ли запреты, как правило, быстро отменявшиеся, коснулись таких разных фильмов, как «Маленький солдат» Жан-Л:ока Годара, «Морамбонг» Жан-Клода Боннардо иди «Куба, да» Криса Маркера. Типичным примером официальной позиции первых лег голлизма (когда еще шла война в Алжире) служит письмо министра Луи Тернуара, разъясняющее запрет фильма «Куба, да»: «Всякий фильм, содержащий идеологическую пропаганду, не может быть разрешен, хотя бы ввиду угрозы общественному порядку, которую предела вляют собой такого рода постановки. Что касается, в частности, Кубы, то Вам, вероятно, известно, что печать и радио пой страны часто допускают нападки на выборных лиц и население наших департаментов Мартиники и Гваделупы. В этих условиях мне кажется неуместным предоставлять ру- 1 Именно в 1970 г. французский фильм «Элдридж Кливер член „Черной пантеры"»*, снятый в Алжире Уильямом Клайном, был задержан Комиссией по контролю из-за боязни оскорбить i лаву иностранного государства в лице президента США. И в тго же самое время фильм открыто шел на ikpaiiax 11ыо-Йорка... т: ководителям Кубы кинематографическую аудиторию». Через четыре года после окончания войны в Алжире Ивон Бурж наложил запрет на короткометражный фильм под названием «Мадам Жанна», проявив тот же страх перед историей, который долгое время удерживал французское кино в зоне тумана, i де настоящее отнюдь не bcci -да было реальным пап шипим «Вы обратились ко мне с просьбой о выдаче разрешения на некоммерческий прокат, а также на эжопорп французского короткометражного фильма на 16-мил-лимстровой пленке под названием «Мадам Жанна». Имею честь сообщить Вам, что Комиссия по контролю за кинофильмами провела голосование по этому вопросу и вынесла отрицательное решение как относительно его проката (коммерческого и некоммерческого), так и относительно его экспорта. Эта мера полного запрета мотивируется следующим: «В связи с упоминанием жизни Жанны д'Арк фильм показывает в нескольких кадрах точное изображение пыток, которым французский парашютист подвершет в Алжире женщину, которую в конце убивают. Комиссия полагает, что по своей природе данное произведение может нанести ущерб общественному порядку и зале и, на законном основании чувства значительной части населения, возродив страсти, которые в общих интересах по меньшей мере не следует пробуждать». В промежутке между 1963 и 1966 годами ряд инцидентов привлекает внимание к параллельному прокату политических фильмов, не получивших соответствующего разрешения '. В 1963 i оду почти повсеместно распространялись копии полнометражного фильма «Октябрь в Париже» (посвященного подавлению манифестаций алжирцев в Париже). Одну из них полиция захватила в киноклубе «Аксьон». Спустя несколько месяцев был принят декрет (от 30 июля 1964 года), по которому требовалось обязательное разрешение цензуры на демонстрацию фильмов, даже в частных собраниях. Именем этого декрета был наложен арест в 1965 году на фильм Марио Маре о партизанах в Португальской Гвинее. ' См. ниже, с. 143 147. Постыдная цензура После 1968 года структура цензуры не изменилась, но она больше не осмеливалась признавать свои функции. Политические деятели стыдились своей деятельности, стараясь оставаться в тени. Министр культуры Эдмон M ишле: «Защита детства и юношества есть долг, от которою государство не может отречься; в противовес этому представляется немыслимым возврат к политической цензуре, упраздненной во Франции много лет назад...»1 А директор Национального центра кинемато! рафии Андре Асту заявил 31 октября 1969 года: «Комиссия по цензуре подчиняется в настоящее время министерству по делам культуры. Но я отказываюсь брать на себя ответственность за эту цензуру... Я ВОЭ1 лавил Центр не для того, чтобы ведать там полицией. Это претит моему характеру либерала». Когда некая дама в статье, опубликованной в «Монд» в ноябре 1968 года, оплакивала снисходительность цензоров, которые допустили выход на экран «Арестантки» Ан-ри-Жоржа Клузо, это вызвало в основном насмешки. (Мадам Латиль-Ле Дантек писала: «Подобное решение знаменует собой еще одну степень эскалации порока, характерного для современного кино».) Ее выпад оставил всех равнодушными, очевидно, определенный вид цензуры окончательно умер. Однако власти по-прежнему располагали достаточно эффективными и одновременно не бросающимися в итза средствами (экономическими или административными) давления на кино. Тут и разного рода проволочки, как, например, маневр, задержавший выход фильма «Красная свадьба» Клода Шаброля до окончания избирательной кампании; гут и запреты на проведение натурных съемок (Иву Буассе пришлось ехать в Женеву для съемок эпизодов фильма «Покушение», которые ему не разрешили сделать в парижском аэропорту), а главное, финансовые притеснения, подобные неожиданному замораживанию аванса, предоставляемого Объединением для финансирования кинопромышленности (UF1C). Из-за этого на несколько нс- 1 «Journal officiel», 4 octobre 1969. дсль были приостановлены осенью 1972 гола съемки фильма «Нет дыма без oi ня» Андре Кайата. Будучи адвокатом, Кайат выступил в свою защиту на страницах «Монд» 24 ноября 1972, ясно изложив собственное дело: «Разрешение на проведение съемок было выдано после представления в Национальный центр кинематографии досье с материалами относительно финансирования проекта фильма. Финансовое положение фильма «Нет дыма без огня» считалось надежным. Мы с продюсером... располагали перед началом работы максимальными 1арантиями, включая доювор с Генеральным кинемато1 рафическим объединением на три миллиона франков. Эти три миллиона должны были выплачиваться по предъявлении стандартной копии фильма, которую намечалось подготовить к 31 марта 1973 года. По условиям договоров продюсер может получить часть денег до истечения срока съемок; моему продюсеру достаточно было двух миллионов франков, и он обратился с просьбой о предоставлении аванса на эту сумму в Объединение для финансирования кинопромышленности. Официально это Объединение представляет собой частное заведение, единственный смысл существования которого заключается в содействии производству фильмов в качестве промежуточной финансовой инстанции. Однако эта организация находится иод государственным контролем, и два национализированных банка (Лионский кредитный банк и Парижский национальный банк) занимают гам решающие позиции. На основании поручительства на два миллиона франков, представленного Объединением для финансирования кинопромышленности. Национальный центр кинематографии передал наше досье в комиссию, которая дает согласие на запуск в производство. Предварительное согласие было дано; и вдруг председатель цензурной комиссии, который по своему положению входит в состав комиссии, утверждающей запуск в производство, и присутствует в качестве наблюдателя на ее заседаниях, потребовал, чтобы сценарий (с которым он ознакомился) был представлен на предварительную цензуру. Вслед за этим Национальный центр кинематографии направил продюсеру письмо с извещением о том, что ввиду требования о предварительной цензуре он вынужден приостановить выдачу предварительного разрешения. Объединение;1ля финансирования тут же отказалось мы (ли. аванс, ссылаясь, разумеется, на цензурные трудности, которые могли у нас возникнуть и соответственно помешать сдать в установленный срок стандартную копию, завизированную Комиссией по контролю, то есть, в конечном счете, ссылаясь на го, что мы не сможем реализовать договор с Генеральным кинематографическим объединением». Вот где настоящая цензура. Точнее, вот где эффективно осуществляется определенная форма политической власти. Тем не менее неожиданности могут порой случаться. «Дела»: 3) «Исгории А» Старая глупая цензура клерикалов и ВИШИСТОВ не исчезла совсем. Осенью 1973 года вся Франция была взволнована решением проблемы абортов; мнения разделились. За несколько недель до проведения намеченных дебатов по тгому вопросу в Бурбонском дворце Шарль Бельмон и Мариель Иссартсль представили в Комиссию по контролю полемический фильм «Истории А», который они только что закончили при поддержке некоторых полит ических ашажированных групп. Комиссия приняла решение разрешить выпуск фильма с ограничением для детей до восемнадцати лет. И тут почти заново повторился спектакль «дела о „Монахине"»: на министра по делам культуры Мориса Дрюона* оказали давление, и он при поддержке министра юстиции потребовал пересмотра вопроса об этом фильме. Авторы «Истории А» решили ославить без внимания его требование. 15 ноября 1973 года фильм вышел на жран одного парижского кинотеатра. В дело вмешалась полиция и наложила арест на копию фильма. 22 ноября, несмотря на второе положительное решение комиссии, министр запрещает прокат фильма. На протяжении зимы и весны этого года запрещенный фильм циркулировал но всей Франции, распространяемый сторонниками «движения за свободу абортов и противозачаточных мер», «Группами в защиту здоровья», «Лигой нрав человека» и др. За шесть месяцев, по подсчетам авто- ров, фильм посмотрели около 200000 зрителей, интересующихся данным вопросом. Несколько копий было арестовано. Однако в решении цензуры была пробита брешь. По просьбе парламентской группы социалистов фильм был показан даже в Люксембурюсом дворце!* В октябре 1974 года Мишель Ги, пришедший на смену Морису Дрюону, снял запрет. Тем временем в Елиссйском дворце водворился Валери Жискар д'Эстен. Спустя несколько дней после этого события он провозгласил грядущие изменения: «Общественные свободы соблюдаются и будут впредь тщательно соблюдаться: никаких подслушиваний, никакой цензуры пи в кино, ни в тюрьмах...» (Обращение от 27 августа 1974 г.). Время фильмов категории «X» 11римерно в это же время французы осознали, какое место в их жизни стало занимать еще мало дифференцированное эротическое кино. Открытие на Елисейских полях комплекса из четырех специализированных кинозалов («Альфа-Элизе») сопровождалось кричащими заголовками. Пьер Вианссон-Понте опубликовал по этому поводу материалы в газете «Монд» (за 22 и 23 сстггября 1974 г.): «Пуритане и тартюфы никогда не пользовались симпатиями в стране крепких мужских шуток: признать себя шокированным некоторыми сценами все равно что признать обвинение в том, что ты ретроград, ханжа, или даже как знать быть заподозренным в бессилии. В то же время взрослый француз, независимо от среды, к которой он принадлежит (причем самая простая среда далеко не самая целомудренная), сформирован воспитанием, полным умолчаний и табу; он подчинен нравственным или религиозным принципам, которые практически отрицают и полностью запрещают всякую сексуальность и даже простую наготу. Поэтому, столкнувшись с эротическими фильмами, он можег лишь кудахтать или испытывать тошноту иного выбора нет». Тем не менее о возврате к цензуре не упоминается1. «Свобода неделима. Некоторые, правда, неистово требуют установления новой кинематографической цензуры или по крайней мере настаивают на усилении строгости комиссии, которой вменено в обязанность следить за соблюдением известных границ. Но сколько среди них таких, которые готовы склониться к мнению, что жестокость, недоверие к существующему порядку, отказ признать авторитеты, восхваление движения протеста ничуть не менее опасны, чем порнография, и что с этим тоже следует бороться и запрещать это... Таким образом можно очень быстро дойти до восстановления политической цензуры, о ликвидации которой президент Республики возвестил в своем обращении от 27 августа». Годом позже на парижские экраны вышли первые «жесткие» порнофильмы: «Эксгибиционизм» Жан-Франсуа Дави привлек любопытные толпы, которые сбегались в бла] опристойные кинотеатры в районе Мониарнаса и па Елисейских полях. После шестидесяти недель показа в Париже фильм «Эмманюэль» посмотрело около двух миллионов зрителей; он стал прообразом холодного, изысканного эротизма, который столь же уместен в светских салонах, как эротизм роскошных иллюстрированных журналов... В маленькие кинотеатры у вокзала Сен-Лазар или возле площади Пигаль поступила масса немецких и американских фильмов, скупленных за гроши на предыдущем Каннском фестивале. Даже в среде кинематографистов начали раздаваться тревожные голоса, что дало повод Мишелю Ги, государственному секретарю по культуре, выступить со следующим заявлением: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|