ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организация работы учителя-логопеда и логопедического пунктаО.В. Бачина М.П. Вилочева ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Творческий Центр Москва 2009 УДК 376 ББК 74.3 Б32 Бачина О.В., Вилочева М.П. Б32 Школьный логопункт: Организация и содержание работы. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (2) 18ВМ 978-5-9949-0195-3 В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, егоаттестации в соответствии с существующими в настоящее время нормативными и инструктивно-методическими документами. Учителя-логопеды и представители администрации учреждений для детей школьного возраста найдут в пособии материалы, являющиеся результатом обобщения практического опыта в работе с детьми, имеющими нарушения речи и способствующие оптимизации учебно-коррекционной работы в условиях школьного логопункта, повышению уровня профессиональной компетентности. УДК 376 ББК 74.3 Бачина Ольга Викторовна Вилочева Марина Петровна ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Главный редактор Т.В. Цветкова Научный редактор ОЛ. Степанова Редактор И.С. Шиловских Дизайнер обложки О.В. Максимова Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера» Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых'коммуникаций и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843. Подписной индекс (в комплекте) в каталогах: «Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756 Подписано в печать 06.02.09. Формат 60х90'/|6. Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 1541. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495)656-75-05,656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. 18ВЫ 978-5-9949-0195-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2009 Библиотека журнала «Логопед» Введение В данном учебно-методическом пособии представлен материал, являющийся руководством к деятельности учителя-логопеда при организации работы в условиях школьного логопункта. Отличительная особенность издания — сочетание нормативно-программных документов федерального уровня и практико-ориентированных материалов, являющихся результатом обобщения накопленного опыта работы в условиях школы. Включенные в пособие инструктивно-методические письма, нормативно-программные документы, сборники приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ регламентируют работу учителя-логопеда в части организации деятельности школьного логопункта, его должностных обязанностей и распределения рабочего времени, требований к квалификации по разрядам оплаты труда, нормативно-правовых основ образовательной деятельности и аттестации. Основные требования к оборудованию, содержанию и оформлению логопедического кабинета с перечнем дидактических пособий, используемых в работе; документация, необходимая в организации деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, и основные требования к ее хранению изложены со ссылками на документы и материалы, учебно-методические пособия, имеющие гриф МО РФ с указанием полных библиографических сведений. Такой подход, по мнению авторов, дает возможность специалистам, кураторам и всем заинтересованным лицам быть правомерными и объективными при построении стратегии и тактики организации и проведения логопедической работы в рассматриваемых условиях. Нашим молодым коллегам, начинающим учителям-логопедам общеобразовательных школ такие пошаговые методические рекомендации и разъяснения со ссылками на федеральные нормативные правовые документы помогут избежать неуверенности, ошибок и затруднений при организации и проведении логопедической работы в условиях логопункта.
Школьный логопункт: организация и содержание работы Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить федеральным и ухудшать условия работы специалистов. Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и способствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федерального значения. Например, сначала перечисляются необходимые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министерства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы. В пособии рассматриваются (схематично) учебный процесс в системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), методические принципы его организации и средства для их реализации; даются положения для психолого-дидактического анализа и оценки коррекционно-развивающего занятия на основе требований к их проведению, а в результате у педагога-практика появляется алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-разививающих занятий. Это особенно важно сейчас, поскольку в образовательных учреждениях нарастают процессы интеграции, в результате которых учителю-логопеду приходится работать не только с учениками, имеющими нарушения речи первичного характера, но и с другими категориями детей, у которых нарушения речи имеют вторичную природу (задержка психического развития, особенности познавательной деятельности различной этиологии). Диагностическая составляющая логопедической работы представлена в таблице с вариантами формулирования логопедических заключений, учитывающих различную природу и структуру речевых нарушений, вариант анкеты для родителей. Содержательная составляющая логопедической работы показана через вариант тематического планирования лого-
Библиотека журнала «Логопед» педических занятий, конспекты подгрупповых занятий по темам: «Звуки [с], [с']», «Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин» с комментариями используемых инструкций, приемов, средств, методов работы на занятии и т.д. Организационная составляющая логопедической работы проиллюстрирована нормативами предельной наполняемости групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи; инструкциями по охране труда и правилами техники безопасности и противопожарной защиты для учащихся в логопедическом кабинете; образцами ведения логопедической документации; потребления этилового спирта для учреждений образования и вариантом акта-отчета о его списании. Показан примерный вариант расписания логопедических занятий. Самообразовательная составляющая логопедической работы отражена в образцах отчетов о количестве обучающихся и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год, некоторых аттестационных документов, схемах самоанализа деятельности учителя-логопеда и графиках оценки содержания урока (занятия). Авторы надеются, что материалы, представленные в нашем пособии, помогут организовать и осуществлять эффективную логопедическую работу в условиях общеобразовательной школы с учетом современного нормативно-правового и программно-методического обеспечения, а также позитивного педагогического опыта.
Школьный логопуннт: организация и содержание работы Организация работы учителя-логопеда и логопедического пункта Общие положения по организации логопедической работы в школьном логопункте Логопедический пункт (кабинет) — подразделение образовательного учреждения, реализующее программы коррекционно-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих нарушения устной и письменной речи. Основными задачами работы логопедического пункта (кабинета) являются: — коррекция нарушений устной и письменной речи; — своевременное предупреждение и преодоление трудностей усвоения образовательных программ; — разъяснение специальных знаний среди педагогов, роди Логопедический пункт (кабинет) создается учредителем (учредителями), регистрируется в порядке, установленном законодательством РФ. Статус учредителя определяет организационно-правовую форму деятельности логопедического пункта. Учредителем (учредителями) логопедического пункта как подразделения муниципального образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство логопедического пункта органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Общее руководство логопедическим пунктом (кабинетом) осуществляет руководитель учреждения, при котором он создан.
Библиотека журнала «Логопед» Приему в логопедическом пункте подлежат обучающиеся общеобразовательных учреждений, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи, в том числе фонетические дефекты, обусловленные иннервационной недостаточностью и нарушением строения органов артикуляции; фонетическое нарушение речи, нарушение чтения и письма, темпоритмической организации речи (заикание) и речевого общения). В первую очередь в логопедический пункт зачисляются учащиеся, имеющие недостатки речи, препятствующие их успешному обучению (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и с фонематическим недоразвитием речи). В целях оказания наиболее эффективной помощи заикающимся детям возможно открытие специализированных логопедических пунктов (кабинетов), укомплектованных обучающимися как начальных, так и старших классов. Логопедические пункты для заикающихся детей создаются с учетом местных условий в соответствии с потребностями. Основание: Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения / Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2002 г. № 2. Предлагаем для использования в практической работе варианты формулирования логопедических заключений, учитывающих различную природу и структуру речевых нарушений, представленных в табличной форме в приложении 1. Данная таблица содержит виды речевых нарушений согласно патогенетической классификации, различную структуру нарушения «внутри» каждой формы речевой патологии, вариант логопедического заключения при нарушениях устной и письменной речи, рекомендации по коррекционной работе. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|