ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
1 страница. Новая книга о французском киноОглавление Новая книга о французском кино. К. Разлогов....... 5 ПРЕДИСЛОВИЕ................. 18 ЧАСТЬ I ИНФРАСТРУКТУРА 1. Вмешательство государства........... 25 2. Цензуры.................. 32 3. Место кино в системе рыночной экономики... 51 4. Кино и телевидение............. 66 5. Кинематографическое зрелище.......... 76 6. Приложение. Что такое успех фильма?....... 82 ЧАСТЬ II. КИНЕМАТОГРАФ ЭПОХИ ДЕ ГОЛЛЯ (1958 1969) 1. Состояние вопроса.............. 91 2. Существует ли голлистское кино?......... 95 3. Новая волна................ 101 4. Привычная пища............... 119 5. И все-таки настоящее............. 140 ЧАСТЬ III. ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ИОМПИДУ (1969 1974) 1. Эти годы.................. 163 2. Описание................. 167 3. Робкое обращение к исгории.......... 186 4. Об идеологии................ 199 ЧАСТЬ IV. ПРОРЫВ ЛИБЕРАЛЬНОГО КИНО? 1. Парадоксальное кино............. 215 2. Либерализм 1-й: нюха порнофильма........ 218 3. Либерализм 2-й: кино основных линий....... 229 4. Либерализм 3-й: все дозволено или иллюзия жизненности 246 ФИЛЬМОГРАФИЯ (1958 1978)............ 260 КОММЕНТАРИЙ. И. Эпштеин........... 385
Новая книга о французском кино О киноискусстве Франции в нашей стране написано и опубликовано немало. Были изланы работы французских авторов, посвященные разным этапам национального киноискусства, и труды советских исследователей. В чем же состоит специфика книги, написанной известным французским критиком Жан-Пьером Жанкола? Хронологически она как бы продолжает известную советскому читателю книгу Пьера Лепроона «Современные французские кинорежиссеры», в которой рассматривалось творчество видных мастеров кино вплоть до середины 50-х годов. Жан-Пьер Жанкола начинает свое исследование с прихода к власти генерала де Голля в 1958 году, ознаменовавшего начало так называемой Пятой республики. Автор коротко характеризует и особенности киноискусства предшествующего этапа, которые во многом получили развитие на протяжении рассматриваемого им двадцатилетия. Изложение завершается 1978 годом - временем написания книги. Если сравнить книги Пьера Лепроона и Жан-Пьера Жанкола, то сразу бросится в глаза весьма существенное различие между ними и по материалу, и по подходу к его анализу. За последние двадцать лет значительно изменилось не только кино, но и киноведение, трансформировались методы изучения киноискусства, стал более разнообразным жанрово-тематический диапазон киноведческих работ. В этом ракурсе предлагаемая вниманию читателей книга занимает особое место и не случайно во многом может удивить и озадачить тех, кто привык к традиционному историко-биографическому анализу. Если Пьер Лепроон исходил из творчества крупнейших режиссеров и рассматривал обстановку, сформировавшую их таланты, лишь как фон развития киноискусства, то Жан-Пьер Жанкола базируется на принципиально иной установке, которую он хоть и не определяет, но неуклонно руководствуется ею на страницах своей киши. Стержень его исследования, его смысл и конечная цель-взаимодействие кино и общественного развития. Автора интересует не только и не столько имманентное развитие искусства экрана и не эволюция его ведущих мастеров, сколько общественное функционирование киноискусства, особенности кинотворчества и киновосириятия в определенном социальном и культурном контексте-Франции периода Пятой республики. Он исследует то кино, которое французы делают и которое французы смотрят, то кино, которого и здесь сказывается свойственная автору едкая ирония-французы заслуживают. Определяя особенности своего подхода к анализу киноискусства, Жан-Пьер Жанкола не случайно подчеркивает, что большинство исследователей обращают преимущественное внимание на качество произведений экрана; западных киноведов до последнего времени в значительной мерс не интересовало то, какие социально-экономические механизмы лежат у истоков тех или иных картин, кю их показывает, кто смотри! и как они воспринимаются общественным сознанием. Именно эти недостаточно изученные аспекты в первую очередь и рассматриваем автор. Огеюда и специфика его книги, особенно ее структуры и методики изложения. Жан-Пьер Жанкола принадлежит к относительно небольшому отряду французских критиков, сформировавшихся как исследователи за пределами Парижа столицы и законодательницы мод, которой, как правило, и ограничивается сфера интересов кинематографистов-профессионалов, производителей или критиков фильмов. Между тем кино Франции-это не кино парижан. Это кинематограф, обращенный ко всему населению страны и функционирующий существенно по-разному в сголице и за ее пределами. Это хорошо чувствует автор, и стремление дать слово провинции, стране в целом заметно практически во всех существенных пассажах его книги. Жан-Пьер Жанкола родился 24 ноября 1937 года в местечке под любопытным названием Коломбе-о-двух-церквах. Среднее и высшее образование он получил в провинции, затем в течение нескольких лет был преподавателем истории в Бургундии. С 1973 по 1976 год Жан-Пьер Жанкола был художественным руководителем дома культуры в Кретее рабочем предместье столицы Франции. Индиви- дуальная биография Жан-Пьера Жанкола по-своему бесспорно способствовала обновлению взгляда на французское киноискусство в течение тех двадцати лет, когда он был не только наблюдателем, но в какой-то степени и активным участником киноироцесса. Работа в доме культуры позволила автору более непосредственно соприкоснуться с параллельными, альтернативными формами кинопроизводства, с нетрадиционными способами распространения фильмов, в частности тех агитационно-пропагандистских лент, которые в большом количестве появились в результате активизации общественной жизни накануне и непосредственно после бурных событий 1968 года. Как журналист Жан-Пьер Жанкола связан с редакцией журнала «Позитив» (будучи не только его постоянным автором, но и членом редколлегии) одного из старейших и влиятельнейших французских киноизданий, позиция большинства авторов которого опирается на представление о важности идеологической функции художественного творчества, что обоснованно подчеркивает связи киноискусства с жизнью, с социальной борьбой. Однако особенности и цели этой борьбы трактовались и трактуются на страницах этого журнала далеко не последовательно. В критических статьях нередко сказываются и мелкобуржуазные метания, и принципиальные заблуждения, свойственные западной интеллигенции. Не свободна от этих недостатков и книга Жан-Пьера Жанкола. Но главное в ней стремление к анализу киноискусства в связи с конкретным опытом истории -безусловно плодотворно и значительно обогащает наши знания о французском киноискусстве, способствуя широкому социально-культурному подходу к изучению его развития. Разумеется, творческая био! рафия дает лишь предпосылки для того или иного подхода к киноискусству. Собственно исследовательскую позицию характеризуют существенные методологические принципы. В этом плане не случайно автор начинает изложение не с собственно художественных проблем, а с исследования инфраструктуры кинематографического творчества. Он коротко очерчивает сферы влияния законодательных актов на кинотворчество, особенности цензуры в кино, рыночные механизмы, определяющие развитие буржуазного кинематографа, а также проблемы взаимоотношений кино и телевидения и эволюцию самого кинозрелища, претерпевшие за рассматриваемый период ряд весьма существенных трансформаций. Автора более всего интересует то, насколько эти внешние влияния препятствовали или способствовали развитию киноискусства и изменению его общественной роли. Он весьма трезво и критически оценивает условия, в которых приходилось развиваться французскому кино, но при этом избегает типичной ошибки профессионалов-кинематографистов, которые слабости идейно-художественного плана склонны списывать исключительно за счет тлетворного влияния экономической структуры или недостаточной поддержки государства. Автор прекрасно понимает, что положение значительно сложнее, что в успехе или неудаче фильма, в превратностях пути того или иного режиссера играют роль различные механизмы и далеко не последнюю общественное мнение, определенным образом воздействующее и на экономику кино, а соответсгвенно и на те возможности, которые открываются перед творчеством. Методологические особенности исследования определяют и периодизацию, которая проводится не по традиционно сложившимся этапам развития киноискусства, а следуя периодам правления трех президентов Франции: Шарля де Голля (1958-1969), Жоржа Помпиду (1969-1974) и Валери Жискар д'Эстена (после 1974 года). Такой примат сстшально-политического начала перед собственно эстетическим закономерен еще и потому, что тесные связи киноискусства с общественной жизнью, особенно характерные для последних десятилетий, делают более синхронным чередование этапов политической жизни Франции и тенденций в искусстве экрана. Действительно, 1958 год, ознаменованный приходом к власти де Голля, был также годом рождения так называемой «новой волны», когда группа молодых французских режиссеров сделала попытку коренного обновления тематики и стилистики кинопроизведений. Конец его правления был отмечен другим крупным социально-политическим потрясением, оказавшим существенное влияние и на киноискусство, гак называемой «студенческой революцией» мая-июня 68-го года, немаловажную роль в которой играли молодежь, составляющая основную часть зрителей кинотеатров, и интеллигенция, в том числе творческая. Годы правления Жоржа Помпиду характеризовались своеобразным возвращением назад. Но некоторые изменения в общественно-политической ситуации и соогветственно в функциях художественного творчества были необратимыми, в особенности это касалось политизации кинема-то1рафа, начало и одновременно высшую точку которой ознаменовал конец 60-х годов. С середины следующего десятилетия, когда администрация Жискар дЗстена в результате экономической и цензурной «либерализации» пустила кино «на самотек», на практике традиционные формулы открыто возобладали над новаторскими поисками. Как и ранее, в 50-е годы, отдельные крупные творцы возвышались редкими, но знаменательными вершинами над более чем посредственным потоком текущей кинопродукции. Весьма примечательно, что почти каждый раздел книги начинается с рассмотрения взаимодействия социально-политической исгории и содержания кинопроизведений. Жан-Пьер Жанкола постоянно подчеркивает внутреннюю противоречивость развития французского кинематографа. Ведь его роль в идеологической, социально-политической борьбе далеко неоднозначна. Это ярко проявилось в процессах политизации западного кинематографа. Автор рассматривает специфику отражения во французском кинорепертуаре таких болезненных проблем современного мира, как тяжелое наследие фашизма, колониальные войны, в частности война в Алжире, рецидивы «холодной войны» Особое место во французском и документальном кино занимает фильм «Далеко от Вьетнама». В его создании приняли учаегие многие видные кинематографисты, как документалисты, так и мастера игрового кино. Агрессия США во Вьетнаме, как и крах колониализма в Алжире, явилась своеобразным стимулом политической активности и сознательности французской интеллигенции второй половины 60-х годов и по-своему подготавливала события 1968 года. «Студенческая революция» также получила отражение в кинематографе, правда больше в рамках альтернативного кино, лишенного выхода на коммерческие экраны. Автор не обделяет вниманием и повседневные проблемы рядовых французов, нашедшие отражение в течении, получившем название «синема-верите», в рамках которого на экран были перенесены методы, характерные для социологических исследований и телевизионных репортажей. Знаменательно, что Жанкола наиболее высоко оценивает фильмы, отмеченные ярко выраженным авторским отношением, а не столь характерным для буржуаз- ной документалистики объективизмом. По ходу изложения Жанкола выявляет причины и границы приближения кино к реалистическому рассмотрению исторического процесса, как прошлого, так и современного. Наряду с условными жанровыми конструкциями, в которые тоже проникаю! элементы остроты и актуальности, французское кино, особенно после событий 68-го года, демонстрирует все большую приверженность к документально-реконструктивным моделям, о чем свидетельствует и неожиданный для многих успех в начале 70-х годов документальных фильмов, посвященных военному времени периода оккупации Франции и политическим столкновениям послевоенно! о периода. Вместе с тем характерно, что катаклизмы конца 60-х i одой повлияли лишь на незначительную часть французского кинопроизводства. Традиционные модели развлекательного кино оставались стабильными, о чем свидетельствуют и те фильмы, которые попадают на наши экраны Именно эту консервативность, объясняемую отнюдь не одними экономическими механизмами, но в первую очередь причинами и/дологическими, противостоящими стремлению к обновлению французского общества, к коренному решению социально-политических проблем, и обнажает автор при рассмотрении последующих периодов развития французского кино. Приспособление новых мотивов и новых веяний к традиционным моделям, обновление стилистики при сохранении тематики и все более консервативной идеологии характеризует закую ключевую для современного французского кино фигуру, как Клод Лелуш, фильмы которого «Мужчина и женщина» и «Жить, чтобы жить» демонстрировались в СССР. Спекулируя на i-уманистичесжой проблематике, придавая своим картинам иллюзию политической актуальности, Лелуш умело использовал моду на политику для реставрации традиционных конфликтов, и в первую очередь любовного треугольника. Уже в главе, посвященной французскому кино периода правления де Голля, Жан-Пьер Жанкола пересматривает традиционную систему оценок кинематографической практики, посвящая специальный раздел тем фильмам, которые обычно остаются за пределами внимания профессиональной кинокритики либо оцениваются бегло, как явления малосущественные, хотя именно они на протяжении не только отдельных лет, но и целых десятилетий определяли то лицо французски о кино, которое оно обращало не к эстетам, а к широкому зрителю. Автор глубоко и серьезно исследует роль массового репертуара и специфические структуры, на которых этот репертуар базируется. Он справедливо пишет о том, что здесь главной фигурой является не столько режиссер, сколько актер, «звезда», - основа коммерческого успеха той или иной картины. Смена популярных жанров на протяжении 60-х и 70-х годов оставляет без изменения эту базовую установку, обеспечивающую французскому кино его сугубо экономическую жизнеспособность. Важен и точен анализ трансформаций современной тематики в киноискусстве Франции, особенно выявление механизмов мимикрии под современность, которая в советских исследованиях получила название «псевдореализм». Буржуазное кино действительно культивирует внешние признаки реалистического отображения действительности, кроме главного-анализа подлинных социально-психологических конфликтов и движущих сил истории. Роль носителя правдоподобия переходит лишь к фону, а основное действие сохраняет гипертрофированность различного рода традиционных кинематографических жанров, позволяющих отграничить экранную псевдопроблемноегь oi реальной действительности. Характерно, что псевдореализм Жан-Пьер Жанкола соотноси! с наиболее распространенными жанрами французского кино, в первую очередь детективом и мелодрамой. Важно подчеркнуть, что анализ здесь носит не однопла-новый, а дифференцированный характер. Особенно очевидно эта черта проявляется при подходе к кинокомедии. Критик специально оговаривает существование «авторского» комического кинематографа, представленного такими всемирно известными фигурами, как Жак Тати и в меньшей степени Пьер Этекс. В пределах, казалось бы, сугубо коммерческой комедии выделяется несколько уровней качества, начиная от профессиональных и ярких с точки зрения исполнительского искусства картин с участием Луи де Фюнеса, в большинстве своем известных советскому зрителю, до поделок с второстепенными и третьестепенными актерами, весьма популярных во Франции, но практически не выходящих за пределы страны, поскольку художественный уровень этих лент находится ниже всякой критики. Резкая критика отличает анализ киноискусства середины и второй половины 70-х годов. Отмечая противоречивые последствия «либерализации» производства и распространения фильмов, многозначность процессов, которые проходили и проходят под ее эгидой, автор выявляет в первую очередь негативные последствия: распространение порнографии и укрепление позиций «чисто развлекательного» кинематографа. Здесь ключевыми фигурами оказываются хорошо известные советскому зрителю Ален Делон и Анни Жирардо, талант которых подвергся идеологической и коммерческой эксплуатации, обращенной в защиту господствующей идеологии. Вместе с тем автор справедливо отмечает, что ослабление государственного контроля и характерная для этого и последующего периодов децентрализация кинопроизводства и кинотворчества во Франции привели к появлению фильмов, выражающих интересы и устремления жителей отдельных регионов страны, определенных слоев общества, в частности молодежного и женского движения, специфических идейно-нолигических тенденций, в том числе и открыто противостоящих буржуазной олшархии. Все это явилось, с точки зрения автора, свидетельством жизнеспособности французского кинематографа. Однако он не зря в заглавие одного из разделов выносит слово «иллюзия», ибо если такого рода произведения, названные в книге, являются знаменательными для развития французского киноискусства, то массовому зрителю они остаются практически неизвестными. Их распространение носит характер случайный и весьма ограниченный. Иногда это обусловлено спецификой позиции автора, открыто ориентирующегося на вполне определенные стой общества. Чаще же всего отграничение от аудитории является вынужденным, поскольку рыночный механизм, хаотичность которого только усугубляется «либерализацией», благоприятствует лишь произведениям, распространяющим в самой доступной форме буржуазную идеологию. Таким образом, автор не только сопоставляет различные тенденции в киноискусстве, но и обнажает конфликт между развитием киноискусства и его общественным резонансом, когда путем эффективной манипуляции общественным сознанием, используя различные сферы распространения произведений художественно! о творчества, господствующий класс удерживает антибуржуазные тенденции в пределах относительно узких аудито- рий, которые уже и так настроены враждебно по отношению к господствующему классу, его идеологии, политике, культуре. Тем самым Жанкола выявляет механизм идеологического воздействия кинематографа, чему способствует знание внутриполитической ситуации во Франции, анализ условий жизни и кинематографистов, и зрителей. Книга о кино Франции для нас ценна тем, что она обнаруживает те аспекты проблематики, которые для советскст о зрителя, а зачастую и критика-по объективным или субъективным причинам остаются труднодоступными, а то и вне сферы внимания. К сильным сторонам исследования Жан-Пьера Жанкола относится и выявление связей между различными формами буржуазной идеологии и теми или иными киноиро-изведсниями. Хотя некоторые из проводимых им прямых, иногда даже упрощенных параллелей могут вызвать сомнение, сам принцип такого рода сопоставлений, безусловно, плодотворен, ибо позволяет обнаружить неоднородность господствующей идеологии, внутреннюю борьбу различных форм буржуазною сознания. Открыто выражаясь в печати, в конфликтах между идеологическими тенденциями, эта борьба находит отражение и в кинопроизведениях, скрываясь порой за локальными психологическими конфликтами. Умение обнаружить взаимосвязи кино и идеологии одна из самых сложных задач анализа современного кинопроцесса. Книга Жанкола интересна и тем, что она позволяет проследить отношения различных общественных классов, слоев, групп к отдельным произведениям экрана, к их идейной направленности и художественной специфике и не в последнюю очередь к самим их авторам. В конечном итоге перед читателем вырисовывается пусть не полная, но многоплановая, внутренне противоречивая картина французского кинематографа, каким он представал перед французским зрителем и перед французским критиком на протяжении двух десятилетий. Разумеется, не все в равной мере удалось автору. Многие пассажи по сути своей дискуссионны, некоторые суждения недостаточно аргументированы. Сложность избранного жанра своеобразной хроники французского кино ставит автора в весьма трудное положение: собственные суждения он постоянно обязан соотносить с реальным кинопроцессом. В результате в одних случаях ему не хватает научной объективности, в других, наоборот, четко выраженной авторской точки зрения. Эти недостатки особенно отчетливо проявляются при подходе к проблемам сложным, требующим определенности идейно-художественных критериев, ясной политической позиции. Приведем два характерных примера. Первый касается экранной трактовки событий второй мировой войны, драматического периода фашистского господства на французской территории. Жанкола справедливо отмечает, что в период «холодной войны» антифашистская тема, движение Сопротивления были преданы забвению. Их возрождение в кино,;ia и в общественном сознании в целом, было связано с Пятой республикой, поскольку популярность генерала де Голля во многом определялась его репутацией освободителя родины от гитлеризма. В этих условиях повышенное внимание к антифашистской теме само по себе было двойственным. Оно отражало патриотизм французов, было направлено на борьбу с неофашизмом, по-своему воплощая действительное значение анз'ифашисгского движения не только для Франции, но и для всей Европы. И вместе с тем реальная историческая ситуация превращала героев Сопротивления на экране чуть ли не в защитников существующего режима, непоколебимого форпоста интересов буржуазии. Жан-Пьер Жанкола хорошо анализирует охранительную функцию темы Сопротивления во французском кино конца 50 60-х годов, правильно подчеркивает политический смысл таких ключевых картин периода, как историческая реконструкция Рене Клемана «Горит ли Париж?». Однако, на наш взгляд, он недосгазочно оттеняет позитивное значение этой эволюции, которая явилась шагом вперед по сравнению с полным забвением антифашизма в угоду «холодной войне». И наоборот, говоря об общественном резонансе документальных репортажно-монтажных лент режиссера Марселя Офюльса и журналистов Андре Арриса и Алена де Седуи, вызвавших бурную полемику, автор недостаточно тонко выявляет пораженческие и консервативные элементы в самой специфике переноса акцентов с 1ероизма Сопротивления и обличения коллаборационизма в сторону анализа пассивности обывателей в драматические для страны и мира переломные периоды. От документальных картин, посвященных прошлому, Жанкола, естественно, переходит к фильмам, обращенным к недавнему нрошлому и воссоздающим атмосферу прошедших лет. Сама специфика так называемого сгиля «ретро» приводи! здесь к фальсификации исторического процесса в угоду не сголько социально-психологической, сколько психопатологической трактовке фашизма. В анализе произведений этого плана автору порой не хватает последовательности, он недостаточно четко выявляет охрани тельный, а то и открыто реакционный смысл такого пересмотра истории. По сути своей противоположная опасность субъекзи-визма дает о себе знать в разделе, посвященном «новой волне». Он интересен прежде всего своеобразной демифологизацией этого течения, вызванного к жизни необходимостью омолаживания ведущих творческих кадров, связанного с тем, что главной движущей силой кинопосещас-мости стал молодой зритель. Автор анализирует приход молодого поколения в кинорежиссуру, начало самостоятельного творчества. Сопоставляя традиционный и нетрадиционный нути становления кинематографистов, автор выявляет относительность этого взлета новых талантов, из которых лишь немногие прошли проверку временем. Апализ показывает и ту роль, которую сыграли в формировании феномена «новой волны» средства массовой информации, в целях рекламы новых произведений чрезмерно раздувшие ее значение. Рожденное рекламой понятие «новая волна», ставшее достоянием не только киноведения, но и общественной мысли, в 60-е годы превратило относительное, но действительное обновление французского кино в своеобразный фетиш, предмет поклонения, который во многом стал препятствием на том пути, который открыли молодые кинорежиссеры Франции. Хотя Жан-Пьеру Жанкола далеко не чуждо своего рода антиволновское сектантство, присущее редакции журнала «Позитив», он справедливо пишет о том, что некоторые крупные фигуры «новой волны» остались явлениями значительными и бесспорно своеобразными. В лом плане он выделяет Алена Репе и Жан-Люка Годара, которые продолжали свои художественные поиски с большим или меньшим успехом, зачастую отдавая дань крайностям мелкобуржуазного анархистского плана (особенно ярко ЭТО проявилось в метаниях Годара), но с искренним стремлением обновить тематику и стилистику кинонроизведсний. Правда, творчество этих кинорежиссеров, о которых очень много написано, в том числе и в нашей литературе, в книге затрагивается лишь бегло. В этой черте, как бы сконцентрировавшей в себе сильные и слабые стороны книги Жанкола, сказывается его желание отдать предпочтение проблемам и фигурам нетрадиционным, недостаточно известным и изученным. Поисковый характер исследования является результатом подлинно демократических устремлений автора. Пытаясь трезво, критически проанализировать реальную ситуацию в современном французском кино, он поддерживает прогрессивные традиции и одновременно объясняет, почему эти тенденции в нынешних условиях не могут стать господствующими и ведущими, почему реакционное, охранительное сознание проникает и заражает творчество даже крупных мастеров, произведения в художественном плане весьма достойные, но идейно противоречивые и непоследовательные, по-своему отражающие кризис буржуазного сознания. Борьба, происходящая в душах самих кинематографистов, находит и отражение в кинематографической прессе, и, естественно, отклик в умах и сердцах миллионов зрителей. Хотя за последние годы во французском кино произошел целый ряд существенных изменений, как социально-политического и экономического, так и собственно художественного плана, книга Жанкола ни по материалу, ни по его трактовке не потеряла сегодня своей актуальности. Знаменательные перемены в политической жизни Франции, в частности приход к власти левой коалиции, Франсуа Миттерана, сменившего на посту президента Жискар д'Эстена, конечно, не могли не отразиться на кинематографе. С одной стороны, в результате мер, стимулирующих киноискусство, регулирующих взаимоотношения между кино и телевидением, а также видеобизнесом, и сотрудничества между различными сферами аудиовизуального творчества экономическое положение французского кино стало значительно более благополучным, несколько возросло и количество кинозрителей. Вместе с тем экономическое благополучие отнюдь не явилось эквивалентом благополучия художественного. Наоборот, косвенным результатом коммерческого бума явились еще больший застой в сфере творчества, сохранение ттрежних приоритетов, в первую очередь актерского и жанрового, тради- ционных форм кинозрелища, которые обеспечивают максимальный кассовый успех, и настойчивое вытеснение на периферию киноироцесса явлений, продуктивных и перспективных в художественном плане. В пом смысле пессимизм Жан-Пьера Жанкола, несмотря на изменение политической ситуации в стране, представляется нам оправданным и сеюдня. Одновременно внутренний пафос публикуемого исследования свидетельствует об укреплении прогрессивных демократических тенденций как в кинотворчестве, гак и в киноведении родины кинематографа и дает все основания надеяться на возрождение подчинного французского киноискусства, противостоящего господствующей буржуазной культуре. к". Разлогов Предисловие Если бы французскому кино пришлось выбирать себе музу, ему непременно следовало бы избегать Кассандры. Ради сохранения собственного достоинства или из опасения оказаться смешным. И впрямь, почти каждый год соперники известной гомеровской прорицательницы предсказывают смерть седьмого искусства. А предсказания исходят из Восьмого округа Парижа*. Начиная с 1920 года! Есть что-то во французском кино сходное с Вольтером. В восьмидесятилетнем возрасте гот сетовал, что страдает от четырех смертельных недугов. Тем не менее он прожил жизнь более долгую и более насыщенную, нежели его самые прославленные современники. За исключением нескольких редких периодов относительного здоровья, французское кино всегда основательно прихварывало. Четыре или пять раз оно переживало агонию. И оно все еше живо. В статье иод заголовком «Кризис» один кинематографический еженедельник сообщал: «Чсю только не говорили, не повторяли, не писали по зтому волнующему вопросу. Каких только глупостей не печатали за истекшие два года. Поэтому мы попытаемся внести некоторую ясность, опубликовав мнение i -на Луи Обсра. одного из тех, кто наиболее компетентен, чтобы таковое высказывать...» Итак, слово г-ну Луи Оберу. Он разоблачает налоговую систему, конкуренцию американских фильмов, но в предпоследнем абзаце проговаривается: «В ближайшее время парламент должен вынести решение относительно пересмотра налогов...» Это был «Курье синематографик» от 29 июля 1922 года! Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|